В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Лайдинен: Какое будущее у русского языка? Назад
Наталья Лайдинен: Какое будущее у русского языка?
За столетия развития российского общества мы привыкли гордиться родным языком, на котором написано столько замечательных произведений, входящих в сокровищницу мировой литературы. Какие тонкие оттенки, нюансы смысла можно передать, сколько неожиданных синонимов подобрать к любому слову, как многообразно выразить эмоции и настроения!

Недаром писатель К.Г.Паустовский так размышлял о русском языке: "Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира... Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

Именно через изучение языка новые поколения россиян приобщаются к национальной культуре, истории страны, ощущают её характер и самобытность. Однако в последние десятилетия мы наблюдаем за тем, как русский язык понемногу угасает, теряя богатство своей роскошной палитры, превращаясь в утилитарную, почти механическую функцию для обеспечения бытового контакта между людьми. При этом его засоряют слова-паразиты, вульгаризмы и жаргонизмы, просторечные выражения, технические термины, многочисленные англицизмы и иные заимствования, избитые, лишенные смысла клише...

Причин таких быстрых и драматичных изменений в языке несколько. Во-первых, в связи с развитием информационных технологий все больше молодых людей "нырнули" в Интернет, где в социальных сетях и чатах сложились свои правила общения, упразднившие любые грамматические и орфографические нормы, где языковые формы порой примитивизированы до уровня аббревиатур. Мне порой страшно бывает, когда я вижу комментарии пользователей отдельных сайтов и чатов: действительно кажется, что страшный сон о словарном запасе Эллочки-людоедки воплотился в нашей реальности.

Но и ресурсы, претендующие на серьезность и аналитичность, тоже порой пренебрегают услугами корректоров и содержат внушительное количество разнообразных ошибок. Сложилось даже такие понятие, как "сетелитература" - особый жанр авторства в Интернете, не претендующий на высоту стиля и допускающий искажения языковых норм. Любой пользователь может назваться поэтом, прозаиком, опубликовать свои произведения с любым количеством стилистических, пунктуационных и прочих ошибок, при этом получить восторженные отклики читателей. Таким образом разрушается восприятие письменного слова, целостного текста, искажается отношение к литературному творчеству в целом.

Очень низка планка использования русского языка также на телевидении, радио, в печатных СМИ. Эталонная некогда речь дикторов и ведущих сегодня содержит многочисленные языковые огрехи, жаргонизмы, просторечия, а порой и просто грубые слова и обороты. Похожая проблема у политиков: стремясь улучшить свой имидж, поднять рейтинг и приблизиться к народу, они позволяют себе использовать неподобающие языковые формы, чрезмерно сниженную и вульгарную лексику. В телевизионных сериалах, современных книгах, пьесах, фильмах зачастую можно встретить не только блатные словечки, но даже нецензурные выражения. Проблема настолько остра, что потребовалось законодательное регулирование, чтобы ей воспрепятствовать.

Другой серьезной причиной резкого падения уровня грамотности и общей образованности стало целенаправленное снижение гуманитарной нагрузки в школах и вузах. На уроках русского языка и литературы происходит формирование духовно-нравственного мира школьников, их социокультурное развитие, воспитание ценностного отношения к родному языку. Введение ЕГЭ повлекло за собой сужение общеобразовательного профиля до уровня "натаскивания" учеников на правильные ответы в тестах.

В этой связи потеряло свое значение углубленное изучение литературных произведений, особенно - поэзии, осмысление прочитанного материала самостоятельно и с помощью педагога, чтение критических статей. Навыки письменной речи развиваются крайне слабо: редко сегодня можно встретить школьника старших классов, который способен грамотно, глубоко, аргументированно изложить на бумаге свои размышления. Обширные знания многих преподавателей зачастую остаются в новой системе невостребованными. А в целом квалификация педагогов-литераторов и специалистов в области русского языка неуклонно падает.

Школа перестала развивать и воспитывать личность, расширять горизонты познания, у учеников утратился навык самостоятельной аналитической работы. Все больше подростков предпочитают чтению компьютерные игры, просмотр голливудских фильмов, общение в социальных сетях. Как следствие вышеперечисленного - резко упал интерес к чтению в школьном возрасте, а сокращение часов преподавания русского языка вкупе с этим породило целое поколение безграмотных, плохо образованных выпускников, у которых низка культура устной и письменной речи, не сформирована система духовных и общечеловеческих ценностей.

Тревогу бьют педагоги средней и высшей школы, на глазах которых молодежь с каждым годом все хуже выражает свои мысли, косноязычно говорит и безграмотно пишет по-русски. Приходя на первый курс вуза, отдельные студенты не владеют свободно русским языком, испытывают проблемы даже с тем, как грамотно представиться, а их ответы на занятиях порой состоят из бессвязных междометий и восклицаний.

Размышляет Елена Ивановна Кузнецова, специалист по русскому языку и литературе, доцент кафедры журналистики Института коммуникационного анализа и новых коммуникационных технологий МАБИУ: "Литература, традиции, знания, быт, менталитет, религия, язык - богатство нации. Вспомните прекрасное высказывание Аристотеля: "Не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом". Наши современники обеспокоены заботой о теле (это прекрасно, пусть будет больше красивых людей с совершенными формами), но мало, кто заботится о красоте мыслей, словесного выражения. В системе образования отсутствует "воспитание чувств"

Известный факт: чем примитивнее язык, тем примитивнее мышление. А чем примитивнее сам человек, тем легче им управлять. Мы столкнулись с оскудением активного словарного запаса части населения, семантической ущербностью словоупотребления. Сейчас уходят целые пласты лексики, это трагедия языка.

Как многие мои коллеги, я не поддерживаю систему ЕГЭ и выступаю за радикальные меры. Например, ввести рейтинговую систему, устные экзамены. И непременно - ликвидировать "тестообучение" в области гуманитарных наук, вернуться к обучению литературному русскому языку. Именно он считается универсальным средством общения, является национальным языком русского народа, государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и Ближнего Зарубежья, рабочим языком международных организаций. Русский язык входит в клуб ведущих мировых языков наряду с английским, немецким, французским, русским и испанским.

Сейчас идёт массовая "американизация" русского языка, он просто не успевает "переваривать" новые названия профессий, слова и выражения. При этом, много заимствуя, русский язык уже давно ничего не дарил миру. Пока не поздно, необходимо остановить эти тенденции!"

Что же делать родителям, которые хотят, чтобы их дети грамотно говорили и писали по-русски? Ни в коем случае не пускать дело на самотек! Говорить и писать безграмотно, используя принятые в Интернете сокращения, - гораздо легче, чем освоить нормы литературного языка. Также проще усвоить примитивные модели поведения, не развивать заложенные чувства, двигаться по общей колее. Поэтому прививать ребенку любовь и уважение к родной речи, обогащать его словарный запас, одновременно закладывая нормы общей культуры, поведения, развивать личность - задачи, которые нужно ставить перед собой с самого рождения малыша.

Если в семье все любят и заботятся друг о друге, красиво говорят, много читают, интересуются наукой и искусством, ходят в театры и на выставки, ребенок изначально быстрее воспримет языковую и общекультурную норму, будет четко понимать, "то есть что" во дворе и в школе. Необходимо с детства тренировать душу, развивать чувства, обогащать эмоциональную палитру восприятия реальности. Переписываясь в Интернете, можно изобразить свои эмоции при помощи значков-смайликов, вообще не задумываясь при этом о подлинных чувствах. Не секрет, что многим молодым людям легче ощущать себя бездушными "роботами", чем работать над собой, стремиться становиться людьми. Лишенные внутреннего наполнения, выхолощенные слова зачастую приводят дальше к выпадению из реальности, безответственному поведению, отношениям без обязательств, отсутствию внимательного и уважительного отношения к окружающим людям.

Следующий важный вклад родителей в воспитание человека - формирование вкуса и интереса к чтению, широкому гуманитарному образованию. Если ваше чадо растет на лучших произведениях мировой классики для детей, знакомится с познавательными и развивающими книгами, пополнение его словарного запаса происходит естественно, а горизонты познания - расширяются, появляется любознательность, пытливость, стремление учиться и двигаться дальше.

Больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте, пересказывайте прочитанное и увиденное, объясняйте происходящее вокруг, подбирайте в игровой форме синонимы и антонимы, сочиняйте стихи - и маленький человек будет с радостью познавать мир, впитывать нормы языка, ощутит его широту и силу.

В начале Творения было именно Слово, которое могло созидать и разрушать миры, воплощать стихии, управлять временем. Не зря многие поэты и писатели, философы и мистики всех времен и народов относились к Слову со священным трепетом. Совместные усилия родителей, педагогов, комплексная государственная политика, направленная на сохранение чистоты родного языка и его развитие, способны вернуть исконное бережное и уважительное отношение к устной и письменной речи.

Ведь чем более грамотно, образно выражает человек свои мысли, тем чище его сознание и его поступки. Многие авторы, вынужденно жившие за границей в ХХ веке, на протяжении многих лет сберегали русскую речь, мечтая припасть к целительному роднику родного языка. В России, к сожалению, в наше время отношение к языку совсем иное - пользовательское, неуважительное. А ведь мы в ответе за то, в каком состоянии мы передаем следующим поколениям родную речь, духовно-нравственные ценности, систему образования и воспитания.

Сегодня для того, чтобы русский язык развивался, а не изменялся к худшему, необходимы совместные осознанные усилия каждого гражданина России и государства, направленные на преодоление негативных тенденций, восстановления статуса литературного языка, подготовки школьных педагогов, изменения программ в области изучения гуманитарных предметов.

Сохранять и развивать русский язык - означает уважать не только себя и современников, но и многовековую историю, богатейшее культурное наследие великой страны, наших предков и потомков.

Док. 665540
Опублик.: 16.09.13
Число обращений: 0

  • Лайдинен Наталья Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``