В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИЗ ИСТОРИИ ГЛУХИХ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ: ПРИЗРЕНИЕ И ПРАВОСЛАВИЕ (черновик 2002-2003 годов) Назад
ИЗ ИСТОРИИ ГЛУХИХ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ: ПРИЗРЕНИЕ И ПРАВОСЛАВИЕ (черновик 2002-2003 годов)
Литература о призрении и православии глухонемых Астраханского края не столь многочисленна, особенно это касается древнейших времен. Хотя следует отметить имеющиеся Отчеты Астраханского Благотворительного Общества с 1892 года по 1915, и то не все. История же глухих края до сих пор еще не стала предметом специального исследования или долгое время оставалась в забвении, подобно истории других социально-лингвистических меньшинств, хотя имеет полное право быть частью всеобщей истории. Она в "Истории Астраханского края" оказалась белой полосой. Имеющиеся же источники позволяют представить картину исторического развития глухонемых в основных чертах на территории нашего края.

Когда появился первый глухонемой?

Глухонемота существует, несомненно, столько же лет, сколько параллельно идет человечество. Пантомимическая речь возникла и развивалась дотоле, чем звуковая. Жестовый язык являлся самым первым просвещением в первобытном праязыке. Самые ранние упоминания о глухоте и глухих имеются в литературе древних египтян XIII в. до н. э., в китайской книге "Даодэцзин" (ок. 468-376 гг. до н. э.), в индийском издании "Творение" из "Брахман" (после VIII в. до н. э.), в индийской пальцевой йоге, в хурритской "Песне об Улликуме", в трудах Аристотеля, Гиппократа, Платона, Соломона, в древнеримской "Естественной истории" (I в. до н. э.) и, конечно, в Библии.

Сколько глухонемых в древности и в наши дни?

История глухих началась как фактор всеобщего значения с момента зарождения человечества и общечеловеческой культуры. По моему специальному подсчету, в 8000 году до н. э. на земном шаре насчитывалось около 6 тыс. глухонемых, в первом году н. э. - 255 тыс., а к 1600 их число возросло до полумиллиона. В середине XVI века в России - около 10 тыс. глухонемых. В Астрахани в 1720 году проживало 166 глухонемых душ посадского населения.
В 1898 году в мире проживало уже 1,6 млн. глухонемых, а в Астраханской губернии - 966 на 1897 год. В период между 40.000 годом до н. э. и 1990 годом н. э. во всем мире умерло 60 млн. глухонемых, что в 10 раз больше общего числа живущих ныне глухих. Каждый час на Земле рождается 9 глухих детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, в каждой стране примерно 6% ее населения страдают нарушениями слуха. Исходя из этого, в нашей области насчитывалось более 62 тысяч астраханцев с различными дефектами слуха и речи. На учете в областной организации Общества глухих состоит 1081 член при общей численности 1561 гражданин с нарушениями слуха. В самом деле, глухонемота - это "один из величайших бичей человеческого общества", - говорил Н.М. Лаговский, подчеркнув, что "страдания, на которые жизнь обрекла глухонемых, волею судьбы лишенных самых ценных даров человеческой природы - речи и слуха, несомненно, заслуживают особого сожаления и участия...>> Это имя ученого сурдопедагога было присвоено Астраханскому клубу глухонемых в 1926 году.

Глухонемые - "достояние всех времён и всех стран"

Поскольку глухонемые были "достоянием всех времен и всех стран", как писала газета "Астраханский справочный листок" (N 18, 20, 24, 1887), то я отношу Историю глухих Астраханского края к периоду освоения человеком прикаспийских степей в Харабалинском районе между XII и X тысячелетиями до н. э., хотя первая стоянка человека на Нижней Волге произошла еще 70 тыс. лет назад.
В период первобытно-общинного строя глухонемые в какую-либо категорию не выделялись и при захоронении пользовались равными обычаями среди таких древних племен, как ямные, катакомбные, срубные, савроматы, сарматы, гунны, печенеги, половцы, саксины...

Глухонемые и хазарский каганат

Еще в феодальном государстве хазары проявили чувство человеколюбивого отношения к слабым и убогим, сопричастность глухим, немым и слепым.
Это косвенное отражение нашлось и в сборнике церковных и светских законов Руси "Кормчие книги": "....Да возьмут на себя мирских вещей попечение... немоглухих управляти и не дать в руце обидящих стяжатие их", "Аще кто из клира глухому или слепому посмеется, да будет отлучен. Такожде и мирянин", "Глухонемой же и слепой да не будет Епископ, не аки бы осквернен был, но да будет препятствие в делах церковных".
Вместе с христианством на Русь пришло Византийское право, на котором сказалось положение глухонемых в Хазарском царстве и в котором об отношении к глухонемым было высказано положение в духе человеколюбия и милостивого отношения к убогим. Это право еще обязывало церкви и монастыри привлекать широкие массы к участию в призрении, а самих глухонемых не исключать из участия в общественной жизни.
Между тем среди хазар в 856 году христианское учение проповедовали болгаро-византийские просветители Солунские - братья Кирилл и Мефодий. Благодаря Православию они создали кириллицы и глаголицы, а до этого в славянских языках уже существовали слова "Бог, душа, свет, рай, грех...>> И теперь во многих княжеских грамотах по различным поводам появились слова о глухонемых: "глоух", "глуха", "глоусый", "глух", "немоглух" "глусен", "глуси", "нем"...
В период похода киевских князей на Царьгород Кирилл на южной окраине Русской земли крестил 200 семей, имеющих Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Именно Православная вера призывала русских людей, ставших христианами из диких язычников, к человеколюбивому отношению к убогим, к постоянному участию в призрении глухих, немых и слепых, учила любить друг друга до готовности отдать жизнь за других.
С возникновением большой соборной мечети (джума-мечеть) , 30 квартальных мечетей со школами для обучения Корану, еврейских синагог и христианских церквей в столице Хазарского каганата Итиль дело призрения убогих по указам хазарских властей возлагалось на эти разные религии как государственная обязанность. Между тем, глухонемые, слепые, хромые, выступающие под общим именем "убогие", наряду с "чернью" пользовались "большим почетом" Хазарского каганата, поэтому молились на кагана...

Глухонемые и Владимир I

В IX веке печенеги откочевали в степях Нижней Волги. Великий князь Киевский Владимир, воевавший с печенегами, уже в 996 году издал специальный Указ "Убогие, задушние человецы, прикладницы, монастыри и бани их, врачи, их больницы дани Патриарху, или Митрополиту, или Епископу... да ведает их той и управу дает и рассуждает".. Итак, общественное призрение глухонемых наряду с другими убогими возлагается на управление церковной власти. Одновременно для практического исполнения этой задачи Владимиром установлено, что от суда, торга и других общественных организаций "одна десятая часть передается на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц и "странниц неимущих".
Таким образом, Владимир как к убогим, так и к глухонемым был благодушным и заслуженным князем, апологетом калек, сподручником обездоленных (раздарил хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед и квас), строителем больниц, домов Божиих с приютами для неимущих и немощных, с пристанищем для хромых, слепых, отпущенных на волю безземельных рабов, бесприютных вдов, сирот и, конечно, глухонемых, словом, всех, кому негде жить и можно найти попечение в церкви, отсюда получил народное прозвище "ласковый князь Владимир Красно Солнышко".
Крещение Руси содействовало установлению тесных связей с Византией, с ее "Номоканонами", сыгравшими исключительно первостепенную роль в становлении и развитии призрения убогих, в том числе и глухонемых. Именно из Византийского права были заимствованы законоположения о глухонемых в "Кормчих книгах", благодаря чему забота о глухонемых являлась делом епископа.
Система призрения убогих, возникшая вместе с распространением христианства на Руси, в дальнейшем развивалась самостоятельно и исторически сложилась у нас как явление чисто национальное, самобытное, присущее русской действительности, с проявлением христианского отношения: милосердие, чуткость, сострадание, подмога, хола, попечение... Общественное воспитание глухонемых в странах Западной Европы до конца XVIII в. не облекалось плотью и кровью.
Милостивы к убогим и Владимир II Мономах, и Ярослав Мудрый. Владимир II Мономах завещал детям: "Всего паче убогих не забывайте, но сколько вам возможно по силе своей кормите, снабдите сироту".
И в 1039 году печенеги были разбиты русскими. После победы князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившей Руси мир на 25 лет, до прихода в Степь половцев, проявилось милостивое отношение к убогим. Это нашло косвенное отражение и в летописи монаха Нестора "Повести временных лет".
Так, автор этой рукописи довольно часто указывал на то, как в знак того или иного события было обращено внимание на улучшение положения "убогих людей", и привел один из фактов, например, из жизни Владимира, проявившего милостивость к убогим в честь победы над печенегами.

Глухонемые и Золотая Орда

В 1261 году на территории края водворилось православное христианство в столице Золотой Орды - Сарае, где построенные мечети - чуть ли не судьба убогих?! При этом одновременно при мусульманине Берке (его брат Бату-хан в качестве государя "не придерживался никакой веры и секты") была основана епархия Русской православной церкви, а точнее архиепископия Сарская и Подонская, где под покровительством архиепископа Митрофана наряду с христианами Поволжья фигурировали и глухонемые как неизбежное явление, к тому же были "организованы благотворительные учреждения и места поклонения" уже во время правления хана Узбека "Дешт-и-Кипчак".

Глухонемые и игумен Кирилл в Астрахани

С покорением Астрахани в 1557 году выдающийся миссионер, игумен Кирилл, посланный царем Иоанном Васильевичем с благословления митрополита Филиппа в Астрахань, устроил в 1573 году "Николы Чудотворца монастырь общий", именуя его "храмом Живоначальной Троицы", да еще соорудив второй храм - "храм Пречистыя Введения".
И собрал "уже 30 братий и примерно столько же слуг монастырских" и повелел "суд творить над мирскими людьми", отсюда завоевал авторитет как среди многонационального населения края, так и, скорее всего, среди глухонемых, посетивших Троицкий монастырь как общежительный с чтимым обрядом Владимирской Божьей матери, ставшим благословением для всего города Астрахани.
Были ли среди призреваемых глухонемые? Сказать трудно, хотя в Астрахани, мной подсчитано, примерно 116 глухонемых на 1720 год. Представляюсь, что глухонемые малолетние дети нередко становились подкидышами, а взрослые глухонемые "не имели родственников и не способны добывать себе средства к пропитанию". Вот именно они попали в категорию "призреваемых всякого звания", без дифференцированного подхода к ним. "Нет супротив Бога человеколюбца!" (по В. Далю).
Итак, все призреваемые "получали по одной деньге в день на прокормление, и сумма эта назначалась из прибылей от продажи церковных свечей". В то же время первый астраханский губернатор А. Волынский приказал определить недорослей, "ничему не ученых", для обучения в архиерейские и цифирные школы при монастырях и приходских церквах.
Далее следует специальный Указ (1733): "Содержащихся в полиции безмолвных для прокормления и исправления в уме отсылать в святейший Синод, чтобы святейший Синод повелел оных определить в монастыри". Этот Указ подписан российской императрицей Анной Ивановной, племянницей Петра I, при фактическом правителе Э.И. Бироне. Благодаря Указу призрение и воспитание глухонемых осуществлялось в общих приютах, госпиталях и монастырях. Здесь уместна строфа ученого М.В. Ломоносова: "Похвально дело есть убогих призирать, Сугуба похвала - для пользы воспитать!
И в 1786 году в Астрахани учрежден Приказ Общественного Призрения, в котором "дело Общественного Призрения сосредоточивается" теперь уж под губернаторством, а не под управлением духовного ведомства. И это произошло при образовании Кавказского наместничества в составе Астраханской и Кавказской областей с центром в Екатеринодаре. И в руках губернатора, старшего советника Иллариона Алексеева находились все сиротские дома и приюты, которые. по всей видимости, влачили жалкое существование.
Глухонемые вне религии?

Долгое время утверждалось, что глухонемые, предоставленные своей унылой участи и обреченные на непреходящее внутреннее одиночество, живут вне религиозных и нравственных понятий, а их умственные задатки к культуре и религии не получили никакого развития. Однако это не совсем верно. Обращусь к фактам.
Будучи основательницей Астраханского училища глухонемых в 1885 году, глухонемая Анастасия Тимофеева, волею судьбы оказавшись в семье отца-подпоручика, в течение 1877-1883 годов успешно прошла курс священной истории Ветхого и Нового Завета, составленного в 1868 году законоучителем Санкт-Петербургского Училища Глухонемых, протоиереем Александром Братолюбовым, одновременно освоив Краткое понятие о Всенощной Литургии Православной Церкви, разработанное также этим автором. Надо сказать, что зачинательницей религиозного просвещения глухонемых в России являлась императрица Мария Федоровна с 1810 года, начав это дело с Санкт-Петербургского училища глухонемых, хотя религиозное воспитание глухонемых совершалось в системе призрения Русской Православной Церкви еще с эпохи князя Владимира. С появлением специальных училищ для глухонемых в России (первым учителем глухонемых в России по праву считаю профессора Дерптского высшего учебного заведения Якоб Вильде, начавшего обучать глухонемых в Пернове в 1690 году, затем в качестве лидера выступал Романовский институт глухонемых с иезуитским училищем Новоградоволынского уезда Волынской губернии, учрежденный 25 мая 1805 г. сенатором графом Ильинским) нравственное воспитание глухонемых становилось становым хребтом религиозного просвещения.
Глухонемая Тимофеева - первая преподавательница Закона Божьего

Окончив шестилетний курс в Санкт-Петербургском Училище Глухонемых с правом преподавания и с чином 14 класса, Тимофеева как воспитанница, имеющая "право вступления в гражданскую службу", в открытом же ею Астраханском училище глухонемых по ул. Бакалдинской, 42, в доме отца, преподавала уроки Закона Божьего и заставляла ученика "списывать молитвы с печатного, и ученик, переписав молитву, изучает ее настолько, что сам на память пишет ее в классе от начала до конца".
"Подобное обучение глухонемого, как писала в то время газета "Астраханский справочный листок" (1887), имеет некоторое значение, развивая его память, обогащая его познанием окружающего, видимого глазами мира, давая некоторую работу и для умственной его деятельности". Вероятно, и еще то, что на уроках Закона Божьего использован труд, изданный Настоятелем Петропавловского собора г. С.-Петербурга протоиереем А. Братолюбовым, составленный специально для глухонемых и "изданный под заглавием "Пантомима молитв", в котором "ему, глубоко изучившему природу глухонемых, возможно было отвлеченное понятие молитвы переложить на осмысленные мимические движения и знаки". Воистину мимист-священник! Вряд ли сейчас "днем с огнем его сыщешь" у нас в Астрахани? Надо сказать, что А. Братолюбов посвятил С.-Петербургскому училищу глухонемых 37 лет своей службы, отсюда не исключено также и то, что Тимофеева, воспитанная за 6 лет в С.-Петербургском училище, переняла опыт священника п. Свиткина, заступившего Братолюбова и способного "излагать глухонемым, что по воскресным и праздничным дням перед литургиею мог без посторонней помощи объяснять детям содержание евангельских чтений и значение праздников".
То, что А. Тимофеева исключительно самостоятельно осуществляла обучение Закону Божьему в своей школе глухонемых без всякого затруднения, подтверждается документом "План предполагаемого к открытию в городе Астрахани частного начального училища дочерью подпоручика глухонемою девицею Анастасиею Васильевной Тимофеевой", где написано ею собственноручно: "Предполагаемое училище имеет целью элементарное образование Глухонемых детей обоего пола, от 7 до 9 лет включительно...
В нем будут преподаваться следующие предметы: русское чтение и письмо, арифметика и рукоделье, а в случае надобности и Закон Божий, который я могу преподавать сама по методе, много усвоенной в г. С.-Петербургском училище; что же касается приглашения особого законоучителя, то в г. Астрахани специально подготовленного из священников ни одного нет... Все вышеозначенные предметы будут преподаваться самою учредительницею школы... по учебным руководствам, одобренным Министерством Народного Просвещения и Святейшего Синода по принадлежности... Школа будет помещаться в доме Отца моего, в 6 участке, на 2-й Бакалдинской улице, под N 42...>> Означенный План был направлен в Казанский учебный округ и 3 сентября 1885 года был одобрен его Попечительским Советом. Именно с этого времени началось религиозное просвещение глухонемых Астраханского края. Следует заметить, что оно имело свои особенности. Если слышащие люди в силу имеющегося соответствующего образования получали Благую Весть изустно в церкви, в семье и через книги, то глухонемые г. Астрахани получали представление о Боге лишь на уроках закона Божия из уст глухонемой учительницы А. Тимофеевой, затем уж со временем от хайло сурдопереводчиков, сурдопедагогов и, конечно, в печатных изданиях.
Обучение Закону Божию в школе Тимофеевой стояло на первом плане как приоритетное. А нравственное воспитание глухонемых облекалось в плоть и кровь на основе Православия и через утренние и вечерние молитвы, посещение воскресных и праздничных богослужений в церкви, соблюдение постов... Разве Русская православная Церковь не началась как фактор православной культуры глухонемых с момента религиозного просвещения, а, может быть, с момента крещения Руси, где благочестивое воспитание глухонемых бытовало еще в приютах при монастырях Русской Православной Церкви при полноценной человеколюбивой вере, призывающей быть не равнодушным друг к другу, заботиться об убогих? И все же духовный перл создания глухонемых находится не в связи с природой, которой глухонемые опечалены, а только от Православной культуры, и он священен, ибо он есть идеал Православия.

КАК ГЛУХОНЕМЫЕ УЧИЛИ МОЛИТВЫ?

Перед учением в классе глухонемые, помолившись мысленно: "Господи, благослови!", сменяя друг друга, читали пантомимами молитву: "Всемилосердный Боже! Благоволи ниспослать к нам с высоты Небес, Твой Святый Дух, да освещенные его небесным светом, возможем мы успевать в науках, а паче в познавании Твоего Божественного Закона и всегда поступать по Твоим заповедям". Эта молитва мимически декламировалась лишь одним глухонемым, очередником в центре комнаты, и только его жестовые знаки возобновлялись остальными воспитанниками. По окончании же учения глухонемые снова мысленно помолились: "Слава Тебе, Господи!"
Таким образом, чередуясь, читалась "пред обедом и ужином" другая молитва: "Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благоврешении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволение".
А после вкушения пищи глухонемые мимически декламировали молитву: "Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ: не лиши нас и небесного Твоего Царствия".
Стоит отметить газету "Астраханский справочный лист", где в начале 1887 года писалось: "...некоторые ученики знают наизусть молитву Господню и молитву Богородице... Они памятью усвоили весь длинный ряд букв, изображающих слова этих молитв, настолько, что при требовании, они слово в слово напишут эти молитвы...>> А попробуйте наши ребята из школы глухих выучить молитву Господню: "Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь". Как тут непросто каждое слово "выразить мимикою и жестами"!
Вопрос же о познавательных возможностях глухонемого ребенка, особенно о переходе от наглядно-чувственного познания к отвлеченному, абстрактному разрешен все-таки блестяще, как я глубоко убеждаюсь, с помощью тимофеевских "методических знаков", о божьем даре которых благоговейно вспоминала Мария Башкина, одна из самых первых сурдопереводчиц Астраханского Общества Глухих.
Разве по сравнению со слышащими детьми, повторяющими лишь одни звуки, глухонемые, обученные же Тимофеевой, не видели собственного преимущества в жестовом языке, по своей уникальности превышающем языковый строй как выражение мышления? Разве глухонемые в деле просвещения с помощью языка жестов не постигали азы Православия, разве таким образом не осмысливали представления и понятия о фактах и явлениях окружающей действительности? Это не просто концентрация внимания, а сугубо духовное значение для правильного понимания языка богослужения в свете жестового языка: определить внутренний смысл слова и сосредоточенно подобрать подходящий жест из арсенала мимического метода М. де л`Эпе "русского дактильного алфавита", появившегося в России где-то между 1806 и 1820 годами.
Вот на жестовый язык перевелись, например, следующие слова:
письменно: жестами:
ниспошли - даруй
благодать - помощь Божья
Отечество - Государство Русское
яко - 1) за то, что;
2) как, как бы;
3) ибо, потому что
иже - который
да - мы желаем, просим
еже - в чем
ми - мне
аз - Я, т.е. Бог
Отец - первое лицо Пресвятой Троицы
Господи - Бог-отец
Отче наш - Отец наш - Бог
Владыко - Бог-сын
Сын Отечь - Сын Отца
Святый - Бог - Дух Святый
Иже еси на небесах - сущий на небесах
В вышних - на небе
Небесное царствие - вечные радости у Бога
Дух - душа
Живот - жизнь
В благовремении - в своё время
Во дни сегодня
Словом мимикой, знаками
Паки - опять, ещё, другой раз
Царь небесный - Бог
Аминь - истинно, так, да будет
Мария Дива - Матерь Господа, Богородица
Не введи - не предай
Не мими - даруй
Всуе - напрасно
Отверзаеши - открываешь.
Иисус Христос - Сын Божий, Господь Бог и Спаситель наш
Мя - меня
Сый - сущий, существующий
Иже, везде, сый - вездесущий
Вселися - живи, пребывай
В ны - в нас (в сердцах наших)
Присно - всегда, постоянно
Во веки веков - бесконечно
Якоже - также, как
Долги - грехи
Оставляем - прощаем
Лукавый - злой дух
Это налицо сущность воспитания глухонемых не только как обогащение памяти и наблюдательности, но как развитие личности на основе нравственных принципов. Чем не концепция распространенного билингвистического метода обучения, суть которого в том, что глухонемые в раннем детстве благодаря жестовому языку развиваются умственно сначала по понятиям, затем уж письменно по словам?! Таких идей сторонится, как ни парадоксально, Астраханская школа глухих и в наши дни, хотя могла бы прагматически, нетрафаретно использовать это, но с тривиальным сохранением метода обучения звуковой речи.
Между тем уроки у глухонемой преподавательницы А. Тимофеевой проводились в "более семейной обстановке". И в таком разе, по слову пророка Исаи, "откроются глаза слепых, и уши глухих услышат". Более того, газета "Астраханский справочный лист" в лице заведующего Училищем Глухонемых Н. Фонова в 1887 году писала: "Глухонемые, не имеющие других недостатков, кроме глухонемоты, таят в себе также способности, которые в своем развитии превосходят способности нормального человека". Она отмечала. что глухонемые обладают такими же душевными и умственными способностями. как и нормальные люди, что нередко эти способности вырабатываются у них до высокого уровня, что ни одно несовершенство, ни один недочет у них не отмечается: "Желая углубиться в какую-либо работу или с полным вниманием отнестись к собственным нашим мыслям, мы удаляемся в уединенное место, изолированное от доступа извне какого-либо звука.
Глухонемой остается постоянно в подобной обстановке и если нам чисто искусственным путем удается на время возбудить свое внимание до значительной степени, то у глухонемого, ввиду его природного состояния, внимание и наблюдательность годами достигают высокого, для нас недоступного, развития". Уместно высказывание русского сурдопедагога Виктора Флери (1800-1856):
"Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам".
Первая церковь, где говели глухонемые
И глухонемые, воспитанные в училище Тимофеевой, совершали говение, несомненно, в церкви Святителя Иоанна Златоуста с богатой библиотекой, церковно-приходской школой для мальчиков и богадельней, приютившей убогих. Это был первый духовно-нравственный шаг в жизни глухонемых, в их православной культуре. Храм - это "священное писание для неграмотных", переведенное на язык наглядных, зрительно осязаемых образов. Это нетронутый строй мироздания, исполненный как раз в подходящий момент для глухонемых воспитанников Тимофеевой удельного веса и разумения.
Тогда эту церковь украшала высокая двухъярусная колокольня, а при входе в сам храм из трапезы был устроен особый иконостас с колоннами и резьбою, вызолоченный на полимент, и центральный иконостас выглядел в стиле "барокко".
Первые глухонемые богомольцы, воспитанные А. Тимофеевой, несомненно, в этом доме Божьем испытывали своеобразные. подчас сложно объяснимые чувства, и в их глазах перед иконостасом возвышалась вера в безграничное милосердие Божие к людям, надежда на исцеление... В этом мной видится значение становления личности глухонемого, как этому созвучна мысль В.И. Флери, автора книги "Глухонемые": "Жизненные условия умственного преуспеяния глухонемого есть неразлучность воспитания его с настоящим наставлением". Можно представлять мысленно, как глухонемые "тимофеевцы", присутствуя на богослужении в храме, следили за всем внешним порядком богослужения, видели каждое движение священнослужителя, ознакомились с церковной обстановкой, невольно удивлялись множеству свечей, горящих перед иконами, пытались разгадать в приветливо мигающих огоньках множество тайн, любовались алтарем, напоминающим Вифлеемскую пещеру, где родился Иисус Христос, или гроб в скале, куда положили тело Его после распятия и откуда Он вышел воскресшим... В этом состояло нравственное воспитание, неразрывное от религиозного просвещения.

Первый законоучитель глухонемых: Николай Пальмов

По постановлению Городской Думы от 12.06.1886 частное училище глухонемых перешло в ведение Городского Общественного Управления с 1.08.1886 и стало ежегодно им ассигноваться вплоть до ноября 1892.
В этот период с 27 октября 1886 епископ Евгений II назначил Николая Пальмова наблюдателем за преподаванием Закона Божьего в школе глухонемых. Сам Н. Пальмов окончил курс в Киевской академии и начал службу помощником инспектора Пермской семинарии с 1.09.1869. Затем 1 августа 1872 был рукоположен в священники к Успенскому кафедральному собору. а это первейшая святыня города! Его отец - воистину маститый кафедральный протоиерей Астраханского Успенского Собора (умер 1 марта 1900 в возрасте 82 лет). Вот смотри, сколько храмов и церквей вокруг Училища Глухонемых, находящегося в центре города, по ул. Полицейской, 19, в доме Агамжановых! Это Успенский собор, церковь Вход Господень в Иерусалим (где Н. Пальмов определился настоятелем гимназии до 27 октября 1886), Церковь Рождества Богородицы с двумя колокольнями (где Н. Пальмов совершал богослужение для гимназии в связи с переходом Входной Церкви в ведение духовного мужского училища), Церковь Николы Гостиного, церковь Знамения... В каком храме глухонемые говели? Сказать трудно.Вполне вероятно, что знатный Н. Пальмов (сам же он проживал в Кремле, в Соборном доме) вел ребятишек в Успенский кафедральный Собор, славивший русский дух, русскую национальную мощь. И в центре Собора находилась самая главная икона Владимирской Божьей Матери и Нерукотворный Образ Спасителя. Разве чудотворным святыням не поклонялись наряду с тысячами людей и глухонемые? И ныне смотришь на Кремль - уже в каждом посетителе возвышается национальный дух, любовь к России и ее святыням. Вот на этом нравственной стержне создавались духовные традиции глухонемых.
Программой Астраханского Училища Глухонемых предусмотрено преподавание Закона Божьего: "Краткая Священная История, подробные, по возможности, понятия о таинствах, объяснение литургии, знание общеупотребительных молитв, символ Веры и Заповедей с объяснением и указанием законов нравственности".
Как осуществлялось подобное преподавание в классе с глухонемыми? Доступные архивные и литературные источники позволяли мне вырисовать следующую картину в общих чертах.
В обязанность законоучителя, как известно, вошло руководство молитвой учеников, чтением им Священного Писания и религиозных книг, контроль исполнения ими долга исповеди и причащения, наставления в соблюдении правил церкви...Законоучитель на уроках Закона Божьего объяснял порядок и значение служб, а в общей зале перед литургией или всенощной растолковывал воскресные и праздничные Евангелия.
Но поскольку сами воспитанники Училища глухонемых не слышали Евангелия, пения и чтения клира, то в "семейной обстановке" с ними проводились беседы. Законоучитель разъяснял глухонемым семь церковных таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвещение. К таинству причащения подготовил их говением - постом, молитвами и примирением с ближними, а затем исповедью, которая совершалась на жестовом языке.
Страдания Христовы, как объясняли на уроках закона Божьего, должны были вспомнить воспитанники Училища. за неделю перед Пасхой и проводить в посте и молитве, во время которой они обязаны были выражать веру в силу крестных страданий за них Иисуса Христа, читая в Великий четверг вечером за всенощной 12 частей Евангелия о них и в Великую пятницу во время вечерни становясь одухотворенными от выноса плащаницы из алтаря на середину храма. Несомненно, что они, соблюдав "Страстную неделю", достойно готовились к Пасхе как "Празднику Праздников и Торжеству из торжеств" для дарования им "вечного блаженства".Таким образом, "в течение года воспитанники посещали церковь и слушали по субботам всенощную, а в праздники - обедню. Великим постом - на Страстной неделе говели и приобщались Св. Тайн", как сказано в одном из "Отчетов правления Астраханского Благотворительного Общества".

Глухонемые и Церковь Покрова

Вскоре училище глухонемых перевелось в сентябре 1887 в район Селения на ул. Кузнечную (ныне Московская у нового моста) в дом знатного крестьянина И.О. Корнилова. Тут рядом распахнулся свежеиспеченный храм во имя иконы "Покров Пресвятой Богородицы". Главным инициатором этого строительства выступил известный купец Иван Губин, родом крестьянин из села Ижевское Рязанской губернии, будущий крупный благотворитель глухонемых.Как 29 сентября 1885 года накануне праздника Покрова Богородицы был освящен главный алтарь Покровского храма архиепископом Евгением-II (Шерешиловым), будущим большим другом глухонемых (одновременно были освящены правый придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и левый - в честь великомученика Пантелеймона-исцелителя), так и 29 сентября 1887 (ровно через 2 года) Иван Губин стал "всемилостивейше пожалован золотою медалью за усердие на Владимирской ленте для ношения на шее за пожертвование им на постройку Покровской церкви г. Астрахани деньгами и материалами 20916 руб. 88 коп., на приобретение утвари - 3231 руб. 79 коп. и на постройку двухэтажного дома для членов притча и церковно-приходской школы - 10000 руб., а всего 36288 руб. 07 коп". Поистине это неординарное событие совпало с новосельем для глухонемых.
В новой школе было 2 иконы и 1 портрет Государя императора на престижных местах.Несомненно, что новоиспеченное здание школы глухонемых наполнялось веселой суматохой, беготней по лестнице, топотом десятков пар ног: девочки и мальчики играли в прятки, пятнашки, жмурки...
Тут еще забегали в церковь Покрова, жестикулировали. Церковь ведь новая, именно в 1887 году ее старостою был избран Иван Губин и до самой своей кончины бессменно выполнял свои обязанности. И разве церковь Покрова - не место своеобразное, порою отдельное для встречи глухонемых с Богом?
Разве глухонемые не обрели веру нетленную в безмолвии и набожности: Разве не образ всего ново-заселенного поселка "Селение", где вокруг Училища глухонемых располагались слободки бондарей, кузнецов и колесников на месте осушенного ильменя "Блябин"? Тут сыграло роль благочестие Тимофеевой и Пальмова, несших питомцам немеркнущий свет православного христианства! Прямо-таки это для глухонемых наос, в ореоле которого - Святой Дух! Уместны слова апостола Павла: "Разве вы не знаете, что вы - храмы Духа Святого и Бог пребывает в вас?"Как не удержать глухонемых воспитанников от пытливого взора на украшение храма, который своим роскошным убранством, пленительной росписью купола, стен, алтаря и его великолепного резного шестиярусного иконостаса в академическом стиле обязан все же Ивану Губину!
Поистине эта изящная святыня в глазах воспитанников Училища глухонемых являлась как бы Собором, именно как Собранием собратьев по несчастью, а отнюдь не камнем преткновения, тем более не предметом осмеяния. Это сокровищница Божьей помощи!Здесь проистекало благословенное наполнение жестового языка глухонемых сиянием Православия, благодатною силою Покрова...

Говели ли глухонемые в Казанской Церкви?

Нельзя не упомянуть еще об одной церкви, которая также находилась недалеко от Училища Глухонемых. Это Храм иконы Казанской Божьей Матери, при котором размещалась часовня во имя князя Александра Невского и существовала Церковно-приходская школа для обучения 50 мальчиков и 32 девочек. Церковь была настолько узкой, что в праздничные и воскресные дни при большом стечении богомольцев пушкой не пробьешь, и это несмотря на то, что были расширены и возвышены кладовые, ризница, два придельных храма, 3 иконостаса и солеи.
И все же в силу природной любознательности глухонемые, конечно, заглянули в эту сокровищницу благодати и там, несомненно, в своей душе встретились таинственным образом с Богом, скатив с души греховное бремя и наполнив ее светом.
И в глухонемом существовал дух благочестия, и последнему предоставили свободу разворачиваться в полную меру до земного. А что может быть на свете священнее имени Божьей Матери! И сам епископ, и князь и княжна Вяземские, и жена генарала-майора Ольга Цеймерн, А. и И. Репины, Хлебников, Н. Фонов, И. Сергеев, Х. Сергеев, А. Филлипович, И. Губин пожертвовали различные суммы денег в пользу воспитанников Училища Глухонемых. Воистину сложились нравственные ценности, национальные благотворительные традиции истинно русского православного народа! Интересно отметить, что староста Покровской церкви И. Губин внес 25 тыс. руб. на строительство нового храма, следом за ним последовал и будущий помощник попечительницы Училища глухонемых С. Захаров, благотворитель глухонемых купец С. Носов, и лишь 22 октября 1907 главный престол в честь Казанской иконы Божьей Матери был освящен епископом Георгием. Занимательно запечатлеть, что бывшее училище Церкви Казанской Божьей Матери на заре Советской власти занято Центральным Клубом Красных Инвалидов, в котором в середине декабря 1925 выделено помещение под Клуб Глухонемых на ул. Тевяшовой (ныне ул. Максаковой, 1).
Именно на этом фоне была сфотографирована группа глухонемых с дальним видом на храм, венчающий мощный восьмисветовой барабан с куполом в форме Царского венца, на высокую двухъярусную колокольню в несколько готическом стиле с остроконечным шестигранным верхом и с маковкой - луковкой наверху.
Уже в 1930 году советской властью были снесены колокольня храма и 4 боковые барабана, а сам храм, построенный в древнерусском стиле, с богатой декорировкой внешнего фасада, стал складом "Заготзерна".

Устав и Программа Училища глухонемых

Уже 15 февраля 1888 за 25 руб. была приобретена новая Икона Святого князя Александра Невского. И только 25 февраля эта икона была освящена в доме И.О. Корнилова, разместившего у себя на втором этаже Училище Глухонемых (ф. 655, оп. 1, д. 2, л. 8). В школе глухонемых были выставлены на обозрение картины священной Истории. "Памятная книга Астраханской губернии" с планом г. Астрахани, новенький портрет Государя Императора, оцененный в 25 руб. (ф. 94, оп. 1, т. 2, д. 8628, л.6).
В разработанный в 1888 году проект Устава Астраханского Училища Глухонемых детей был включен пункт: "Преподавание Закона Божия поручается законоучителю, а в случае отсутствия законоучителя, способного преподавать глухонемым, преподавание возлагается на одного из преподавателей училища при непременном условии соблюдения со стороны назначенного для сего Епархиальным начальством законоучителя".
Программа 1890-1891 годов, присланная из одной из столиц специально для Астраханского Училища Глухонемых, хранится в Государственном Архиве Астраханской области. По этой Программе изучался Закон Божий за 5 лет, с 1 по 5 класс при 6-летнем обучении с приготовительного класса.

В первом классе II учебного года разучивалось Понятие о Боге (Бог добрый и сильный, все видит, все знает) и Молитву Мытаря. Второклассники должны осваивать молитву Мытаря, призывание и одно прошение молитвы Господней (Хлеб наш насущный...), молитву после принятия пищи, кончая словами: "Насытил еси нас". В третьем классе состоялось штудирование молитвы "Отче наш" (не полной) и молитвы после обеда, перед и после учения (не полной). Программа 4-го класса предусматривала повторение 3-го класса, но уже в полной форме названных молитв, их разучивание с объяснениями. И в выпускном, пятом классе, совершена проработка с овладением теми же молитвами, что и в 4-м классе. Обучение глухонемых детей по этой Программе осуществлялось столичными преподавателями Шпаковской, Васильевой, Лаговским, Языковым, Песоцким. Воспользовались ли их опытом в Астраханском Училище Гухонемых? Думаю, что да. Однако Программа Астраханского Училища Глухонемых, разработанная в разделе "Закон Божий" для полного курса еще в 1887 году, по сравнению со столичной Программой, выглядела более сложной: "Краткая Священная История, подробные, по возможности, понятия о таинствах, объяснение литургии, знание общеупотребительных молитв, символа Веры и Заповедей с объяснением и указанием законов нравственности" (ф. 94, оп. 1, т. 2, д. 7053, л. 21).В Астраханское Училище Глухонемых принимались, как гласит его Устав от апреля 1887 (еще рукописный!), дети от 7 до 13 лет обоего пола, всех сословий и вероисповеданий. Воистину Глухонемой ребенок в тогдашней обстановке мог стать храмом Божиим, когда его дух стремились освящать Духом Божиим, когда Господь должен был ему через разработчиков Устава и Программы Училища Глухонемых открыть верный путь к внутреннему освящению! Разве это не тяга, чтобы глухонемые шли к Богу с ненасытным желанием соединения с Ним в душе и в мимике? Если священники законоучители в училищах г. Астрахани получали по 180 руб. в год, а учителя и учительницы - по 480 руб. при готовых весьма удобных квартирах, то особенно усиленными средствами содержания пользовались учитель школы глухонемых, получающий 800 руб. в год при готовой квартире и его помощница, получающая по 600 руб. в год при тех же условиях. А о жаловании для законоучителя глухонемых в отчетах не упоминается (Приложение к "Памятной книжке на 1890", "О состоянии начальных народных училищ Астраханской губернии за 1888-1889 учебный год", стр. 7). В этом же документе на 53 странице сказано: "Между столами, за которыми помещаются ученики, и маленькими столиками для учащихся существует как будто какой-то невидимый раздел. мешающий естественному течению и обмену мыслей и чувств между учащими и учащимися. Очень заметным в этом отношении исключением являются только некоторые приходские и все ремесленные училища г. Астрахани, Астраханское училище для глухонемых детей...>> Поистине такой оценки достойна наша школа! И это произошло в 1888-1889 году!

Преосвященный Евгений - друг глухонемых
29 февраля 1889 Епископ Евгений в 62 года пожертвовал 100 руб. в пользу глухонемых детей.
Имеющиеся у меня архивные материалы позволяют утверждать, что это был первый и единственный случай среди лиц духовного звания Астраханского края. Что его побудило совершить столь благотворительное дело "с особой нежной заботливостью и заметной любовью к этим обездоленным пасынкам природы - глухонемым"?
Евгений, Епископ Астраханский и Енотаевский, в миру Николай Шерешилов, был сыном соборного диакона г. Чернигова. В 8 лет он стал круглым сиротой, жил вместе со слепым дядей на грошовые подаяния еще в Киеве. В 1853 году окончил курс в Киевской академии со степенью магистра богословия.
Отслужив Киевскую, Ярославскую, Черниговскую, Литовскую семинарии и посвятившись в епископа Брестского, викария Литовской епархии, в епископа Ковенского, он в 1877 был переведен на Минскую кафедру, откуда 4 июля 1880 перемещен в Астрахань.
Тридцать пятый по счету архипастырь астраханской паствы, "был муж правды и истины", "назван мужем добра, помощником сирых и обездоленных судьбою людей". Отсюда "впечатления его сиротского детства так укоренились в его добрую и отзывчивую душу, что он без слез сострадания не мог смотреть на сирот и бедных людей и помогал им всем [именно всем, в том числе глухонемым], чем мог".
Убеждаюсь, что глухонемые дети встречали в епископе "любящего отца и покровителя", что во внеслужебной жизни Евгений для глухонемых "был общителен, ласков, радушен, гостеприимен, а как епархиальный архиерей был весьма доступен".
Несомненно и то, что не только к Преосвященному Евгению обращались все без различия, в том числе и глухонемые, "кто только имел дело с бумагой или словесною просьбою", но и он сам посетил Училище Глухонемых, расспрашивал каждого глухонемого о его деле.
Выслушивал, делал указания, "словом, вникал во всякую даже мелочь". "Всякая нуждавшаяся рука находила в нем сочувствие и поддержку", - писал господин К. Попов в "Церковном Вестнике" ("Прибавление к Церковным Ведомостям", N 15-16, 1897, С.-Петербург). Как тут личность Преосвященного Евгения разве не могла не заставлять глухонемых воспитанников "удивляться и преклоняться перед ним?" На вид епископ весьма ригористичен и неумолим, но, надо полагать, с глухонемыми, как с другими убогими, он "был чрезвычайно мягок, добр, нежен сердцем и детски незлобив и благодушен". Ему "хорошо была известна постановка учебно-воспитательного дела в каждой школе не по отчетам только наблюдателя, но и по личным наблюдениям". Именно по личным наблюдениям! И, разумеется, присматривался к Училищу глухонемых и "за всем следил, всем руководил".
Преосвященный Евгений II был сопричислен к ордену св. Анны I и II ст. с императорской короной, св. Владимира III ст., удостоен бронзового креста в память войны 1953-1856 годов и знака Красного Креста и Магистратского Креста. Достоин он такой оценки Российской Империи!
Памятно было всем Слово, сказанное Преосвященным Евгением, Епископом Астраханским, 29 сентября 1885 г. на освящении вновь устроенной Покровской церкви г. Астрахани: "...внутренняя, сердечная потребность в богомыслии, в молитве - искреннее благочестивое желание не лишиться Благодати Божьей... Но как часто самая возвышенная мысль, самые благие желания остаются только мыслями и желаниями - без осуществления! В настоящее время особенно слишком часто повторяется возглас "средств нет!.."
Были ли средства на построение сего храма? Не было или почти не было, а здание, слава Богу, окончено! Оказались средства, представленные и явно, и доставлено много средств тайно. Вот, братцы, доказательство, что не средства материальные создают добрые дела, а, напротив, добрые дела вызывают и привлекают к себе нужные средства... Есть еще рабы Божьи, неведомые миру и неимущие видимых наград и поощрений, но готовые на всякое пожертвование единственно ради доброго дела".
Лишний раз это подтверждается отдачей 100 руб., весьма значительной в то время суммы, в пользу глухонемых, да и сам Преосвященный Евгений по своей сострадательности к ближним "не имел себе равных". И в доказательство этого сам Преосвященный Евгений основал "Кирилло-Мефодиевское Братство ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе св. Православной Церкви". Поистине "великий был трудолюбец", его "энергичная, подвижная натура не могла быть без дела". И в особенности его благотворительство в пользу глухонемых остается навсегда в истории глухих.

Был ли Преосвященный Евгений II на публичных экзаменах?

29 мая 1889 в Училище Глухонемых, как писала газета "Астраханский вестник" (N 35, 1889), "в присутствии представителей городского управления, прессы, учителей и посторонних лиц, при непосредственном участии попечителя Н.К. Фонова, происходило публичное испытание учеников".
При этом "училище помещается в частном доме, вдали от центра, на Селении, в 3-й части города, в верхнем этаже, занимая несколько комнат для классных занятий, квартиры учителя, учительницы и мастерских... В училище обучается 18 человек: 13 мальчиков и 5 девочек, по возрасту от 8 до 14 лет". Далее говорилось: "Около часу, когда присутствующие заняли места, попечителем Н.К. Фоновым был прочитан весьма обстоятельный отчет о ходе преподавания в училище и значении последнего общества... По прочтении отчета, в класс введены были ученики, занявшие парты. Поочередно несколько учеников были вызваны к столу, и здесь, при опросах учителя и учительницы, они читали по картинкам, разрешали задачи и произносили слова. Каждый из присутствующих мог фактически убедиться в возможности исправления природного недостатка, в возможности приобщить этих обиженных природою людей к обществу и сделать их такими же членами его, как и другие здоровые люди. На присутствующих публичный экзамен произвел крайне отрадное впечатление".
Присутствовал ли Преосвященный Евгений в качестве "постороннего лица"? Ведь, как известно, "он часто посещал школы; целые часы просиживал на уроках учителей и законоучителей; присутствовал на экзаменах не только выпускных, но и переводных - в младшем и среднем отделениях; за всем следил, всем руководил".
"И никто никогда не замечал, чтобы он утомлялся делами, наоборот, он скучал, когда внимание его останавливалось на одних только мыслях и проектах.. Ни от кого не требовал он низкопоклонства, не терпел лжи и лукавства, не любил и красных словечек". Думается, что такое событие, как публичный экзамен, не могло оставить равнодушным его как "всесторонне образованного человека, богато одаренного от природы", "науки и искусства знатока и ценителя!"
Затем в конце 1889 Епископ Евгений II переведен на Ставропольскую кафедру. 22 марта 1897 после тяжелой болезни в Киеве скончался. Близких родственников не имел, а дальних не держал при себе. Но Преосвященный Евгений навсегда достоин нашей "Истории глухих" как яркий пример беззаветного служения Богу и народу. Ему воздвигнут памятник с садиком. Пусть "никогда к нему не зарастет народная тропа!"

Как глухонемые молились на литургии верных?

2 апреля 1889 были совершены церковные расходы на исповеди и святое причащение глухонемых за 8 руб. 50 коп. (ф. 655, оп. 1, д. 3, л. 4) и на 3 ф. деревянного масла к иконам за 90 коп.
Итак, перед самым великим входом открывались Царские двери и пелась Херувимская песня. И во время этого входа глухонемые перекрещивались и поклонялись в пояс, затем стояли с наклоненными головами в знак Благоговения к переносимым Дарам. И каждый глухонемой мысленно произносил молитву покаявшегося разбойника: "Помяни меня, Господи, во царствии Твоем"" .
Уже за великим входом пелась вторая часть Херувимской песни, прославлялись Святые Дары на Святой Престол, затворялись Царские двери, задергивалась завеса и читалась прощальная ектения о предложенных дарах и о своих нуждах.
По окончании ектении приглашались глухонемые "к соединению в братской любви", и затем один из них, "по очереди, читает мимикою Символ Веры, а прочие следят за ним взором".
После этого прочтения диакон напоминал глухонемым "стоять прямо, благоговейно и внимательно", одновременно "священник в Алтаре тайно читает молитвы, певчие на клиросе поют благодарственные и хвалебные песни Богу". Затем наступало время приношения жертвы и совершалось "самое Таинство приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову".
Когда на клиросе в минуты жертвоприношения и совершения Таинства Тела и Крови Господа пели: "Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе. Боже наш", то все глухонемые усердно молились при освящении Даров и кланялись в землю. При этом священник, повергаясь на землю, благодарил Бога.., молясь за умерших и живых православных Христиан, а Диакон кадил Алтарь и читал поминания.
Совершение Таинства заканчивалось преподанием Благословения от имени Христа всем предстоящим и пением слова: "Аминь". А сами глухонемые под словом "Аминь" подразумевали: "Истинно так, да будет". Потом уже к причащению приготавливали глухонемых и произносили просительную ектемию о святых Дарах и о ниспослании им Божественной Благодати, а в конце ектемии при пении молитвы Господней глухонемые в храме молились Богу с коленопреклонением, при том один из них, по очереди, читал Молитву Господню "Отче наш" мимикой так же, как и Символ Веры, а прочие собратья его следили взором и вместе с ним молились с коленопреклонением.
После того, как "Царские двери закрывались завесою", священнослужители "причащаются Тела и Крови Господа", одновременно пели на клиросе причастный стих из псалмов или говорилось поучение (проповедь).
В этот момент каждый глухонемой, желающий причаститься, если он наперед постился и молился, испытывал теперь "свою совесть и очищал ее покаянием перед Богом", одновременно должен был вспоминать "Тайную вечерю самого И. Христа с Апостолами, Его страдания, смерть и погребение". И открытие завесы и Царских дверей в это время глухонемыми расценено как воскресение И. Христа и явление Его по воскресении. И сами глухонемые к принятию Тела и Крови Господней призывались словами: "Со страхом Божьим и верою приступите" и поклонялись до земли Святым тайнам, как самому воскресшему Спасителю. Один из глухонемых, приступив к причащению, мимикою читал молитву: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз...>>, а прочие наглядно и мысленно повторяли ее.
Сделав земной поклон и прочитав молитву, глухонемые приступали к Чаше со сложенными же на груди руками, поцеловали край Чаши и отходили в сторону, после же того никаких земных поклонов не делали из уважения к принятому Телу и Крови Христовой, а "приняв антидор и теплоту, для охранения Святых Тайн, отходили на своем место с благодарным сердцем" и таким образом "от вкушения Тела и Крови Христовой" "соединялись с самим Иисусом Христом" и "делались в Нем участниками жизни вечной".
Литургия заканчивалась "благословением народа, прославлением Христа Бога, отпустом и молением о многолетии Государю.., местному Архиерею" и, конечно, всем православным глухонемым.
По окончании Литургии один из глухонемых, когда причащались, читали молитву "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!" мимикой, а прочие взором участвовали в чтении, молились и благодарили Бога:
"Владыко Христе Боже, Царь веков и Создатель всяческих! Благодарю Тебя за все блага. какие Ты мне подал и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств... Ибо Ты еси хлеб животный и премилосердый Податель всех благ, и Тебе славу возсылаем со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Все глухонемые, как их учили, должны были причащаться Святых Христовых Тайн однажды в год, а из них "ревнующие о благоговейной жизни могут причащаться каждый пост, т.е. четырежды в год, или и каждый месяц".
Глухонемые говели, исповедовались и причащались Святых Тайн обычно в Великом посту, а также в другие посты: Рождественский, Петров, Успенский...

Как глухонемые молились на утрене?

С 23 ноября 1889 училище глухонемых вновь меняло место и переехало в большой красивый двухэтажный дом дворянина Григория Сергеева на Варвациевский канал у Татарского моста. И вновь встреча со знакомой церковью Святителя Иоанна Златоуста, некогда бывшей, затем сгоревшей деревянной церковью во имя Благовещения Богородицы с более 100 проходными дворами. Именно в этот день перестроенный дворянский дом был освящен за 3 руб. 50 к. (ф. 655, оп. 1, д. 4, л. 8).
Вскоре отпразднована веселая и радостная новогодняя елка (за 5 руб.) с вручением новогодних подарков на сумму 23 руб. 42 коп. (ф. 655, оп. 1, д. 3). Как тут не сияло торжественное событие на лицах детей в новой красивой школе!
И в новом 1890 году была приобретена самая главная икона - Икона Спасителя, написанная масляной краской и оцененная в 10 руб. 08 коп. (ф. 655, оп. 1, д. 3, л. 10). Как не униматься глухонемым от этой чудотворной иконы в излучении блаженства! И вскоре, с 22 марта 1890 под неугасающей Русской Православной иконой начинались Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне, Троица... Итак, под Утреней глухонемые подразумевали Богослужение, совершаемое утром в 3, 4 или 6 часов, служили ей для принесения благодарности Богу за истекшую ночь и за дарование дневного света, должны были воспоминать Рождество Христово, Воскресение Христово. Затем Утреня на Всенощной начиналась славословием Ангелов, за сей следовало чтение шестопсалмия, далее - великая ектения. При чтении двух Кафизм глухонемые позволяли себе сидеть. За их прочтением отворялись Царские двери и совершалось восхваление Бога пением стихов из Псалмов: "Хвалите имя Господне". И только Священник, а не Диакон на Всенощной читал Евангелие на Утрене, по примеру Самого Иисуса Христа, который прежде учил Апостолов, а потом причастил их Телом и Кровью Своею. То же заповедал Господь и Апостолам, прежде учить, а потом крестить и причащать. Евангелие, по прочтении, выносилось на середину храма вместо иконы Воскресения Христова, для благоговейного поклонения и целования. Во время прикладывания к иконе, во дни великих праздников Священник показывал глухонемых освящением по метке елеем в знак милости и человеколюбия от Бога и Святых Его. После этого следовало чтение и пение Канона. После Канона при последнем стихаре в честь Божьей Матери отворяли Царские двери, и Священник первый полагал начало великому славословию громким восклицанием: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Тут певчие пели, а с ними один из глухонемых, по очереди, совершая хваление Господа, читал мимикой "великое славословие", а прочие следили за ним взором своим и молились. Глухонемые начинали "великое славословие" словами: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея...>> Заканчивали Серафимским славословием: "Святый Боже. Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас", повторяя это трижды. После великого славословия "Диакон перед Царскими дверями или Священник перед Престолом Божьим" читал две ектении: о помиловании и об исполнении нужд глухонемых. Затем глухонемые молились Богу о благоденствии Благочестивейшего Государя и об утверждении своем в правоверии. Священник делал отпуст, в котором желал или обещал глухонемым помилование и спасение от Христа истинного Бога, молитвами Пречистой Его Матери и всех Святых. Ему отвечали глухонемые мольбой о спасении и благоденствии... Итак, в глухонемоте наблюдение рождало жест. Признательный же жест, Богу приносимый, был и есть спасение для глухонемого.
29 марта 1890 Исповедь и святое причащение глухонемых обошлись Училищу в 5 руб. 60 коп. (ф. 655, оп. 1, д. 4,

Док. 664792
Опублик.: 31.08.13
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``