В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: `I hаvе а drеаm` : о том, о чем не мечтал Мартин Лютер Кинг ... Назад
Надежда Брестовицкая: `I hаvе а drеаm` : о том, о чем не мечтал Мартин Лютер Кинг ...
Мир замер, напряженно ожидая 9 сентября - дня возвращения Конгресса США после летних каникул. 31 августа начался обратный отсчет. Причина - решение лауреата Нобелевской премии мира Б. Обамы начать очередную агрессию. Теперь против Сирии. К миру или войне приближает каждый уходящий день? Поддержат ли сенаторы президента?
Решение главы Белого дома было озвучено через пятьдесят лет и три дня после знаменитой речи "У меня есть мечта" Мартина Лютера Кинга, произнесенной 28 августа 1963 г., полувековой юбилей которой отмечала Америка вместе с президентом.
Мог ли борец за права афроамериканцев мечтать о том, что Америка с ликованием выберет чернокожего президента? Мог ли мечтать, что ему будет вручена Нобелевская премия мира? Хотел ли мечтать, что он начнет войну против Ливии? Хотел ли мечтать о том, что человечество с изумлением будет слушать его призывы к очередной агрессии?
Конечно, нет.
Как известно, эту речь Мартина Лютера Кинга отнесли к речам, которые изменили мир.
Но мир не изменился. В чем же причина?
Обратимся к истории.

Истоки возникновения института власти

Институт власти, как и прочие социальные институты, оформился в результате естественного процесса разделения труда. Конечно, в эпоху древнейших цивилизаций этот институт не был похож на современные аналоги. Особый интерес, в названном контексте, представляет религия, т.к. именно религия была древнейшим институтом власти, ответственным за накопление, сохранение и передачу знания об апробированном поколениями социальном опыте, на основе которого складывались нормы общежития, составившие фонд морально-этических норм человечества . Таким образом, институт религии появился не просто как институт веры, но веры в знание. Об этом свидетельствуют исследования антиковедов.

Царь или бог?

Ученые обратили внимание на выделение среди древнейших служащих главного, получившего титул wa-na-ka, в переводе С.Я. Лурье - "божественный царь". Исследователь подчеркивал: "Надписей, в которых упоминается "царь", очень мало". Его коллега В.В. Иванов заметил, что "в значительном числе этот термин предполагает перевод не царь, а бог". Противоречивость значений перевода титула свидетельствует о признании общественной значимости ванаки, подтверждаемого и упомянутыми фактами погребений.
Истоки мифа о "божественной" природе власти
Перманентные, но безуспешные попытки реанимации монархической идеи опираются на миф о божественной природе власти монарха. Казалось бы, проблема перевода оправдывает этот миф. Однако более поздний, нежели пилосские и кносские дворцы, памятник культуры, каковым является созданный древними греками божественный Олимп, свидетельствует об уверенности древних в божественном происхождении представителей всех ремесел, непременно имевших бессмертного покровителя среди обитателей Олимпа. Как известно, среди олимпийцев не было праздных. Каждый принимал участие в семейном деле - сохранении космоса. Признание в качестве верховного бога хранителя обычая и гаранта справедливости, ответственного за сохранение космоса, вернее всего отражает назначение социальной функции смертного носителя этого титула - хранителя знания.

Власть - институт, ответственный за мир

Дилемма войны и мира, столь остро стоящая перед президентом Обамой, не была известна древнейшим цивилизациям, осознающим реальность угрозы гибели от произвола природных стихий. Этим и объясняется отмеченное специалистами отсутствие в искусстве древнейших цивилизаций таких принятых в качестве традиционных мужских тем, как темы войны и охоты. Это позволяет сделать вывод об отсутствии у власти микенского общества не только привычных из опыта последующих эпох признаков склонностей к самолюбованию и самовозвеличиванию, но и, казалось бы, не менее обязательных - воинственности и агрессии.
Сохранившееся культурное наследие особенно важно для понимания характера древнейшего института власти, об эффективности которого слишком очевидно свидетельствуют достижения, по сей день вызывающие восхищение потомков. Упорные, но безуспешные поиски ликов царей древнейших цивилизаций, о величии которых, казалось бы, столь убедительно свидетельствуют великолепные дворцы, не заставили специалистов задуматься ни о причинах возникновения института власти, ни о возможности и причинах принципиальных изменений этого института в процессе эволюции. Общее сожаление выразил Ю.В. Андреев: " .. До нас не дошло ни одного надежно идентифицированного изображения "царствующей особы" ..
Система устоявшихся стереотипов не позволила ученым заметить очевидное - принципиальное отличие характера власти в ту далекую эпоху, что подтверждается документами, на которые ссылается Ю.В. Андреев: "Едва ли случайно, что в минойских архивных документах так называемый "ванака" почти не выделен среди других функционеров дворцовой администрации...Личность главы государства как - будто навсегда исчезает из поля дворцовых художников, перестает привлекать их внимание, что производит достаточно странное впечатление, если вспомнить о кносских царских усыпальницах этого времени" . Далее исследователь признает: "Остается предположить, что, также как дворцы и цитадели, эти величественные сооружения были призваны воплощать не столько личную значимость погребенного в каждой из них ванаки, сколько безличную мощь всего стоящего за ним государства" .

Власть знания и власть мнения

Обращение к истокам древнегреческой цивилизации позволило сделать вывод, что демократическая традиция античного полиса явилась результатом качественных изменений в концепции власти . Власть из института, ответственного за сохранения знания об апробированном поколениями опыте выживания, превращается в институт, заинтересованный ради сохранения собственного социального статуса в созданий условий перманентной угрозы миру. Знание о социальном опыте - непременного условия социального прогресса, превращается в источник доказательной базы политических спекуляций, необходимых для удержания или захвата власти.
Таким образом, в результате длительной эволюции власть знания превращается во власть мнения. Современные реалии подтверждают сохранение традиции беспощадной эксплуатации технологий манипуляции массовым общественным сознанием ради создания мнения. Отсутствие церемоний в выборе средств достижения собственных политических целей подтверждается и сфабрикованными разведданными перед нападением на Ирак, и информационной войной до и после нападения на Ливию. Поэтому, как бы ни был Б.Обама утомлен войной, он вынужден следовать правилам системы, на которые автоматически подписался, став президентом США. Он просто обязан подтверждать собственную силу и решимость...как глава могущественного государства.
Выводы
Выбор народом США чернокожего главы Белого дома свидетельствует о тех изменениях, которые произошли за полвека после знаменитой речи Мартина Лютера Кинга. Однако эти изменения оказались бессильны перед изменением характера власти, о котором так искренне мечтал борец за права афроамериканцев. На эти изменения, к сожалению, потребуется больше времени. А для начала...у Конгресса есть возможность реализовать шанс помочь своему президенту сделать то, что называется хорошей миной при плохой игре, проголосовав против решения главы государства, который, конечно, в полном соответствии с требованием демократии, будет вынужден подчиниться воле большинства представителей американского народа. Одновременно будет спасены и честь президента, и честь страны.
__________________________________________________________

Речи, которые изменили мир. Мартин Лютер Кинг У меня есть мечта Мартин Лютер Кинг произнёс эту речь 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. Это был важнейший момент Американского движения за гражданские права 1955-1968 годов. lexandrakazakevich.com>...rechi...martin-lyuter-king...

Обама: дело Мартина Лютера Кинга не завершено - YouTube
29 августа 2013Выступление Обамы завершило празднования 50-летнего юбилея знаменитой речи борца за права человека Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта", которую он произнёс во время многотысячного марша на столицу. youtube.com>watch?v=mlU8oDepHfo

См. подробнее: Брестовицкая Н.М. Теоретические и социокультурные основания возникновения проблемы свободы слова в европейской традиции. Автореф. на соискание ученой степени доктора философ. наук. СПбГУ,. 2006.

Лурье С.Я. Язык и культура микенской Греции. М., 1957.С.11.
Там же. С. 215.

Иванов В.В. Микенское греческое wa-na-ka и его индоевропейские соответствия // Балканский лингвистический сборник. М., 1977. С. 165.

См: Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2006; Власть...и творчество: к проблеме истоков деградации института: http://viperson.ru/wind.php?ID=645828

Андреев Ю.В. Между Евразией и Европой ( к вопросу об исторической специфике микенской цивилизации // Вестник древней истории. 1995. N 2. С.107.

Андреев Ю.В. В ожидании "греческого чуда" (духовный мир микенского общества //

Вестник древней истории. 1993. N 4. С.29.

Андреев Ю.В. В ожидании "греческого чуда" (духовный мир микенского общества //
Вестник древней истории. 1993. N 4. С.29.

См. например: Надежда Брестовицкая: О том, в чем не признались древние греки потомкам...: некоторые суждения накануне XXIII Всемирного философского конгресса: http://viperson.ru/wind.php?ID=645828

См. подробнее: БрестовицкаяН. История и манипуляция общественным сознанием: о проблеме инновационного учебника1213. Борьба за историю продолжается...: о проблеме преемственности и сменяемости власти2844Плюрализм или единомыслие: о проблеме целостности в концепции образования демократического общества: http://viperson.ru/wind.php?ID=645828

Инвесткафе - Обама рассказал о больших и малых войнах, утомивших...
31 августа 2013Президент США Барак Обама в интервью USA Today рассказал, как он устал от больших и малых войн...
investcafe.ru>news/35490 копия е

Док. 664964
Опублик.: 04.09.13
Число обращений: 0

  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)
  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``