В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Инфляции и рынок капитала Назад
Владимир Андрианов: Инфляции и рынок капитала
Владимир Андрианов - Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка. Доктор экономических наук, профессор.

Наиболее существенное непосредственное влияние инфляция оказывает на различные сегменты денежного рынка и опосредовано на рынок судного капитала и рынок долгосрочный инвестиций.


Денежный рынок


Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. К характерным особенностям денежного рынка относятся его высокая ликвидность и мобильность средств.

На этом рынке совершаются сделки с активами в ликвидной форме, к которым относятся:

- деньги в форме банкнот и остатков на текущих и корреспондентских счетах коммерческих банков;

- государственные краткосрочные бумаги;

- краткосрочные коммерческие долговые обязательства (векселя) и др.
Денежный рынок обслуживает движение оборотных капиталов предприятий и организаций, краткосрочной ликвидности банков и государства. Выделяют несколько сегментов денежного рынка:

- межбанковский рынок, который представляет собой совокупность отношений между банками, возникающих по поводу взаимных краткосрочных необеспеченных ссуд. На межбанковском рынке происходит перераспределение коротких и сверхкоротких банковских ресурсов.

- рынки краткосрочных банковских кредитов, где предприятия получат средства, необходимые для завершения расчетов;

- рынок краткосрочных высоколиквидных и надежных государственных ценных бумаг;

- рынок депозитных сертификатов;

- дисконтный рынок.

Основными участниками денежного рынка являются банки, в том числе Центральный банк, который выходит на его межбанковский сегмент с предложением денег, реализуя при этом свою денежно-кредитную политику.

Основной функцией денежного рынка является регулирование ликвидности всех его участников и устойчивости экономики в целом.

При наличии развитого денежного рынка каждый его участник имеет возможность либо разместить свои временно свободные денежные средства в высоколиквидные и надежные инструменты, приносящие определенный доход либо, наоборот, оперативно привлечь дополнительные ликвидные средства.

Влияние инфляции на денежный рынок проявляется, прежде всего, через ставку рефинансирования, которая служит ориентиром для коммерческих банков и динамику валютного курса, которая также оказывает воздействие на стоимость заемных средств.

Изменение ставки позволяет центральному банку проводить политику "дорогих" и "дешевых" денег.

Когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.

Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и соответственно экономический рост.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к оживлению экономики, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей также понижается уровень процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег.

С точки зрения движения мирового капитала, высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых "горячих" денег, как правило, для краткосрочных спекулятивных операций на фондовых рынках.


Рынок ссудного капиталов


Рынок ссудных капиталов является важной составной частью финансового рынка. Основными участниками этого рынка являются:

- первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных условиях мобилизуемых банками и превращаемых в ссудный капитал;

- специализированные посредники в лице кредитно-банковских институтов, осуществляющие непосредственное привлечение денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

- заемщики в лице юридических и физических лиц, а также государства, испытывающие временный недостаток в финансовых ресурсах.

Доход на капитал будет произведен лишь в том случае, если собственник капитала передаст его для производительного использования предпринимателю или сам станет предпринимателем.

При этом капитал, ссужаемый на определенное время, должен вернуться с приращением. Этот прирост, возвращаемый собственнику капитала, называется ссудным процентом, который является текущей ценой капитала.

На уровень процентных ставок на капитал существенное влияние оказывает инфляционное обесценение денег и инфляционные ожидания.

Рост инфляционных ожиданий заемщиков при неизменности номинальных процентных ставок означает, что реальные процентные ставки снижаются.

С другой стороны при высокой инфляции снижение покупательской способности денег за период пользования ссудой или обращения ценной бумаги приводит к уменьшению реального размера заемных средств, возвращаемых кредитору. Компенсировать такое уменьшение кредитор стремится посредством увеличения размера платы за кредит, т.е. ростом процентных ставок за ссудные инвестиции.


Рынок долгосрочных капиталов


В период высоких темпов роста потребительских цен возрастает неопределенность и неуверенность в будущем, повышается риск предпринимательской деятельности.

Инвестиции перераспределяются с долгосрочных проектов на краткосрочные. Значительная часть капиталов покидает сферу производства и устремляется в сферу обращения и финансовый сектор экономики. Инвестиции приобретают спекулятивную направленность.

При гиперинфляции цены перестают давать точные сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.

Выбор этой модели экономического поведения хозяйствующих субъектов продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как инвесторы в условиях повышенных рисков воздерживаются от перспективных долгосрочных капитальных вложений.

Вместе с изменением структуры инвестиций происходит и изменение структуры кредита. Инфляция делает предоставление средств в кредит невыгодным для кредитора и выгодным для должника. Рост цен сокращает долю долгосрочных, а затем и среднесрочных кредитов.

Сокращение сбережений сопровождается сокращением инвестиций. Осуществлять долгосрочные вложения становится рискованным. Меняется структура инвестиций, постепенно они перемещаются из сферы производства в сферу торговли, а также на финансовые рынки.

Инфляция и бегство капитала

Для экономики России 90-х годов прошлого столетия был характерен стремительный рост такого негативного явления, как "бегство капитала", связанного, прежде всего с резкими изменениями экономической ситуации, отсутствием благоприятного инвестиционного климата внутри страны.

Как показывает мировой опыт, данное явление возникает как правило в тех странах, где существуют политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов и др.

Все эти негативные факторы в той или иной форме были характерны для экономики России начала 90-х годов прошлого столетия. Так называемая шоковая терапия, либерализация цен привели к возникновению спергиперинфляции.

В частности, при возникновении супергиперинфляции и гиперинфляции частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам (увеличение нормы прибыли), сколько с целью сохранения капитала и помещения его в более стабильные и надежные и прогнозируемые условия.

Нелегальный вывоз капитала из России начался еще в советское время, когда был ослаблен контроль за теневой экономикой и одновременно началась либерализация внешнеэкономической деятельности. Однако до начала перестройки масштабы нелегального вывоза капитала были незначительны.

Масштабное бегство капитала из России началось в начале 90-х годов прошлого столетия и было связано с резким ухудшением экономической ситуации.

Масштабы "бегства капитала" из России в период с 1991 г. по 1998 г., по различным оценкам, колебались от 50 млрд. до 100 млрд. долл. [1]

По оценкам независимого экспертного института, динамика незаконных накоплений российских граждан за рубежом была следующей: 1992 г. - 8 млрд. долл., 1993 г. - 16 млрд., 1994 г. - 18 млрд., 1995 г. - 28 млрд. долл., 1996 г. - 42 млрд. долл., 1997 г. - 58 млрд. долл., 1998 г - 65 млрд. долл.

По данным российской Генеральной Прокуратуры в 1998 г. из России было вывезено 9 млрд. долл.[2], а всего за границей находилось от 60 до 76 млрд. долл. финансовых средств, незаконно вывезенных из России коммерческими структурами и отдельными гражданами.

В частности, исследовательский департамент "Union Bank of Switzerland" оценивал вклады российский предприятий и частных лиц в зарубежные банки по состоянию на начало 1998 г. в 40 - 50 млрд. долл.

Немалую часть "бегства капитала" из России составляли средства, имеющие криминальное происхождение, нажитые незаконным путем. Вывоз капитала за рубеж стал одним из способов "отмывания" денег.

Таким образом, "бегство капитала" из России осуществляется как законным, так и незаконным путем.

К законным средствам следует отнести, прежде всего, размещение капитала юридических и физических лиц в ссудной форме на банковских депозитах и различных счетах в зарубежных финансовых учреждениях.

Часть таких средств размещалась на относительно короткий срок для финансирования внешнеторговых операций. Общий объем таких инвестиций оценивался в 25-30 млрд. долл.

В последние годы значительно увеличился отток капитала из России с целью приобретения недвижимости за рубежом. По нашим оценкам, почти треть всего российского капитала, вывезенного за границу в период с начала перестройки инвестирована в приобретение недвижимости.

Приоритетным направлением покупки недвижимости являются страны Средиземноморья, где в конце прошлого века было сконцентрировано около 15 млрд. долл. российских капиталовложений. Общая стоимость российской недвижимости на Кипре оценивалась в 5 млрд. долл., в Испании - 4 млрд., во Франции - 2 млрд. долл., на Мальте - 1 млрд. долл.

Среди европейских стран наиболее привлекательными для российских инвесторов являются Австрия, Германия, Великобритания, а также бывшие социалистические страны - Чехия, Венгрия, Словакия, Хорватия. Кроме того, на российские инвесторы приобретали недвижимость в США и Канада.

К незаконным методам перевода капитала за рубеж можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, преимущественно сырьевых товаров. Объем "утечки" валютных средств по этому каналу с начала 90-х годов оценивался в 4-5 млрд. долл. в год.

Занижение экспортных цен и завышение импортных, особенно активно используемых в бартерных операциях, оборачивается для России потерей ежегодно от 3 млрд. до 4 млрд. долл.

Распространены и авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов.

Объем контрабандного вывоза товаров из России оценивался в 2-3 млрд. долл. ежегодно.

Невозврат валютной выручки от экспорта российских товаров. С начала либерализации внешнеэкономических связей по данной схеме всего за несколько лет за рубежом осталось около 35 млрд. долл.

В начале 1999 г. экспорт товаров за рубеж осуществляло около 400 тыс. российских фирм, в то время как реальными производителями экспортных товаров являлись около 2 тыс. фирм.

Остальные фирмы представляли собой, как правило, фирмы посредники, так называемые фирмы "однодневки", которые специально создаются для отмывания "черного нала" и вывоза капитала за рубеж[3].

По официальным данным Министерства внутренних дел, на основании анализа 22 тысячи внешнеторговых контрактов на поставку российских товаров за рубеж, только в период 1995 - 1997 гг. невозврат валютной выручки составил 12 млрд. долл., в том числе за поставку:

- нефти и нефтепродуктов - 1 млрд. долл.;

- ядерных реакторов и оборудование к ним - 3,1 млрд. долл.;

- летательных и космических аппаратов - 762 млн. долл.;

- цветных металлов - 737 млн. долл.[4]

Объем фиктивных финансовые сделок, осуществляемых через фирмы "однодневки", значительно возрос в период мирового финансового кризиса и после него.

В частности, по данным Росфиннадзора невозврат экспортной выручки и стоимость непоставки оплаченного импорта в 2008 г. составила 8 млрд. долл., в 2009 г. 170 млрд. долл., в первой половине 2010 г. - 124 млрд. долл.

Чтоб избежать валютного контроля, компании закрывают паспорт сделки под предлогом перехода в другой банк. Минфин России предлагает приравнять такие операции к легализации доходов полученных преступным путем.

Наконец, капитал вывозится просто в виде наличной иностранной валюты. По оценкам Государственного таможенного комитета Российской Федерации, из страны было вывезено:

- в 1993 г. - 3,7 млрд. долл.;

- в 1995 г. - 4-5 млрд. долл.;

- в 1996 г. - около 6 млрд. долл.;

- в 1998 г. - 10,6 млрд. долл.

Одним из основных каналов "утечки валюты" за рубеж стали оффшорные компании. Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х годов.

Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон.

В 90-е годы Россия лидировала среди других стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний. Начиная с 1992 г. ежегодно за границей регистрировалось от 2 до 3 тыс. российских оффшорных компаний.

Большинство российских предпринимателей предпочитают создавать оффшорные фирмы в европейских странах и прежде всего на острове Мэн (Великобритания), Кипре, Гибралтаре, в Ирландии, Швейцарии и Лихтенштейне, где на начало 1999 г., по различным оценкам, зарегистрировано от 15 до 20 тыс. российских компаний.

В начале 1999 г. в оффшорных зонах было открыто 6,6 тыс. счетов российских банков. Прибыль от деятельности таких компаний практически не попадает в Россию[5].

Финансовый кризис в России в 1998 г. подстегнул "бегство капитала" за рубеж. По данным Центрального банка России только за первые 9 месяцев 1998 г. со счетов банков из оффшорных зон было списано 58,1 млрд. долл.[6]

Такая же ситуация сложилась и период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. По данным Центрального банка России в 2008 г. из России было вывезено рекордное количество капитала - почти 134 млрд. долл., в том числе почти 57 млрд. долл. через коммерческие и оффшорные банки.



Чистый отток капитала из России в 2012 г. составил 53,8 млрд. долл, из них по словам бывшего председателя ЦБ Сергея Игнатьева "сомнительные операции" - составили 49 млрд. долл. Таким образом, до 70% утекших из России денег было вывезено незаконно.

Объем "сомнительных операций", по оценкам ЦБ, в последние четыре года держится на уровне примерно 2%- 2,5% ВВП (см. график).

Из этой суммы "сомнительных операций" почти половина приходилась на торговые операции, остальное - на операций с капиталом, которые в платежном балансе называются "сомнительными" и включаются в отток капитала.

По методологии ЦБ, разработанной в соответствии с международными стандартами к "сомнительным операциям" относятся:

- не полученная в срок экспортная выручка;

- стоимость оплаченных, но не полученных по импортным контрактам товаров и услуг;

- суммы денежных переводов за границу по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредитами и др.

Значительная часть оттока капитала осуществлялась через схемы фиктивного импорта. В частности, по данным Банка России в 2012 г. стоимость оплаченных, но не полученных по импортным контрактам товаров и услуг в торговле с Белоруссией составила 15 млрд. долл., в торговле с Казахстаном - 10 млрд. долл.

В результате "сомнительных" операций бюджетная система, по оценке бывшего председателя Банка России С. Игнатьева, только в 2012 г. недополучила порядка 450 млрд руб., а с учетом внутренних незаконных операций (через фирмы- однодневки) - более 600 млрд.

Эта сумма сопоставима с объемом всех федеральных расходов бюджета России в 2012 г. на образование - 604 млрд. руб. или здравоохранение - 614 млрд. руб.

Расценки на операции по обналичиванию, выводу, и легализации денег зависят от схемы, по которой они проводятся.

Чем примитивнее схема, тем она дешевле, но и риски выявления фигурантов и зависания средств в ней выше. Подобные операции часто сопровождаются кредитными, страховыми и прочими договорами. Расходы клиента, как правило, составляют порядка 4-7%.

На рынке теневых операций есть сезонный фактор, когда сильно возрастает спрос на перевод денежных средств за рубеж. Например, перед Новым годом комиссии за незаконные операции могут возрастать примерно в 1,5-2 раза.

Исходя из размера этих комиссионных и оценки Банка России сомнительных операций в 2012 г. в размере 49 млрд долл. доход тех, кто обслуживает этот финансовый поток, может составлять примерно 2-3 млрд. долл.

Как правило, крупные банки лишь используются для подобных схем, в большом финансовом обороте проще растворить подобные операции. Небольшие банки, специализирующиеся на этих схемах, получают примерно 3-5% от транзакции - остальное уходит организаторам операций, силовым либо другим структурам, действующей власти, покровительствующих (крышующих) данный нелегальный бизнес.

Как говорят сами банкиры, если в банк принесут чемодан денег, то такого клиента, конечно, обслуживать не будут. Но если он принесет 10 чемоданов денег, то всегда возможны варианты, от которых не трудно отказаться даже крупным солидным банкам.

Как показал анализ, проведенный специалистами Банка России, больше половины объема "сомнительных" операций проводится через фирм, прямо или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями.

По словам бывшего Председателя Банка России С. Игнатьева: - "Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц".

По мнению С. Игнатьева, по всей видимости, незаконные финансовые операции связаны:

- с оплатой поставок наркотиков;

- финансированием серого импорта;

- взятки и откаты чиновникам;

- взятки менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях;

- реализация схем по уклонению от уплаты налогов и др.

При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей сомнительных операций можно найти, высказал уверенность бывший глава Банка России.

Таким образом, начиная с 90-е годы прошлого века размер оттока капитала из России превышал как объем притока прямых предпринимательских инвестиций, так и займы и кредиты международных финансовых организаций вместе взятых.

"Бегство капитала" из России лишает страну важного источника накопления капитала, который мог бы быть инвестирован в процесс социально-экономического возрождения России. Отток капитала является негативным фактором в процессе радикальных экономических преобразований.

Совершенно очевидно, что силовыми методами валюту из-за рубежа не вернуть. Для возвращения капитала в Россию прежде всего необходимо создать благоприятные условия, а это весьма длительный процесс формирования инвестиционного климата, стимулирующего деятельность как иностранного так и отечественного капитала.

В мировой практике одним из методов возврата "сбежавших" капиталов является финансовая амнистия. В новейшей российской истории финансовые амнистии задумывались трижды.

В первый раз налоговая амнистия была объявлена президентским Указом от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году".

В соответствии с Указом предпринимателям, кто сокрыл доходы от налогообложения, предлагалось заплатить налоги в полном объеме. В случае неуплаты до 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов органам Госналогслужбы вменялось в обязанность взыскивать субъектов хозяйственной деятельности штрафы в тройном размере.

Эта амнистия провалилась. Основной причиной был правовой нигилизм в предпринимательской среде и низкий уровень налогового администрирования.

В 1995 г. Миннауки России предложило новый вариант амнистии, по которому средства, вкладываемые в разработку и реализацию инновационных технологий, не подлежали декларированию в течение ряда лет. Новый законопроект "О налоговой амнистии" был направлен на согласование в Минэкономики России, где и был успешно похоронен.

Осенью 1997 г. Президент России Б.Н. Ельцин в очередной раз предложил провести финансовую амнистию, как он говорил: - "для тех, кто имеет за рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули в Россию".

В соответствии с разработанным вскоре законопроектом "О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году" физические лица, подавшие декларацию о дополнительных доходах, должны были уплатить специальный сбор в размере 10% от легализуемой суммы.

Важным положением законопроекта была отмена ответственности за совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также за непредставление декларации о доходах либо включение в декларацию заведомо искаженных данных. Однако и эта амнистия не была реализована.

Очередная попытка проведения финансовой амнистии была предпринята Президентом России В.В. Путиным в 2005 г. В очередном ежегодном президентском послании указывалось на то, что грядущая финансовая амнистия станет, прежде всего, амнистией денежных капиталов.

"Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не "болтаться" в оффшорных зонах", - заявил тогда Президент страны.

В первоначальном разработанном законопроекте предпринимателям предлагалось с 1 января 2006 г. перевести в Россию ранее заработанные деньги через уполномоченные российские банки.

При этом необходимо было заплатить государству 13% от суммы возвращенного капитала. Однако в очередной раз все ограничилось лишь декларацией о намерениях.


Анализ зарубежного опыта финансовых амнистий позволяет выделить несколько факторов успеха такой акции. Прежде всего, необходимо четкое определение целей амнистии, в соответствии с которыми разрабатывается механизм ее реализации.
Это может быть намерение сократить дефицит бюджета за счет дополнительных налоговых поступлений или привлечение долгосрочных инвестициях в экономику.
Если во главу угла ставится задача привлечения инвестиций в экономику страны с попутным расширением налогооблагаемой базы, то необходимо представить предпринимателям эффективный и малозатратный механизм вывода активов из "тени" с упором на перемещение средств и имущества в легальный экономический оборот страны.
Важно предложить выгодную схему амнистии, одновременно заявив о существенном ужесточении наказания за последующие налоговые нарушения.
Однако как в первом, так и во втором случаях непременными спутниками успеха являются четкие законодательные гарантии конфиденциальности и освобождения от уголовного преследования, а также мощная патриотическая пиар-компания в СМИ.
Еще одним обязательным условием удачной финансовой амнистии считается доверие граждан к государственным и финансовым институтам страны.

 

Взаимосвязь инфляции и валютного курса


Существенное влияние оказывает инфляция на динамику и стабильность валютного курса, который играет определяющую роль в денежно-кредитной политике государства.

В свою очередь валютный курс непосредственно влияет на уровень инфляции. Изменение валютного курса, как правило, оказывает немедленное воздействие на уровень внутренних цен. Это воздействие первоначально идет по двум каналам:

- непосредственно через изменение цен импортных товаров и услуг;
- через изменение цен отечественных товаров и услуг, через издержки производства которых непосредственно входят затраты на импортные компоненты.
В условиях высокой инфляции цены внутреннего рынка непосредственно и практически без временного лага следуют за изменениями валютного курса.

При этом следует иметь в виду, что в современных условиях тенденция к росту цен носит более ярко выраженный характер, чем тенденция и их понижению.

В результате, если снижение валютного курса, как правило, приводит к росту цен внутри страны, то при его повышении снижение цен слабо выражено или вообще отсутствует.

Взаимосвязь между уровнем валютного курса и внутренними ценами существенно модифицируется при высоких темпах инфляции, а при гиперинфляции стимулирует "долларизацию" экономики.

В частности, в России в начале 90-х годов прошлого столетия высокие темпы инфляции, либерализация валютных операций, постоянная девальвация национальной валюты, в сочетании с другими неблагоприятными явлениями в российской экономике сопровождались бегством от рубля и усиливали процесс "долларизации" экономики.

Процесс долларизации в современной России начался с либерализацией валютных операций и образованием в 1992 г. Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и началом официальной котировки курса американского доллара.

Валютный рынок стимулировал процесс рыночных преобразований в различных областях народного хозяйства, позволил сделать важный шаг к созданию открытой экономики.

В 90-е годы прошлого столетия валютный рынок был одним из самых динамичных в России и развивался как за счет роста количества валютных бирж, так и за счет увеличения объемов продаж и диверсификации структуры валютных операций. Ежедневный объем операций на всех сегментах валютного рынка к концу 90-х годов достиг 500 - 600 млн. долл.

Главной валютой на рынке России в 90-е годы прошлого столетия был доллар США. Торги по доллару проводились на всех межбанковских валютных биржах страны, и везде операции с долларами преобладали над операциями с другими валютами. Удельный вес продаж долларов на валютных биржах России в конце 90-х годов прошлого столетия составлял 87 % от всех валютных операций.

Показателем степени "долларизации" служит отношение объёма валютных депозитов к объёму денежной массы. В России указанный показатель своего пика достиг в 1994 г. и составлял 35,6%, к 1995г. этот показатель снизился до 24,6%.

Справочно: Для сравнения в мировой практике наиболее высокий уровень "долларизации" экономики отмечался в латиноамериканских странах в начале 90-х годов прошлого столетия в Уругвае 80% ( 1989-1993 г. ), Перу - 70% ( 1993 г.), Аргентине - 40% ( 1990-1993 г. ).

Супергиперинфляции может привести вообще к прекращению хождения национальной валюты. Мы уже отмечали, что правительство Зимбабве, неспособное обуздать инфляцию, в качестве крайней меры в 2009 г. отменило хождение национальной валюты и официально разрешило использование на территории страны денежных знаков других государств.
 

Однако официальные данные о степени "долларизации" женежного обращения в России не отражали реального положения, поскольку не учитывали наличие у населения огромной массы наличной иностранной валюты, прежде всего, в долларах США. По оценкам экспертов в середине 90-х годов в России валютная наличность в сфере обращения вдвое превышала всю рублёвую массу.


Справочно: по данным Федеральной резервной системы США по состоянию на середину 2000 г. во всем мире обращалось в общей сложности наличными 560 млрд. долл. Из этой суммы около 70% находилось за пределами США. По оценкам специалистов, чистый остаток валюты у населения России по состоянию на середину 2000 г. составляет примерно 70 млрд. долл. Россия в то время занимала 2-е место после США по объему оборота наличных долларов[7].


Процесс "долларизации" в России - было имманентное явление переходного периода. Однако вложение сбережений в доллары не соответствовало валютно-финансовым интересам государства, поскольку иностранная валюта на руках населения не работала на национальную экономику и лишала банковскую систему ссудной рублёвой базы.

В начале 90-х годов прошлого столетия в России проводилась девальвационно-инфляционная политика, которая доказала свою историческую, экономическую и социальную несостоятельность.

В результате такой политики обесценение рубля имело катастрофические последствия для отечественной экономики и основной массы населения страны.

Как показывает мировой опыт, резкая или ползущая девальвация и обесценение национальной валюты на определенном этапе могут стимулировать рост экономики за счет повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Однако девальвация имеет весьма краткосрочный эффект. Происходящее под влиянием ползущей девальвации удорожание импорта, рост внутренних цен и издержек производства быстро сводят на нет выигрыш предприятий экспортеров от девальвации национальной валюты. Ибо поднятая девальвацией инфляционная волна быстро доходит и до них.

При высокой инфляции детонирующая ее девальвация неизбежно приобретает ползучий характер, постоянно провоцируя рост цен.

Таким образом, экономика страны попадает в девальвационно-инфляционную ловушку, выбраться из которой очень сложно даже странам с развитой рыночной системой и эффективным государственным регулированием.

Нескончаемый цикл постоянных девальваций и высокой инфляции способен разрушить даже самую процветающую экономику.

Именно в этот порочный круг постоянного обесценения национальной валюты была втянута экономика Россия в период так называемых либеральных экономических реформ, пагубные последствия которой сказываются до сих пор.

Однако, денежные власти не извлекли урока из кризиса конца 90-х годов и регулярно наступают на те же самые грабли, загоняя экономику России в очередную девальвацинно-инфляционную ловушку.

Последний раз плавная девальвация рубля произошла в период мирового финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг. Всего за несколько месяцев курс рубля взлетел с 23 рублей до 36 рублей за доллар.

Изменение валютного курса затрагивает и денежный рынок страны. Девальвация валюты вызывает повышение цен, а значит и спроса на деньги. Что бы поддерживать валютный курс на новом, девальвированном уровне и не допустить удорожания отечественной валюты, центральный банк должен проводить интервенции на валютном рынке.


Влияние инфляции на коммерческую и социально-экономическую
эффективность реализации инвестиционных проектов


Показатель инфляции имеет важное значение при подготовке и реализации масштабных инвестиционных проектов. Динамика показателя уровня инфляции влияет на оценку коммерческой и социально-экономической эффективности реализации инвестиционных проектов


Коммерческая эффективность проекта
 

Коммерческая эффективность или финансовое обоснование проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности будущего предприятия после реализации проекта.

Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников с учетом их финансового вклада в реализацию проекта.

При осуществлении инвестиционного проекта выделяется три вида деятельности:

- инвестиционная;

- операционная;

- финансовая.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств. При этом в качестве измеряемого эффекта выступает поток реальных денег.

Поток реальных денег исчисляется как разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и оперативной деятельности на каждой стадии осуществления проекта.

Для определения потока реальных денег используется показатель сальдо накопленных реальных денег.

Учет инфляции при подсчете реального потока денег и текущего сальдо реальных денег производится путем вычисления входящих в них элементов в прогнозных ценах.

Для обеспечения сравнимости результатов расчета и повышения достоверности оценки эффективности инвестиционного проекта вычисляются интегральные показатели коммерческой эффективности в расчетных ценах.

При этом используются разные варианты набора исходных данных. Как правило, минимальный набор исходных данных, подлежащих варьированию, включает в себя:

- цены реализации продукции;

- издержки производства;

- общие инвестиционные затраты;

- нормы запасов и задолженностей;

- номинальная и реальная процентная ставка за кредиты и др.

Пределы варьирования исходных данных определяются на стадии технико-экономических обоснований инвестиционных возможностей.

Одним из важнейших критериев принятия положительного решения о реализации инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы.

Отрицательное сальдо реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах финансовой эффективности.

Влияние инфляции на показатели финансовой эффективности проекта обычно рассматриваются в двух аспектах:

- влияние инфляции на показатели проекта в натуральном выражении, когда инфляция приводит не только к переоценке финансовых результатов проекта, но и к изменению плана реализации проекта;

- влияние инфляции на показатели проекта в денежном выражении, в том числе на поток реальных денег.

Для учета влияния инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов используются несколько способов.

Прежде всего, это инфляционная коррекция денежных потоков, связанная с проблемой использования постоянных и текущих цен и расчетами в рублях и валюте.

Коррекция достигается с помощью операции дефлирования, которая заключается в делении суммы денежного потока, выраженного в прогнозных ценах (рублях или иностранной валюте), на соответствующие индексы инфляции.

Так как влияние инфляции на эффективность проекта сказывается также на изменении потребности в заемных средствах и платежах по кредитам учитывается инфляционная премия в номинальной и реальной ставке процента.

Номинальная процентная ставка - процентная ставка, объявляемая кредитором инвестиционного проекта.

Реальная процентная ставка - процентная ставка в постоянных ценах (при отсутствии инфляции), величина которой обеспечивает такую же доходность займа, что и номинальная ставка при наличии инфляции.

Реальная процентная ставка получается из номинальной за счет исключения влияния инфляции и используется при анализе процентных ставок, а также для предварительного пересчета платежей по займам при оценке эффективности инвестиционного проекта в текущих ценах.

С учетов инфляции рассчитывается и эффективная процентная ставка, характеризующая доход кредитора за счет капитализации процентов, выплачиваемых в течение периода, для которого объявлена номинальная процентная ставка;

В условиях высокого уровня инфляции при разработке бизнес- плана инвестиционного проекта необходимо проводить так называемый анализ чувствительности.

Когда нет достаточно точных прогнозов относительно будущей динамики инфляционных процессов, то первоначальные расчеты по проекту делают в базовых, начальных ценах, а затем с помощью анализа чувствительности проверяют влияние инфляции на коммерческую эффективность проекта.

Цель анализа чувствительности - выявление важнейших факторов, способных наиболее серьезно повлиять на реализацию проект и проверить воздействие последовательных изменений этих факторов на конечные результаты проекта.

Среди варьируемых факторов, рассматриваемых на практике, наиболее важными являются показатели инфляции.

При проведении анализа чувствительности могут последовательно анализироваться основные виды инфляции: административная инфляция; инфляция издержек; инфляция роста цен и заработной платы; инфляция спроса.

Отдельно для инфляции может быть построен вектор чувствительности, позволяющий выявить наиболее существенные составляющие инфляции, для которых целесообразно провести дополнительные исследования в рамках количественного анализа рисков.


Социально-экономическая эффективность


Уровень инфляции оказывает влияние на социально-экономическую эффективность при реализации крупных инвестиционных проектов,

Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и могут быть количественно оценены.

Показатели народно-хозяйственной эффективности определяют эффективность проекта с позиций экономики в целом, отрасли, региона, связанных с реализацией проекта.

Поэтому на практике выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и народно-хозяйственную экономическую эффективность.

Составной часть интегральных эффектов от реализации проектов является бюджетный эффект определяемый как разность между доходами и расходами федерального, регионального или местного бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, который используется для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки.


_________________

[1] "Joint Ventures", N 3, 1997 г., стр., 14.

[2] Коммерсантъ, N 13, 4 февраля 1999 г.

[3] Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ), N 45, 17 апреля 1999 г., с. 3.

[4] "Эксперт", N 14, 13 апреля 1998 г., стр. 91.

[5] Халдин М.А. "Мировой опыт оффшорного бизнеса", М.: Международные отношения, 1995 г., стр. 19. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ), N 45, 17 апреля 1999 г., с. 3.

[6] Время. Московские новости. N 32, 24 февраля 1999 г.

[7] Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ), N 81, 2000 г., стр. 16



Док. 665147
Опублик.: 09.09.13
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``