В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Полыгалов Павел Андреевич Назад
Полыгалов Павел Андреевич

Полыгалов Павел АндреевичСоветский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Полковник авиации. Родился 28 января 1912 года в губернском городе Пермь Российской империи (ныне город, административный центр Пермского края Российской Федерации) в семье рабочего.

Окончил семь классов средней школы и школу ФЗУ. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии вступил добровольцем в 1931 году. В 1933 году он окончил Объединенную школу военных пилотов и авиационных техников в Перми, а в 1936 году - 9-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Чугуеве. До войны служил в бомбардировочной авиации. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава штурманов Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота и в июле того же года получил направление в Воронеж, где шло формирование 421-го дальнебомбардировочного авиационного полка особого назначения. В конце июля 1941 года полк перебазировался в Ростов-на-Дону. В августе того же года он вошёл в состав 81-й авиационной дивизии дальнего действия и в начале сентября был переброшен на аэродром Ундол под Владимир.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками капитан с 7 сентября 1941 года в должности штурмана корабля. За годы войны воевал на самолётах Ер-2, ТБ-3, Р-5, ПС-84, СБ, Ил-4 и Б-25. В течение 1941 года в качестве штурмана совершил 18 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника и его военной инфраструктуры в условиях подавляющего преимущества немцев в воздухе. 9 октября 1941 года при налёте на железнодорожный узел Смоленск на самолёте огнём зенитной артиллерии был повреждён один мотор. Однако это не помешало точно вывести самолёт на заданную цель. При возвращении на свой аэродром экипаж вынужден был покинуть загоревшийся самолёт над территорией, занятой противником. Через 12 дней экипаж пересёк линию фронта и благополучно вернулся в часть.

В декабре 1941 года 421-й дальнебомбардировочный полк был преобразован в 747-й авиационный полк дальнего действия в составе 3-й авиационной дивизии дальнего действия. С середины февраля 1942 года, действуя с аэродрома Кратово в интересах Северо-Западного, Калининского, Западного и Брянского фронтов, штурман корабля Ер-2 капитан участвовал в налётах на скопления войск противника и бомбардировках железнодорожных узлов, воинских эшелонов и аэродромов противника. Выводил свой бомбардировщик на цели в Витебске, Минске, Орше, Ярцево, Вязьме, Смоленске, а также участвовал в разведывательных полётах в ближнем и глубоком тылу неприятеля. В июне 1942 года капитан одним из первых в дальней авиации освоил маршрут по перегону самолётов Б-25 из Ирака в СССР. С лета 1942 года воевал на самолёте Б-25 в экипаже А. А. Баленко. В период с 25.07. по 09.09.1942 года штурман участвовал в четырёх налётах на Кёнигсберг и одном налёте на Данциг. В августе 1942 года полк, в котором служил, участвовал в боях на сталинградском направлении. Экипажи полка вынужденно использовались в качестве фронтовых бомбардировщиков, в связи с чем полк понёс большие потери. В одном из боёв был подбит и Б-52, но экипажу удалось дотянуть до своей территории и выброситься с парашютами. В ноябре 1942 года участвовал в выполнении специальных заданий командования по разбрасыванию листовок в районе Краматорска, Сталино, Макеевки и Орджоникидзе, в ходе которых было сброшено более десяти миллионов единиц агитационных материалов.

В июне 1943 года из оставшихся в строю пяти экипажей 747-го авиационного полка и 15-го гвардейского авиационного полка авиации дальнего действия был сформирован 22-й гвардейский авиационный полк дальнего действия в составе 5-й гвардейской авиационной дивизии 4-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия. Ставший к этому времени майором, был назначен на должность штурмана полка. Летом 1943 года полк участвовал в Курской битве, осенью 1943 года гвардии майор водил группы бомбардировщиков ТБ-7 на военные объекты противника в Смоленске и Орше. Весной 1944 года участвовал в Уманско-Ботошанской операции 2-го Украинского фронта. Летом 1944 года 22-й гвардейский авиационный полк участвовал в операции "Багратион" на бобруйском направлении. Гвардии майор особенно отличился в первые дни наступления Красной Армии в Белоруссии. При бомбардировке вражеских объектов в Селище 23 и 24 июня 1944 года каждый раз около часа находился в секторах обстрела зенитной артиллерии, осуществляя подсветку целей, за что ему была объявлена благодарность от имени Верховного Главнокомандующего.

В августе 1944 года 4-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия был переброшен на Украину и принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции. В боевых вылетах гвардии майор как правило участвовал в качестве лидера наведения и контролёра полка и дивизии. Одновременно Павел Андреевич участвовал в специальных заданиях командования, которые заключались в доставке оружия, боеприпасов, медикаментов и других военных грузов для Югославской Народной Армии. Всего к октябрю 1944 года гвардии майор. Совершил 190 боевых вылетов, в том числе 4 вылета на Кёнигсберг, 1 вылет на Данциг, 3 вылета на Хельсинки и 16 вылетов к югославским партизанам. 55 боевых вылетов совершил в качестве лидера наведения самолётов на цель и контролёра полка и дивизии. За время боевой работы в должности штурмана полка, 22-й гвардейский авиационный полк дальнего действия совершил 2810 боевых вылетов. Начав работу с пятью экипажами в 1943 году, гвардии майор к октябрю 1944 года руководил действиями штурманов двадцати восьми экипажей. За это время хорошо поставил в полку обучение молодых штурманов и лично подготовил к штурманской работе 32 лётчика. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года гвардии майору было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре ему было присвоено и очередное воинское звание - подполковник.

В декабре 1944 года в связи с реформированием авиации дальнего действия 22-й гвардейский авиационный полк был преобразован в 238-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк в составе 15-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. В последние месяцы войны гвардии подполковник совершил ещё семь боевых вылетов, в том числе на бомбардировку военных объектов и железнодорожных узлов в Веспреме (Венгрия) и Зноймо (Чехословакия). Его общий налёт составил 1392 часа, из которых 830 часов боевого налёта. Боевой путь завершил 9 мая 1945 года на аэродроме Текел в Венгрии.

После войны продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР до 1959 года. Служил в дальней авиации. В 1953 году он окончил Высшую лётно-тактическую школу командиров частей дальнебомбардировочной авиации и ему было присвоено звание полковника. После увольнения в запас в 1953 году жил в посёлке Остафьево Подольского района Московской области. Работал заместителем начальника аэродрома Остафьево.

Награжден: медалью "Золотая Звезда", орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды.

4 октября 1968 года скончался. Похоронен на Аллее Героев на кладбище Красная горка в городе Подольске.

28 янв 1912

Док. 664387
Перв. публик.: 23.08.13
Последн. ред.: 12.11.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``