В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Подберезкина: Евразийская стратегия России как средство противодействия политике военной силы Назад
Ольга Подберезкина: Евразийская стратегия России как средство противодействия политике военной силы

Ольга Подберезкина: Евразийская стратегия России как средство противодействия политике военной силы... в ближайший год мы создадим нормативную основу для
этой системы ПВО, а к концу 2912 - началу 2013 года
завершим формирование трех региональных систем[1]

Н. Бордюжа, Генсек ОДКБ

Возникающая международная система становится все более
сложной, динамичной, неустойчивой и все менее предсказуемой[2]

А. Торкунов, ректор МГИМО(У)


Россия не может и, видимо, в ближайшее время не сможет противопоставить адекватную военную силу в Евразии США и Китаю. Не только технологические и экономические, но и демографические потенциалы несоизмеримы. Поэтому даже пытаться создать видимость военного равновесия в Евразии бессмысленно.

Если согласиться с этим тезисом, то сказанное означает, что России предстоит параллельно развивать три направления в единой евразийской политике:

Во-первых, опережающими темпами развивать свои восточные регионы и наращивать их экономический, демографический и военный потенциал.

Во-вторых, развивать сотрудничество и союзы по всем евразийским направлениям - от европейского до центральноазиатского и дальневосточного, создавать новые формы экономической, политической и военной интеграции.

В-третьих, не бояться использовать по отношению к своим партнерам и союзникам инструменты влияния с целью заставить их определиться со своим выбором. Сегодня "гибкая", "прагматическая" и "разновекторная" политика себя во многом исчерпала. Многие государства пытаются одновременно выстраивать взаимовыгодные отношения с разными полюсами силы в Евразии и АТР - США, Китаем, Россией и исламскими странами, - нанося в действительности нередко прямой ущерб отношениям с Россией. К сожалению, как метко заметил бывший грузинский дипломат Г. Чилашвили, сегодня "выглядит это так: Киргизия и Таджикистан просят у России денег, иногда получают их, а потом бегут к туркам за очередным "траншем"[3].

Необходимо определить допустимые границы такой "гибкости" для целого ряда стран - от Украины и Киргизии до Вьетнама и Сербии. Так, "гибкость" Украина по отношению к ТС и Евросоюзу может дорого обойтись российской экономике, а тем более политике. И, наоборот, давление, предпринятое Россией на Украину в 2013 году, может привести к сокращению ее экспорта в нашу страну за второе полугодие с 8,5 млрд до 6,0 млрд долл.[4]

Война, военные конфликты и военное соперничество в Евразии очевидно становятся все более и более реальными. Поэтому России, которая абсолютно не заинтересована в дальнейшем развитии этих процессов, необходимо предпринять соответствующие меры для обеспечения своих национальных интересов в АТР и Евразии. Притом понимании что ресурсы - политических, экономических, военных - крайне ограничены. Очевидно, что при таких условиях на первый план выходят политико-дипломатические и иные инструменты внешней политики, хотя - важно подчеркнуть - в соответствии с имеющимися реальными возможностями необходимо не упускать из виду и военный компонент. Особенно ВТС и научно-техническое сотрудничество.

Главной угрозой безопасности России в Евразии является стремление США превратить военную силу в "используемый" инструмент их внешней политики как на региональных, так и на глобальном уровне. Причем эта угроза теперь может возникнуть не только с западного и южного, но и дальневосточного и арктического направлений. Последние десятилетия продемонстрировали, что там, где это нужно и возможно, в частности, в Афганистане, Иране, Югославии, США активно и эффективно используют свою военную силу союзников по НАТО. Похоже, что США делают на нее ставку и на евразийском направлении, прежде всего в Центральной Азии и, возможно, на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, - регионах, объявленными приоритетами внешней политики США. Но, подчеркну, возникает и угроза с севера, прежде всего от ВМС США.

Необходимо признать, что в период "холодной войны" и после ее окончания существовали объективные сдерживающие факторы, прежде всего, военно-стратегический паритет, который делал такую возможность опасной и в силу этого даже малореальной. Такая ситуация никогда и в никакие периоды после Второй Мировой войны не устаивала США, которые пытались все эти десятилетия не допустить подобного равновесия за счет наращивания военно-технического превосходства.

_____________

[1] Бордюжа Н. Россия упростит продажу оружия союзникам // Известия. 2012. 21 июня. С. 3.

[2] Торкунов А.В. По дороге в будущее. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 96.

[3] Чилашвили Г. Османская противоракетная империя / Эл. ресурс: "Военное обозрение". 2013. 14 августа / http://topwar.ru/

[4] Вислогузов В., Ментюкова С. Политика есть искусство таможенного // Коммерсант. 2013. 15 августа. С. 1.



Док. 665122
Перв. публик.: 08.09.13
Последн. ред.: 09.09.13
Число обращений: 0

  • Подберезкина Ольга Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``