В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Войдет ли Россия в FATCA: уверенно, или шатко? Назад
Войдет ли Россия в FATCA: уверенно, или шатко?
По приглашению "Землячества трейдеров биржевой торговли Юго-Восточной Азии" я был приглашен в июне 2013 года в Сингапур на симпозиум по обсуждению внедрения закона США "О налогообложении иностранных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act), коротко - FATCA.

FATCA -закон США глобального воздействия

Этот закон особый, потому как касается не только американцев, но также затрагивает так или иначе все государства и все финансовые организации мира. Официально заявляемая цель FATCA - предотвращение уклонения физических и юридических лиц США от уплаты налогов. Поводом к принятию закона стала оценка Конгрессом потерь американского бюджета, связанных с уклонением от уплаты налогов с использованием оффшорных схем. Впрочем, по мнению законодателей потери возникают не только в обычных оффшорах, но также в различных странах мира. Американское налоговое законодательство таким образом потребовало от своих граждан уплаты налогов в казну США независимо от того, где находятся американские граждане, их бизнес и их имущество, а также где образуются доходы американцев.

Идея принятия закона появилась в ходе борьбы американских властей за раскрытие информации об американских клиентах в банках Швейцарии. Тогда правительство США подозревая, что в швейцарских банках находились счета многих тысяч "налоговых уклонистов", имевших гражданство США "попросило" швейцарских банкиров выдать такую информацию о своих гражданах. Швейцарцы информацию об американских клиентах своих банков и их счетах раскрыли,и буквально сразу появился закон "О налогообложении иностранных счетов", который был подписан президентом США 18 марта 2010 года.

На мой взгляд, самое интересное в этом законе - это средства для борьбы с "налоговыми уклонистами", уводящими деньги из своей страны за рубеж от всевидящего ока IRS (английская аббревиатура названия налоговой службы США- Internal Revenue Service). Американские власти потребовали этим законом получения исчерпывающей информации о своих гражданах, фирмах и их счетах в зарубежных банках. Фактически финансовым институтам всех стран мира было предложено стать налоговым агентом IRS (!). Кстати FATCA всего лишь часть мер, принятых в США в марте 2010 года для восстановления занятости в экономике (HIRE Act). Закон FATCA, в локальной его части вступивший в действие в США с 1 января 2013 года, требует от компаний и физлиц США сообщать в налоговую службу США (IRS) сведения о собственных зарубежных активах, банковских счетах и движениях средств по ним (более $50 тыс.). Предполагается, что налогоплательщики в США с октября 2013 года будут получать "международные ИНН" (GIIN), а с 2014 года поступления в США средств из-за пределов страны, не идентифицированных по правилам FATCA, будут облагаться 30-процентным сбором. При всем при этом было предложено всего два варианта получения IRS информации из-за рубежа от такого рода налоговых агентов. Первый вариант предусматривает прямое взаимодействие финансового института любой страны с налоговым ведомством США, обязывает его сигнализировать этому ведомству о любых случаях уклонения американцами от выполнения своих налоговых обязательств перед казной США. Второй вариант предполагает заключение межгосударственного соглашения США с соответствующим государством, которое возьмет на себя обязанность контролировать ситуацию в своих банках (финансовых компаниях), не допускать уклонения от уплаты американскими юридическими и физическими лицами налогов в казну США, передавать в централизованном порядке необходимую информацию все той же IRS.

FATCA-глобальное сотрудничество или глобальное око?

На сегодняшний день около 100 юрисдикций мира, включая практически все основные европейские страны, заключили двухсторонние соглашения с США. Даже Швейцария, которая с XIX века славилась своей банковской тайной, подписала в этом году соглашение с Вашингтоном. Отныне швейцарские банки вынуждены будут передавать информацию о своих американских клиентах национальным органам, а те будут ее направлять в американское налоговое ведомств IRS. Хотя впрочем для банков возможен еще один вариант - он касается банков тех стран, которые по тем или иным причинам не подпишут межгосударственных соглашений с США по оказанию содействия налоговой службе США. Если банки таких стран откажутся от прямого сотрудничества с IRS (первый вариант), то они попадают в "черные списки". В отношении таких "отщепенцев" будут применяться различные санкции. Таким образом, после вступления с 1 июля 2014 года закона FATCA в силу банковский мир за пределами США неизбежно окажется разделенным на две части: финансовые институты (банки), лояльно принявшие FATCA и банки- ренегаты. Заранее наверное нельзя говорить, какая пропорция между двумя категориями банков сложится по новым правилам борьбы с американскими уклонистами от уплаты налогов, но с большой долей вероятности могу предположить, что "ренегаты" будут, но их окажется совсем чуть-чуть.

В дискуссиях, прошедших в ходе симпозиума, высказывались мнения о том, что не все испытывают счастье от внедрения FATCA, поскольку такой американский закон делает понятие банковской тайны фикцией и как бы демонтирует само понятие "банковской тайны". Некоторые выступающие утверждали, что борьба за повышение собираемости налогов в американскую казну всего лишь предлог для легализации глобального финансового контроля первой экономики мира. Но большинство выступающих довольно цинично и здраво рассуждали о складывающейся ситуации - ведь попадание в "черные списки" отщепенцев грозит банкам кроме прямых убытков также и потерей репутации на международном уровне. Поэтому вся основная часть программы симпозиума была посвящена технологичности и реалистичности исполнения американского закона FATCA, где, как выразился представитель американской IRS, "дьявол прячется в деталях":

- какие обязательства (и риски) возникают у инвесторов с введением FATCA;

- кто будет отвечать за сбор и сопоставление информации и предоставлению его в соответствующие налоговые органы;

- как адаптировать компьютерных системы и софт под FATCA;

- как идентифицировать новых американских клиентов, которые отличаются от предыдущих;

- о перманентной помощи налоговиков юрисдикций, где будет внедрятся закон FATCA;

- каковы примерные материальные затраты на соблюдение FATCA;

- как быть с теми финансовыми институтами, которые не связаны с американскими клиентами или компании? Им все равно придется выполнять правила FATCA?

"Правительство Сингапура понимает, что вопрос уклонения от уплаты налогов стал политически чувствительным", отметил в своем выступлении Эдмунд Леоу (Leow), старший юрист налоговой фирмы Baker & McKenzie, Wong & Leow в Сингапуре. "Этот вопрос серьезно влияет на репутацию Сингапура, поэтому Сингапур должен показать, что он чист. Сингапур принимает новые правила, как положительную тенденцию для роста доверия к стране и ускорения развития. Сильной и высокоразвитой стране нечего скрывать, поскольку правительство Сингапура помимо новых мер самостоятельно ведет тщательный контроль и проверку денежных средств попадающих в страну". Выступающий также отметил, что введенные в 2013 году законы Сингапура по борьбе с отмыванием денег (Согласно ACCA, термин "отмывание денег" определяется следующим образом: "отмывание денег - это процесс, при котором доходы, полученные незаконным путем, превращается в активы, которые кажутся законными" ) не были столь жестки, даже по материальным затратам, как внедряемый американский закон FATCA".

Вообще тональность выступающих специалистов из различных областей (налоговики, финансисты, юристы, чиновники и др.) во второй части симпозиума свелась к тому ,что принимаемые в последнее время в различных странах и юрисдикциях государственные законы и правила прежде всего направлены на защиту юридических интересов инвесторов, а не для привлечения незаконных средств. А жесткие правила FATCA соответствуют новыми международными стандартами и направлены прежде всего на борьбу с налоговыми преступлениями.

Ниже я привожу некоторые реплики выступающих на симпозиуме по взаимодействию внедрения FATCA:

Тайвань: Власти Тайваня поддерживают основные цели FATCA, и заинтересованы в изучении основы для взаимного сотрудничества в целях содействия реализации FATCA.

Объединенные Арабские Эмираты: компетентные органы в ОАЭ рассматривает вопрос о подписании соглашения с Правительством Соединенных Штатов Америки в соответствии с положениями FATCA.

Каймановы острова: модель FATCA укрепит нашу хорошую репутацию в мировом сообществе и продолжать строить на этом прочном фундаменте нашу экономику. Мы будем продолжать занимать свое место на международной финансовой арене и гарантировать, что мы сохраним наш позитивный настрой в развивающейся среде международного сотрудничества в области налогообложения.

Южная Африка: Национальное казначейство и южноафриканских Revenue Service открыли переговоры с казначейством США с целью заключения межправительственного соглашения по FATCA.

Сингапур: правительство Сингапура присоединяется к договору по FATCA. Это соответствует роли Сингапура как ответственной налоговой юрисдикцию и мы в дальнейшем намерены защищать нашу финансовую систему, как гавань где не используются незаконных доходы.

Австралия: межправительственное соглашение с США способствует повышению существующего взаимного обмена налоговой информацией и выполнения договоренностей между Австралийским налоговым управлением и IRS. Это поможет в дальнейшем обеспечить эффективное применение австралийского налогового законодательства в отношении юридических и физических лиц, которые исправно и честно выплачивают свои налоги. Мы будем противодействовать всем тем, кто стремится уклониться от выполнения своих налоговых обязательств

Новая Зеландия: По нашему мнению у нас финансовые учреждения должны сами заключать отдельные соглашения с IRS, оказывать помощь в удержании налогов и не иметь рисков входить в конфликте с частной жизни в Новой Зеландии, соблюдая Законы о правах человека.

FATCA и мы

Что касается нашей страны, то по-моему глубокому мнению, российские банки не должны терять деньги равно как и свою репутацию, иначе наша финансовая система столкнется с серьезной проблемой несмотря на то, что у нас есть целый ряд законов, противоречащих выполнению требований FATCA. К примеру - Закон о банковской тайне, по которому нельзя раскрыть банковскую операцию и реквизиты операции, равно как и российские требования по защите персональных данных. И наконец ГК РФ- порядок исполнения и расторжения договора банковского счета. Но суровая действительность такова, что некоторые российские банки уже сейчас на практике по отдельным видам платежей, содержащих те или иные признаки, не устраивающие американского регулятора в связи с антиотмывочным или налоговым законодательством, сталкиваются с проблемами. В дальнейшем у таких банков могут возникнуть риски непроведения платежей клиентов через свои коррсчета открытые в банках США. А в отдельных случаях американский банк-корреспондент может платежи приостановить, потребовав дополнительной информации, хотя наше законодательство по сути не позволит дать такую информацию. При этом конечно пострадает клиент российского банка, поскольку средства его, находящиеся на счете "ностро" российского банка, будут заморожены и банк при всем желании ничего не может с этим поделать.

В настоящее время, в связи с созданием в нашей стране мегарегулятора, перед российской банковской сферой стоит целый ряд очень важных вопросов: регулирование, инфраструктура, ставки, и прочее. Все это достаточно важно и понятно. Отсутствие быстрых решений по этим вопросам, возможно, затормозит, но не разрушит финансовую систему. Что касается FATCA, то такой риск есть. Как недавно сообщили официальные источники Минфин РФ сейчас определяются с параметрами соглашения о присоединении России к реализации закона Соединенных Штатов о FATCA. Это обнадеживает.

И еще. Если рассмотреть параметры соглашения по FATCA с США на условиях "улицы с двусторонним движением" ("ты мне - я тебе") то вообщем-то применение FATCA может быть выгоднее России, чем США -поскольку в США на счетах российских юридических и физических лиц денежных средств как минимум на порядка два больше, чем в России на счетах американских юридических и физических лиц. В принципе таким шагом можно было бы убить сразу много зайцев: пополнить отечественный бюджет, активизировать возвращение наших активов из-за границы, повысить эффективность борьбы с коррупцией и, наконец, принудительно привлечь те самые инвестиции в Россию!

Председатель Некоммерческого партнерства
Лига финансовых институтов
Ивашкин Александр Владимирович

Док. 663620
Перв. публик.: 30.07.13
Последн. ред.: 31.07.13
Число обращений: 0

  • Ивашкин Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``