В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Степан Карпенков: Духовно-нравственные ориентиры Назад
Степан Карпенков: Духовно-нравственные ориентиры
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же образование действует воспитательно.
Л.Н. Толстой

Мир меняется. На современном этапе развития цивилизации человечество об-ладает громадной силой, способной в глобальных масштабах преобразовывать природу. Мощные технические средства производства позволяют во много раз повысить производительность труда. Быстродействующая, компьютерная техника способна творить чудеса: предсказывать погоду, управлять сложными технологическими процессами, решать труднейшие математические задачи, которые не удавалось решить ранее другими способами, отправлять почти мгновенно сообщение по электронной почте, выйти в Интернет и найти интересующую информацию. Телевизоры, видео- и аудиотехника с высоким качеством изображения стали широко доступным средством, позволяющим многим людям, не выходя из дома, посмотреть тот или иной фильм либо послушать вдохновляющую музыку Бетховена, Моцарта, Чайковского, пробуждающую самые высокие чувства человека.

Казалось бы, и высокопроизводительные машины, и компьютеры, и другие виды современной техники все больше вытесняют физический труд и высвобождают много времени для творческой работы человека и его гармоничного развития. В некоторой степени это соответствует действительности. Так, многие наши современники даже не представляют, что такое настоящий физический труд, как тяжело пахать землю сохой или плугом, как в поте лица жать жито серпом, и для них "она на поле барском жито жала" - лишь красивые слова. И умственный труд уже преобладает во всех развитых государствах. Может сложиться ложное впечатление, что без физического труда можно обойтись и добиться многого, стоит только захотеть, а умственный труд вовсе не обязателен каждому - компьютер поможет решить сложные и простые задачи.
Дефицит нравственности как глобальная угроза. Рукотворная искусственная среда, называемая техносферой, удаляет человека от естественных условий жизни и порождает множество трудно решаемых проблем, связанных с деградацией окружающей среды и потерей духовно-нравственных ориентиров. В решении этих проблем важную роль играет образование. Согласно законодательному определению, образование - это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства. Можно было бы только радоваться, что в этом важнейшем определении воспитание поставлено на первое место, и тем самым подчёркнута значимость воспитания в современном обществе.

Однако, как показало время, акцент на воспитание повисает в воздухе, а официальные законодательные документы оказываются бесполезными, так как в них чётко не прописаны конкретные пути развития образования и нет ясного представления о самом главном - воспитании личности, в необходимости которого никто не сомневается.

Очевидно, что уровень развития общества во многом зависит от того, как относится каждый человек к тем ценностям, которые формировались в сознании людей в течение многих веков и даже тысячелетий. Какие же ценности определены в официальных документах? Назовем их: жизнь, здоровье, природа; любовь и семья; эротика, секс; образование и культура; труд, карьера, собственность; идеология.
Здравомыслящего человека не может не удивлять, что в этой группе ценностей не нашлось места для самой важной ценности - духовно-нравственного воспитания, в значительной степени определяющей все остальные ценности. И такое пренебрежение воспитанием не случайность, а явный показатель кризиса современной цивилизации.
Люди всегда ценили и ценят воспитание. В этой связи может последовать возражение: воспитание, по определению, есть неотъемлемая часть образования. Однако не следует забывать о том, что истинное воспитание начинается с рождения ребёнка, и только в этом случае оно является действенным и приносит свои плоды. В таком воспитании, определяющую роль играют родители, семья, а не традиционная система образования.

В приведённой группе ценностей появился как бы новый вид ценностей, обозначенный словами "секс" и "эротика", которые занимают почётное место между парами слов "любовь и семья" и "образование и культура". В Словаре русского языка С.И. Ожегова секс определяется, как всё то, что относится к половой жизни. А эротика - чувственная обращённость к половой жизни, к изображению её. Исходя из понимания смысла этих слов, можно сделать заключение, что они отражают мнимые ценности, и то, что они оказались в упомянутом ряду ценностей, означает, что такие ценности искусственно насаждаются, что приводит к искажённому пониманию истинных ценностей и деградации личности. Этим псевдоценностям в современном обществе уделяется большое внимание. Предпринимаются попытки ввести в школьную программу специальный предмет для детального их изучения. Во многих газетных и журнальных статьях и даже в некоторых театральных постановках раскрываются сокровенные тайны интимных отношений. На эту тему издаются многочисленными тиражами книги и создаются специальные сайты в Интернете, рассчитанные на легкомысленных молодых людей и порождающие множество трудно излечимых пороков.

К сожалению, и в средствах массовой информации, и в телевизионных переда-чах, и в кино очень редко затрагиваются вопросы духовно-нравственных ценностей. Почти забыты известные с древних времён слова "стыд", "совесть", определяющие духовную чистоту человека. "Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы", - сказал великий римский мыслитель и писатель Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). А утраченный стыд редко когда возвращается.

Очевидно, если бы стыд и совесть воспринимались как духовно-нравственные ценности, то не было бы телевизионных передач, статей, фильмов и книг, поражающих душу и сердце человека. Соответственно не было бы чиновников, далёких от культуры, насаждающих своё превратное понимание культурных ценностей. Не было бы книг с ненормативной лексикой и театральных постановок, обнажающих душу и тело человека.

Если бы образованность и воспитанность были истинными ценностями, то не было бы тех постыдных реформ, которые привели множество людей к обнищанию и бедности с вытекающими из них тяжёлыми последствиями. Не было бы тех горе-реформаторов, которые осмелились проводить крупномасштабный экономический эксперимент, в результате которого небольшая группа бессовестных проходимцев завладела огромными богатствами.

В упомянутой группе ценностей не назван отдых, а ведь люди всегда ценили и ценят отдых, так как его потребность обусловливается самой природой человека, его физиологией. Одним из видов отдыха, прежде всего молодёжи, является посещение дискотек и так называемых шоу-концертов с применением электронной музыкальной техники, которая, в отличие от традиционных музыкальных инструментов, способна воспроизводить звук чрезвычайно большой громкости. Этот звук с двумя-тремя аккордами и преобладанием низких частот оказывает сильное психическое и физиологическое воздействие на организм человека: блокируется нормальная работа мозга, парализуются рецепторы, и, следовательно, человек становится безвольным и легко управляемым. Такой звук, называемый поп-музыкой и к настоящей серьёзной музыке не имеющий никакого отношения, приводит к чрезмерному звуковому облучению, которое не менее опасно, чем солнечное переоблучение. В результате в человеке пробуждаются низменные чувства, возникает потребность к наркотикам, алкогольным напиткам и т. п. "Наихудшее, чему может научиться молодёжь, - легкомыслие. Ибо оно порождает те удовольствия, из которых развивается порок", - сказал великий мыслитель древности Демокрит (р. ок.470 или 460 до н. э.)

Вне всякого сомнения, молодой человек, прошедший хорошую школу родительского воспитания, никогда не согласится проводить своё свободное время таким образом на дискотеках и шоу-концертах, а сочтёт целесообразным приобщиться к великим писателям, прочитав серьёзную, хорошую книгу, послушать классическую музыку, либо заняться спортом, т. е. сделать то, что приближает человека к возвышенному. А у воспитанных взрослых не хватило бы совести организовывать унижающие достоинство человека массовые шоу-представления и извлекать при этом огромные доходы.
Что же происходит в сфере образования? Обратимся к ещё одному виду ценностей - образованию. Во все времена люди ценили образование и стремились его получить. Здесь, как и в других сферах деятельности человека, много проблем. В последнее время обсуждается одна из них, которая связана с повышением качества образования. Некоторые министерские чиновники предлагают определять качество образования с помощью критериев и средств, применяемых для оценки качества промышленной продукции, товаров, и предлагают организовать полицию качества образования, а на местах - центры качества. Эффективность подобных мер весьма сомнительна. Ведь качество образования, очевидно, не зависит от того, каким способом его определять, а зависит от квалификации учителей и преподавателей, от качества учебников и учебных пособий, от того, насколько технические средства обучения соответствуют современному уровню развития технологий, и в значительной степени определяется тем, какую цель преследует обучающийся.

Проанализировав этот комплекс вопросов, отметим некоторые особенности современного образования. В 90-х годах прошлого века многие высококвалифицированные учителя и преподаватели в поисках достойных средств существования были вынуждены покинуть любимую работу. Понятно, что мало знающий не может научить многому. Кроме того, истинный педагог должен любить не только свой предмет, но и своих учеников, студентов, многие из которых не получили хорошего воспитания.

Качество некоторых учебников для средней школы и вузов даже с министерским либо другим грифом не способствует усвоению даже вполне понятных истин. Это означает, что сам гриф не гарантирует высокое качество учебника или учебного пособия. Многие издатели учебной литературы и авторы учебников знают: для получения грифа (кроме предусмотренного инструкцией официального взноса) необходимо внести немалые деньги, чтобы пополнить карман бессовестного чиновника.
Вполне понятно: с помощью устаревшего технического оборудования, используемого в процессе обучения, нельзя подготовить высококвалифицированного инженера, владеющего современными наукоёмкими технологиями.

Не менее понятно: если в первый класс приходят невоспитанные дети, то обес-печить высокое качество образования в школе невозможно. Некоторые из таких детей попадают под дурное влияние различных проходимцев и совершают хулиганские поступки: провоцируют драки, обижают младших, расписывают школьные парты, фасады домов и т. п.

О высоком качестве образования в вузах не приходится говорить, если студенты не владеют минимумом знаний, предусмотренным школьной программой. И таких студентов становится все больше и больше, так как критерием для поступления во многие негосударственные вузы являются не знания (как это было во все времена), а деньги - официальная плата за обучение. Родителей подобных студентов можно понять: они мечтают о том, чтобы их дети достигли большего, чем они сами. Очевидно и другое - большинство отечественных вузов не может обеспечить высокое качество образования, так как они не обладают ни хорошей учебно-методической базой, ни опытом. В то же время такие вузы гарантируют получение диплома государственного образца.
Появилась огромная армия студентов, которые не способны, не могут и не хотят учиться. Нарушен естественный процесс - побеждает сильнейший: раньше поступали в вузы наиболее подготовленные и знающие. За последние годы открыто множество платных вузов, которые готовят якобы менеджеров, экономистов, юристов, социологов и пр. Многие стремятся сразу же после окончания института занять какой-либо престижный руководящий пост с хорошей заработной платой. И лишь немногим удаётся сделать это при помощи своих влиятельных родителей, а остальные, в большинстве случаев пополняют ряды безработных с дипломами. Возникает вопрос: была ли объективная необходимость открывать множество негосударственных вузов? Теперь всем понятно, что нет. Чиновники, отвечающие за организацию образования, допустили ошибку и исправить её пытались путём создания полиции качества образования, надзора и другими весьма сомнительными средствами. Подобные ошибки не допускались бы, если бы чиновники были воспитанными и высокообразованными людьми, понимающими, что, находясь на государственной службе, нужно не только контролировать, но и прогнозировать, создавать условия для повышения качества образования, т. е. заботиться об интересах государства, общества, человека.
В последнее время активно обсуждается ещё одна попытка улучшить качество образования - ввести 12-летнее среднее образование, при этом предполагается начать учить читать и писать детей в возрасте до семи лет. Преследуется якобы благородная цель - дать детям побольше знаний. Однако знать много не означает знать хорошо. Кроме того, знания без нравственной основы могут оказаться бесполезными и даже вредными и губительными. Не нужно забывать и другое: учёба - это напряжённый умственный труд, а не любовь, которой все возрасты покорны. Большинство детей физиологически не готовы, чтобы принять большую умственную нагрузку в возрасте до семи лет. Попытка научить ребёнка в таком возрасте всему и вся кончится для него неудачей, и вызовет не радость познания, а отвращение к учёбе.

Возраст от рождения ребёнка до семи лет - самая благодатная пора для воспитания. Именно этот возраст предопределён самой природой и физиологией человека, чтобы формировалось в нем духовно-нравственное начало, чтобы он обладал высшей властью - властью над собой, чтобы не был порабощён своими страстями. "Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель,- стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд", - утверждал Демокрит. Пример благородных родителей - это самое действенное наставление для детей. Плохо воспитанного человека трудно, а иногда и невозможно перевоспитать.
Только при условии, что с раннего детства ребёнок воспитывается в кругу родных и близких, глубоко знающих жизнь, могут реализоваться генетические возможности человека. Сказка английского писателя Д.Р. Киплинга (1885-1936) о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими животными джунглей, а затем уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в "человеческую стаю", - только красивая сказка. Редкие случаи подобного рода показывают, что ребёнок силой обстоятельств, вырванный из человеческого общества и выживший в джунглях, вернувшись через несколько лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, т. е. не сможет стать полноценным человеком. Генетический потенциал ограничен во времени жёсткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек по своему развитию остается на уровне примата.

Величайшая миссия воспитания. В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести кропотливую работу по овладению, сохранению и приумножению того, что выделяет человека из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что ещё хуже, сознательное пробуждение в людях низменного начала в ущерб разуму, когда, например, преследуется неблагородные политические цели, с поразительной быстротой ведёт к деградации человека, потере культурных завоеваний, к возрастающей дикости и агрессивности даже в цивилизованном обществе.

"Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних", - сказал великий мыслитель древности Сократ (470/460 - 399 до н. э.).

Что же означает это действенное само "воспитать" в современном представле-нии? В толковом Словаре русского языка С.И. Ожегова даны определения: воспитать - вырастить, дав образование, обучив правилам поведения, а воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляются в общественной жизни. Здесь же в качестве примера приведены наиболее широко употребляемые словосочетания: "хорошее образование", "коммунистическое образование".
В недалёком прошлом действительно практиковалось коммунистическое воспитание, направленное для решения весьма соблазнительной, заманчивой задачи - построение коммунистического рая сначала в одной стране, а потом и во всем мире. И такая задача во многом была решена, правда, только для отдельных людей - партийной верхушки - за счёт честного и самоотверженного труда огромной армии обманутых людей, оказавшихся в заблуждении по тем или иным причинам. Коммунистическое распределение по потребностям обеспечивалось трудом не тех, кто пользовался таким распределением, а чужим трудом, т. е. счастье делалось чужими руками. Попытки найти изъяны в коммунистической идеологии и аргументировано обосновать их жёстко пресекались, при этом нередко применялись крайние меры - вплоть до расстрела или лишения свободы. Однако это совсем не означает, что в коммунистическом воспитании все было совсем плохим. Но сама цель достижения светлого будущего посредством коммунистических идеалов, как подтвердила практика, оказалась утопией, и с приближением к ней светлое будущее удалялось подобно миражу. Из достоверных источников и архивных материалов известно: многие люди, захватившие власть и пы-тавшиеся с применением силы превратить утопию в реальность, в большинстве случаев в повседневной жизни совершали безнравственные поступки.

Более конкретный смысл придается слову "воспитывать" в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (1801-1872), известного русского писателя и лексикографа. В нём воспитывать означает заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его. Здесь, таким образом определены цель и содержание воспитания и возраст воспитанника.

Часто с высоких трибун призывают воспитывать подрастающее поколение в духе исторически сложившихся традиций. Обращаясь к истории Государства Российского, можно придти к выводу: традиции российского народа формировались многими поколениями наших соотечественников. Наиболее достоверные сведения о них известны с конца X в., когда вместе с православным христианством на Русь пришла грамотность. В течение нескольких веков - вплоть до начала XVIII в. - "книжная премудрость" на Руси была по большей части духовной, а сами книги были богослужебными, либо нравоучительными, либо переводными, но все равно пронизанные религиозным наставничеством. Лишь с реформами Петра Великого (1672-1725), осуществлёнными в первой четверти XVIII в., уделяется всё большее внимание светской литературе - начинается эпоха русского Просвещения.
Этой эпохе предшествовали выдающиеся произведения Древней и Средневековой Руси: "Поучение детям", написанное Владимиром Мономахом (1053-1125), великим киевским князем; "Поучение Григория, епископа Белгородского"; "Наставление отца сыну"; сборники: "Пчела", "Менадр", "Изречения Исихия и Варнавы"; "Слово Даниила Заточника" и др. В этих произведениях содержались назидания и советы, вынесенные авторами из собственного богатейшего жизненного опыта, и поучительные изречения и афоризмы, выбранные из Священного Писания, из творений отцов Церкви и произведений античных мыслителей. В середине XVI в. появился свод правил и наставлений - замечательный памятник русской литературы. Он составлен при участии священника Сильвестра (?-1566), служившего в Благовещенском соборе Московского Кремля и бывшего сподвижником Ивана IV Грозного (1530-1584), первого русского царя. Этот свод правил и наставлений отражает принципы правильного построения семейного и хозяйственного быта. Приведем некоторые фрагменты из этого свода.
- ... Не отвергай всякого больного и бедного, нуждающегося и нищего, но приведи к себе домой и напои, накорми, согрей... А умершим своим родителям твори память...
- Старшим воздай честь и уважение, средних почитай как братьев, слабосильных и больных привечай любовью, младших же люби как собственных детей; не делай зла ни одному из созданий Божьих; славы суетной земной ни в чем не желай, но проси у Бога вечного блаженства; всякую печаль притеснения переноси кротко, не мсти обидевшим тебя и моли за тех, кто оскорбил тебя; не воздавай зла за зло, не осуждай согрешивших, но помни о собственных грехах. Не слушай злых советов и отвращайся от них; следуй тем, кто живет праведно, и их деяния запиши в своём сердце, и поступай так же, как они.

- Наказывай сына своего с молодости, и тогда успокоит он тебя на старости твоих лет и даст красоту душе твоей... Если же у тебя есть дочь, пусть будет тебе послушна, следи за нею, чтобы не посрамила тебя и непорочной вышла замуж.
- Дети, послушайте заповеди Господни: любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им по-божьи во всем. И старость их почитайте и немощность их, и печали, и болезни всякие от всей души несите на себе. Кто же даёт спокойную жизнь матери своей и угождает отцу своему, пребудет во блаженстве. Отчее благословение дом утвердит, и молитва матери избавит от всяческих несчастий...
- Всякую работу и всякое дело надо делать с молитвой и доброй беседой или же в молчании ... А кто в еде, в питье и во всяком деле не чисто работает и во всяком мастерстве что украдет или подменит, то и эти его дела будут неугодны Богу, и за все то ответит он в день Страшного Суда...

- А если дарует Бог жену добрую, то такая жена дороже многоцветного камня, и она делает мужу все, что идёт во благо ему... И она подобна кораблю, совершающему приобретения множества товаров, собирает в себе богатство... Жена, которая честна по отношению к своему мужу, во-первых, будет благословенна, ибо выполняет Божию заповедь, и, во-вторых, достойна людской похвалы.

- И следует и самому себе всегда помнить, и жену, и детей, и домочадцев своих учить: не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать. Не обижать, не оговаривать, не прельщаться на чужое добро, не осуждать кого-либо, не пьянствовать, не высмеивать ближних своих, не помнить зла, не гневаться ни на кого, старшим быть послушными и покорными, к средним относиться с любовью, к младшим и больным - приветливым и милостивым...

Эти правила в течение нескольких веков были духовно-нравственными ориентирами для многих поколений воспитанных людей. Они изучались в начальных классах школы. Ими руководствовались родители при воспитании своих любимых детей в повседневной жизни.

В отдалённом и недалёком прошлом предпринимались попытки насадить искусственные ценности, противоречащие природе человека. И истинные ценности стали растворяться в безбрежном океане человеческих страстей. И некоторые люди потеряли способность распознавать духовное и склонность к его восприятию. "Из этой способности и из этой склонности исходили все великие воспитатели рода человеческого. Это было то, что имел в виду Платон, трактуя земную очевидность как "припоминание" предвечно созерцаемых человеческих идей", - утверждал профессор Московского университета И.А. Ильин (1882-1954), один из наиболее видных представителей русской философской мысли. По его мнению, главная, высокая задача воспитателя - как можно раньше зажечь детскую душу лучом божественного света, чтобы очнулась она от своего блаженного сна ночи навстречу благословенному дню... Как можно раньше надо приобщить ребёнка к этому божественному счастью на земле, пока ему неведомы ещё ни горечь жизни, ни боль его души; пока он полон естественной доверчивости к миру и пока радость в нем бьет ключом. "Воспитать ребёнка - значит делать его ум и нрав возвышеннее, значит вести его к нравственным вершинам",- сказал французский писатель Андре Моруа (1885-1967).

Двойственная природа человека - его духовное растление и стремление вы-рваться из мрака человеческих предрассудков - свойственна нашему современнику и с большим поэтическим мастерством отражена в замечательном стихотворении "Наш век" Ф.И. Тютчева (1803-1873).

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он.
И жаждет веры... но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня". - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..

Наши современники чаще всего тоскуют о потере любимой работы, о потере имущества, здоровья, переживают о неудачах в жизни; скорбят и плачут, погребая своих родных и близких; страдают от разлуки с ближними. Льются слезы людские, слезы неистощимые, слезы печали и горя. Сколько слез пролито во время разрушительных войн! Всегда и везде льются слезы.

По мнению архиепископа Луки, не всяким слезам обетовано утешение. Есть слезы злобы, ненависти, униженной гордости. Много слез от неудовлетворения стремления человека к мирским богатствам. Много слез от того, что рушится безрассудный план жизни, начертанный по легкомыслию самим человеком. Эти слезы противны, и надежды плачущих на утешение не богоугодны. Больше всего и чаще всего плачут люди от страданий телесных и душевных. Плачут тяжелобольные от боли телесной, подчас невыносимый. Плачут люди от боли душевной и тяжкой скорби. Плачут обездоленные и слабые, сироты и вдовы, плачут немощные, попранные сильными. Господь всех любит, всем сострадает. Он примет эти слезы и осушит их. Есть и другие слезы, совсем иной природы. Это слезы людей чистых, с глубоко чувствительной совестью, слезы о самих себе от сознания своего недостоинства перед Богом, - слезы раскаяния и покаяния. Эти слезы самые угодные Богу, и к ним относятся обетование Божие: "блаженны плачущие, яко тии утешатся". Есть слезы ещё более высокого порядка, слезы святых, которые льются беспрестанно и составляют сущность жизни святых, ибо основа святости - нищета духовная.

Современное общество переживает страшное потрясение - его захлестнула глобальная волна невежества и безнравственности, по своей разрушительной силе значительно превосходящую мощнейшую природную стихию, одна из которых обрушилась не так давно на Юго-Восточную Азию. Если эта стихия за считанные минуты смела с лица земли острова, города и поселения и унесла более 200 тыс. жизней, то волна невежества и безнравственности наносит гораздо больший ущерб человечеству: убивает самое дорогое в человеке - его душу.

Одна из возможных причин случившейся природной стихии в Юго-Восточной Азии скрывается не только в сложнейших, трудно объяснимых, естественных процессах тектонической активности Земли, но и в легкомысленных действиях людей, связанных с наземными и особенно подземными испытаниями мощного ядерного оружия. Взрыв атомной бомбы возбуждает сильную сейсмическую волну, способную распространяться на огромные расстояния и нарушать естественную тектоническую активность, что даже через продолжительное время может спровоцировать извержение вулкана громадной разрушительной силы. Вероятность такого извержения была бы значительно меньше, если бы испытания ядерного оружия не проводились. Очевидно, до испытаний дело не дошло бы, если бы люди, по чьей воле испытывалось оружие, обладали необходимыми естественно-научными знаниями, т. е. были свободными от невежества, и если бы эти люди были воспитанными - внутренне свободными от намерений совершить действия, которые наносят ущерб природе и человечеству.

Многим людям предстоит сделать смелый и решительный шаг, чтобы понять, что плотные тучи равнодушия и безразличия сами по себе не рассеются - нужна сила воли, нужно усердие и повседневная работа над собой. А некоторым людям необходимо сделать ещё один шаг, чтобы вырваться из окружающего тумана заблуждений и подняться над облаками легкомыслия и предрассудков, чтобы глубоко усвоить и всем сердцем почувствовать, что единственное спасение человечества от многих бед - духовно-нравственное воспитание и образование. Это проверенный временем путь спасения человека от горьких слез, от телесных и душевных страданий. "Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида дополняют друг друга", - сказал французский писатель Виктор Гюго. (1802-1885).

Для воспитанных, образованных людей не нужно придумывать законы, как правило, ограничивающие свободу человека. "Законы бесполезны как для хороших людей, так и дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше", - утверждал философ Демокрит. Духовно-нравственное воспитание и образование порождают самое дорогое - внутреннюю свободу человека творить добро и внутреннюю свободу от всего того, что возбуждает в человеке его низменные чувства. Духовно-нравственный потенциал человечества огромен и он способен вывести его на благородный путь развития, а великую Россию на путь духовного возрождения и созидания.


Литература


Киселев А.Ф. Иван Ильин и его "поющее сердце" // Высшее образование сего-дня. 2004. N11.
Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.8. М.: Русская книга, 1998.
Архиепископ Лука. "Сила моя в немощи совершается". М.: Отдых христианина, 2001.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:ГИИНС, 1956.
Карпенков С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образование // Высшее образование сегодня. 2004, N8.
Карпенков С.Х. Естествознание и современное образование // Вузовские вести. 2004, N4.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Изд.11-е. М.: Кнорус, 2012.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Краткий курс. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков Степан Харланович

Док. 664126
Опублик.: 16.08.13
Число обращений: 0

  • Карпенков Степан Харланович
  • Киселев Александр Федотович
  • Лука (Волчков Андрей Евгеньевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``