В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Счетная палата выявила нарушения в сфере осуществления особо крупных государственных закупок Назад
Счетная палата выявила нарушения в сфере осуществления особо крупных государственных закупок
Счетная палата Российской Федерации в соответствии с Планом работы на 2013 год провела контрольное мероприятие "Проверка эффективности мер по обеспечению закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд по контрактам на сумму свыше 1 млрд. рублей, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета".

Государственные контракты на сумму свыше 1 млрд. рублей (далее также - особо крупные контракты) составляют важный по значению и значительный по объему сегмент государственных закупок. За период с 1 июля 2011 г. по 31 декабря 2012 г. государственными заказчиками заключено 458 особо крупных контрактов на общую сумму 1,5 трлн. рублей, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Фиксируется тенденция к увеличению год от года количества особо крупных контрактов, объема привлекаемых в такие контракты бюджетных средств, ценового порога. Стоимость отдельных контрактов достигла "рекордных" значений, превысив 44,0 млрд. рублей. Указанные контракты имеют сложные по номенклатуре и условиям исполнения обязательства.

Результаты реализации особо крупных контрактов оказывают кардинальное влияние на развитие целых отраслей и сфер российской экономики: дорожного строительства, космической отрасли, военно-промышленного комплекса, здравоохранения, судостроения и авиационной промышленности.

Между тем, проверка показала: большинство особо крупных контрактов заключается и реализуется в "серой" зоне правоприменительной практики и закупочных технологий. Более 70 процентов контрактов (в количественном и стоимостном выражениях) размещается вне конкурентных процедур посредством заключения договора с единственным поставщиком.

Счетной палатой Российской Федерации установлены многочисленные нарушения заказчиками норм Бюджетного и Гражданского кодексов Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов и защиты конкуренции, иных норм. Собранные факты свидетельствуют о наличии в сегменте особо крупных закупок повышенных рисков для бюджета Российской Федерации, а также условий для недобросовестного исполнения заказчиками и подрядчиками (исполнителями, поставщиками) своих полномочий.

Результаты контрольного мероприятия подтверждают необходимость принятия системных мер, соразмерных масштабу и условиям заключаемых особо крупных контрактов и выявленным нарушениям при их размещении.

Федеральный закон N 44-ФЗ определил особенности закупок малых объемов. В то же время заказчикам предоставлено право размещать особо крупные (сложные и долгосрочные) контракты на общих основаниях с простыми, регулярными и краткосрочными поставками товаров с функционирующих рынков. Представляется целесообразным до вступления с 1 января 2014 года в действие Федерального закона 44-ФЗ внести в него изменения, направленные на устранение пробелов правового регулирования, а именно - установить дополнительные требования к заказчикам, размещающим особо крупные контракты, к типовым условиям особо крупных контрактов, а также особенности процедур планирования, заключения и исполнения особо крупных контрактов, их мониторинга, контроля и аудита эффективности. Одной из предлагаемых мер станет также доработка Порядка Общественного обсуждения особо крупных закупок. Проверка выявила высокий, но пока не реализованный потенциал этого нового инструмента.

Соответствующие предложения Счетной палатой Российской Федерации подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации.



Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации

15 августа 2013 года

Док. 664117
Опублик.: 15.08.13
Число обращений: 0

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``