В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Китай осваивает Северный морской путь Назад
Китай осваивает Северный морской путь
У Москвы и Пекина большие перспективы сотрудничества в Арктике

Из-за глобального потепления арктические льды стремительно тают, что вскоре может сделать Северный морской путь (СМП) судоходным в летний период. В практическое освоение этого маршрута активно включается Китай, который сейчас производит первую в истории доставку коммерческого груза из Даляня в Роттердам через Северный Ледовитый океан. По мнению экспертов, в Арктике России необходимо сотрудничать с Поднебесной - создавать совместные полярные станции и осваивать полезные ископаемые.
За плаванием сухогруза Yong Sheng, принадлежащего контролируемой китайскими властями компании Cosco и следующего под флагом Гонконга, внимательно следят политики и ученые. Дело в том, что 8 августа судно, выйдя из порта, взяло курс не на юг, через Индийский океан и Красное море к Суэцкому каналу и Средиземному морю, а на север, через Берингов пролив и пролив Вилькицкого, вдоль российской береговой линии. Это позволит ему выиграть две недели пути и прибыть в Нидерланды 11 сентября, за 35 дней, а не за 48 как при движении по южному маршруту.
На сайте Администрации СМП при Министерстве транспорта РФ имеется три разрешения (N 33/4, N 129/4 и N 337/4) на плавание Yong Sheng в акватории СМП. В документах уточняется, что судну валовой вместимостью (гросс-тоннажем) 14 357 т, имеющему ледовые усиления Аrc 4, разрешается самостоятельное плавание при легком и среднем типе ледовых в Карском и Чукотском морях и при легком типе ледовых в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, а также плавание под проводкой ледокола. Капитан судна должен по форме проводить ежедневный доклад в Администрацию СМП на 12.00 МСК. Первое заявление было принято к рассмотрению 17 мая с.г., а разрешение выдали 30 мая, оно действительно с 20 августа по 10 сентября. Второе заявление приняли к рассмотрению 21 июня и выдали разрешение 1 июля, срок его действия - с 10 августа по 28 сентября. Третье разрешение, датируемое 13 августа, действительно с 25 сентября по 30 октября (возможно, оно должно позволить Yong Sheng вернуться обратно в Китай тем же маршрутом).
Отметим, что 30 мая были также выданы разрешения на прохождение судна Da Cai Yun (того же судовладельца на 20 августа - 10 сентября) и судна Hong Xing без ледовых усилений, принадлежащего китайско-польской компании (на срок с 15 июля по 25 августа). 1 июля Da Cui Yun получил разрешение сроком с 10 августа по 28 сентября. Кроме того, имеется разрешение для судна Nordic Bothnia, следующего под флагом Гонконга, на 5-30 сентября.
Как пояснили "НГ" в Минтрансе РФ, "срок действия разрешения означает, что именно в этот период судно должно пройти по СМП". Ожидается, что 25 августа сухогруз Yong Sheng подойдет к мысу Дежнева для следования с востока на запад, уточнили в пресс-службе ведомства. "В 2012 году по СМП прошло одно судно под китайским флагом (ледокол Xuelong)", - добавили в министерстве.
Wall Street Journal отмечает, что в целом Администрация СМП выдает все большее количество разрешений: четыре - в 2010 году, 46 - в 2012-м, 34 - в 2011-м и 393 - этим летом. На фоне активизации судоходства в арктических водах европейские страны демонстрируют готовность принимать товары из Азии. Так, Исландия при поддержке Германии собирается строить крупный порт на северо-восточном побережье. Шотландия также изъявила желание создать специальный порт для заправки судов, прибывших по СМП, и дальнейшей доставки грузов в Роттердам, Гавр, Ливерпуль и Лондон, пишет Guardian.
По словам ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Александра Ларина, Китай интересуется Северным морским путем с тех пор, как началось таяние арктических ледников. Плавание Yong Sheng означает, что КНР, для которой важна торговля с Европой, переходит к практическому освоению СМП.
По мнению Китая, независимо от того, есть ли у государства границы в Арктике, оно имеет на нее права. КНР взаимодействует со скандинавскими странами в организации полярных станций. Так, у Китая есть база на острове Шпицберген, где Пекин арендует у Норвегии кусочек земли. Кроме того, КНР построила ледокол "Снежный дракон", переделанный из украинского торгового судна, и он уже несколько раз проводил исследовательские экспедиции в Арктике.
Китай участвует в разных форумах и политических дискуссиях по Арктике, принятии решений по развитию международно-правовой базы, добавил Ларин в беседе с "НГ". Не так давно КНР получила статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, объединяющем "циркумполярные" страны (это РФ, Канада, США, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция).
"В Арктике России предстоит приспосабливаться к сотрудничеству с Китаем, - отметил эксперт. - Необходимо использовать имеющиеся возможности и для укрепления отношений с КНР, и для получения коммерческой выгоды. Мы могли бы вместе с Китаем организовывать пункты снабжения судов, проходящих по СМП. Не исключено создание совместных полярных станций, которые следили бы за ледовой обстановкой и метеоусловиями, а в будущем - привлечение КНР к освоению полезных ископаемых, прежде всего углеводородов. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин договорились о совместном изучении нефтеносных участков в Баренцевом море. Наконец, важно принять во внимание возможность привлечения китайских инвестиций к инфраструктурному развитию Арктики. У Китая огромные материальные ресурсы, не говоря уже о человеческих".

Дарья Цилюрик

21.08.2013

http://www.ng.ru/

Док. 665467
Перв. публик.: 21.08.13
Последн. ред.: 13.09.13
Число обращений: 0

  • Цилюрик Дарья

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``