В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: `Нервозность климата` продолжается Назад
Надежда Брестовицкая: `Нервозность климата` продолжается
"Нервозность климата" продолжается...: и вновь о гуманитарном знании и проблеме демократической концепции образования.

"Если мы ответственные люди, если мы хотим чувствовать себя уверенно, поскромнее, может быть, на каком-то этапе жить, но зато уверенно, знать, что ничего не грохнется, ничего не взорвется, не развалится, тогда мы должны действовать аккуратно и профессионально. Вот о чем идет речь". Владимир Путин

"Нервозность климата" относится к верным приметам Земли последние примерно... 4,5 миллиардов лет: сколько существует наша планета - ровно столько "нервничает" и климат. В названном временном контексте прогнозирование, основанное на памяти местных старожилов, а также использование этих "воспоминаний" при объяснении последних событий на Дальнем Востоке представляется, очевидно, несостоятельным. Следует признать, что при всем масштабе последствий и для региона, и для России - это всего лишь очередной дежурный пример отсутствие профессионализма не отдельного или отдельных чиновников, градостроителей, метеорологов и т.д. и т.п., но принявшего глобальный характер.

Какая же связь ущерба от природных стихий и проблем образования?

Как известно, президент РФ Путин В.В. провел День Знаний на острове Русский. Эта информация о ходе официального визита главы государства в терпящем бедствие регионе едва ли послужила поводом для проведения связи ущерба от природных катаклизмов и современных проблем российского образования. Однако связь эта самая непосредственная, поскольку речь идет об ответственности и о профессионализме.

Что такое природный катаклизм?

Зададимся вопросом: "Что такое природный катаклизм?". Не заглядывая в Википедию.

Как простой, не отягощенный бременем образованности, обыватель, могу предположить, что выпавший на экваторе снег, который с прошлого года радует местных аборигенов живительной прохладой - это катаклизм. Не меньшая, но благодатная, аномалия - отсутствие жертв от фейерверка, который осколок небесного тела устроил, пролетев над Челябинском. А вот обильные и продолжительные дожди в России летом, паводок на Амуре - это не катаклизмы, а прогнозируемые реальности, если даже старожилы не помнят их в течение 125 или 40 лет, как и то, что все это в конце концов закончится и ситуация стабилизируется без всяких "может" , но.. на некоторое время. До следующего "катаклизма". Например, снега зимой на том же Дальнем Востоке. И соответствующие ведомства и чиновники с новыми силами начнут исправно работать. После того, ...как все зальет или засыпет.

В чем же проблема этого хронического запаздывания, этого бесконечного хождения по кругу?

Учитывая, что Минобрнауки РФ в современной России - признанный лидер в гонке за антипопулярность, казалось бы, естественно признать именно в этом ведомстве источник указанной проблемы, т.к. специалисты получали дипломы уже не только в советских ВУЗах, поэтому на "родимые пятна" социализма уже не сошлешься. А такой поразительный феномен современной России как неэффективные ВУЗы - результат проводимых реформ, которые разрушают некогда лучшую систему до основанья.

Президент В.В.Путин, выступая на презентации собрания сочинений А.Собчака в СПбГУ, заметил, что он с опаской смотрел на любые разрушения. Современные реалии нашего Отечество полностью подтверждают обоснованность этих опасений, как и того, что и та революция, за которую экс-мэр Санкт-Петербурга боролся, привела к разрушениям до основания.

Однако ситуация в соседнем Китае и не соседних Италии, Австралии и т.д. подтверждают, что проблема запаздывания за природой, которая балует эту планету ливнями и паводками миллионы лет, не относится к разряду исключительно российских достояний, что лишь подтверждает значимость ее решения.

Без ее решения невозможно быть уверенными, что ничего не грохнется, ничего не взорвется и не развалится...

Ограниченность перспективы мышления

Итак, очевидно, что проблема, которую можно назвать проблемой ограниченности перспективы мышления, общая для всей человеческой цивилизации, а потому и источник этой проблемы - общий.

Как известно, под перспективой (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) понимается система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение самого понятия связывают, прежде всего, с развитием живописи. Однако применительно к мышлению оно имеет самое непосредственное отношение, если учесть, что 40, не говоря уже 125, лет отсутствия аналогичного паводка, достаточно для отсутствия "ясновидения" даже в современных прогнозах погоды, значение которых подтверждается в нашем Отечестве событиями на Дальнем Востоке.

Обратимся к истории

Но прежде определимся:

история человечества - результат эволюции или революции?...

Прежде остановимся на проблеме преимуществ эволюции перед революциями, о которых говорил президент РФ в эксклюзивном интервью 4 сентября: "Но мы все должны понимать, как только начинаются революционные, не эволюционные, а революционные перемены, так может быть хуже, причем намного. И полагаю, что это понимание должно быть прежде всего как раз у интеллигенции. И именно интеллигенция должна, понимая это, предупреждать от резких движений и от революций различного рода и толка. Нам хватит, мы уже столько пережили и революций, и войн, нам нужны десятилетия спокойного, ритмичного развития".

Это не аксиома: о преимуществах эволюции вспоминают все революционеры после совершенной революции. Это не аксиома потому, что вывод следует из исторического опыта человечества. Тем не менее, история человечества является результатом эволюции, но не потому, что революция - неотьемлемая составная эволюционного развития.

Социальная несправедливость - результат эволюции

На плавную постепенность, с которой в процессе разделения труда вырастали основы будущего социального неравенства, специалисты уже указывали.Однако ученые не принимали во внимание систему передачи знания об апробированном поколениями опыте. Исследование, посвященное истокам и эволюции проблемы свободы слова, привело к выводу, что проблема свободы слова определяется, прежде всего, проблемой способности пользоваться возможностями разума. Поэтому никакие самые наипрозрачнейшие урны, без решения этой проблемы, неспособны решить проблему прозрачных и честных выборов.

Терроризм-результат эволюции

У истоков этой проблемы находится растянувшаяся на тысячелетия направленность на узкую специализацию в процессе общественного разделения труда, которая привела к ограничению реализации творческого потенциала разума, что привело к ограничению его возможностей и формированию сословно обусловленного разума, ставшего причиной разделения человечества на параллельные социальные миры.

Проблема в том, что эти сформировавшиеся в результате эволюции социальные миры, или сословия, искренне не понимают друг друга. У каждого - свой уровень понимания. Поэтому все пожелания скромной жизни звучат в адрес не имущего большинства, а имущее меньшинство на личных самолетах летит на заседание сената голосовать за принятия закона о скромной жизни ...

Античная традиция

Политическая традиция античного полиса - результат качественных изменений в процессе эволюции.Ставка на манипуляцию сознанием определила содержание древнегреческой формальной демократии. Основой системы манипуляции общественным сознанием стала созданная в Афинах система образования, направленная на программирование из поколения в поколение ограниченной перспективы мышления.

Поэтому " исключительной заслугой системы образования античного полиса является переведение программирования сословной ограниченности способностей человеческого разума из плоскости естественно сложившегося в процессе разделения труда древнейших цивилизаций, продиктованного скромными возможностями того этапа развития общества, в плоскость целенаправленного процесса программирования, необходимого для обеспечения бесперебойного воспроизводства реальных основ социального неравенства".

Гуманитарное знание и проблема перспектива мышления

В публикациях, посвященных проблемам демократической концепции образования, особо подчеркивалось, что проблема образования - это проблема национальной безопасности страны, и что именно гуманитарное знание определяет содержание ценностной матрицы, формирующей личность, что и обусловливает чрезвычайное значение гуманитарных дисциплин на всех этапах процесса воспитания. Кроме того, именно гуманитарное знание, определяя м и р о в о з з р е н ч е с к и е пределы возможностей человека, определяет и пределы перспективы мышления.

Основу гуманитарного знания определяет знание о социальном опыте, необходимом для обеспечения социального прогресса. Это знание сохраняют история, литература и философия.

Как известно, труды Гомера были той настольной книгой древнегреческого аристократа, на которой потомки "благородных отцов" не только постигали азы искусства красноречия, но и систему ценностей, уроки которой им преподносили прославленные герои и бессмертные боги. Именно эти первые учебники и истории, и литературы, и философии закладывая в политической элите Афин, а затем и Древнего Рима основы ограниченности перспективы мышления посредством ограничения знания об апробированном поколениями социальном опыте.

Ценность опыта Древней Греции
и современных формальных демократий Западной Европы и США

Древнегреческая цивилизация наглядно продемонстрировала закономерность исхода формальной демократии. Современные демократии, заставляя балансировать мир на грани очередной войны, щедро прикрывая демократической риторикой антидемократическую направленность политики, подтверждают сохранение актуальности повторения судьбы древних Афин, но в общепланетарных масштабах. Если, конечно, и дальше будем продолжать эволюционизировать в этом направлении.

Выводы

Путин В.В.:"...Мы уже столько пережили и революций, и войн нам нужны десятилетия спокойного, ритмичного развития".

С 1 сентября 2013г. вступил новый закон об образовании в РФ, в соответствии с которым Россия будет следовать общемировой практике использования системы образования в целях программирования социального расслоения, необходимого для сохранения социального неравенства. А это значит, что не все войны и революции пережиты.

Ситуация на российском Дальнем Востоке - напоминание, что не страдания уязвленных амбиций президента США, который увяз в играх в войнушки, а обеспечение безопасности человеческой цивилизации в условиях глобальных климатических изменений на планете - должно быть основной заботой мирового сообщества.

Продолжение проводимых в стране реформ в области образования и науки - надежный гарант того, что ни одного дня мы не будем уверены, "что ничего не грохнется, ничего не взорвется и не развалится..."

И если мы ответственные люди, то не можем этого не признать.


С полным текстом статьи Вы можете ознакомиться в приложении

Док. 665422
Опублик.: 13.09.13
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``