В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Федерализм в России: быть или не быть? Назад
Федерализм в России: быть или не быть?
Стране нужна власть, которая не оторвана от народа

Шаги по изменению политической системы, которые предпринял президент, могут настолько сильно изменить не только текущую политику, но и многие стратегические ее основы, что исследователи принялись всерьез размышлять над тем, что происходит и что может произойти со страной в дальнейшем.

Темы для дискуссий берутся очень серьезные. Например, сегодня многими обсуждается тема: останется ли Россия федеративным государством?

О федерализме, о его месте в современной России размышляет один из ведущих экспертов Московской школы политических исследований, первый вице-президент Фонда развития парламентаризма в России Андрей ЗАХАРОВ. Он известен не только своими работами по теории парламентаризма, но и имеет немалый опыт практической политики: был членом Верховного Совета РФ и депутатом Государственной думы первого созыва.

Стоит разобраться...

-...<<Федерализм" был весьма бойким термином. Использовали его сплошь и рядом и постоянно подчеркивали, что федеративный характер российской государственности - вещь очень важная, что это одно из наших фундаментальных достижений, что это как раз то самое направление реформ, где мы добились успеха. Федеративное строительство - это как раз своеобразный градусник демократического процесса.

Это было совсем недавно, и прорывность нашего федералистского эксперимента подчеркивалась многократно и на всех уровнях. Сегодня этого не происходит. В условиях съеживания публичного пространства, в условиях, когда для публичной политики остается все меньше и меньше места, о федерализме вспоминают редко и с большим скрипом. И молчание это может, на мой взгляд, означать одну из двух вещей: либо мы решили все задачи федеративного строительства, либо не решили ни одну из этих задач.

И чтобы в этой альтернативе выбрать, нужно разобраться: что же это такое - федерализм?

Убеждение, а не принуждение

Фото автора
- Я скажу, что федерализм - это форма политического удобства, инструмент, с помощью которого общество решает важнейшую задачу - рассредотачивать власть. Можно задаться вопросом: а для чего же нужно рассредоточение власти? Исключительно богатый российский опыт, к несчастью, свидетельствует о том, что власть, будучи сосредоточенной, приносит народу, который с этой властью взаимодействует, много неприятностей. Поэтому задачи рассредоточения власти не оспариваются, а федерализм - это как раз многоэтажная система, где создается несколько властных площадок, которые, как равноправные, взаимодействуют между собой.

Другими словами, федерализм стимулирует политическую конкуренцию. И эта система заставляет договариваться, заставляет искать не методы принуждения, а методы убеждения. Есть ли смысл? Там, где власть многослойна, где она одновременно осуществляется на нескольких уровнях, - там и гражданин чувствует себя уютнее.

Хотя у нас часто говорят, что федерализм слишком сложен, что можно во всем этом запутаться и что гораздо проще выстраивать пирамиду, которая для нас очень привычна.

Проще-то проще, но возникает вопрос: а является ли эта система более эффективной? Сейчас в тех государствах, которые претендуют на роль пионеров в экономическом, социальном и политическом развитии, проблема рассредоточения власти ставится очень остро. Уже давно практически весь мир пришел к убеждению, что власть, для того чтобы быть эффективной, должна быть поделена. И без предоставления максимальной инициативы на нижестоящие властные уровни все получается плохо...

Про общественный контроль

Федерализм сегодня как раз та тема, на которую можно нанизать все темы развития сегодняшней России. Особенно важно об этом сказать, потому что российский федерализм находится на распутье - пока не совсем понятно, как мы будем развиваться дальше.

Складывается такое ощущение, что Россия остается федеративной по названию, а фактически быть ею все больше и больше перестает.

Поэтому так важна проблема общественного контроля над властью - и как раз федерализм позволяет достаточно эффективно организовать контроль общества над теми, кто этим обществом управляет. Формирование местных сообществ в крупных городах - это уже другой аспект федерализма, который имеет отношение не к государству, а к гражданину. Одни воспринимают федерализм только как юридическую формулу, которая позволяет упорядочить отношения между Центром и регионами. Но есть и другой подход, который предполагает, что это определенный тип взаимоотношений между гражданами! Для того, чтобы реализовать принципы разделения власти на практике, нам нужны граждане "особого" типа, нужна среда, в которой будет развиваться политическая культура. И это очень важно для России!


01.02.2005

http://vn.ru/

Док. 665745
Перв. публик.: 01.02.05
Последн. ред.: 23.09.13
Число обращений: 0

  • Захаров Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``