В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
К 170-летию со дня рождения `Верещагина` Назад
К 170-летию со дня рождения `Верещагина`
"Верещагин - явление, высоко поднимающее дух русского человека".
И.Н. Крамской

Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью, наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину...
К. Симонов

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) известен как крупнейший русский
живописец-баталист, художник мифической судьбы и легендарной славы.
Главное место в батальном жанре у него занимают сцены сражений и военных походов ("Подавление индийского восстания англичанами"; "Наполеон на Бородинском поле", "Конец Бородинской битвы", "Наполеон у Москвы", "В Кремле-пожар", "Война", "Атака", "Наполеон и маршал Ларистон", "С оружием в руках -расстрелять", "Отступление. Бегство на большой дороге").
Баталист Верещагин на этих полотнах стремится передать пафос и героику
войны. Он писал именно о жизненном процессе на войне со всеми её мучениями, терзаниями, жертвоприношениями,смелостью и дерзновением. Например, картина "После атаки. Перевалочный пункт под Плевной"(1881) обличает милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывает стойкость и мытарства простого солдата.
Верещагин был близок к передвижникам. Для современников и на Родине, и в Европе он "отчаянный революционер,порывающий с общепринятым в жизни и творчестве, выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он
даже значительнее, грандиознее, чем как талант". Его художественные интересы
и возможности размашисты и богаты, он выступает как портретист, архитектурный
видописец, пейзажист, жанрист и анималист.
О детстве и зрелости Верещагина стоит немного рассказать. Василий Васильевич родился в семье помещика в Череповце Вологодской губернии. Увлекался рисованием. По традиции семейного дворянства ему надлежало идти по военной линии. И мальчик начал изучать военные науки в Царскосельском кадетском корпусе. Далее учился в Морском корпусе, где уже в качестве унтер-офицера отдавался всецело русской военной истории, возвел в кумиры героев Полтавского и Бородинского сражений, буквально фетишизировал их. Благодаря упорному старанию в
учёбе он был назначен фельдфебелем гардемаринской выпускной роты Морского корпуса. Однако в 18 лет после блестящей сдачи выпускных экзаменов, к кошмару
родителей, к изумлению менторов, к шоку Морского ведомства, подал в отставку.
11 августа 1860 года Верещагина произвели в прапорщики ластовых экипажей.
В 1860 году Верещагин поступил в Академию художеств. Учился у А.Т.Маркова,
Ф.А.Моллера, А.Е.Бейдемана и вскоре в 1863 году ушёл из неё, не закончив курса
обучения. В 1863 году отправился на Кавказ в Тифлис, где пробыл около года. Затем в Париж, где в 1864-1865 годы учился и работал под руководством Жерома. Снова
в Закавказье (где продолжал писать с натуры), далее в Туркестан, в Самарканд, где
шла война. Он рисовал её и сам участвовал в сражении, за храбрость получил
Георгиевский крест (орден Святого Георгия 4-го класса), который для него считался,
по одному источнику, никчёмным, а по другому - великой гордостью.
В 1874 году Верещагину присвоили звание профессора Академии художеств,
но он отказался от него. Это как громом сразило всех.
Большинство туркестанских картин он написал в Мюнхене, где гражданской женой художника стала Элизабет Мария Фишер-Рид под именем Елизаветы Кондратьевны. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге после Лондона. Чтобы ознакомиться с ней, стояли громадные очереди у дверей. Посетил выставку и царь Александр Второй. Затем Верещагин с женой уехали в Индию, где художник провёл два года и сделал сотни эскизов. Потом отправился в Париж. В начале русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он срочно выехал в действующую армию, где был причислен к казачьей дивизии генерала Скобелева и вскоре получил нешуточное ранение.
После войны он ездил в Болгарию,посещал место под Плевной и Шипку. В конце войны Василий Васильевич Верещагин был представлен к награждению
"золотой шпагой", однако от награды решительно отказался. Возвратившись оттуда, Василий Васильевич создал картины балканской серии ("Перед атакой", "Атака", "Транспорт раненых"), где отражены отвага, доблесть, героизм русских солдат.
Художник работал по 12 часов в сутки безостановочно.
В 1882-1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и Пакистан, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 году - США и Кубу.
Верещагин с успехом демонстрировал свои картины на персональных выставках
в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью- Йорке и др. Они пользовались потрясающим успехом, триумфом.
С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвящённых Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы - "показать в картинах 1812 года
великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм
в борьбе с врагом". Он сумел выразить освободительный, народный характер
войны, развенчать Наполеона, лишить его "пьедестала героя, на который он вознесен". Верещагин - автор двух книг о войне 1812 года, в которых высказал свой взгляд на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения,пожар Москвы и др.
Художник-новатор Верещагин отверг академические каноны батальной живописи с их парадной условностью, в своих полотнах обличал войну как мировое зло
("Апофеоз войны", 1871-1872 гг.).
Верещагин часто ездит по России, рисует Кремль. Летом 1894 года он с семьей
путешествует по Пинеге, Северной Двине,Белому морю и посещает Соловки. В этот
период он разошёлся с Елизаветой Кондратьевной. Любовь к другой женщине он
нашёл в Америке на своей выставке, женился на Лидии Васильевне Андреевской.
Она родила ему детей и стала верным другом, сносившим все тяготы художника.
Другом, сносившим все тяготы художника.
Семья Верещагина переехала жить под Москву, в Нижние Котлы.
Авторитет Верещагина - "борца с вой-
ной" - у мировой общественности был таков, что в 1901 году его кандидатура была
выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.
Василий Васильевич Верещагин полон творческих планов и в то же время претерпевает безграничную утомлённость от жизни. "Я просто нервно болен от своих картин и выставок, правда!" - признаётся он в 1901 году близкому другу.
В 1903 году Верещагин отправился в Японию. 31 марта 1904 года он погиб во время рисования на мостике броненосца "Петропавловск" под Порт-Артуром при взрыве на мине. Там же погиб адмирал Макаров.
Верещагин оставил ряд незавершённых картин ("Наполеон при Березине"),этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины "Занятие Смоленска", "Канун Бородинской битвы", "Совет в Филях" и др. (замысел не осуществлен).
Впечатления от его поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
В батальных картинах на темы войны в Туркестане, на Балканах, Отечественной
войны 1812 с бездонной напряжённостью раскрывается изнанка ратного труда, испод брани.
Пламя дара Божьего в его лучших картинах и "ныне воздействует на душу...".

Владимир ГУСЕВ,
член Союза журналистов России,
член Российского Общества
историков-архивистов

газета "Астраханская правда" N36 (914),13.09.2012.Астрахань

Док. 664813
Опублик.: 01.09.13
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``