В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мельников: Агрессия моторов Назад
Алексей Мельников: Агрессия моторов
Возможно ли создание в Калуге дружелюбной и комфортной городской среды?



Возьмем нашу страну. Большому кораблю, как говорят, - большие парадоксы: народ - на убыль, теснотища - в рост. А вот в Голландии хитрее: земли - с кулак, а простор на улицах и в жилищах, говорят, немереный. Квартиры площадью менее 50 квадратов просто вычеркиваются из городской среды. Взамен сооружают более просторные. К чему тесниться?..

Калуга - тесный город. Всякий раз, выходя из здания редакции, теснюсь с наседающими со всех сторон машинами. Не буду утверждать, что они непременно хотят меня задавить, однако всякая дает понять, что я ей мешаю. Отнимаю часть городского пространства, определенную дольку асфальта, даже несколько глотков воздуха, который так необходим турбонаддувам и воздухозаборникам рыкающих со всех сторон моторов.

Я их понимаю. Но и они меня должны понять. Мы, калужские прохожие, не против существования моторов в принципе. Безусловно, коль их понаделали в таких масштабах, они должны на кого-то рычать. Отнимать у них это право было бы негуманно. Пусть тогда рычат друг на друга: не в городе, а - за...

Тут как-то по весне городская власть сделала признание: Калуга на втором месте в стране по автомобилизации. Впереди нас только японо-корейский Владивосток. Что делать? Ждать коллапса. Можно, правда, несколько скрасить это ожидание бросанием под ненасытные колеса все новых и новых городских пространств - нехай, мол, эти дьяволы железные подавятся. Власть даже изготовилась к такому жертвоприношению, как романтическая набережная вдоль Яченского "моря". Сбросить на нее этот зловонный четырехколесный поток и будь что будет...

В Калуге как-то не совсем получается с уютом. Вроде бы и городок небольшой, а нежности не хватает. Не ощущается локоть горожанина - только стальной бок его четырехколесной скорлупы. Попробуйте пройти пешком от одного конца города в другой. Попробовали? Ну как? Да, нынешняя Калуга не вполне рассчитана на то, что кроме машин в ней еще кто-то имеет право на существование. Только не пытайтесь проделать тот же эксперимент на велосипеде. Не советую. В велоседле ты в постоянном прицеле автомобильных видеорегистраторов.

Город практически закрыт для живого передвижения. Без него города, как правило, умирают. Отказать в доверии своим ногам - что может быть глупее? Сев в машины, мы отказали в доверии и городу тоже. Он чувствует себя обиженным. "Вам нужны от меня только парковки и гладкий асфальт? - недоумевает он. - Так мало?.." И разочарованно прячет от нас живое и доброе лицо - вот вам битый асфальт, вот вам автомобильные пробки. Как заказывали...

Садясь в машину и нажимая кнопку стеклоподъемника, мы извлекаем себя из жизни. Наверное, потому что ее недостаточно любим или просто боимся. В итоге создается целая вереница опустошенных, лишенных жизни объемов. Эти необитаемые "аэроинкогнито" начинены неуверенностью и страхом, пугающей пустотой. Из них трудно дозваться сочувствия или подмоги. Хотя геометрически они вполне могут соседствовать друг с другом и даже целоваться бамперами в часы пик...

Город явно переедает. От этого у него угарная отрыжка и закупорка автомобильных артерий. Становится малоподвижным при необычайно богатом арсенале быстрых авто. Итогом таких излишеств, как правило, становится коронарное шунтирование транспортных коммуникаций. По сути - муниципальная инвалидность. Единственное спасение - жестокая диета: никакого бензина, никакой солярки, никаких турбонаддувов.

Признаюсь честно: влюблен в новые калужские троллейбусы. Нет транспорта прекрасней! Хотя слово "транспорт" здесь явно не годится. Столь же уместно, скажем, называть бригантину "плавсредством". Это - не "средство", это - "цель", которая это самое "средство" оправдывает. Наделяет устойчивостью и чувством локтя, размыкает объемы и приближает даль. Город из нового троллейбуса видится немножко бархатным, сам же он с городских улиц смотрится настоящим кораблем. Мы - не Одесса, и морем бурным нам обзавестись пока не получилось, но корабли уже есть. Как правило, они приносят в гавань свежий воздух...

И вообще - зачем городу столько аптек? Единственное объяснение - хоть как-то приобщить людей к движению. За пилюлями надо одеться и дойти. Значит - совершить прогулку. Пройтись пешком, подышать воздухом, взглянуть на горожан. Досадно, что аптеки сейчас: раз - и доскочил. И к большинству из них легко припарковаться. Иначе прогулки были бы длинней, а нахождение в автомобильных пробках по пути к ним менее продолжительным.

Инвестиции в аптеки, парковки, шиномонтажи, автомобильный выезд на Яченскую набережную, в инфраструктуру новых автосборок не делают Калугу более дружелюбной и комфортной. Не возвращают город человеку, не прекращают краж у города его горожан, не препятствуют вытеснению человека из общественного пространства. Насущны ли в таком случае они? Полезны? Утверждают: да. Мол, все как надо - движемся вперед. Пожалуй, даже - едем. Точнее - нас везут. Еще точней - везут, не спрашивая. Опять же, попыхивая вполне удушливыми выхлопами "прогресса" отчуждения.

А так ли сложно обойтись без них, без "прогрессивных выхлопов", настроив город на лояльность к калужанам? На дружелюбие и комфорт? И инвестиции - смешные. Собственно, во что? В пешеходные и велосипедные дорожки. В идеальную белизну "зебры" на асфальте. Или - вообще в полную передачу центра города в безраздельное владение пешеходов, как, например, в Праге. А может быть - в муниципальный прокат велосипедов, как в Париже и Москве. В предупредительных и вежливых инспекторов ГИБДД. В аллеи, скверики, беседки. Здорово, что число их уже растет. Беда лишь в том, что живые городские пятнышки не исправляют общего впечатления о наличии в городе некоего оккупационного режима, поработившего калужан четырехколесной жандармерией.

Деньги на все про все - куда как небольшие. Ну разве что придется еще скинуться на пару-тройку бетонных плит, чтобы навсегда перегородить движение автомашин по самой романтической в городе Яченской набережной. Собственно, и все...

Алексей Мельников, Калуга.

Док. 664854
Опублик.: 02.09.13
Число обращений: 0

  • Мельников Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``