В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Инфляция и коррупция Назад
Владимир Андрианов: Инфляция и коррупция
На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление оказывает пагубное влияние на деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая стабильное, эффективное функционирование власти.

Коррупция представляет собой реальную угрозу публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

По оценкам специалистов Мирового банка, ежегодный объем глобального рынка коррупционных услуг оценивается примерно в триллион долларов. По данным исследований, проводимых под эгидой ООН, 15% компаний в промышленно развитых странах участвуют в подкупе должностных лиц.

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стали важнейшей задачей мирового сообщества и практически каждого современного государства, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.

Очевидно, что между инфляцией и коррупцией есть как прямые, так и косвенные связи. Проведенные исследования показывают, что коррупция влияет на все виды инфляции - административную, инфляцию издержек, инфляцию спирали роста цен и зарплат и на инфляцию спроса.

В частности, естественные монополии, а также занимающие доминирующее положение на своих рынках через подкуп чиновников лоббируют повышение тарифов на свои услуги, таким образом провоцируя административную инфляцию.

В свою очередь значительные затраты на подкуп чиновников, становятся важной составной частью общих издержек производства, что соответственно ведет к росту цен на многие виды товаров и услуг, подпитывая инфляцию издержек.

Как было наглядно показано в предыдущих главах работы в периоды супергиперинфляции, гиперинфляции происходит значительное снижение роста реальных доходов населения, происходит расслоение общества, усиливается социально-политическая напряженность и нестабильность в обществе.

Национальная валюта перестает выполнять функции меры стоимости и средства обращения, расцветает коррупция, причем взятки, как правило, берут и требуют в иностранной валюте.

Государство вынуждено повышать заработную плату, что в свою очередь провоцирует очередной виток роста потребительских цен и порождает инфляцию роста цен и зарплат.

В свое время на связь между инфляцией и коррупцией, недобросовестной конкуренцией и ростом числа олигархов и миллиардеров обращал внимание известный французский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1988 г.) Морис Алле, который ряд своих работ посвятил непосредственно исследованиям в области денежной динамики.

В одном из основных своих трудов "Налог на капитал и денежная реформа", анализируя процесс инфляции и кредитный механизм, он писал: - "Эта система (имеется в виду инфляция), приводящая к гигантскому ограблению одних другими, опирается в своей основе на обман и мистификацию... Как и в любой период ускоренной инфляции в прошлом, развивался нездоровый капитализм; возникли скандальные состояния, чаще всего в силу сговора плутократии, политократии и технократии".

Следует отметить, что в настоящее время самой авторитетной организацией, изучающей проявление коррупции в различных странах мира является "Транспэренси Интернэшнл". Ежегодно эта организация публикует индекс и рейтинг стран по уровню восприятия коррупции.

Согласно данному индексу в период с 2000 по 2012 гг. наиболее коррумпированными странами мира являлись Зимбабве, Нигерия, Боливия, Колумбия, Пакистан, Мексика, Индонезия, Индия, Аргентина, КНР, Бангладеш, Гаити, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Ирак, Мьянма.

Как показывает официальная статистика, практически все эти страны характеризовались не только высоким уровнем коррупции, но и высоким уровнем инфляции.

Наиболее показателен пример некогда процветающей африканской страны Зимбабве - бывшая британская колония Южная Родезия. В 2003 г. среди 133 обследованных стран мира по уровню восприятия коррупции Зимбабве занимала 130 место. В этом году в стране была зафиксирована гиперинфляция, уровень которой достиг 365%

В 2008 г. среди 180 обследованных стран мира Зимбабве по уровню восприятия коррупции Зимбабве была уже на последнем месте. При этом гиперинфляция переросла в супергиперинфляцию, уровень которой составил фантастическую величину - 2 200 000 % годовых. В середине 2009 г. - инфляция увеличилась до 230 000 000 процентов в год! Страна оставалась одной из наиболее коррумпированных в мире.

Анализ практики противодействия коррупции в отдельных странах показал, что для успешной борьбы с коррупцией необходимы следующие предпосылки и условия:

- политическая воля руководителей государства и последовательность в реализации антикоррупционной политики;
- общественный антикоррупционный консенсус;
- утвержденная национальная стратегия противодействия коррупции;
- законодательная база по борьбе с коррупцией, соответствующая международным нормам;
- неотвратимость наказания за коррупционные деяния;
- специализированный государственный орган, ответственный за борьбу с коррупцией;
- гласность и прозрачность в борьбе с коррупцией.
- изменение менталитета государственных служащих, бизнесменов и простых граждан, формирование атмосферы нетерпимости к взяточникам на всех уровнях.

Ключевым элементом преодоления коррупции является политическая воля руководства страны. Если государство в лице представителей высших руководящих органов будет не на словах, а на деле заинтересовано в борьбе с коррупцией, то сокращение ее масштабов, а впоследствии и возможное искоренение, как показывает опыт отдельных стран, трудная, но решаемая задача.

Однако даже наличия политической воли руководителей государства недостаточно. Победить коррупцию невозможно без антикоррупционного консенсуса в обществе.

Пока власть, общественные и политические организации, институты гражданского общества, средства массовой информации единым фронтом не объявят войну коррупции, надеяться на положительный результат бессмысленно.

В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия, когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по морально-этическим соображениям. Чиновник должен понимать, что, преступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии и других привилегий государственных служащих.

Далее необходимы разработка и принятие Национальной стратегии противодействия коррупции, в которой были бы сформулированы основные принципы, задачи и механизмы противодействия коррупции.

В различных странах стратегия имеет свои национальные особенности, но в целом она представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, реализуемую федеральными и иными органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Меры по реализации национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Кроме Национальной стратегии противодействия коррупции в номативно-правовую базу должен входить специальный закон о борьбе с коррупцией, а после его принятия - соответствующие изменения в национальное законодательство. Во многих странах правила поведения чиновников регулируются кодексом этики для государственных служащих.

Очевидно, коррупцию невозможно задушить изменениями законов. Никакие самые совершенные законы, стратегии и планы не искоренят коррупцию, если не изменится мышление людей, не будет сформировано современное активное правосознание граждан.

Как показывает мировая практика, эффективная борьба с коррупцией невозможна без специального государственного органа с широкими полномочиями по противодействию коррупции, закрепленными законодательными актами.

В частности, такими органами в системе исполнительной власти Сингапура является Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), в Гонконге - Независимая комиссия против коррупции (НКБК), в Китае - Государственное управление по предупреждению коррупции, в Республике Корея - Комитет по борьбе с коррупцией (КБК), в Италии в антикоррупционном ведомстве работает более 3 тыс. человек.

Многие из указанных органов законодательно были наделены чрезвычайными полномочиями - от несанкционированных выемок любых документов до применения моратория на принцип презумпции невиновности в отношении подозреваемых. Некоторым специализированным органам были делегированы карательные функции.

Работа антикоррупционного ведомства с самого начала должна быть гласной и прозрачной. Успехи в борьбе с коррупцией необходимо регулярно освещать в средствах массовой информации. Могут быть разработаны и реализованы специальные государственные программы информационного обеспечения противодействия коррупции.

В результате в обществе должно сложиться устойчивое неприятие и осуждение этого негативного явления, должно быть разрушено устоявшееся представление большей части населения о том, что коррупция будет существовать вечно.

Известный американский государственный и политический деятель, ученый и дипломат, один из авторов Декларации независимости США Бенджамин Франклин (1706-1790) более двух веков назад понимал важность "прозрачности" в искоренении коррупции. По его словам: "Солнечный свет - самый лучший дезинфектор". Именно прозрачность, как вакцина, позволит одолеть инфекцию, заражающую все общество, оздоровить его и возродить государственность".

Важный аспект борьбы с коррупцией социально-психологический. Дает и берет взятку конкретный человек, который имеет свои взгляды на жизнь, свои ценностные ориентиры, свою философию, понятия о нравственности и морали.

Поэтому честность и порядочность - характеристика личностная, субъективная, которая зависит от воспитания, от тех ценностей и идеологии, которые культивирует государство.

В государстве, где проповедуется культ насилия, потребления, где основными героями являются бандиты, олигархи, продажные чиновники и проститутки, о духовных ценностях говорить не приходится, для коррупции это самая благодатная почва.

Важным направлением противодействия коррупции является повышение эффективности государственного управления, которое, в свою очередь, во многом зависит от таких понятий, как политическая стабильность, степень бюрократизации государственной власти, способность государства контролировать коррупцию, качество предоставления государственных услуг населению, приоритет закона при принятии административных решений и др.

Проведенный анализ показал, что если страна имеет высокий показатель качества и эффективности государственного управления, то она, как правило, относится к числу наиболее благополучных стран в мировом рейтинге по противодействию коррупции.
К таким странам, прежде всего, относятся Финляндия, Швейцария, Дания, Сингапур, Швеция, Канада, Норвегия и др. Следует отметить, что большинство указанные страны имели очень низкий уровень инфляции, который в 2011 г. находился в диапазоне от 0,2 до 2,9 %.

Эти же страны по версии американского журнала "Ньюсвик" в 2010 г. были признаны "лучшими странами мира", а согласно опросам мирового агентства "Гэллап" именно в этих странах живут самые счастливые люди.

Таким образом, очевидна существует устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость между эффективностью государственного управления, инфляцией, качеством жизни и масштабами распространения коррупции.

Инфляция и коррупция в России

После распада Советского Союза в 90-е годы прошлого столетия, когда начались так называемые рыночные реформы, масштабы инфляции и коррупции в современной России росли в геометрической прогрессии и приобрели угрожающие масштабы.

Именно в тот период начались процессы сращивания власти с бандитскими и мафиозными структурами, формирование олигархического капитала - самой благодатной почвы для расцвета коррупции.

Так называемые "назначенные олигархи" оказывали сильное влияние на исполнительную и законодательную власть. Сложившуюся ситуацию с точки зрения форм проявления коррупции можно охарактеризовать как фактическое "пленение государства".

Наличие широкомасштабной коррупции свидетельствует о той или иной степени дисфункциональности экономики, т.е. о серьезном нарушении основных функций органов государственной власти и системы управления экономическими процессами.

Определенная связь между уровнем коррупции и инфляции прослеживается и в России. В частности, в 1992 гг. среди 54 обследованных стран мира по уровню восприятия коррупции Россия занимала 41 место.

В этом же году в стране была зафиксирована супергиперинфляция, уровень которой достиг 2508 %.

В 1993 г. уровень инфляции в России составлял 844 %, в 1994 г. - 215%, в 1995 г. - 131%. В эти годы Россия в рейтинге стран по уровню восприятия коррупции России находилась на одном из последних мест в мире.
В период с 2007 по 2010 гг. среди 180 обследованных стран мира по уровню восприятия коррупции Россия занимала соответственно 141, 147, 146 и 154 места.

В этот же период, уровень инфляции в стране был достаточно высок и составлял в 2007 г. - 11,9%, в 2007 г 13,3% в 2007 г 8,8 % в 2007 г 8,8%.
По оценкам специалистов, в России коррупционные издержки в некоторых видах производства и бизнеса составляют до 55%. Система откатов вошла в обычную практику.

В частности, в России во многих регионах в строительстве реальная стоимость земли под застройку значительно отличается от номинальной. Кроме того, взятки чиновникам на всевозможные разрешения на ведение строительных работ ведет к удорожанию себестоимости квадратного метра и соответственно к росту цен на жилье.

Очевидно, что нелегальные поборы и своеобразная дань налагаемая на бизнес не учитывается в бухгалтерии, однако отражается на рынке через рост издержек производства товаров и услуг и соответственно потребительских цен на них.

В настоящее время коррупция в России является одной из наиболее острых социально-экономических проблем. Коррупция превратилась в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям.

В современной России коррупция пронизывает все структуры исполнительной, законодательной и судебной власти. Коррупция в системе государственной службы России дискредитирует все проводимые экономические преобразования.

Процветает коррупция и на бытовом уровне, в том числе при оформлении и получении различных документов, при устройстве ребенка в детский сад, школу, при сдаче ЕГЭ и поступлении в высшее учебное заведение, в медицинских учреждениях, при общении с сотрудниками ГБДД и др.

Коррупция является одной из причин появления и функционирования теневой экономики, что привело к резкому увеличению имущественной дифференциации общества.

Коррупция ослабляет государство, не давая ему выполнять свои прямые обязанности по защите граждан. Неспособность государства охранять правопорядок создает вакуум, который заполняет организованная преступность, сращиваясь с правоохранительными органами.

Фактически правоохранительные органы не выполняют своих основных функций по защите граждан, пресечению и раскрытию преступлений. Они стали частью коррумпированных преступных группировок.

В условиях, когда государство самоустраняется от контрольных функций в регулированиии экономических процессов, коррупция становится реальной угрозой национальной безопасности страны.

По общепризнанному индикатору определения масштабов распространения коррупции - индексу восприятия коррупции Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира, что негативно влияет на имидж страны на мировой арене.

Анализ основным мер по противодействию коррупции в современной России, с учетом мировой практики, показал, что они имеет свои национальные особенности и мало эффективны.

В частности, что касается наличия политической воли высших руководителей государства противодействовать коррупции, следует отметить, что начиная с так называемых экономических реформ 90-х годов прошлого столетия, такая воля у руководства нашей страны и его ближайшего окружения фактически отсутствует.

Весьма показательна в этом отношении история с разработкой и принятием в современной России закона "О борьбе с коррупцией". Верховный Совет РФ в период с 1993-1997 гг. подготовил несколько вариантов закона "О борьбе с коррупцией", которые были одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ, однако так и не были подписаны Президентом РФ Б. Ельциным до окончания срока его полномочий как главы государства и, соответственно, не вступили в силу.

В период двух сроков президентства В. Путина кроме деклараций о необходимости противодействия коррупции и создания декоративных комиссий по противодействию коррупции практических шагов в этом направлении не предпринималось. Скандальное дело компании "Юкос" имеет ярко выраженный политический окрас и больше похоже на передел собственности, чем на борьбу с коррупцией.

Бывший Президент России Д. Медведев впервые официально заявил о необходимости разработки и принятии комплексного плана по борьбе с коррупцией в феврале 2008 г. на экономическом форуме в Красноярске, будучи Первым заместителем Председателя Правительства РФ и кандидатом в Президенты России.

После избрания Президентом РФ Д. Медведев подписал Указ об утверждении Национального плана противодействия коррупции, который в частности обязывал органы законодательной власти доработать и в кратчайшие сроки принять злополучный Федеральный закон "О противодействии коррупции".

В конце концов, после почти семнадцатилетнего обсуждения на различных уровнях в новой редакции закон был все таки принят и вступил в силу 25 декабря 2008 г.

В связи с принятием закона " О противодействии коррупции" был подготовлен Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности, в 2009 г. вступил в силу Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно-правовых актов".

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, и в соответствии с международными обязательствами России в 2010 г. была подготовлена и утверждена Национальная стратегии противодействия коррупции.

Таким образом, можно констатировать, что с принятием указанных документов в Российской Федерации в основном сформирована нормативно-правовая база противодействия коррупции в целом соответствующая международным нормам.

Однако следует отметить, что в России по состоянию на конец 2010 г. так и не были учтены требования международных организаций по противодействию коррупции, в том числе:
- не были созданы административные суды для обжалования действий властей;
- не сокращен список лиц, имеющих иммунитет от уголовных преследований;
- не введена конфискация имущества по коррупционным делам;
- не введен запрет на подарки для чиновников;
- в российское законодательство так и не включен пункт "незаконное обогащение";
- чиновников не обязали предоставлять декларацию о расходах;
- разработан, но не принят кодекс этики для государственных служащих.

До сих пор в России не создан специализированный государственный орган, ответственный за борьбу с коррупцией, что значительно снижает эффективность противодействия коррупции.

Очевидно, что с использованием лишь карательных мер с коррупцией не справиться, поскольку это серьезная социальная проблема, которую можно решить лишь системными мерами и мобилизацией всех слоев общества на борьбу с этим злом.

Без общественной инициативы и гражданского контроля снизить масштабы коррупции в России не удастся. В современной России дееспособность институтов гражданского общества, объявивших своими целями борьбу с коррупцией, за редким исключением, мало эффективна.

Отдельные неправительственные организации антикоррупционной направленности либо вовлечены в процесс противоборства различных групп влияния, в том числе олигархических, и используются ими как средства давления на конкурентов, либо занимаются собственным бизнесом, не имеющим ничего общего с противодействием коррупции.

Достаточно широко распространенное пренебрежительное отношение к общественным институтам со стороны правоохранительных органов не способствует вовлечению общественности в реальный механизм антикоррупционного противодействия, побуждает их к имитации деятельности, путем организации пиарных компаний.

Таким образом, до сих пор в России не сформировался общественный антикоррупционный консенсус между властью, национальными элитами и гражданским обществом.

Хотя в последние годы значительно повысилась гласность и прозрачность в борьбе с коррупцией, тем не менее, активная гражданская позиция журналиста, нередко вызывает мощное противодействие коррупционеров. С целью скомпрометировать или каким-либо иным способом нейтрализовать журналиста используются самые грязные методы.

Не получила широкого распространения практика журналистских расследований. Зачастую "независимые антикоррупционные расследования" носят заказной характер, осуществляемых на средства финансово-промышленных и иных групп влияния, призванных разоблачить или очернить экономических или политических конкурентов.

Тем не менее, если судить по количеству публикаций в СМИ, борьба с коррупцией в России идет достаточно активно. Однако реальные факты говорят об обратном. Специалисты Научного центра противодействия коррупции НИИ Российской правовой академии (РПА) при Министерстве юстиции, проанализировав данные криминальной и судебной статистики, о количестве преступлений, связанных с коррупцией и наказаниями за них, пришли к выводу, что реального усиления борьбы с коррупцией в России не наблюдается.

Борьба с коррупцией в России превратилась фактически в один из методов передела административного и коррупционного рынка.

Таким образом, несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры, коррупция по-прежнему в России серьезно затрудняет нормальное функционирование всех государственных и общественных и институтов.

Коррупция препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений. Вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным органам власти.

Выдающийся итальянский мыслитель, писатель и политический деятель Николо Макиавелли (1469-1527) коррупцию сравнивал с болезнью, например, чахоткой: "Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государства. Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет" (выд. автора).

Описанная аллегория удивительным образом напоминает ситуацию в современной России. Очевидно, что побороть коррупцию в ближайшее время в России вряд ли удастся, однако необходимо хотя бы уменьшить масштабы ее проявления и мобилизовать общество на борьбу с этим злом.

Эффективно противодействовать коррупции можно только системными методами, постепенно вытесняя коррупционные схемы из политической и общественной жизни, экономики и сферы управления.

Самая сложная задача это изменения менталитета в широких слоях общества без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.

Успех в противодействии коррупции во многом зависит от того, насколько высшие лидеры страны, региональные руководители, руководители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти отождествляют себя с обществом, насколько они готовы мыслить и действовать в категориях общественного блага и личного примера, насколько они способны на самоотверженность и самопожертвование.

Очевидно, что начинать нужно с себя, однако большинство нынешних руководителей и высокопоставленных чиновников во всех ветвях вертикали власти современной России сами замешаны в коррупционных скандалах и не готовы на такие перемены. Очевидно, что сами коррупционеры не могут победить коррупцию.

Владимир Андрианов
Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка. Доктор экономических наук, профессор.

Полный текст также в приложении

Док. 665081
Опублик.: 06.09.13
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``