В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Лайдинен: Какое будущее у детской литературы? Назад
Наталья Лайдинен: Какое будущее у детской литературы?
Многие мамы постарше, которые вспоминают советское время и то, с каким трудом удавалось приобретать красивые и яркие издания для детей, поражаются разнообразию, которое сегодня царит на прилавках магазинов. Безусловный плюс современной ситуации на книжном рынке - широкие возможности для выбора. Те, кто хорошо ориентируется в литературных произведениях, способны среди сотен наименований отыскать правильные книги, которые помогут ребенку развиваться и осваивать новые жизненные модели. А вот у молодых родителей глаза разбегаются от названий и оригинального оформления представленных изданий, они не знают, какие книги лучше выбрать и порой ориентируются на обложку, образы знакомых персонажей или фамилии запомнившихся с детства авторов.

Для малыша можно приобрести книжки-раскраски и пищалки, трансформеры и раскладушки. Существуют даже книжки-непромокайки для игры в ванной! В некоторые издания вмонтированы музыкальные инструменты, другие содержат наборы наклеек, принадлежности для рисования и лепки, - книги сегодня могут говорить, петь, развлекать и удивлять. Они все больше отдаляются от традиционного книжного формата и литературно-художественного наполнения. В связи с этим многие детские психологи бьют тревогу по поводу той печатной продукции, которая сегодня продается.

Беспокойство вызывает, прежде всего, факт того, что чтение, как важное семейное занятие дома, отходит на второй план. Многие родители предпочитают включить детям музыку или мультфильмы, аудиокниги, предложить поиграть на компьютере, а сами занимаются решением профессиональных и бытовых задач. Времена, когда детям вдумчиво и неспешно подолгу читали вслух, объясняли значение незнакомых слов и картинок, обсуждали поведение и события в жизни героев, стремительно уходят в прошлое. Как следствие, у малышей не развивается интерес к чтению. Книга утрачивает ценность как морально-нравственный камертон, связующее звено между поколениями, объект притяжения развивающегося разума, носитель важной информации о мире.

Впрочем, современные книги в эпоху всеобщей коммерциализации не всегда являются литературными произведениями. Издательства ведут борьбу за покупателя, соревнуясь в необычности оформления обложек и проявлениях креатива дизайнеров. Зачастую книга выступает дополнением к популярному фильму или компьютерной игре.

Ребенок переворачивает страницы и занимается: нажимает на кнопки, трогает объемных персонажей, слушает музыку. При этом процесс вникания в текст, его осмысливание, следование за сюжетом, наблюдение за развитием персонажей не имеют уже ключевого значения. А ведь именно художественное слово и его динамика, выраженная сюжетная линия, динамика образов героев отличает литературное произведение! У ребенка, который растет без познания традиционной книги, не формируется навык целостного восприятия текста, что в дальнейшем создает проблемы при изучении литературы в школе, замедляет развитие воображения, влияет на речь. Там, где все уже нарисовано, воплощено, озвучено простора для фантазии не так уж много, скорее, ребенок с готовностью принимает уже готовые образы и не настраивается на их творческую трансформацию и доработку.

А вчитывались ли вы вообще когда-нибудь в то, что написано в детских книгах, которые предлагаются в магазинах? Художественный уровень современных текстов вызывает множество нареканий и вопросов. Банальные рифмы, жаргонизмы, странные сюжетные коллизии и образы, непонятные иллюстрации вносят дисгармонию в процесс чтения. Роль книги в социализации малыша, передаче ему морально-нравственных ценностей и базового опыта познания мира таким образом нивелируется, сводится на примерах пошлых, шаблонных, далеких от реальности героев маленькому человеку трудно разобраться в том, что такое хорошо, что - плохо и где искать правду.

Драматичным изменениям подвергаются даже сюжеты старых добрых сказок. Некоторые из них публикуются в кратких современных переложениях, совершенно лишенных волшебства и обаяния. Из жизни ребенка пропадает населенный самыми необычными персонажами огромный мир сказки, в котором можно творить чудеса и верить в мечты. Образы хорошо знакомых предшествующим поколениям читателей персонажей вытесняют новые герои: всевозможные барби, супермены, бэтмены. У них очень мало выраженных эмоций, человеческих качеств, они устремлены к своим целям, настроены на успех любой ценой. Детям навязывают прагматичное, материалистическое восприятие жизни и человеческих отношений. Через общение с такими героями ребенок не приобретает опыта эмоциональной теплоты, интуитивного познания себя и окружающих, любви, радости, не учится ошибаться и исправлять свои ошибки. А между тем, в раннем возрасте особенно важно уделять внимание развитию внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний, формированию разнообразных навыков общения с окружающим миром.

Зачастую современная книга сказок вмещает в себя дополнительные возможности для стимулирования активности ребенка. Против этого категорически возражают представители ученого совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ. Например, "Красная шапочка" в переделанном для изучения часов варианте превращается из волнующей доброй истории в возможность поучиться определять время: на каждой странице встроены часы, которые ребенок должен использовать для расчета времени движения персонажей. Никакого волшебства, иронии, беспокойства за судьбы героев - сплошная математика. Книга утрачивает литературную, нравственную, языковую нагрузку, превращаясь в прикладной учебно-развивающий материал.

Очень много вопросов вызывают ставшие популярными среди детей и подростков электронные и аудиокниги. Психологи вообще не рекомендуют давать их детям до шести лет, чтобы не нарушать их развитие. Это справедливо также и относительно компьютеров, телефонов и прочей электронной техники. Что касается аудиокниг, то чтение вслух родителями и близкими людьми, обсуждение сюжета и характеров героев, рассматривание иллюстраций вместе с детьми воздействует гораздо благоприятнее, чем прослушивание незнакомого голоса через динамик. Ребенок воспринимает аудиокнигу не больше, чем звуковой фон, на котором разворачиваются другие события его жизни.

Особенный упор в книгоиздании для детей делается на познавательные пособия и развитие интеллектуального потенциала ребенка. Роскошные цветные энциклопедии на самые разные темы - привычная часть нашей реальности. Но в развитии человека обязательно должен соблюдаться баланс. Перегруженные фактологической информацией дети перестают воспринимать не только сложные художественные образы, но и метафоры, сравнения, переносы смысла, игру слов, нюансы, которыми так богат русский язык. Исчезает многообразие оттенков, многоуровневость восприятия персонажей, как следствие - окружающий мир тоже воспринимается сугубо рационально и плоско. В нем не остается места для вдохновения, восторга и чуда.

Сегодня среди психологов даже появилось отдельное направление работы - сказкотерапия. Детей и взрослых обучают заново читать и воспринимать сказки. Специалисты считают, что лечение чтением способно избавить ребенка от комплексов и страхов, сделать более открытым и жизнерадостным, сплотить семью.

Возможно, существующий опыт можно творчески переосмыслить и расширить. Формировать привычку читать важно с самого раннего детства, а для этого перед глазами ребенка должен быть пример интересующихся книгами, стремящихся к развитию родителей. При библиотеках актуально создавать специальные центры чтения, где с родителями и детьми будут заниматься педагоги, писатели, поэты, открывая богатство и красоту Мира Книги, учить заново вслушиваться в поэзию, вчитываться в прозу, развивать литературный вкус и способности.

Отдельную проблему представляет иллюстрирование детских книг. Когда-то отечественные издательства гордились тем, что знаменитые художники считали за честь сотрудничать с ними в вопросах оформления произведений для самых юных читателей. Рисунки Бориса Диодорова, Юрия Васнецова, Владимира Суттева и Виктора Чижикова остаются классикой этого редкого, но очень важного жанра. В современных книжках, к сожалению, встречаются иллюстрации, которые пугают детей, ломают и искажают их представление о реальности. Ольга Йонайтис, член Союза художников России и автор десятков добрых рисунков для детских книг, рассказывает, насколько важно найти правильный ключ к детскому сознанию и вложить в него гармоничные, красивые образы. Она старается не изображать злых героев, чтобы не вызвать у детей закрепления страха, связанного с персонажем.

Многие издательства не готовы платить за качественные иллюстрации, впрочем, как и стимулировать авторов к созданию новых замечательных произведений. Проблема поиска образа нового героя в детской книге сегодня стоит остро, как никогда.

По свидетельству педагогов средних школ, в России наблюдается нехватка современных книг для младшего и среднего подросткового возраста. Романтические романы А.Беляева или Ж.Верна сегодня читают далеко не все школьники. Уровень произведений в жанре фантастики и тем более - фэнтези - в исполнении авторов XXI века в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Не приученные к чтению и работе над книгой ребята при наличии альтернативы охотно выбирают айпад или компьютерную игру... При этом, цены на печатную продукцию весьма кусаются. Для многих семей реальный выход по-прежнему - походы в библиотеку, но к этому тоже нужно вырабатывать с детства хорошую привычку.

Будем надеяться, что озабоченность родителей и психологов и в дальнейшем будет поддержана государственной властью в России на самом высоком уровне, что послужит принятию скорейших мер для разработки специальных программ по книгоизданию для детей. Ведь большой выбор книг в магазинах не означает и не гарантирует высокого качества всего, что предлагается сегодня к чтению детям.

Док. 663799
Опублик.: 05.08.13
Число обращений: 0

  • Лайдинен Наталья Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``