В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нестратегическое планирование Назад
Нестратегическое планирование
Нестратегическое планирование
или мнимое лидерство

В последнее время, как это обычно происходит перед выборами в Воронеже и области, власти и авторы воронежских стратегий развития вспомнили о них и публично выступают с панегириками по поводу неочевидных достижений области и областной власти. При этом мимоходом упоминают и формально действующий Стратегический план развития Воронежа до 2020 года.



Он был разработан группой экономистов ВГУ, действительно виртуально существует, хотя в интернете его найти проблематично. Сделали план по заказу администрации Сергея Колиуха и задвинули куда-то подальше. Даже на состоявшемся недавно заседании по поводу единственной действующей муниципальной целевой программы Воронежа по инновациям не упомянули главный документ развития города - Стратегический план. Может и не знают уже о нем, много новых людей в мэрии, а старые кадры предусмотрительно промолчали.

В нашем регионе формально действуют две стратегии - областная и Воронежа, но они слабо связаны между собой, хотя разрабатывались одними и теми же экономистами. Причина прозаическая - Стратегический план Воронежа не дополнен конкретными целевыми программами развития и не финансируется.

Все познается в сравнении. Сопоставим, как используется стратегическое планирование в Ростове-на-Дону и в Воронеже. Отметим, что Ростов в течение ряда лет упорно боролся за свой бюджет развития, в отличие от руководителей Воронежа. И добился своего: ежегодно получает значительно больший объем трансфертов из бюджета области. Бюджет по расходам в 2012г. составил у Ростова 25,6 млрд руб., а у Воронежа всего лишь 15,9 млрд руб. Численность населения у городов сравнима.

Так вот, у Ростова аж 37 целевых программ развития по всем сферам и крупным направлениям городского хозяйства, а у Воронежа только одна, да и то почти недействующая. Та самая, упомянутая выше, почти не финансируемая МЦП "Развитие инновационной деятельности в городском округе город Воронеж в 2011 - 2013 годы", которая была утверждена городской администрацией в 2011 году.

Можно, конечно, реализовать и другой вариант стратегического планирования развития Воронежа - через совместные с областью целевые программы, в которых город фигурирует в качестве отдельной единицы. Потому как объем экономики Воронежа превышает половину экономики области (70% налогов с территории области).

Что есть стратегия

Но в любом случае Воронежу нужны, в частности, следующие целевые программы: "Сохранение и развитие культуры и искусства г. Воронежа", "Молодежь г. Воронежа", "Модернизация здравоохранения г. Воронежа". Далее, "Охрана окружающей среды города Воронежа", "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности на территории Воронежа", "Развитие пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Воронеже", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории города Воронежа" и т.д. Программы могут быть на трехлетку или пятилетку.

И это далеко не полный перечень целевых программ развития вполне успешного города Ростова-на-Дону, хотя и у него проблем хватает. Но учиться и перенимать опыт у соседей, добившихся успехов в развитии городского хозяйства, образования, науки, это не зазорно. Один Федеральный университет в Ростове с его финансированием чего стоит. Управленцы Ростова-на-Дону не упустили в своем стратегическом планировании ни одной проблемы города, ни одного ведущего вида его хозяйственной деятельности.

Такой подход и есть разделение функций и полномочий в соответствии с Конституцией РФ между муниципальным уровнем власти и региональным. В том числе и поэтому безвозмездные трансферты в бюджет Ростова из областного бюджета (11,1 млрд. руб.) более чем вдвое превзошли воронежские (5,4 млрд. руб.) в 2012 году. У соседей областные и городские власти работают слаженно. К тому же, Ростов эффективно участвует во всех федеральных программах развития городов. Власти Ростовской области понимают приоритетность развития и бюджетной обеспеченности своего областного центра. А деньги идут к деньгам. При сравнительной нормальной бюджетной обеспеченности в Ростов идут и инвестиции, а в Воронеже ситуация прямо обратная.

Из теории и практики стратегического планирования вытекает:

Разработка стратегии (или стратегического плана) развития города (региона) является руководящим ядром общего стратегического планирования. Она определяет общие цели и задачи частных документов развития, перечни работ, мероприятий, источники финансирования, распределение средств по частным целевым программам. Стратегическое планирование на основе комплексного и системного анализа предполагает и инициирует как количественные, так и качественные положительные изменения в экономике, инфраструктуре, качестве жизни населения. Стратегия является запускающим драйвером всех частных целевых программ в рамках общих целей и задач развития города и области.

Стратегия или Стратегический план - это документ развития, интегрирующий в единое целое все частные программы развития города на основе главных целей и задач, таких как повышение качества жизни, рост и развитие экономики, рост числа рабочих мест, создание новой индустрии, снижение наркомании, коррупции и преступности, улучшение экологии и т.д. И если нет частных программ развития, мертва и основная Стратегия.

Профанация стратегического планирования и вообще планирования процессов развития в Воронеже в течение многих лет напрямую било и бьет и по качеству стратегического планирования в области в целом.

На атомной игле

В Воронежской области с явным преимуществом превалируют государственные инвестиции. Руководитель "Росатома" Сергей Кириенко, будучи в Воронеже, сообщил, что в 2012 г. инвестиции в НВАЭС составляли около 20 млрд. руб., в 2013г. году - около 28, в 2014г. составят 46 млрд. руб. А это реальные инвестиции, а не их удвоение с помощью специфического учета неформальной экономики. С 2014 года вырастут инвестиции в модернизацию действующих блоков. И рост инвестиций в НВАЭС временно покроет уже наступившую скрытую стагнацию воронежской экономики следом за стагнацией всей экономики России. Подрастут воронежские ВРП и совокупные инвестиции в область на общем безнадежном российском фоне. И у областных властей будет повод в очередной раз доложиться на федеральном уровне. Но значительные госинвестиции в НВАЭС и ОПК обещают для области рост экологических рисков и будущие проблемы с предприятиями оборонки, как это было после распада СССР. Растущие государственные расходы на ОПК держатся исключительно на высоких ценах на нефть и газ, которые пошли уже вниз.

Хорошо это или плохо для Воронежа, у которого находится под боком такая мощнейшая атомная станция? Ну, если вспомнить Чернобыль и катастрофу с АЭС в ультра развитой, современной и научно продвинутой Японии, то становится грустно. "Роскосмос" на глазах у всего мира проваливает одну программу за другой из-за наступившей безответственности, пресловутого человеческого фактора, падения качества труда в высокотехнологичных производствах, падения морали и нравственности.

К тому же, федеральные инвестиции в НВАЭС никак не связаны с деятельностью нынешней областной власти, как, впрочем, и прежней. Решения принимались и принимаются в Москве. В 2015 году после пуска нового блока инвестиции в НВАЭС резко сократятся. А станция с ее выросшими мощностями была и останется главным экологическим риском для Воронежа и области в целом, что бы тут ни говорили и ни обещали федеральные и иные власти.

Хитрая статистика

По известным причинам высокие московские чиновники относятся дружественно к Воронежской области, и это неплохо. По эффективности исполнительной власти область среди лидеров в рейтинге Минрегиона за 2012г., как и в рейтинге динамики показателей. Но, по мнению независимых экспертов, методика Минрегиона несовершенна. Не включены главные социально-экономические показатели: ВРП, отгруженная продукция, частные инвестиции, инвестиции в человеческий капитал - на душу населения, инвестиции в качество жизни, включая инфраструктуру и другие. По ключевым показателям ВВП на душу населения область в 2011г. (статданные по ВРП от Росстата на год запаздывают) заняла лишь 45 место, а по отгруженной продукции в 2012г. - 44 место. Средняя производительность труда в области в 1,9 раза ниже средней по ЦФО и в 1,5 раза ниже среднероссийской. Производительность труда в обрабатывающей промышленности области также в 1,5 раза ниже среднероссийской.

Сами высшие воронежские чиновники в Москве предпочитают докладывать общие показатели области, а не на душу населения. Так, губернатор Алексей Гордеев на встрече с министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым доложил, что по объему отгруженной продукции область вошла в 30-ку регионов страны. По этому показателю на душу населения область в 2012 году на 44 месте. На душу населения и надо ее сравнивать по всем канонам с другими регионами. В том числе и с небольшими по численности населения Тамбовской или Калужской областью. То же самое произошло и в докладе президенту РФ, когда рост бюджета области за счет инфляции был выдан за его реальный рост.

Теперь немного об экологическом риске. "Эксперт-РА" снизил ранг экологического риска Воронежской области с 29 в 2010 году до 12 в 2012 году. Слишком быстро и, пожалуй, без оснований. Главным экологическим риском области была и остается НВАЭС, особенно для жителей Воронежа. До добычи никелевой руды и ее рисков еще далеко. Откуда тогда подобные скачки?

Поэтому правильно поступают жители Воронежской области, протестуя против разработки месторождений никеля. Агрессивность, возможно, у них излишняя, методы протеста не всегда корректны и приемлемы, но само протестное движение оправдано и формирует настоящее гражданское общество. Нынешним властям доверять экологию, свое здоровье и здоровье будущих поколений не стоит.

В Воронежской области сейчас действуют несколько факторов, затеняющих реальную прозу невысокой эффективности областной власти: федеральные проекты, растущие госрасходы на ОПК, инфляция, неформальная экономика, которую учитывают в статистике. Ну и завышенная самооценка областной власти, выражающаяся в излишнем, порой агрессивном пиаре собственных неочевидных успехов. Побольше бы реальных дел в стагнирующей обрабатывающей промышленности, возможно, тогда по примеру скромной Калужской области и получится выйти в лидеры за счет роста производительности труда.
Источник: MK RU Воронеж
Юрий Корчагин



Док. 664082
Опублик.: 14.08.13
Число обращений: 0

  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``