В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нужен ли Закон РФ о глухих? Назад
Нужен ли Закон РФ о глухих?
Имеются Законы РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ и от 9.01.1999 N 5-ФЗ "Об образовании" по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов и инвалидов с детства. Но они плохо стыкуются со статусом "Глухой", который провозглашается как лингвистическое и культурное меньшинство, ибо социальные привилегии, положенные инвалидам, не идентичны с имиджем Глухих, определяющим лицо их культуры и языка, не идентичны с особенностями психической конституции индивида "Глухой".
Инвалиды и Глухие - не одно и то же: Инвалиды - одни люди, а Глухие - совсем другие, с чем не соглашаются критики социокультурной концепции глухоты, конституируясь в дискурсе морального идеала признания достоинства других. Нужна декларация особых интересов Глухих, нужна институционализация этой идеи, нужно уважение к отдельной культуре глухих, нужна поддержка языка глухих, как равного словесному языку. Это не должно быть мифом, но даже если это миф, то он только и творит реальность, в которой мы, глухие, живём.
Нелишне заглянуть в далёкую историю законодательства о глухонемых, о их правах.
В 527-562 годах Юстиниан I в Византии кодифицировал Римское право, где определены права глухонемых на частную собственность и конкретно указаны 5 классов глухоты.
Не мифом на территории нашего края был период существования Хазарского каганата с 70-х годов VII века по 969 год, где глухонемые жили мирно и, что важнее, не "за счёт пошлин и разбоя". Это было великое государство по сравнению с размерами Киевской Руси, и оно по уровню социального и экономического развития не уступало не только ей, но и многим современным Каганату государствам.
В 988-989 годах крещение Руси и принятие христианства в византийской форме содействовало установлению тесных связей с Византией, с её "Номоканонами", которые сыграли важную роль в становлении и развитии общественного положения о глухонемых, как об убогих.
В 966 году великий князь Киевский Владимир, закрепив положение о глухонемых своей светской властью, издал специальный Указ, направленный на включение глухонемых в орбиту внимания Церковной власти и общественного призрения. Сам он обездоленным раздарил хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед, квас, строил больницы, дома Божьи с приютами для немощных и неимущих, с пристанищем для хромых, слепых, отпущенных на волю безземельных рабов, бесприютных вдов, сирот, глухонемых, словом, всех, кому негде жить и можно найти попечение в Церкви. Владимир в течение 36 лет своего княжения до 1015 года был "Красным солнышком" для глухонемых, ласковым князем.
После победы князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившей Руси мир на 25 лет, - а печенеги были разбиты 1039 году, - появился канон об улучшении положения глухонемых как "убогих" в знак того или иного события. Ярослав Мудрый княжил 35 лет и был весьма милостивым к убогим.
В период великого княжения Владимира II Мономаха положение глухонемых было обеспеченным, говоря современным языком, морально и материально, что было его законом (1113-1125 гг.).
Как в 1261 году в столице золотой Орды Сарае была основана Православная епархия, так под покровительством Сарской и Подонской архиепископии были организованы благотворительные учреждения для обездоленных во время правления хана Узбека "Дешт-и-Кипчак". В XIII веке изданы сборники церковных и светских законов Руси "Кормчие книги", где определёно общественное положение о глухонемых. В них отражалось особое отношение к глухонемым, именно гуманное и человеколюбивое касательство этих людей. Подобное милостивое законоположение сказалось на Византийском праве, которое вобрало в себя всё лучшее, что было в Римском праве. Оно оплодотворено вековым соборным опытом Русской Православной Церкви. Специальные узаконения о глухонемых существовали до 1649 года. Именно в этот период об общественном внимании к глухонемым свидетельствовали государственные грамоты: "Глоух", "Глуха", "Глыши быша" (от грома), "Глоусый", "Глух", "Немоглух", "Глусен", "Глуси", "Аз же яко глоух не слышах". Подобное отношение сложилось как явление чисто национальное, самобытное, присущее русской действительности. К "глоухам" проявлялось христианское отношение: милосердие, чуткость, сострадание, подмога, холя, попечение.
В 1551 году царем Иоанном IV Грозным, имеющим младшего брата глухонемого Юрия (с кем он играл в детстве), издано Постановление, касающееся, в частности, нового положения о глухонемых, где сказано, что забота о глухонемых детях является обязанностью государства и княжеской власти. В 1649 году глухонемота как социальная проблема отражалась и в принятом Земским собором новом своде законов России - Соборном уложении царя Алексея Михайловича, где имеется специальный закон о глухонемых. Подобного узаконения правового положения глухонемых, а именно установление их юридических прав в гражданском и имущественном положении наравне со слышащими не знали ни Древний мир, ни эпоха Возрождения на Западе.
Законами 1675 и 1677 годов предусмотрены ограничения прав глухонемых в части исковых обязательств из-за недостатка у некоторых из глухонемых умственных способностей.
В 1690 году на будущей российской территории Эстонии была основана частная школа глухонемых профессором академии Густавиана Яковом Вильде. Существовала около 20 лет. Это был период научного интереса к проблеме глухонемоты на базе этого университета. Заодно и был период группировки глухонемых, братства по несчастью.
В 1692 и 1694 годах совместным правлением в России братьев царей Ивана V и Пётра I издавались Указы об общественном призрении убогих, в том числе и глухонемых с целью уточнить организацию этого дела со стороны государственной власти.
В период перенесения столицы России из Москвы в Санкт-Петербург (1712) издан Указ Пётра I об организации системы призрения глухонемых как "сирых, больных, увечных".
В 1719 году последовал Указ Пётра I, в котором магистрат, воеводы, города, помещики обязаны осуществлять заботу о глухонемых детях и устроить сиротские дома для призрения увечных.
По указам Пётра I от 1723 и 1724 глухонемые дети подлежали учёту и направлению в специальные воспитательные учреждения.. В 1733 году, в четвертом году "бироновщины", издан специальный Указ императрицы Анны Ивановны, племянницы Пётра I, о призрении и воспитании глухонемых в общих приютах, госпиталях и монастырях, о покровительстве глухонемым детям, как малолетним увечным деньгами.
В 1740 году мать Ивана VI Антоновича Анна Леопольдовна провозглашена регентшей. У неё родилась глухая с детства дочь Екатерина. Уже во второй половине XVIII в. широко практиковалось "патронирование" глухонемых детей (протекция, заручка, сильная рука). Это стало законом России...
В 1786 году в Астраханском Приказе Общественного Призрения сосредоточивалось дело всех сиротских домов и приютов под губернаторством Иллариона Алексеева.
В 1802 году на территории Российской империи было впервые открыто Рижское частное училище глухонемых. За ним в 1805 году последовала Вильнюсская школа глухонемых, открытая по инициативе епископа Н. Касаховского.
В 1803 году дядя великого поэта В.Л. Пушкин (1770-1830), автор "Опасного соседа", баснописец, говоря загадками, как бы закидывая словечко тугоухому с детства Александру I о необходимости открыть Институт глухих и немых по типу европейскому в России.
27 мая 1805 года 28-летний император Александр I, старший сын Павла I, внук Екатерины II, своим Указом основал первый в России институт глухонемых на территории селения Романово, Волынской губернии. Это был в то время прогрессивный шаг царя! Александр I официально именовался Благословенным. У него был внебрачный глухонемой сын А. Маквиц от фаворитки М.А. Нарышкиной. Институт существовал 31 год и был закрыт Указом Николая I, брата Александра I. Ещё в 1804 году в кодексе Наполеона полностью включены все положения, определяющие права глухонемых, которые были изложены в кодексе Юстиниана. Как видно, юридический статус глухонемых людей около 1300 лет не пересматривался. Целых 13 веков! С 527 по 1804 год!
Далее, в 1806 году, французом В. Гаюи, приглашенным императором Александром I, была открыта Санкт-Петербургская частная школа глухонемых. За ней 2 декабря 1806 года последовало Павловское опытное училище глухонемых ведомства Марии Федоровны, затем Санкт-Петербургское училище с 1810 года.
В 1862 году были изданы "Узаконения о глухонемых и немых", основанные на Своде законов 1833 года и составленные выпускником Санкт-Петербургского училища глухонемых А. Соколовым.
В 1888 году Санкт-Петербургское общество попечения о глухонемых основано статским советником в канцелярии при Государственном Совете Ф.А. Бухмейером, выпускником Петербургского училища глухонемых 1855, у которого идея об устройстве Общества возникла ещё в 1873 году. Это где-то восьмое в мире подобное объединение после Франции (1834), США (1853), Дании (1866), Бельгии (1868), Швеции (1868), Польши (1876), Канады (1886). За Россией последовала Британская ассоциация (1890), Национальная федерация глухих Франции (1893).
О высоком общественном статусе глухонемых, о их вкладе в дело Астраханской губернии свидетельствует перепись населения 1897: в губернии насчитывалось ровно 100 почётных граждан, купцов, мещан и других городских сословий и их семей, 3 дворянина и чиновника, 2 лица духовного звания из числа 966 глухонемых и немых. А что в наши днВ 1898 году было учреждено "Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых", его председателем избран И.Н. Мердер. Мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна пожертвовала капитал в 300000 руб. для образования фонда попечительства. Однако система специального образования глухонемых не была включена в государственный сектор финансирования даже при всеобщем введении обязательного бесплатного начального образования в 1908 году вплоть до революции 1917 г. В 1903 году в свет выпущен "Сборник законов о глухонемых с приложениями объяснительного словаря", составленный А.С. Янковским в связи с дополнениями в Свод законов от 1896 г. в части правовых аспектов уголовного и гражданского процессуального производства.
За этим последовали Петербургский союз глухонемых (1904), Финская ассоциация глухих (1905), Московское неофициальное объединение глухих (1908), Саратовские "маевки" глухонемых (1909), Московское товарищество глухонемых им. И.Н. Арнольда (1912). К началу 1917 г. на территории России действовали около 50 разных союзов, клубов, товариществ глухонемых.
После революции 1917 г. другая полоса истории глухих. В советский период 1917-1985 гг. было принято 33 Постановления, 18 Положений, 13 Приказов, 5 резолюций, 14 Уставов ВОГ, 1 Декрет, 1 Инструкция, 2 Распоряжения, 1 Циркуляр Правительства СССР и РСФСР, центральных ведомств и министерств, ВЦСПС, съездов ВОГ и 1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.09.1976 о награждении ВОГ орденом "Знак Почета". Ни одного закона о глуЧто до международных актов, касающихся прав глухих, то насчитывается 6 норм (1948, 1971, 1988, 1992, 1993). До России они далеки. В период Российской Федерации (1991-2002) права глухих предусмотрены 8 законами РФ, 2 Указами Президента РФ (1992 и 1996), 2 Постановлениями Правительства РФ (1996). Однако эти нормативные акты в большинстве своем не отвечают статусу "Глухой", да и сам статус в России очень низок. Впрочем, в январе 2000 г. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", финансирование которой должно осуществляться за счёт средств госбюджета. Однако в ней для глухих предусматривается минимальный комплекс мероприятий (серийное годовое производство слуховых аппаратов, 15 тыс. специальных телефонных аппаратов, 8 тыс. тактильных вибраторов, 10 тыс. декодеров для приема скрытых субтитров, 4 тыс. слухоречевых тренажеров, 40 тыс. световых и вибрационных информатов, поддержка СРП ВОГ для обеспечения трудоустройства 3550 глухих на 68 предприятиях ВОГ, подготовка специалистов по сурдопереводу и т.д.). Многие мероприятия явно не выполняются, либо недоступны 12 млн. глухих России. К тому же в 2001 г. Налоговым Кодексом РФ отменены льготы по налогам на прибыль СРП ВОГ и ликвидирована государственная поддержка ВОГ, как и других инвалидных организаций и их предприятий. При этом положение самих глухих становится ещё хуже по сравнению с положением слепых и безногих в части информационного обеспечения (миллионам обездоленных глухих недоступны дорогостоящие услуги сурдопереводчика).
Нужен Закон о глухих, в котором должны быть следующие статьи, переработанные мной по материалам к.п.н. В. Базоева и В. Паленного, авторов академкниги "Человек из мира тишины" (2002):
- глухие люди признаются как лингвистическое и культурное меньшинство;
- глухота расценивается не как патология (биолого-медицинская концепция), а как отличие (социо-культурная концепция);
- глухота является открытой, а не как отрицательной, приниженной и маскированной;
- способности глухих людей подчеркиваются, но не нужен поиск "средства" против глухоты и фокусирование на лечении "слухового дефекта" или "повреждения";
- приоритет доступа к коммуникации глухих людей признается посредством использования визуальных приборов и служб (телекоммуникационные приборы, приборы субтитрования, световые сигнализаторы, переводчики текстового языка); в последнюю очередь уделять приоритетное внимание использованию слуховых аппаратов и других приборов, облегчающих аудиторское восприятие, или "фокусированию" на устной речи (усилители, тактильные и компьютерные приборы речи, кьюдсистемы);
- развитие всех коммуникативных модификаций языка, включающих и устную речь, подлежит поощрению;
- максимально используется зрение как позитивная, эффективная альтернатива слуховому каналу восприятия; - жестовый язык оценивается как равный словесному языку, а не как помехи для словесного языка;
- жестовый язык признаётся как наиболее естественный для людей, родившихся глухими;
- при обучении внимание концентрируется на содержании предмета, нежели на методе коммуникации; расширяются любые коммуникативные умения;
поддерживается социализация как внутри сообщества глухих, так и внутри большого общества;
- "состоявшиеся" глухие люди признаются позитивной ролевой моделью для глухих детей;
- признаётся профессиональная работа с глухими в качестве деятельности по обеспечению доступа к тем же правам и привилегиям, которыми пользуются слышащие люди;
- уважается, признаётся ценность и поддержка языка и культуры глухих людей.
Помимо того, в Законе о глухих должны быть предусмотрены профессиональная подготовка, трудоустройство, образование и социальное обеспечение, а также организация спецпредприятий, спеццехов при госпромышленных предприятиях, социально-трудовая реабилитация на них, проведение культурно-просветительных программ, подготовка переводчиков жестового языка глухих и повышение их квалификации, организация санаторно-курортного лечения и отдыха, физкультурно-оздоровительной работы среди глухих, осуществление редакционно-издательской деятельности, создание печатных органов, иных средств массовой информации и рекламы только на государственной основе и за счёт госбюджета. В администрации каждого района, области, края региона, спеццеха, спецпредприятия, спецшколы, спецсанатория, спортиных и культурных госучреждений, издательства и редакции спецжурналов и газет должна быть одна платная должность "государственный переводчик жестового языка глухих". Все вопросы, затрагивающие статус "Глухой", от рождения до смерти, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием переводчика на альфе и омеге государства и только за его счёт. В России насчитывается 13 млн. лиц с нарушением слуха, из них более 600 тыс. - дети и подростки. Стремительно растёт процент лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50 лет. Тогда как в мире проживает 360 миллионов глухих, из них 90 млн. имеют тяжёлые поражения слуха. Каждый день за одну минуту на Земле рождается 9 глухой! Если темпы прироста населения не снизятся, то к концу нашего века это число утроится! Выдающийся русский сурдопедагог Н.М. Лаговский (1863-1933) назвал глухонемоту "бичом человеческого общества", а наш первый заведующий училищем глухонемых Н.К. Фролов (?-1902) нарекал глухонемых людей "достоянием всех времён и всех стран". Признание русского жестового языка национальным жестовым языком в качестве родного, подтверждением права глухих детей на билингвистическое обучение на жестовом и письменном языке, полный доступ глухих к технологиям, которыми располагает общество в целом, подтверждение равных (со слышащими) способностей и прав глухих на качественный уровень жизни и экономическую самостоятельность посредством равного доступа к профессиональной занятости, признание социального, этнического, религиозного, родового, экономического и политического многообразия в обществе глухих, осуждение генетических исследований, имеющих целью искоренение глухих - вот далеко не полный перечень необходимых шагов в направлении борьбы за обеспечение прав глухого человека и самоопределение глухих в соответствии с Декларацией прав человека ООН.
Необходимы коренные преобразования всей системы службы жестового перевода, разработка системы многоуровневой подготовки переводчиков и преподавателей жестового языка, новый подход к нормативным актам, касающимся прав глухих. Нужна координация действий всех заинтересованных министерств, ведомств, научных учреждений и РАГ. В случае принятия Закона о глухих Всероссийское Общество глухих подлежит реорганизации как нежизнеспособное, унаследованное от советских времен и по ряду критериев не отвечающее демократической направленности преобразований, осуществляемых в России. Выборы на съездах ВОГ, конференциях региональных отделений ВОГ повсеместно проводятся открытым голосованием, зачастую на безальтернативной основе. Наше общество в нынешнем состоянии по мерилу не отвечает чаяниям и интересам глухих, а в его Уставе 2003 года бездна бюрократизма и множество барьеров на пути демократизации. Наша бюрократия научилась отстаивать свои привилегии, драться за свои позиции она будет упорно. "Упоение властью", "увлечение командованием", преувеличение "администраторства" ещё не утратили своей силы и в наши дни.
Как подрубить устои бюрократической крепости? Нужна революционность, нужна движущая сила в самом ядре ВОГ! При реорганизации ВОГ по решению Съезда все предприятия, культучреждения, административные здания и имущество, оставшиеся после продажи их государству либо коммерческим структурам и частным лицам и после расчёта с кредиторами, направляются на одну цель, для достижения которой вновь основана Российская Ассоциация глухих (РАГ). Цели и задачи РАГ должны быть иными, нежели у ВОГа. РАГ должен чётко распределять властные полномочия: распорядительное, исполнительное и контролирующее. Президент РАГ выполняет свою работу на общественных началах, ведёт заседания и конференции. Его исполнительный директор - на контрактной основе. В каждом районе, области, крае, регионе своя ассоциация глухих со своим уставом. Это таким образом будет отвечать демократической направленности преобразований в России. Устав РАГ должен противостоять распространенной концепции об "ограниченных" людях, требующих сочувствия и помощи. РАГ должен отстаивать равные возможности для глухих в обществе и их право на жестовый язык, повышать качество образования глухих, проводить работу с молодёжью, обеспечить самоопределение глухих в соответствии с Декларацией прав человека ООН.
Не будь Закона о глухих, глухой по-прежнему остаётся в неравных условиях со слышащим. Глухой имеет право на защиту от злоупотреблений и унизительного обращения, но воспользоваться этим правом в наши дни не может по многим причинам. Ещё живучи у чиновников воговской системы психические отклонения от нормы. Если мы не сделаем Закона о глухих, то ВОГ неминуемо "сгорит в адском пламени" группового эгоцентризма, уже подведшего жизнь глухих к "зияющей пропасти" трагедии! Уместна русская народная пословица "Легче новое дерево вырастить, чем кривое выпрямить". Так что выпрямить ВОГ невозможно, лучше основать Ассоциацию, её Центральный Совет. Но только при одном условии принятия Закона о глухих!

Статья подготовлена по материалам Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им. Крупской и по книге В. Базоева и В. Паленного "Человек из мира тишины" (Москва,Академкнига,2002 ).

Статья составлена в 2004 году и сохранена до наших дней без изменений.

Владимир Гусев,
член Союза журналистов России,
член Российского Общества историков-архивистов,
отличник ВОГ,
член Московского клуба истории глухих,
отличник здравоохранения РФ.Астрахань,2004 г.

Док. 664239
Опублик.: 21.08.13
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``