В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прудников Дмитрий Тихонович Назад
Прудников Дмитрий Тихонович

Прудников Дмитрий ТихоновичСоветский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза. Гвардии старший лейтенант авиации. Родился 10 ноября 1921 года в деревне Щербино Ельнинского уезда Смоленской губернии РСФСР (ныне деревня Старое Щербино Ельнинского района Смоленской области Российской Федерации) в семье крестьянина. В родной деревне окончил начальную школу. Восьмилетнее образование завершал в Москве, куда семья Прудниковых переехала в 1934 году. По окончании школы работал на заводе и одновременно учился в аэроклубе.

В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии был призван военкоматом Ленинградского района города Москвы осенью 1940 года и направлен в Балашовскую военную авиационную школу. В октябре 1941 года завершил обучение на бомбардировщике СБ и получил сержантское звание, но был оставлен в лётной школе для дальнейшего обучения на штурмовике Ил-2. В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший сержант с 6 сентября 1942 года на Сталинградском фронте в должности лётчика 944-го штурмового авиационного полка 226-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии. Боевое крещение принял в Сталинградской битве. Начало боевого пути молодого лётчика оказалось не слишком удачным. Уже в одном из первых боевых вылетов 7 сентября 1942 года при возвращении с боевого задания самолёт старшего сержанта был атакован немецким истребителем Ме-109 и подбит. Дмитрий Тихонович с трудом дотянул самолёт до линии фронта и совершил вынужденную посадку у посёлка Спатаковка всего в 700 метрах от немецких позиций. Но лётчик быстро набирался боевого опыта. К концу сентября 1942 года он совершил 12 успешных боевых вылетов на штурмовку мотомеханизированных колонн и артиллерийский позиций противника, сбросил на цели 6000 килограммов авиабомб и выпустил 92 реактивных снаряда, уничтожив при этом не менее двух танков и до 20 немецких автомашин с войсками и грузами, чем оказал серьёзную поддержку оборонявшим Сталинград наземным частям. К началу контрнаступления советских войск под Сталинградом старший сержант уже был в полку признанным мастером штурмовых ударов. В ходе операции "Уран" он как командир авиационного звена и заместитель командира эскадрильи неоднократно водил группы от 2 до 12 самолётов на штурмовку войск противника, чем способствовал продвижению вперёд своих наземных войск.

В середине декабря 1942 года 226-я штурмовая авиационная дивизия была выведена на переформирование. Дмитрий Тихонович прошёл переаттестацию и получил звание лейтенанта, после чего его направили для прохождения дальнейшей службы в 505-й штурмовой авиационный полк. В двадцатых числах декабря лейтенант участвовал в отражении танкового удара группы армий "Дон", пытавшейся деблокировать окружённую в Сталинграде 6-ю армию Ф. Паулюса. 2 января 1943 года 226-я штурмовая авиационная дивизия в составе 8-й армии была передана Южному фронту и поддерживала наступление его наземных войск во время Ростовской наступательной операции, по завершении которой была выведена в резерв. Приказом НКО СССР N 128 от 18 марта 1943 года за отличие в Сталинградской битве дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию, а 505-й штурмовой авиацонный полк стал 75-м гвардейским. В двадцатых числах апреля 1943 года экипаж гвардии лейтенанта в числе 15-ти лучших экипажей дивизии был отобран для выполнения специальных заданий командования. Он участвовал в штурмовках немецких эшелонов на станции Успенская, уничтожал плавсредства противника в Азовском море, в составе группы совершал налёты на аэродром Кутейниково, на котором было уничтожено до 20 вражеских самолётов.

5 июля 1943 года гвардии лейтенант был назначен исполняющим обязанности командира 1-й авиационной эскадрильи 75-го гвардейского штурмового полка. С середины июля 1943 года его эскадрилья сконцентрировалась на штурмовках сильно укреплённой и глубоко эшелонированной линии обороны противника Миус-фронт, а также перебрасываемых к линии фронта резервов противника. Особенно интенсивно эскадрилья Прудникова работала в районе Куйбышево, где позднее оборонительная линия немцев была прорвана. Лётчики эскадрильи разрушали опорные узлы на переднем крае вражеской обороны и подавляли огонь немцкой артиллерии в районе Куйбышево, Саур-Могила, колхоз Мариенгейм, бомбили скопления танков и мотопехоты в районе Харцизска и Чистяково, производили штурмовки железндорожных узлов Успенская и Дебальцево. В ходе начавшейся в августе 1943 года Донбасской операции эскадрилья Прудникова оказывала непосредственную штурмовую поддержку наступающим частям 5-й ударной армии, совершая до трёх вылетов в день. 21 августа 1943 года Дмитрий Тихонович со своими лётчиками разбомбил немецкую танковую колонну в районе Горяны. 23 августа 1943 года группа из 12-ти Ил-2, ведомая гвардии лейтенантом, оказала наземным войскам действенную помощь при овладении сильноукреплённым опорным пунктом немцев селом Кринички, ракетно-бомбовым ударом подавив огневые средства неприятеля и повредив 8 танков. 25 августа 1943 года поднял в воздух шестёрку Илов. В районе реки Мокрый Еланчик лётчики заметили как группа из 12-ти немецких самолётов Ю-87 бомбит боевые порядки советских наземных войск. Несмотря на полную бомбовую нагрузку принял решение атаковать врага. В завязавшемся воздушном бою советские лётчики сбили 5 Ю-87, а остальных обратили в бегство. При этом находившаяся на подходе вторая волна немецких бомбардировщиков общим числом до 20 самолётов не решилась всупить в схватку, и сбросив бомбы куда попало, легла на обратный курс. Блестящая воздушая победа советских лётчиков вызвала большое воодушевление в наземных войсках, наблюдавших за ходом боя.

Всего к концу августа 1943 года гвардии лейтенант совершил 78 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края обороны противника, его резервов и объектов военной инфраструктуры и нанёс большой урон врагу, уничтожив 14 танков, 19 автомашин с войсками и грузами, 5 артиллерийских, 4 зенитных и 1 миномётную батареи, 1 цистерну с горючим и до 125 солдат и офицеров вермахта. В результате ракетно-бомбовых ударов им создано на объектах противника 6 крупных очагов пожара и уничтожен склад с боеприпасами и 8 вагонов с военным имуществом. Кроме того в составе группы Дмитрий потопил один сторожевой катер и моторную лодку и ещё один катер поджёг, повредил гружёную баржу и уничтожил до 20 самолётов противника на земле. Не менее успешно действовала и его эскадрилья. В период с 5 июля по 29 августа 1943 года она совершила 174 боевых самолёто-вылета, уничтожив при этом 26 танков, 31 автомашину, 18 артиллерийских и 9 зенитных и 6 миномётных батарей, 4 склада с боеприпасами, 25 вагонов с военным имуществом, 4 цистерны с горючим, 1 паровоз и до 300 солдат и офицеров противника. 29 августа 1943 года командир 75-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Н. Ф. Ляховский представил гвардии лейтенанта к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 4 февраля 1944 года уже после его гибели.

Логическим продолжением Донбасской наступательной операции для войск Южного фронта должен был стать прорыв участка Восточного вала на реке Молочной и их выход к низовьям Днепра. С этой целью командование фронта 26 сентября начало Мелитопольскую фронтовую операцию. К началу штурма долговременной немецкой линии обороны был произведён в гвардии старшие лейтенанты и окончательно утверждён в должность командира 1-й эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка. В ходе начавшегося наступления его эскадрилья действовала южнее Мелитополя, осуществляя штурмовую поддержку наземных частей 28-й, а затем и 51-й армий. В течение сентября - октября 1943 года гварии старший лейтенант в качестве ведущего групп штурмовиков от 6 до 12 самолётов совершил 29 боевых вылетов на штурмовку артиллерийских и миномётных позиций противника и его сильно укреплённых узлов обороны. В роковой день 21 октября 1943 года погода была малопригодной для полётов. Высота облачности не превышала 200 метров, а видимость - 1 километра. Но советские лётчики хорошо понимали, что без их поддержки наземным войскам будет крайне тяжело взломать глубоко эшелонированную оборону противника. Дмитрий Тихонович вёл шестёрку Ил-2 в составе группы из 12-ти самолётов на штурмовку опорных пунктов немцев в районе станции Тащенак. Лётчикам пришлось вести боевую работу на высотах от бреющего полёта до 150 метров в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии неприятеля. Тем не менее они в течение двадцати пяти минут утюжили немецкие позиции, сделав 14 заходов на цель. Благодаря смелым и решительным действиям штурмовой авиации наземные части овладели первой линией обороны. Однако брошеные в прорыв танки вскоре столкнулись с хорошо организованной противотанковой обороной. Поэтому группа после дозаправки и пополнения боезапаса вновь направилась в этот район для штурмовки артиллерийских и миномётных позиций противника. При заходе на цель Ил-2 гвардии старшего лейтенанта был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Первоначально лётчика похоронили возле станции Тащенак. Позднее его тело было перевезено в Москву и захоронено на Ваганьковском кладбище столицы.

10 ноя 1921

Док. 664731
Перв. публик.: 30.08.13
Последн. ред.: 12.11.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``