В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История как наука о будущем (постановка методологической проблемы) Назад
История как наука о будущем (постановка методологической проблемы)
Заслуги исторической науки перед человечеством несомненны, как не вызывает сомнения и тот факт, что многие узловые проблемы ею не решены, обойдены или истолкованы не убедительно. Одна из них и в наше время предстает все такой же трудно разрешимой, как тысячу, и несколько тысяч лет тому назад. Действительно, смысл истории мы можем определить лишь тогда и в том случае, если сумеем разобраться в причинах возникновения и предназначения основного актера и автора драмы всего людского бытия - Человека.. Наука пока что не дает сколько-нибудь однозначного и аргументированного ответа на указанные вопросы, в связи с чем все предпринимавшиеся до сих пор попытки выявления смысла всемирно-исторического процесса были связаны прежде всего со стремлением преодолеть или узаконить субъективизм в интерпретации глобальных и более частных событий мировой истории.
    И. Канту принадлежит мысль о том, что Человек возник как существо, призванное регулировать, упорядочивать с помощью обретения и развития разума (интеллекта) всю систему бытия жизни на земном шаре. История человеческого рода, считал немецкий философ, представляет собой выполнение определенного плана Природы. Он проявил себя приверженцем концепции линейного, объективного, необратимого и неразрывно связанного с эволюцией природы исторического процесса. История между тем продемонстрировала лишь частичную правоту Канта, так как человечество все же в целом не сумело, во всяком случае до сих пор, разрешить проблему регулирования земных стихий, природных и общественных. Поставив под свой контроль одни из них, люди вызвали к жизни едва ли не еще более грозные явления, многие из которых на современном этапе объединены под общим названием глобальных проблем. Дело в том, что и в каждом человеке, и в его социальных структурах, и в общечеловеческой цивилизации есть множество сторон и пространств, где господствуют хаос и иррационализм, что в совокупности придает Истории характер объективно неуправляемого, стихийно-хаотического процесса.
Однако известно и другое: однажды возникнув, человеческая цивилизация начал со все большим ускорением менять свои качественные и количественные характеристики, демонстрировать перемены, которые могут быть объединены под общим понятием развития. Если бы удалось выработать критерии, позволяющие сравнивать различные состояния общества в разные исторические эпохи, ввести в научные исследования индикаторы, способные в каждом конкретном случае выявлять векторы локально-регионального развития отдельных народов или их групп, а также всего человечества, то тогда смысл Истории предстал бы как научная проблема. Решение же научных проблем зависит от точности и возможностей используемого для этих целей методологического инструментария. Но волшебные ключи, открывающие двери будущего перед людьми, все не находятся, и Человек сам привык выдвигать Великие Истины даже не для того, чтобы обеспечивать поступательное развитие, но прежде всего для собственной мобилизации к действиям хотя бы потому, что История должна длиться и демонстрировать бессмертие рода людского.
Ознакомление с некоторыми историософскими концепциями, так или иначе пытавшимися объяснить тайны рождения и развертывания исторического процесса, позволяет констатировать:
а) множественность теоретических построений объясняется прежде всего исключительной сложностью и многогранностью истории как феномена;
б) мир вообще, а история в частности бесконечно сложнее умозрительных схем мыслителей, в связи с чем зафиксированные в них мысли и истины - только лишь движение к пониманию этой сложности;
в) практически каждой из подобных схем присущи абсолютизация отдельных черт или явлений исторической действительности, сведение сложного - к простому, целого - к той или иной его части или сумме частей, многомерного - к одномерному и т.д. Не удивительно поэтому, что результаты подобного анализа оказываются частичными даже в тех случаях, когда они верны, не столько друг друга отвергающими, сколько дополняющими.
С переходом в постиндустриальную эру развития человечество сталкивается с моделью истории, основанной на стохастичности, то есть непредсказуемости даже основных направлений ее развития, в связи с чем до сих пор неясен и сам вопрос, сумеет ли оно выжить в мире, испытывающем жесткие и жестокие экономические и социальные перегрузки глобальных интеграционно-дезинтеграционных тенденций. Ведь одно дело адаптироваться к истории, имеющий единственный и единый код, и совсем другое, когда приходится сталкиваться с историческим процессом, то и дело меняющим свои коды и требования, сочетающим разные начала, причем каждый раз в неожиданных пропорциях. В наше время исследования истории все чаще исходят из новой парадигмы общественного развития, учитывающей обновленную общенаучную метатеорию развития вообще и современные особенности социально-исторического прогресса в частности. Эта парадигма предусматривает, что:
- в познании истории большую роль играет синергетика - наука о механизмах саморегулирования сложных открытых саморегулирующихся нелинейных систем, к которым принадлежит и человеческое общество;
- человеческий социум - очень сложная система, способная претерпевать множество бифуркаций (то есть моментов выхода общественного развития за пределы "обозримого канала эволюции", берега которого образованы законами природы, когда люди должны сделать сознательный выбор из множества возможных вариантов действия);
- точки бифуркаций при этом соотнесены с неким идеалом в будущем, который в теории синергетики именуется "аттрактором". Именно в этих точках стихийно определяются ценности культуры и цели дальнейшего развития общества, отталкиваясь от которых человек формирует свои взгляды и цели деятельности. Происшедший в точке бифуркации выбор направления развития определяющим образом организует восприятие человеком истории, формируют тот "световой конус", в котором высвечивается смысл "своей" истории;
- понятие "аттрактора" в таком случае выступает как идеал общества и культуры, соотносимый с будущим, как та реальная сила, которая творит порядок из хаоса, подспудно переопределяя черты структуры прошлого и настоящего, реорганизуя их во имя воплощения определенного исторического проекта. Для аттрактора история - это всего лишь "временной горизонт, который всегда указывает на другой горизонт - будущее".
    Как представляется, был прав великий русский историк В.О. Ключевский, определив, что "закономерность исторических событий обратно пропорциональна их духовности", в связи с чем смысл прихода человека в мир заключается в том, чтобы наименее вероятные события - Добро, Порядок, Красоту, - делать все более вероятными и реальными. Интеллектуальная сила, творческое воображение и житейский прагматизм Человека, этого очарованного своим бессмертием странника, продолжают осмысливать и современную историю, подтверждая приоритет духовно-нравственных начал в бытие людей и человеческих сообществ. Именно поэтому есть смысл говорить о гуманизации будущего как истинной цели творения Истории.

М.А.Мунтян

Док. 663926
Опублик.: 07.08.13
Число обращений: 0

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``