В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
свящ. Николай Лызлов: Религия и здоровье Назад
свящ. Николай Лызлов: Религия и здоровье
Однотомный "Оксфордский словарь мировых религия" (1997; новое издание 2001) открывается статьей его редактора профессора Джона Боукера "Религия". В ней он пишет: "...>> "Итак, религия, не только придает жизни смысл, но взывает к действию; поэтому она всегда должна изменяться и всегда оставаться консервативной. Но здесь, как и в биологии, ограничения являются условием свободы; после усвоения религиозных ограничений люди свободны действовать и думать творчески (о смысле и значении ограничений в биологии и религии см.: J. W. Bowker. A Year to Live. Introduction (London: SPCK, 1991); Is God a Virus...?).
"...>> религиозная система формирует контекст, находясь в котором человек перестает чувствовать тревогу и страх, а, усвоив границы системы, он может продолжить собственные исследования." (Источник: The Oxford Dictionary of World Religions. Ed. John Bowker. Oxford - New York, Oxford University Press, 1997).

Лауреат Нобелевской премии по физике, основоположник квантовой теории Макс Планк в докладе "Религия и естествознание" сказал: "... многочисленные требования и нужды нашей жизни часто вынуждают нас принимать мгновенные решения и подтверждать свои убеждения. И в этом нам не могут помочь долгие рассуждения. А требуется только определённое и ясное указание, которое мы можем получить, опираясь на непосредственную связь с Богом. Она одна может дать нам внутреннюю опору и устойчивый душевный мир, которые мы должны расценивать, как наивысшее жизненное благо; если мы Богу, помимо его всемогущества и всеведения припишем атрибуты благости и любви, то обращение к Нему в полной мере способно дать человеку, ищущему утешения, надёжное чувство счастья. С позиций естествознания против этого представления нечего возразить, потому что вопросы этики, как мы это уже подчёркивали, не входят в его компетенцию" ("Вопросы философии" 1990, N 8, с.35).

***
В работе "Основные тенденции динамики самоубийств в России" Яков Гилинский, Галина Румянцева пишут: "Уровень самоубийств как следствие социального неблагополучия служит одним из важнейших индикаторов социального, экономического, политического состояния общества. К 1994 г. Россия вышла на одно из первых мест в мире по этому зловещему показателю.
Крах каждой человеческой жизни трагичен. В 1994 г. добровольно ушло из жизни, по официальным данным, около 62 тыс. наших сограждан, в 1995 г. свыше 60 тыс. человек и в 1996 г. около 60 тыс. человек.
"...>>
Количество и уровень (обычно в расчете на 100 тыс. населения) самоубийств, как показал Дюркгейм, находятся в обратной корреляционной зависимости от степени интеграции, сплоченности общества. Поэтому, по Дюркгейму, уровень самоубийств в католических странах ниже, чем в протестантских. И в наши дни наблюдается более низкий уровень самоубийств в странах с господством католицизма (Италия, 1992 - 7,9; Испания, 1992 - 9,6; Португалия, 1994 - 7,4), чем в протестантских странах (Австрия, 1993 - 21,3; Дания, 1993 - 22,3; Финляндия, 1994 - 27,2; Чехия, 1993 - 18,6 и др.) [13]" (Ист.: http://www.narcom.ru/ideas/socio/28.html. В pdf, первоисточник - бюллетень "Население и общество", N25, январь 1998 г. (Информ. бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования АН).. http://www.demoscope.ru/acrobat/ps25.pdf - с графиками.)
Отсюда вывод: чем более религиозно общество, тем меньше в нём самоубийств.

Профессор, академик РАН, руководитель Центра профилактики и лечения СПИДа В.В. Покровский "... В сущности, надо обратиться к истокам нравственности. К библейским заповедям. В заповедях - мудрость и в тоже время - прямое указание на то поведение, которое может уберечь от несчастий. В том числе и от эпидемий. С научной точки зрения заповеди помогают человеку выжить как виду. Современная медицина СОВЕРШЕННО СОЛИДАРНА С ХРИСТИАНСКИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, но, к сожалению, значительная часть человечества не следует этим заповедям. Даже те, кто считает себя христианами" (Газета "Православная Москва" N6(228) март 2003, с.11).

5 марта 2003 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр здравоохранения России Ю.Л.Шевченко подписали Соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
"...>>
С ответной речью выступил Министр здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко: "Приходится сожалеть о том, что раньше медицина и Церковь не могли работать вместе, но не наша в том вина. Годы гонений на веру прошли, а Православие живет и в душах медиков, и в душах их пациентов. Сегодня мы не подводим итоги, а лишь анализируем результаты нашего официального сотрудничества и признаем, что эти результаты очень хорошие. Сейчас редкая больница обходится без храма или моленной комнаты. Почти не осталось больниц, куда не приходят священнослужители, чтобы крестить, причастить, пособоровать, благословить на операции и обследования. Я как врач очень рад этому" (Официальный сайт Русской Православной Церкви).

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ ДУХОВНОМУ ЗДОРОВЬЮ РОССИЯН Санкт-Петербург, 2 декабря 2000 г. (ИТАР-ТАСС):
В Санкт-Петербургской епархии состоялась научная конференция по сохранению и поддержанию психического здоровья общества. Ее возглавили ректор петербургской Духовной академии епископ Тихвинский Константин и главный психиатр Министерства здравоохранения РФ Борис Карвасарский.
На конференции были приведены следующие данные: не менее 300 тысяч официально объявивших о себе экстрасенсов, магов и колдунов всех мастей пытаются овладеть сознанием россиян. До 60 процентов жителей страны психически неустойчивы. В ее консультативный совет конференции вошли представители епископата, известные клирики и специалисты-медики. Духовное врачевание, которым призвана заниматься Церковь, способствует оздоровлению нации, и, как отмечалось на форуме, в заботе о человеческой психике врачи и священники должны обогащать друг друга. Благодаря просветительской деятельности Общества православных врачей многие психиатры признали опасность гипноза и кодирования. Научно доказано и то, что молитва - совершенно необходимое и естественное состояние человека" © (Соборность,2000).

Д-р медицинских н-к, проф. ММА им. Сеченова А.В. Недоступ: "По свидетельствам психиатров, душевное здоровье населения России остаётся крайне плохим. От 60 до 80% населения находится в так называемой пограничной зоне. Понятно, что это результат тяжелейшего депрессивного, тревожного фона. Многие знают труды академика РАЕН И.А. Гундарова, который доказывает, что главная причина роста числа инфарктов и всего того, что сейчас происходит со здоровьем людей, это тяжёлая стрессовая ситуация в российском обществе, психологическая неограждённость людей, в основном не имеющих опоры в религии" (Газета "Церковный вестник" N5 (258) март 2003, с.10).

Доктор философских наук, профессор Арсений Гулыга, выступая на Международной научной конференции, посвященной 400-летию установления патриаршества в Русской Православной Церкви (Москва, 5-8.09.1989) с докладом "Религия в нашей жизни. Позиция неверующего", сказал: "..."не хлебом единым жив человек", - сказано в Писании и повторено миллионы раз. Нужна человеку духовная пища, нужна не только душе его, но и физическому организму, материальным его органам.
"Вы ходите в Церковь?" - спросил меня мой кардиолог, если нет, займитесь автотренировкой, самовнушением. Человек - не просто биологическая структура, биология зависит от психологии, от жизни души, даже если не считать её бессмертной, душа есть. Американская статистика отмечает у верующих более лёгкое течение сердечно-сосудистых заболеваний, чем у неверующих. Аутотренинг успокаивает: повторяя сакраментальную формулу: "Я спокоен, я совершенно спокоен", можно усыпить себя. Человеку, однако, нужна не только пассивная, но и активная гигиена души, не только усыпление, успокоение, но побуждение к доброму делу, просветление чувств, возвышающих, облагораживающих, - катарсис: это даёт РЕЛИГИЯ" (Журнал "Вестник Русского христианского движения" Париж - Нью-Йорк - Москва, 1990, N1(158), с.146).

"Д-р Алексей Каррель (1873- 1944) - француз, блестяще окончивший медицинский факультет и ставший профессором анатомии в Лионском университете. В 1904г. был назначен директором лаборатории экспериментальной хирургии Рокфеллерского Института медицинских исследований. Там он сделал целый ряд открытий в области жизни клеток и лечения тканей путём прививок, за что удостоился Нобелевской премии по медицине...>> (Цитируемый источник с.6).
Статья "О молитве":
Введение
"Настоящий очерк о молитве является весьма краткой сводкой нескончаемого количества наблюдений, собранных на долгом жизненном пути, благодаря общению с людьми самых разнообразных категорий: людьми Запада и людьми Востока, с больными и со здоровыми, со священниками, монахами и монахинями, с пасторами разных деноминаций, с раввинами, врачами и сестрами милосердия, с мужчинами и женщинами, принадлежащими ко всем профессиям, ко всем сословиям. Помимо того опыт приобретённый автором в качестве хирурга, врача и физиолога, а так же проведённые им в течение многих лет лабораторные труды, посвящённые возрождению тканей и заживлению ран, позволили ему оценить по их подлинному достоинству, некоторые целительные свойства молитвы. Автор говорит только о фактах им самим проверенных или сообщённых ему людьми способных на объективное и точное наблюдение. Во многих случаях он предпочитал быть неполным, чем приводить недостаточно проверенные факты. И, прежде всего он, постоянно старался оставаться на твёрдой почве действительности.
Говорить современным людям о молитве кажется на первый взгляд бесполезным усилием. Но, между тем, не необходимо ли нам ознакомиться со всеми видами деятельности, на которые мы способны? Ведь мы не можем оставить ни одну из них без при мнения, чтобы не подвергнуть серьёзной опасности и себя самих и наших потомков; а атрофия восприимчивости к священному и нравственному не менее зловредна, чем атрофия ума. Итак, настоящие строки обращены ко всем, к неверующим и к верующим, ибо и на тех и на других жизнь налагает те же основные обязанности, от всех нас она требует, чтобы мы вели себя так, как того требует наша физическая и психическая структура. Вот почему никто не должен игнорировать самые глубокие и тонкие потребности нашей природы.

I.
Нам, людям Запада, разум кажется выше интуиции, и мы отдаём явное предпочтение уму над чувством, у нас наука светит ярким светом, а религия как бы гаснет. Мы следуем Декарту и пренебрегаем Паскалем.
Поэтому мы в первую очередь стремимся к развитию своего ума; другие проявления духа, как-то моральное чувство, чувство красоты, и главное чувство священного, - мы отодвигаем на задний план. Атрофия этих основных функций духа превращает современного человека в существо духовно слепое; эта немощь не позволяет ему быть духовно полноценным составным элементом общества. В итоге распад нашей цивилизации надо приписать низкому качеству личности.
На деле "духовное" не меньше нужно для полноценной жизни, чем "умственное" и "материальное". Отсюда следует неотложная необходимость воскресить в нас самих духовную деятельность, которая гораздо больше, чем ум создаёт силу личности. Наименее же известное её проявление это - чувство священного: иначе говоря религиозное чувство.
Это особое чувство выражается главным образом молитвой. Молитва, как и самое чувство священного есть без всякого сомнения явление духовное; а духовный мир находится вне пределов досягаемости наших технических возможностей. Как же приобрести серьёзное познание молитвы? К счастью, область науки охватывает всё что доступно наблюдению, стало быть она может через физиологию, простираться и до проявлений духовного мира. Поэтому, систематически наблюдая молящегося человека, мы можем узнать, в чём состоит явление молитвы, как она совершается и каковы её последствия.
II
По существу, молитва представляется как тяготение духа к нематериальной основе мира. Обычно она выражает жалобу или тревогу или мольбу о помощи. Порою она становится умиротворенным созерцанием имманентного и трансцендентного начала всего существующего. Можно ещё определить молитву как возвышение души к Богу, выражение любви и поклонения Тому, от кого исходит чудо именуемое жизнью.
Молитва представляет собой усилие человека войти в общение с невидимым Создателем всего, что существует, с высшей Мудростью, Силою и Красотою, Отцом и Спасителем каждого из нас. Подлинная молитва отнюдь не заключается в простом произнесении формул. Она представляет собой мистическое состояние, в котором сознание поглащается Богом. Это состояние не умственного характера, и потому оно остаётся недостижимым и непонятным для философов и учёных. Простые люди способны ощущать Бога так же естественно как теплоту солнца или аромат цветов. Но этот Бог, столь доступный для тех кто умеет любить, скрывается от тех кто живёт только рассудком. Мысль и слова оказываются недостаточными, когда мы пытаемся описать Его. И вот почему молитва находит своё высшее выражение в полёте любви через чёрную ночь рассудка" (Сборник "Неведомая стихия" Брюссель, 1967, с.167-169).
Епископ Арсений Серпуховской (Жадановский) (+1937): "И как потеря способности мыслить признаётся нами явлением случайным, ненормальным, болезненным, так и неспособность молиться есть так же неправильное отправление жизни нашего духа. Молитва необходима, чтобы здорова была душа наша" ("Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсений (Жадановского)" т.1, М., 1996, с.246).

Аргументы и факты, 28 ноября 2001 г.
Молитва сердце лечит
Человек, когда он серьезно болен, идет не только к врачу, но и молит Бога о выздоровлении. Интересно, что думают ученые по этому поводу?
Н. Бестужев, Самара
Молитва действительно помогает людям выздороветь - к такому выводу пришли американские медики после ряда экспериментов, в частности, с больными серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями. Из 150 человек, ожидающих плановой операции на сердце, некоторые помимо стандартной терапии медикаментами получали особое "дополнительное лечение": за них регулярно молились. Причем делали это представители разных религиозных конфессий: христиане, буддисты, иудеи и др. Самое интересное, что ни сам больной, ни лечащие врачи до окончания эксперимента не знали, о выздоровлении кого из пациентов верующие ходатайствуют перед самим Господом Богом. И вот результаты, опубликованные в серьезном научном издании "American Heart Journal": лучшие шансы на выздоровление (по показателям смертности, острых сердечных приступов и остановке сердца) оказались именно у группы "отмоленных". Правда, достоверного объяснения этого феномена у ученых пока так и нет".

***
"Молитва как особое состояние человека
Сенсационное открытие учёных Института имени В.М. Бехтерева
На недавней всемирной конференции, проходившей в Аризонском университете США под названием "Последние достижения науки о сознании", были опубликованы тезисы питерского ученого, доктора биологических и кандидата медицинских наук, президента Санкт-Петербургской ассоциации психопунктуры, заведующего лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева профессора В.Б. Слезина и кандидата медицинских наук И.Я. Рыбиной. В этих тезисах, вызвавших заметный интерес ученых многих стран и научных направлений, говорится об открытии необычного (уникального) феномена - особого состояния человека во время молитвы. Подробнее об этом научном открытии мы попросили рассказать нашему корреспонденту одного из авторов этого исследования В.Б. Слезина.
-    Валерий Борисович, что натолкнуло вас на открытие этого феномена?
- Многие годы в практике лечения функциональных невротических расстройств, то есть неврозов, применяется метод самогипноза, или, как мы его еще называем, медитация. Этот метод, по мнению специалистов, дает неплохие результаты. Мы решили в своей лаборатории исследовать, какие процессы происходят при этом в коре головного мозга. Сняли электроэнцефалограмму и обнаружили, что во время медитации в коре головного мозга включаются механизмы возбуждения. И в один прекрасный момент мы задались вопросом: а что происходит с мозгом, когда человек молится?..
- Некоторые последователи различных школ йоги утверждают, что медитация - та же молитва, то же общение с Богом.
- Это далеко не так, как выяснили мы в своих исследованиях. Для чистоты эксперимента мы пригласили настоятеля одного из монастырей и записали его электроэнцефалограмму во время молитвы. Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном состоянии православного священнослужителя электроэнцефалограмма показывала полное выключение коры мозга... Человек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга. То есть мы наблюдали состояние полного отключения мозга при ясном сознании. Мы назвали этот феномен четвертым состоянием человека. До нашего открытия наука знала три состояния сознания человека: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно состояние - полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании.
-    - Валерий Борисович, мне довелось познакомиться с одной удивительной женщиной, прихожанкой Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, которая рассказала удивительную историю из своей жизни. Она умирала от рака в больнице, врачи на ней поставили крест, но ей не давала покоя мысль о судьбе ее детей... И она стала день и ночь взывать к Богу и просить исцелить ее ради детей... И свершилось чудо - она поправилась, выздоровела, воспитала своих детей и, естественно, непрестанно благодарит Господа... Как вы думаете, в чем секрет целительных свойств молитвы? Для верующего - Бог услышал и исцелил - это ясно. А для ученого-материалиста?
-     - Как показывают исследования, электроэнцефалограммы бодрствования и быстрого сна идентичны. Теперь мы обнаружили, что происходит полное отключение коры, как во время медленного сна, так и во время молитвы. Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных нам. Ведь в жизни человека наблюдаются переходы одного состояния сознания в другое, существуют системы торможения, отключения... Когда в жизни человека по его воле отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы. Ведь обратите внимание, что характерной чертой для подвижников церкви, монахов-старцев является умиротворенное состояние души...
-     - Да, во время богослужения священник не раз возглашает: "Мир вам!" То есть он желает нам мирного состояния души...
-     - Видимо, без внедрения в практику молитвенного состояния этого мирного устройства в душе нам трудно достигнуть. Отсюда и целительные свойства молитвы.
-    - Всякая ли молитва сопровождается именно таким состоянием коры головного мозга? Была ли у вас возможность исследовать деятельность мозга во время молитвы представителей других конфессий, вероисповеданий?
-    - Мы записывали электроэнцефалограмму католического священника. Здесь такого полного отключения коры мы не наблюдали, хотя тенденция сохранялась. Сам он признал, что православные христиане более сильные молитвенники, что только здесь сохранилась практика (непрерывной) Иисусовой молитвы среди монашествующих. Мы приглашали мусульманского священнослужителя, представителя протестантской церкви, но они не отозвались на наши предложения.
-     Во время настоящей молитвы происходит уход от реальности, что приводит к разрушению патологических связей. Уходя от мира, от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению. Четвертое состояние - это путь к гармонии.
-     Наши исследования дали нам возможность сделать еще некоторые открытия. Так, мы выяснили, что уныние, рок-музыка уводят человека от состояния гармонии, также вызывая в коре мозга электрические импульсы, близкие к эпилептическому припадку.
-    - Можно сказать, что четвертое состояние противостоит разрушающей силе современной массовой культуры?
-     - Раз мы живем на планете Земля, где существуют, как мы выяснили, четыре физиологических состояния человека, то они все и должны чередоваться в жизни человека. Отсутствие одного из них нарушает гармоничное развитие человека, приводит его к деградации, болезни. Поэтому я осмелюсь утверждать, что четвертое состояние позволяет или помогает человеку оставаться человеком!" Записала Валентина КАЗАК, Санкт-Петербург (Статья напечатана в журнале "Русский дом" N 7 за 1999 год).

Комсомольская правда, 20 ноября 2001 г.
Профессор Валерий Слёзин: Молясь, человек превращается в младенца. Общение с Богом полезно для здоровья, считает петербургский ученый. А американские онкологи подтверждают: верующие больные живут на 5 лет дольше! Игорь Черкасов
В лабораторию нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского Психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева православные священники, католические ксендзы, последователи ислама, дзен-буддисты приходят молиться. Это главное условие эксперимента, который проводит доктор биологических наук, профессор Валерий Слёзин.
Многим психиатрам и неврологам известен феномен, когда после молитвы улучшается душевное состояние, сходят на нет симптомы тяжелейших заболеваний. Профессор Слёзин стал первым, кто попытался с помощью научных методов объяснить, что происходит с мозгом в минуты обращения к Богу. Результаты эксперимента ошеломили специалистов.
- Когда на голову надевают шлем электроэнцефалографа с десятками проводов, тут всякому поначалу не до молитвы, - рассказывает Валерий Борисович. - С человеком надо поговорить, успокоить, и только затем начинать эксперимент. Впрочем, гораздо сложнее найти добровольцев из числа глубоко верующих. Ведь не каждый согласится, чтобы его обследовали в момент таинства молитвенного общения с Господом. А у тех, кто все-таки решился, порой доходило до курьезов. Приехал к нам отец Амвросий, настоятель монастыря в Иванове, здоровый такой мужик, бывший тренер по борьбе. Посадили мы его в кресло, а в этот момент на него возьми да упади лабораторная лампа. "Видно, Бог не велит", - сказал отец Амвросий, и эксперимент пришлось прекратить.
- Что же показали исследования?
- Мы впервые сумели зарегистрировать неизвестное науке состояние сознания. До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга - быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из них свойствен свой ритм биотоков. Но вдруг выяснилось, что во время молитвы ритм биотоков мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания - медленного, или молитвенного, бодрствования. Мозг фактически выключается, прекращается активная мыслительная деятельность. Мне кажется, хотя пока я не могу этого доказать, что сознание начинает существовать вне тела.
На электроэнцефалографе это выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же люди погружались в молитву, происходило замедление ритма биотоков до 3 герц. Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов и наблюдаются только у младенцев до двух-трех месяцев. У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии эти люди становились в буквальном смысле слова как младенцы.
- Но это наблюдалось не у всех?
- Наиболее отчетливо замедление ритмов проявилось у молодых послушников Александро-Невской лавры. Они долгие часы проводят в молитвенном бдении. А вот у игумена Вениамина из Лавры результаты оказались намного слабее. "Понятно почему, - говорил священнослужитель. - У меня огромное количество дел, которые надо постоянно держать в голове. Времени на молитву просто не хватает. Знать, такое мое послушание".
Аналогичные замедления мы отследили у католического ксендза и у муллы. Совсем другая картина наблюдается в мозгу во время медитации. Частота альфа-ритма, наоборот, возрастает - как будто человек решает сложную задачу. Приходил ко мне один человек, постоянно практиковавший медитацию и даже основавший духовную школу. Я попросил его прочитать "Отче наш". На энцефалограмме пошли разряды как перед эпилептическим припадком. "Выходит, Бог против медитации", - сказал я тогда. Через некоторое время этот человек позвонил и сказал, что перестал заниматься медитацией, стал ходить в церковь.
- А какие последствия имело открытие "молитвенного бодрствования" для вас?
- Я поверил в Бога, принял крещение, стал ходить в церковь. Благодаря молитве выздоровела моя тяжелобольная жена. Теперь я собираюсь попробовать применить молитву в медицине. По данным американской онкологической ассоциации, воцерковленные люди, болеющие раком, в среднем живут на пять лет дольше, чем неверующие больные. Директор Психоневрологического НИИ им. Бехтерева профессор Модест Кабанов дал согласие на использование молитвы для реабилитации пациентов. Я думаю, наше исследование может привести к разработке методов лечения без лекарств.
Мнение специалистов
Доктор медицинских наук, член редколлегии журнала "Независимый психиатрический журнал" Виктор Каган:
- Исследование Слёзиным состояния мозга во время молитвы проводится на высоком техническом уровне. Методы, которые использовались ученым, позволяют говорить о высокой степени достоверности эксперимента. Это очень хорошо, что сейчас в российской науке появляются такие нестандартные научные работы. Тем более что тематика исследований, связанных с религией, еще недавно являлась запретной для нас.
Доктор медицинских наук, зам. директора Института мозга человека Андрей Аничков:
- Я знаю Валерия Слёзина и могу предположить, что он действительно нащупал что-то очень интересное. Однако лично я не стал бы заниматься подобными исследованиями. Не хочу обижать Валерия, но объяснять веру наукой, на мой взгляд, кощунственно.
Секретарь ученого совета петербургских Духовной академии и Духовной семинарии отец Кирилл (Копейкин):
- Своим экспериментом Валерий Слёзин доказал, что четвертое состояние сознания необходимо человеку и делает его жизнь полноценной. Но это ни в коем случае не доказательство существования Бога и не аргумент, способный убедить неверующих. Верующим людям такой аргумент не нужен. Они знают о Боге из собственного духовного опыта.
Личное дело
Валерий Борисович Слёзин родился в 1937 г. в Ленинграде. Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук. Занимался исследованиями по изучению структур мозга, связанных с эмоциональными проявлениями. Автор свыше 100 публикаций. Руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии в Санкт-Петербургском Психоневрологическом НИИ им. В. М. Бехтерева".

***
* Актриса, кинорежиссер, член Лиги психотерапевтов Елена Цыплакова (к/ф "Не болит у дятла голова", "На тебя уповаю", "Камышовый рай","Семейные тайны" и др.,): "... Господь даёт силу. Американцы показали в своих исследованиях, что когда человек молится, у него включаются обширные области мозга, в обычном состоянии бездействующии. Это поразительный факт, особенно если вспомнить, что постоянно у нас функционирует всего три-пять процентов "серого вещества" (Журнал "Нарконет. Россия без наркотиков" 2005, N4(30), с.94).
Соблюдение православных постов снижает риск сердечных заболеваний, считают исследователи Критского университета
"Соблюдение православных постов уменьшает шансы возникновения у человека сердечно-сосудистых заболеваний, сообщает "BioMedCentral".
К такому выводу пришла группа исследователей Критского университета. У православных христиан, соблюдающих многодневные посты, уровень холестерина и липопротеинов низкой плотности (LDL) в крови оказался ниже в конце поста, чем у тех, кто не постился. Уровень протеинов, связывающих холестерин и называемых липопротеинами высокой плотности (HDL), не менялся в результате поста.
Критские ученые обследовали 120 православных греков, половина из которых соблюдала пост. Были записаны рост и вес каждого из них, объем талии и бедер, а также уровень холестерина и липопротеинов в крови на начало и конец поста.
Известно, что между высоким уровнем холестерина и LDL в крови и возникновением сердечных заболеваний имеется четкая связь, тогда как HDL защищают организм от сердечных заболеваний. Постящиеся снизили уровень холестерина на 9% и уровень LDL на 12%. У них также повысился коэффициент соотношения HDL/LDL, что также считается благотворным для сердца. Правда, эти уровни снова возрастали в непостное время, но все же оставались ниже прежней отметки, что позволило исследователям прийти к заключению о том, что пощение дает продолжительную защиту от сердечных заболеваний".

Фрагмент беседы настоятеля домового храма преп. Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов иеромонаха Анатолия (Берестова), доктора медицинских наук с корреспондентом
"Портал-Credo.Ru": Отец Анатолий, Вы заявляете о том, проведенные Вами эксперименты доказывают полезность соблюдения поста с точки зрения медицины. Расскажите об этом подробнее.
Иеромонах Анатолий (Берестов): В начале 1996 г. мы открыли при Институте трансплантологии минздрава больничный домовый храм во имя святого Серафима Саровского. Поскольку я всю свою жизнь был связан с детьми и молодежью, тогда мне пришла в голову мысль: а как сказывается пост на биохимических показателях крови?
Я попросил 10 молодых людей - добровольцев, конечно, - сдать кровь на анализ с целью посмотреть биохимические показатели, в частности, показатели жирового обмена в начале и в конце поста. Мы провели этот эксперимент и получили интересные данные: оказывается, в конце поста показатели липидного обмена значительно улучшились, а содержание холестерина уменьшилось. Вы знаете, что холестерин является одним из основных факторов развития атеросклероза. Содержание полиненасыщенных жирных кислот, которые в основном содержатся в растительных маслах, увеличилось, а содержание липидов в крови уменьшилось. То есть эти изменения являются показателями профилактики развития атеросклероза.
В то же время мы заметили, что после многих тяжелых операций на сердце, особенно шунтировании сердца, нередко развиваются тяжелые осложнения на оперированном сердце и сосудах вскоре после операции и главным фактором осложнений явилось развитие атеросклеротических бляшек. То есть после этих операций атеросклероз как-то быстрее развивается. И я считаю, что для этих больных целесообразно было бы соблюдение постных дней. Пусть даже они не являются верующими, пусть они не являются православными христианами, но мы могли бы рекомендовать соблюдение постных дней и неверующим, именно основываясь на этом эксперименте.
Я как врач, как ученый могу сказать, что таких экспериментов проводилось уже немало, и все они показывают целебность христианских постов.
- Кто обычно обращается за помощью в Ваш центр?
- Мы оказываем помощь всем, вне зависимости от религии и национальности, но в основном православно ориентированные. Из неправославных в наш центр чаще приходят мусульмане, потому что у нас настолько тесная состыковка с нашими братьями-мусульманами, что возникают устойчивые смешанные семьи. Там нет какого-то давления, детей воспитывают или в христианском или мусульманском духе.
- А как после окончания поста избежать соблазна злоупотребления спиртными напитками и переедания?
- Это, безусловно, фактор духовный, что греха таить: после окончания поста многие начинают болеть. Я посоветовал бы предавать посту в первую очередь духовное значение, а не физическое. И если мы придадим посту духовное значение, то мы уйдём и от соблазна, извините за выражение, нажраться после поста.
Беседовал Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru"

***
Отвечая на вопрос: "А как и когда Вы пришли к Богу?" лидер группы "Алиса" Константин Кинчев сказал: "Когда понял, что неизлечимо болен. И главное, не вылечиться хотелось, а исцелиться. Исцелиться без Бога нельзя. А без Церкви нельзя быть с Богом. Исцелиться - значит цельным стать. Наркомания - это болезнь, это трагический распад личности. Тут нужно именно исцелиться. Медицины недостаточно. Ну, что толку, что тебе раз в полгода кровь переливают? Только-только встал, в себя пришёл, - и опять начинаешь торчать... Так я понял, что в одиночку, самому исцелиться невозможно. Потому обратился со слёзной просьбой к Господу... Получил поддержку, и довольно легко... Нет-нет, не легко. И не сразу. Десять лет уже как крещён" ("Родная газета" N26, 24.10.2003.с.16).

Телепрограмма "Православной Энциклопедии. Прямой эфир на ТВЦ 12.7.03.
Ведущий телепрограммы Н.И.Державин и доктор медицинских наук, автор многих книг по психологии, психотерапевт Александр Иванович Алтунин.

"Н.И. Державин: - А вот когда к Вам приходит на прием человек, для Вас важно верующий он или нет? Вы спрашиваете об этом или нет?

А.И.Алтунин: - Обязательно спрашиваю.

Н.И.Державин: - А в чем разница между верующим и атеистом с точки зрения медицины?

А.И.Алтунин: - Дело в том, что наряду с медикаментозным или чисто медицинским подходами к лечению каких-то заболеваний или состояний, я многим советую все-таки использовать еще и молитву. Потому что даже в тех случаях, когда состояние является, что называется, "чисто медицинским", молитва, БЕЗСПОРНО, облегчает течение заболевания и ускоряет излечение.

Н.И.Державин: - То есть у Вас есть примеры из личной врачебной практики, подтверждающие, что молитва, действительно, помогает верующему человеку в восстановлении здоровья?

А.И.Алтунин: - Безусловно. Даже в тех случаях, когда, например, у человека злокачественная шизофрения, когда возможности медицины вообще очень ограничены...

Н.И.Державин: - Извините мою некомпетентность, а что такое "злокачественная шизофрения"?

А.И.Алтунин: - Это наиболее тяжелая форма шизофрении, которая сопровождается бредом, галлюцинациями. При этом очень интенсивно развивается дефект личности, умственный дефект, эмоциональный, то есть человек, грубо говоря, глупеет, деградирует.

Н.И.Державин: - И даже в этом случае молитва может помочь?

А.И.Алтунин: - Да, у меня есть конкретный пациент, у которого на фоне длительной материнской молитвы возникло столь мощное улучшение, что мать подумала, что можно вообще от лекарств отказаться, хотя ребенок до этого болел на протяжении целых 10 лет" (Портал "Седмица").
***
Мартин Хайдеггер "(1889-1976) нем. философ, один из основоположников немецкого экзистенцианализма. Развил учение о бытие (фундаментальная онтология") в основе, которого противопоставление подлинного существования (экзистенция) и мира повседневности, обыденности...>> ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985):
"Только Бог может нас спасти. Единственную надежду спасения я вижу в том, чтобы в мышлении и поэтическом творчестве приуготовлять готовность к явлению Бога, либо же к отсутствию Бога в гибели, - чтобы мы, грубо говоря, не "подыхали", а уж если погибали, то перед лицом отсутствующего Бога" (Цитата по журналу: "Вопросы философии" 1990, N7, с.141).

Елена Цыплакова (к/ф "Не болит у дятла голова", "На тебя уповаю", "Камышовый рай","Семейные тайны" и др.,): отвечая на вопрос журналиста: "В каком возрасте к вам пришла вера?" сказала: "Серьёзно и глубоко - в 36 лет. Самое удивительное, что в 18 лет я услышала голос: "Твоя полноценная жизнь начнётся в тридцать шесть лет". Я это всегда помню, и это произошло именно так.
- Как именно это произошло?
- Я переживала страшный кризис. Всё в жизни шло будто бы замечательно: работа, муж, квартира, дача, бассейн... /здесь и ниже отточие цитируемого источника - составитель/ Что ещё надо? А на душе - уныние. Я болела. И перед мысленным взором - верёвочная петля. Целый год не могла избавиться от наваждения - болтается петля и всё тут. Чувствую - гибну. И вдруг поняла, что этого хочу не я, а кто-то другой...Я взмолилась: "Боже, я этого не хочу, это не моё". И всё исчезло. Познакомилась с удивительной женщиной Софией из Днепропетровска, которая открыла мне, что значит жизнь в Боге. Объяснила, почему я болела. И так захотела исцелиться, так поверила, что это чудо произошло...
Стараюсь взращивать в себе хорошее, освобождаться от дурного, каждый день, по капле" (Журнал "Нарконет. Россия без наркотиков" 2005, N4(30), с.90-91).

В уже цитировавшейся статье д-р Джон Боукер пишет:
"На этом основании социобиология <...> делает заключение, что религия имеет ценность для человечества не потому, что содержащиеся в ней верования соответствуют истине (об этом социобиологи думают по-разному), а потому, что она служит целям выживания в процессе естественного отбора".
"И все-таки, - говорит далее д-р Боукер, - зачем нужны религиозные системы? В конце концов, звери, птицы, рыбы имеют разные социальные организации, но насколько мы знаем, не молятся (хотя некоторые религии иначе понимают это). Можно ответить просто: в человеческом разуме заключено развитие не только сознания и языка, но и религиозности. Свойство религиозности явилось следствием образования некоторых структур и соединений, которые генно-протеиновый комплекс построил в мозге и построил не случайным образом, а сделал стабильной и цельной структурой, передающейся по наследству.
"...>> Биогенетический структурализм говорит о том, что люди генетически предрасположены к религиозному поведению. Это объясняет общность религиозного поведения при большом разнообразии религий и существенной разнице между ними. "Несмотря на разнообразие чередования молекул ДНК, религиозность остается постоянным свойством человека" (Источник: The Oxford Dictionary of World Religions. Ed. John Bowker. Oxford - New York, Oxford University Press, 1997)

Лауреат Нобелевской премии по физике, основоположник квантовой теории Макс Планк в докладе "Религия и естествознание" сказал: "... слишком впечатляющи уроки истории всех времён и народов, которая учит нас, что именно наивная, ни в чём не сомневающаяся вера, которую религия дарит своим приверженцам, даёт наиболее мощные стимулы к творчеству, причём в политике не меньше, чем в искусстве и науке" ("Вопросы философии" 1990, N8, с.26).

+ + +
А вот мнение по вопросам религии, здоровья, лечения ныне живущего святого
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет:
"Дорогая о Господе Л.!
Получил Ваше письмо, но правилен или неправилен диагноз - это не меняет дела - болезнь налицо, и она, безусловно, - следствие грехов.
Их накопилось за время жизни вне Бога и вне Его живительных законов так много, что открылась болезнь.
И совсем не обязательно, что это следствие какого-то одного греха, это может быть и совокупность мелких, которые составили гору неподъёмную.
И первое, что надо теперь Вам сделать, - это поисповедоваться глубоко, пособороваться и причаститься.
И только после этого отдать себя во власть врачей, которые с Божией помощью помогут Вам.
Умудри Вас Бог и укрепи!" (Сайт "Православие Ru").
Арх. Иоанн (Крестьянкин): "Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь, и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь. Вот знаю и из старцев некоторых, которые трудятся ещё благодаря искусству врачей, со стимулятором в сердце" ("Письма Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)" Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2003, с.261).
* Священник Александр Ельчанинов: "Человек часто исповедующийся, не имеющий залежей греха в душе, не может не быть здоров. Исповедь - благодатный разряд души. В этом смысле громадное значение исповеди и вообще всей жизни в связи с благодатной помощью Церкви" (Священник Александр Ельчанинов "Записи" М., 2001, с.170).

Иисус, сын Сирахов: "почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его и от Вышнего - врачевание и от врача получает он дар" (Сир. 38:1-2).

* Схимонахиня Иоанна (Патрикеева, +21.7.1980), духовная дочь сщмч. Серафима (Звездинского) Дмитровского (13.8.1937) пишет о нём: "Лечение старое и гомеопатию одобрял, новое отвергал" ("Молюсь о тех, кого Ты дал мне... Владыка Серафим (Звездинский) в воспоминаниях духовной дочери" М., 1999, с.139).

Борисо-Глебский монастырь.     
В поселке Борисоглебский, в Ярославле и Ростове Великом с 27 февраля по 1 марта проходили Всероссийские Иринарховские чтения, посвященные памяти преподобного Иринарха-затворника Ростовского, Борисо-Глебского, чей духовный подвиг послужил делу освобождения Отечества от польско-литовского нашествия в 1612 году.

Это уже восьмые по счету Чтения.
Уникальным стало выступление доктора биологических наук, академика двух российских академий - Медико-технических наук и Естественных наук, директора Международного центра волновой генетики (Люксембург) Петра Петровича Горяева. Свое выступление он назвал "Грех как причина вырождения нации". Многолетние научные исследования, проведенные ученым в Сибирской академии наук и научных центрах Канады, позволили доказать, что наш генный аппарат (молекулы ДНК) есть не что иное, как длинный ряд слов, осмысленный текст, являющийся речью нашего Творца, Создателя Вселенной. Таким образом, ученый подтверждает истинность Евангелия, что "вначале было Слово и Слово было у Бога". Внедрение в молекулы ДНК трансгенов, чужеродных генных структур (как вмешательство в замысел Творца), чем занимается сейчас генная инженерия - ведет человечество к демографической катастрофе, предупреждает ученый. Далее, говоря о телегонии как законе генетики, академик Горяев отметил, что распространение блудного греха, безнравственность приводит к уродству в потомстве и тотальному вырождению нации. Петр Петрович Горяев считает долгом ученого говорить правду.

02 / 03 / 05
© Православие.Ru
editor@pravoslavie.ru

* Екклесиаст: "Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время" (Еккл. 7,17).

Митрополит Амфилохий (Радович, Сербская Православная Церковь): "совершенно права доктор Владета Еротич, когда говорит, что потребность в исповеди - самая глубинная и сокровенная потребность каждого человеческого существа" (Сайт Православие.Ru." 29/11/05).


Ученые подвели религию под теорию Дарвина: верующие лучше приспособлены к жизни


время публикации: 6 февраля 2009 г., 17:10
последнее обновление: 6 февраля 2009 г., 17:47     










Религиозность - врожденное свойство человека, утверждает журнал The New Scientist, ссылаясь на новейшие исследования. "Наш мозг без труда творит целый мир воображаемых существ - духов, богов и чудовищ, и чем неувереннее мы себя чувствуем, тем труднее противиться этому искушению", - пишет автор статьи Майкл Брукс.
Согласно одной из широко распространенных гипотез, религия появилась в результате естественного отбора: верующие лучше приспособлены к жизни и, соответственно, чаще передают свои гены потомкам. Общие верования помогали нашим предкам жить сплоченными группами, сообща охотиться, собирать плоды и заботиться о детях и тем повышали их конкурентоспособность, пишет InoPressa. Однако, возражают некоторые ученые, вера в загробную жизнь и другие безосновательные убеждения вряд ли помогает выжить и продолжить свой род в суровой реальности. Антрополог Скотт Этрен из Мичиганского университета и его единомышленники выдвигают альтернативную версию: религия - органичный побочный эффект человеческого мышления.
Поверье, что во сне или в магическом трансе душа может покидать тело, распространено у всех народов. Примерно у каждого второго четырехлетнего ребенка есть воображаемый друг, а взрослые мысленно общаются с покойными родственниками или вымышленными возлюбленными. Для естественного отбора это плюс - такая способность помогает существовать в запутанной социальной иерархии и предугадывать козни неизвестных нам врагов, подчеркивают ученые. На нее опирается вера в автономную, в том числе посмертную жизнь души, а отсюда лишь шаг до идеи Бога.
В формировании религии участвует и другое свойство мозга: гипертрофированное восприятие причинно-следственного эффекта, заставляющее видеть связь даже между случайно совпавшими событиями. Оно тоже порождено эволюцией: лучше сбежать от хищника, который тебе почудился, чем попасть на зуб к незамеченному.
Этрен говорит о "трагедии разумности": человек сознает, какие беды возможны, в том числе его собственная смерть. И когда врожденные механизмы подсказывают нам решение этой тягостной проблемы - религиозные верования, мы хватаемся за этот "ключ от нашей темницы", отмечает The New Scientist. Именно поэтому в трудные времена люди массово обращаются к религии.
Так является ли религия врожденной? На этот вопрос мог бы ответить эксперимент с воспитанием группы детей в изоляции. Появится ли у них собственная религия? Такой опыт слишком безнравственен, чтобы его осуществлять, но ученые полагают, что ответ будет положительным.
Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы
Досье NEWSru.com:
Религия // Наука // За рубежом



УЧЕНЫЕ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ВЕРУЮЩИЕ МЕНЬШЕ ПОДВЕРЖЕНЫ СТРЕССАМ     [2009-03-10]
Газета "Наш Мир"
Канадские исследователи установили, что верующие люди более спокойны перед лицом неопределенности и испытывают меньший стресс, совершая ошибку. Они намерены и дальше изучать взаимосвязь между религиозностью и деятельностью мозга.
"Религиозные люди или люди, которые верят в Бога испытывают меньшую тревожность после совершенной ошибки", сказал профессор психологии университета Торонто Майкл Инцлихт (Michael Inzlicht).
В исследовании участвовала небольшая группа атеистов и верующих людей, в том числе, мусульмане, христиане, индуисты и буддисты.
Участников попросили заполнить анкету, в которой содержались вопросы об их вере. Далее они прошли ряд психологических тестов, во время которых измерялась активность определенных зон головного мозга, контролирующих эмоции, которые помогают корректировать поведение во время событий, вызывающих тревогу, таких как ошибка.
Ученые обнаружили, что данная зона мозга у верующих людей проявляет меньшую активность по сравнению с неверующими, предположив, что они испытывают меньшее беспокойство во время тестов.
Чем большую степень религиозности проявляют люди, тем меньше они волнуются.
"Религиозные люди значительно реже демонстрируют тревожную реакцию, они легче мирятся с ошибками", сказал Инцлихт.
Взаимосвязь
Ученые говорят, что их исследование подтвердило определенную взаимосвязь между религиозностью и активностью головного мозга.
"Мы пока точно не знаем, почему, и какой механизм за этим стоит", говорит Инцлихт.
Авторы считают, что вопрос требует дальнейшего исследования.
"Мы изучаем порядок причинно-следственной связи", говорит ученый. Пока неизвестно, привлекает ли религия людей, родившихся с определенным типом деятельности головного мозга, или, наоборот, религия ведет к развитию такого типа мозговой деятельности.
Исследователи и ранее говорили, что у верующих людей наблюдается более глубокий взгляд на жизнь, простирающийся и на жизнь после смерти.



РЕЛИГИЯ ПОЛЕЗНА ДЕТЯМ     [2007-04-26]
Дети религиозных родителей лучше себя ведут и приспосабливаются к окружающему миру, чем их сверстники, согласно новому исследованию, которое проверило влияние религии на развитие малышей. Однако конфликты, которые возникают, когда взрослые регулярно спорят о своей вере, оказывают противоположное действие.
Джон Бартковский, социолог из государственного университета Миссиссипи и его коллеги опросили преподавателей и родителей более 16 тысяч детей, в основном первоклассников, чтобы выяснить, как часто малыши чувствуют себя несчастными, и насколько успешно они взаимодействуют со своими одноклассниками.
Исследователи сравнили эти данные с тем, как часто родители говорят с детьми о вере, или спорят о религии в доме.
Дети, родители которых регулярно посещают церкви, мечети и синагоги и беседуют с малышами о религии, лучше владеют собой, имеют более развитые социальные навыки и способности к обучению, чем их сверстники из нерелигиозных семей.
Но когда родители часто спорят о религии, дети, более вероятно, имеют проблемы. По словам Бартковского, религия может навредить, если вера - источник конфликта или напряженной обстановки в доме.
MIGnews.com

"Как сообщает АМИ-ТАСС, американские исследователи из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна и Yeshiva University заявили, что посещение религиозных заведений по крайней мере раз в неделю уменьшает риск смерти приблизительно на 20%. Такие выводы основаны на анализе здоровья и образа жизни более 92 тыс. участников, придерживающихся различных религиозных конфессий: те, кто часто ходил в церковь, имел 20-процентное сокращение риска смерти, однако не обладал изменениями в показателях заболеваемости.

Для оценки влияния религиозности на смертность и заболеваемость эксперты рассмотрели факторы конфессиональной принадлежности, частоты посещения религиозных служб, а также состояние здоровья людей. Медики подчеркивают, что не пытались "измерить" духовность, а постарались изучить роль религии для здоровья, поскольку в жизни многих людей этот фактор играет важную роль для определения привычек и норм поведения, включая алкогольное употребление, курение, режим питания, сексуальное поведение и так далее. Специалисты полагают, что подобные общинные организации и регулярные групповые мероприятия способствуют социализации, психо-эмоциональному спокойствию и способны в целом улучшить качество жизни. Тем не менее, физические процессы, ответственные за эту связь, еще не до конца поняты медиками и требуют дальнейшего исследования" (Сайт "Русская линия" 25.11.08)

Док. 663786
Опублик.: 05.08.13
Число обращений: 0

  • Цыплакова Елена Октябревна
  • Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)
  • Бехтерев Владимир Михайлович
  • Лызлов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``