В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элита России
Федеральная власть
Право
СМИ
Общественные деятели
Регионы
Бизнес
Наука и образование
Здравоохранение
Культура и искусство
Эксперты
Герои Советского Союза и России
Спорт
Тихонравов Михаил Клавдиевич Назад
Тихонравов Михаил Клавдиевич

Тихонравов Михаил КлавдиевичСоветский инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился 29 июля 1900 года во Владимире.

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ. В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 "Арап" (1923 г.), АВФ-22 "Змей Горыныч" (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), "Жар-Птица" (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), "Гамаюн", "Скиф" (оба 1928 г.), "Комсомольская Правда" ("Жар-Птица-2", 1929 г.), "Скиф-2" (1931 г.; все - совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным).

Познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и он занялся разработкой снарядов для "Катюш". В 1940-43 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик "302" с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

В середине 1940-х годов (1945-1946 гг.) создал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).

Дальнейшие достижения в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.

В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН), в последующем НИИ-4 Минобороны СССР. Соответственно туда же был переведён и Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей, вместе с группой сотрудников. В её состав на то время входили Н.Г.Чернышов, П.И.Иванов,В.Н.Галковский, Г.М.Москаленко и др.

В 1947 г. в НИИ-4 пришёл молодой талантливый военный геодезист И.М.Яцунский, который также был включён в группу и быстро стал первым помощником Михаила Клавдиевича.

Первоначально Тихонравов непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с Ивановым. Проект ВР-190, как известно, осуществлён не был.

В отделе П.И.Иванова Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К.Э.Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы отыскания оптимальных конструктивно-баллистических параметров ракет и проводиться исследовательские расчёты.
Разработка таких методов была необходима, поскольку в то время расчёты приходилось вести на ручных механических машинках (арифмометрах).

Основные исследования в отмеченных направлениях с учётом достижений ОКБ С.П.Королёва в области одноступенчатых ракет вёл И.М.Яцунский. Работы шли достаточно быстро и уже в начале 1948 г. был получен ряд результатов, свидетельствующих о возможности создания составных ракет в недалёком будущем. Михаил Клавдиевич сообщил об этом С. П. Королёву, с которым продолжал поддерживать постоянную связь.

Придавая важное значение этим результатам, Тихонравов решил выступить на заседании Учёного совета института с докладом "Пути осуществления больших дальностей стрельбы" и сделал это сообщение в начале лета 1948 г. в присутствии специалистов и учёных из других учреждений.

К этому времени в ОКБ-1 С.П.Королёва была создана ракета Р-1 с дальностью полёта около 300 км (на основе немецкой Фау-2), разработана новая ракета Р-2 на дальность порядка 600 км, прорабатывалась ракета на дальность примерно 1000 км (так называемая "тысячная ракета"). Практическую возможность достижения ещё больших дальностей в то время почти никто, особенно в кругах военных специалистов, не признавал. Поэтому сообщение Михаила Клавдиевича о том, что "пакет" из разрабатываемых в ОКБ-1 "тысячных ракет" способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли (ИСЗ), взбудоражило зал, вызвало бурю отрицательных и даже язвительных откликов и выступлений.

Очень немногие специалисты поняли принципиальную ценность доложенных Тихонравовым результатов и высказывались с поддержкой его замыслов. Это были С.П.Королёв, президент ААН А.А.Благонравов, сочувственно к докладу относился и начальник НИИ-4 генерал А.И. Нестеренко. Благодаря заинтересованной помощи этих крупных учёных доклад был повторён 14 июля 1948 г. на годичном заседании Академии артиллерийских наук, выслушан с огромным вниманием, однако отклик участников заседания, в основном, был подобен реакции большинства членов учёного совета НИИ-4.

Участник этого совещания И.М. Яцунский свидетельствовал о многочисленных критических и даже оскорбительных выступлениях в адрес Михаила Клавдиевича. Голосов же в поддержку принципиальных идей Тихонравова были очень немного.

Одним из следствий указанных докладов явилось то, что вышестоящее руководство упразднило в НИИ-4 отдел П.И.Иванова, как занимающийся неактуальными проблемами. Для продолжения исследований составных ракет по настоятельной просьбе Михаила Клавдиевича было разрешено оставить одного только И.М.Яцунского. Сам был переведён на должность научного консультанта института.

Доклад Тихонравова при деятельной поддержке С.П.Королёва и А.А. Благонравова всё же был обнародован в журналах "Доклады Академии артиллерийских наук" (М., 1949, вып. 6), "Ракетная техника" и позже (уже в 1995 г.) в сборнике статей из истории авиации и космонавтики.

С.П.Королёв, узнав об упразднении отдела П.И.Иванова, выдал НИИ-4 в поддержку официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет. С этого времени начался новый этап работ этой группы. Несмотря на то, что б?льшая часть военно-инженерной общественности восприняла изложенные в докладах в 1948 г. положения, как неосуществимую фантастику, они всколыхнули научно-инженерную мысль новизной идей и вынудили заняться исследованиями проблем создания составных ракет более широко и подробно.

В марте 1950 г. в НИИ-4 предполагалась научно-техническая конференция по вопросам ракетной техники. М.К.Тихонравов при деятельной поддержке С.П.Королёва предложил в программу конференции свой доклад "Ракетные пакеты и перспективы их развития". В нём Михаил Клавдиевич развил идеи, изложенные им ранее, дополнив их новыми результатами и впервые прямо говорил о ближайших перспективах создания искусственных спутников Земли, вплоть до полётов на них человека.

В 1956 г. ушёл работать в ОКБ-1 к Сергею Павловичу и сам конструктор, создав там знаменитый отдел N 9. В НИИ-4 из группы Михаила Клавдиевича остались к этому времени только И.М.Яцунский, А.В.Брыков, О.В.Гурко, В.Н.Галковский и И. К. Бажинов (ряду сотрудников группы не разрешили, как военнослужащим, перейти в другое учреждение вслед за своим руководителем). На основе остатков группы в НИИ-4 была создана новая лаборатория N14, начальником которой был назначен П.Е.Эльясберг. Её пополнили и новые сотрудники.

В 1956 году перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски "Спутника-1" и спутника с живым существом на борту, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.

Принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Умер 4 марта 1974 г.

29 июл 1900

Док. 664377
Перв. публик.: 23.08.13
Последн. ред.: 12.11.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``