В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Минфин и ВШЭ: сэкономить на демографии, образовании, здравоохранении и госуслугах Назад
Минфин и ВШЭ: сэкономить на демографии, образовании, здравоохранении и госуслугах

Минфин и ВШЭ: сэкономить на демографии, образовании, здравоохранении и госуслугахНезависимые эксперты из НИУ ВШЭ, Министерство финансов и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации представили проект оптимизации расходов госказны,который СМИ уже прозвали чертовой дюжиной. Проект уже отправлен на рассмотрение в правительство. Предполагается, что уже в начале сентября 2013 года доклад ляжет на стол главы государства. А в октябре будет обсуждаться на Госсовете.

Авторы проекта предлагают за счет отмены материнского капитала, пересмотра расходов на пенсионную систему и государственный сектор сэкономить 1,1 трл руб за три года. Общий эффект от реализации мер составит в 2014 г. 194,5 млрд руб., в 2015 г. - 377,1 млрд руб., в 2016 г. - 581,9 млрд руб..

"Правда, смысл всех преобразований - вовсе не в достижении устойчивого профицита, речь идет скорее о повышении эффективности расходов госказны через переориентацию трат внутри каждого сектора", - один из авторов доклада.

Отмена материнского капитала

В ведомстве Антона Силуанова предложили отменить выплаты россиянкам за рождение второго и третьего ребенка в целях экономии бюджетных средств. Эксперты к такому шагу относятся скептически: отказ государства от поддержки семей негативно отразится на демографической ситуации, материнский капитал был хотя бы символическим выражением заботы государства о женщинах и детях".
Правда в Минфине оговариваются, что при отмене материнского капитала, повысятся выплаты по пособиям на детей из малоимущих семей.

По подсчетам экспертов Высшей школы экономики, отказ от выплат за рождение второго и третьего ребенка позволит сэкономить 330 млрд руб. до 2020 года. Система выплат в формате материнского капитала показала свою неэффективность, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. За три года предлагаемые ими меры дадут экономию больше чем в 1,1 триллиона рублей.
"Материнский капитал был крайне неудачной формой стимулирования рождаемости. Его невозможно потратить даже на лечение ребенка. Если бы государство отказалось от материнского капитала, переформатировало бы его в разумное материнское пособие, это было бы правильное решение. Но когда государство отказывается от материнского капитала как такового, оно демонстрирует свое презрение к матерям и детям. Материнский капитал был хотя бы символическим выражением заботы государства о женщинах и детях", - сказал Делягин.

Ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов: "Семейная политика может эволюционировать. Например, предложить дифференцированные выплаты только в тех регионах, где наблюдаются демографические проблемы. Конечно, нужно вводить стимулирующие в полном смысле выплаты, я имею в виду третьего и четвертого ребенка, когда, собственно, речь и идет о воспроизводстве населения. Должны быть выплаты более высоких порядков. Я думаю, что они должны отличаться от существующих 408 тыс. руб. в два-три раза ", - сказал Белобородов.

С экономической точки зрения повышение рождаемости несет больше пользы, чем бюджетная экономия. Так считает директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев.

"Минфин лукавит. Мы не знаем, какая будет нефть через несколько лет. Добыча у нас будет плюс-минус 1% от нынешнего уровня. Цена на газ следует за ценами на нефть с лагом на 6-9 месяцев. Бюджетная стабильность это хорошо, но прогнозировать ее достаточно сложно, а рост населения - это всегда хорошо с точки зрения государства", - пояснил Разуваев.

По действующему законодательству материнский капитал перестанут выдавать с 31 декабря 2016 года. Сэкономленные средства правительство возможно будут направлены на поддержку малоимущих и семей с приемными детьми

Госуслуги

В 11 раз могут быть сокращены и объемы грантов регионам, достигшим наилучших показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти: с 11 миллиардов рублей в год до 1 миллиарда рублей. Составители доклада считают, что это даст повышение качества предоставляемых населению госуслуг.

Образование

Составители доклада хотят видеть образовательные учреждения более прозрачными. К 2016 г. это позволит сэкономить до 15 процентов государственных денег. При этом экономия от реструктуризации вузов, подчеркивают составители доклада, в полной мере прочувствуется только после 2018 года. А повышение равномерности выделяемых образовательным учреждениям денег даст 10 процентов экономии. В плюс к этому экономия бюджетных средств от снижения численности студентов к 2018 году составит 81,8 миллиарда рублей, в том числе экономия фонда оплаты труда - 63,1 миллиарда.

Пенсионная система

Изменения коснутся, например, расходов государства на пенсионную систему. Эксперты предлагают несколько различных вариантов. В их числе стимулирование более позднего выхода на пенсию, для этого авторы доклада предлагают устанавливать дополнительные коэффициенты к размеру трудовой пенсии по старости, если человек продолжает работать и дальше, не уходя на заслуженный отдых. Еще один вариант - индексация страховой части трудовой пенсии один раз в год на размер годовой инфляции плюс еще два процента. Таким образом, будет обеспечен реальный рост пенсий, а бюджет в долгосрочной перспективе сэкономит на дотациях в Пенсионный фонд полтора триллиона рублей. Пенсионный возраст может быть повышен: для женщин с 55 лет в 2019 году до 60 лет в 2029 году.

Здравоохранение

В здравоохранении оптимизация расходов будет достигаться противодействием закупок медучреждениями лекарств, цены на которые не подлежат государственной регистрации и завышаются в два-три раза по сравнению с высокоразвитыми зарубежными странами. Для этого будет создана система установления референтных цен на все рецептурные лекарственные препараты. По расчетам экспертов, экономия на закупках для госпитального сектора после этого могла бы составить 13,27 миллиарда рублей в год в ценах 2012 года.

Док. 664188
Опублик.: 20.08.13
Число обращений: 0

  • Делягин Михаил Геннадьевич
  • Силуанов Антон Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``