В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Степан Карпенков: На пути познания истины Назад
Степан Карпенков: На пути познания истины
И познайте истину,
и истина сделает вас
свободными.
Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 32

В современном мире одновременно с расширением спектра политических свобод намечается тенденция к разностороннему пониманию истины. В какой-то мере это соответствует достигнутому уровню развития науки, который позволяет с различных точек зрения представлять целостную картину бытия.

Нет ничего важнее и загадочнее истины. Любой человек наделён природой удивительным свойством - стремлением поведать тайны бытия, заглянуть за горизонт наблюдаемого мира и тем самым познать истину. Познанная истина - это величайшая сила человечества. К истине стремится каждый, но она открывается лишь немногим. Очень трудно восходить к её вершине. К этим кажущимся очевидным утверждениям можно добавить и многие другие, которые высказывались мыслителями разных времён и народов и которые превратились в поговорки и пословицы. Приведем некоторые из них. В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна (Петрарка Франческо (1304-1374)). Душа Вселенной - истина (Авиценна (980-1037)). Истина была единственной дочерью времени; истина в конце концов не остается скрытой (Леонардо да Винчи (1452-1519)). Речь истины проста (Платон (428/427-348/347)). Будь другом до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости (Пифагор (6 в. до н. э.)). Это долг - ради спасения истины отказаться от дорогого и близкого (Аристотель (384-322 до н. э.)). Купи истину, и не продавай мудрости и учения, и разума (Библия, книга притчей Соломоновых гл. 23, с. 23). Наука есть ясное познание истины, просвещение разума; разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина (М.В. Ломоносов (1711-1765)). Истина открыта для всех, но ей никто не завладел (Сенека (ок. 4 до н. э.- 65 н. э.)). Главное препятствие истины есть не ложь, а подобие истины (Л.Н. Толстой (1829-1910)). Не-проницаемым туманом покрыта истина для нас (Н.М. Карамзин (1766-1826)).
Идущему по проторённому пути трудно найти истину. Часто легкомыслие и заблуждение мешает найти истину. Трудно найти истину, легче найти ошибку, особенно чужую.
В Библии сказано, что мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость (Пифагор). Мудрец истинный убеждён в такой истине: "Все в этом мире идёт к лучшему" (Климент Александрийский).
Размышления об истине. Многим кажется: слово "истина" имеет ясный и понятный смысл. Каждый человек понимает это слово по-своему, в силу своих способностей познавать окружающий мир. В повседневной жизни под словом "истина" подразумевается правда и производные от неё: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Видя несправедливость, люди верят, что правое дело восторжествует: правда в огне не горит и в воде не тонет. Неприятно слышать горькую правду: правда глаза колит. Когда на правду не приходится надеяться, тогда говорят: правда хорошо, а счастье лучше. У каждого своя правда, и это означает относительность истинности всего того, что принимается за правду. "Все на свете только относительно важно или неважно". "Как, - скажут нам, - истина и добродетель - понятия относительные?" - Нет, как понятие, как мысль они безусловны и вечны; но как осуществление, как факт, они относительны. Идея истины и добра признавались всеми народами, во все века; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью и злом для другого народа, и в другой век", - утверждал русский критик и философ В.Г.Белинский (1811-1848).
Истина, как и правда, воспринималась и воспринимается по-разному в разные времена, начиная с древности. Так, величайший древнегреческий философ Платон (428/427-348/347 до н. э.) считал: истина - это вечное неизменное абсолютное свойство идеальных объектов. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.) придерживался несколько иной точки зрения: истина есть соответствие знания вещам. Августин Блаженный (354-430), христианский теолог и философ в определении истины был близок к Платону. Истина - это соответствие мышления ощущением субъекта, - так полагал английский философ-идеалист Д. Юм (1711-1776). Немецкий философ И. Кант (1724-1804), один из родоначальников немецкой классической философии, трактовал истину как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами.
В "Толковом словаре живого великорусского языка" русского писателя и лексикографа В.И.Даля (1801-1872), истина определена как противоположность лжи, все что верно, подлинно, точно. Здесь же приводится пояснение: истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни; истина относится к уму и разуму.
В современном представлении истина - соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.
Разные и в то же время взаимно дополняющие подходы в определении истины свидетельствуют о том, что истина - сложное понятие, несмотря на то, что известные широко распространённые утверждения часто называют избитой истиной, а то, что не вызывает сомнений - святой истиной. Величайшие истины всегда кажутся простыми и очевидными.

В приведённых определениях истины отражаются разносторонние достояния человеческого разума, посредством которого познаётся окружающий мир. Однако в них не затрагивается духовный мир, выходящий за пределы нашего познания разумом. "Нет познания, которое не имело бы связи с верой; ровно как нет и веры, которая не зависела бы от познания", - сказал греческий философ Климент Александрийский. Развивая эту мысль, он отмечал, что человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого знания.
Действительно, в любой сфере познания, в том числе и при познании естествен-но-научной истины, критерием которой является эксперимент и опыт, некоторые утверждения принимаются без доказательств (например, в виде постулатов) и, следовательно, являются элементами веры. По мнению английского философа Бертрана Рассела (1872-1970), истинность есть свойство веры и, как производное, свойство предложений, выражающих веру; истина заключается в определённом отношении между верой и одним или более фактами, иными чем сама вера; когда это отношение отсутствует, вера называется ложной.
Гениальный французский учёный Блез Паскаль (1623-1662), математик, физик и философ, признавал превосходство веры над разумом: "Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать множество таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум".
Вера как неотъемлемый элемент сложнейшего процесса познания никак не противоречит научному пониманию истины. Известный немецкий естествоиспытатель, врач по профессии, Роберт Майер (1814-1878), впервые математически обосновавший закон сохранения энергии, не сомневался в том, что, если поверхностные умы щеголяют отрицанием чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке".
Любой человек, какими бы огромными возможностями он не обладал, способен познавать разумом лишь небольшую часть окружающего мира - видимого мира, называемого в космологии Метагалактикой, которая ограничена космологическим горизонтом. С течением времени этот горизонт расширяется - круг познанного человечеством постепенно увеличивается. Однако, чем шире круг познанного мира, тем больше граница его сопряжения с неведомым миром. Кроме того, даже в Метагалактике известно лишь немногое, относящееся к естественно-научному познанию. И такому познанию наиболее доступна только небольшая часть Метагалактики - макромир, - мир объектов и явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни и в котором можно измерять, взвешивать и таким образом ставит эксперимент и проводить опыт.

Гораздо труднее познавать микромир - мир атомов, атомных ядер, элементарных частиц и связанных с ними явлениями, так как при этом необходимо использовать сложнейшие технические устройства - ускорители заряженных частиц. Эксперименты в области микромира даются большой ценой, и их осуществление становится возможным благодаря научному сотрудничеству учёных многих государств.
Постепенно открывает свои тайны самая большая часть Метагалактики - мегамир, мир планет, звёзд и галактик. Прошедшее столетие вооружило человечество мощнейшими средствами наблюдения объектов мегамира. Появилась возможность наблюдать небесные тела не только в оптическом, но и в других диапазонах электромагнитного излучения. Современная космическая техника существенно расширяет границы естественно-научного познания мегамира.
Вне сомнения, шаг за шагом познаются и микромир, и мегамир, и макромир. Однако познанное человечеством - лишь крохотная часть невидимого мира, да-же макромира, для которого многие законы уже известны. И в наше время мож-но повторить откровенные слова выдающегося древнегреческого философа Со-крата (ок. 470-399 до н. э.): "Я знаю только то, что ничего не знаю", - произне-сённые им около двух с половиной тысячелетий назад.

До сих пор познаваемый видимый мир полон загадок, полон таинственного и непостижимого для разума. Великие мыслители античности: древнегреческие философы Анаксагор (500-428 до н. э.) и Демокрит (р.ок. 470 или 460 до н. э.), а также римский писатель и оратор Цицерон (106 - 43 до н. э.) и др. пришли к заключению: чувства наши ограничены, дух слаб, течение времени кратко, а истина лежит глубоко; только мнения и привычки господствуют повсюду, для истины не осталось места, все покрыто мраком. Пытаясь проникнуть в тайны окружающего мира, древнегреческий мыслитель Платон сказал: "Мы подождем того, будь это Бог или Богоодушевленный человек, который научит нас религиозным обязанностям и отнимет мрак от глаз наших". А это означает, что ещё в антич-ные времена многие понимали: без откровения свыше сам по себе не рассеется мрак, покрывающий тайны окружающего нас мира.
Согласно определению В.И. Даля, откровение означает просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит; зачатки понятий и убеждений духовных или нравственных. Вера в Бога и в будущую жизнь дана нам откровением; сама совесть есть откровение. Вдохновение, наитие, вразумление сверху - эти слова также раскрывают глубокий смысл откровения. Известны откровения пророков, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис. "И когда лучи Божественного откровения достигают ока человеческого, тогда открывается Истина, тогда человек созерцает Бога в небесах и Божественное на земле, и его страдания просветляются," - сказал русский философ И.А. Ильин (1882-1954), профессор Московского университета.
Во все времена были люди, которым не нужно Божественное откровение, ибо они отрицают все сверхъестественное, к которому относится и откровение. Они отрицают все то, что не может познать человеческий разум и все то, что ему противоречит. Такие люди не хотят понять, что человек, обладая возможностями открывать тайны Вселенной, способен познать лишь небольшую часть видимого мира. А ведь существует безграничный материальный мир, неведомый человеку и безбрежный духовный мир, управляемый неизвестными нам законами.

В окружающем мире иногда наблюдаются явления, необъяснимые в рамках логических разумных рассуждений, т. е. встречается то, что принято называть чудом. Есть ли основания утверждать: раз мы не понимаем как это могло произойти, то этого и не может быть? Конечно, нет. Ведь мы многое не понимаем и многое не можем объяснить. Откровение - это величайшее чудо Божие. Оно непременно должно противоречить разуму человеческому и вести гораздо дальше, чем может идти человек, подчиняясь только разуму. Откровение вводит нас в великие тайны бытия. Святой апостол Павел говорил о божественном происхождении Евангелия: "Возвещаю вам братия, что Евангелие, которое я благоветствовал, не есть человеческое; ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа."

Святая церковь учит о боговдохновенности всего Святого Писания, о том, что в его книгах и прежде всего в Евангелие и писаниях апостольских, сам Дух Святой говорит нам. Это не просто повествование, это - божественное откровение. "Можно вполне допустить, что если бы Евангелие не научило нас всеобщим нравственным законам в их полнейшей чистоте, то разум доселе не понимал бы их в таком совершенстве", - утверждал один из величайших философов XVIII века И. Кант (1724-1804), высоко оценивая безмерное нравственное превосход-ство Евангелия над всем, что может понять ум человеческий. Он сказал: "Две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговени-ем: звёздное небо над моей головой и нравственный закон во мне". Действи-тельно, нравственное богатство человека способно поднять его до небес.
Представление истины как объекта познания разумом мира и неведомого мира отражает определение выдающегося французского философа, математика и фи-зика Рене Декарта (1596 - 1650): "Истина в собственном своём смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении к вещам, находящемся в недосягаемости мысли, оно означает, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей - наших или Бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины".
Действительно, познать природу истины не менее трудная задача, чем найти истину как великое сокровище. Какими же качествами должен обладать познающий истину? Ответ на этой на этот непростой вопрос содержится в высказывании И.А. Ильина. По его мнению, безразличным людям недостаёт "силы очевидности, этой великолепной способности что-то окончательно понять и при-знать истиной, этой творческой способности быть настолько захваченным истиной, что вся душа растворяется в ней". Для этого нужно многое: глубина восприятия, которая исключает скольжение мимо великого дела; дар собраться, сконцентрироваться, чтобы не расколоться на куски, столкнувшись с многообразным шумным миром; пророческая, интуитивная одарённость, как бы незамутнённое духовное око, которое без помех верно воспринимает лучи света в мире; целостность внутренней сущности, что не позволяет вести вечную "гражданскую войну" между мышлением и чувствами, волей и старостью, фантазией и активностью.

Путь к очевидности, как полагал И.А. Ильин, лежит через сомнения. Если они истинные, глубокие, то это и есть ничто иное, как "жажда очевидности", т. е. первозданной истины, которая наполняет человека светом осознанности бытия и высоким смыслом собственной устремлённости. Тогда сам предмет светит нам, "свидетельствует" о самом себе, говорит безмолвным, но могучим языком и окончательно убеждает нас. Тогда мы переживаем полную ясность, "чёткую достоверность" (Лейбниц), счастье встречи, после которой не будет разлуки.
Что же такое естественно-научная истина? Способность глубоко воспринимать познаваемый объект, собранность и пророческая интуиция - все эти качества важны для познания естественно-научной истины. Среди них особую роль играет интуиция - способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств. Интуиция зарождается в подсознании без предварительного логического рассуждения. "Нет ясного логического пути к научной истине, её надо угадать некоторым интуитивным скачком мышления", - говорил Альберт Эйнштейн (1879-1955).
В основе естественно-научного познания окружающего мира лежит сложная творческая работа, включающая сознательную и подсознательную деятельность мозга. Особенности и специфика такой деятельности придают индивидуальный характер решению разными учёными даже одной и той же естественно-научной проблемы. "И хотя представители различных школ считают свой стиль единственно правильным, разные направления дополняют и стимулируют друг друга; истина не зависит от того, каким способом к ней приближаются", - сказал российский физик-теоретик А.Б. Мигдал (1911-1991).
Несмотря на индивидуальность и специфику решения разных и даже одних и тех же научных задач, все же можно назвать вполне определённые правила научного познания :
- ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчётливым;
- трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения;
- начинать исследование с самых простых и легко познаваемых объектов и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;
- останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Эти простые и понятные правила впервые сформулировал французский учёный Рене Декарт. Они составляют сущность метода познания Декарта. Как писал сам учёный, именно этим четырём правилам он отдавал предпочтение среди множества правил, образующих логику - науку о способах доказательств и опровержений. Метод познания Декарта в одинаковой мере применяем как для естествен-но-научного, так и для гуманитарного познания.
Естественно-научные знания, или знания о природе, играют важную и определяющую роль в процессе познания. "Что касается материальных наук, то они кажутся мне прямой дорогой к любой научной истине... Сумма знаний берет значительную долю своей ценности от идей, полученных путём проведения аналогий с материальными науками...", - утверждал, выдающийся английский физик Дж.К. Максвелл (1831-1879).
Одна из главных целей естественно-научного познания заключается в открытии истины. При таком утверждении можно предполагать, что истина существует вне зависимости от воли и цели познающего, и её надо найти как некое сокровище. Великий философ древности Демокрит ещё в V в. до н. э. говорил: "Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)".
Что же означает открыть естественно-научную истину в современном представлении? При ответе на этот вопрос возможны два взаимно дополняющих подхода: эмпирический и теоретический. Эмпирический подход заключается в определении сущности объекта познания посредством эксперимента или опыта с после-дующим их теоретическим обобщением, включающем количественное описание причинно-следственной связи полученных результатов эксперимента или опыта. При теоретическом подходе сначала устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь явлений либо свойств объектов природы, а за-тем полученные теоретические выводы подтверждаются экспериментом или опытом. Оба подхода часто переплетаются и завершаются оценкой истинности полученных результатов - определением относительности естественно-научной истины.

Важнейшая задача естественно-научного познания заключается в объяснении явлений, процессов и свойств объектов природы. Для объяснения необходимо понимание, например, свойства познаваемого объекта. Понять свойство объекта - это, во-первых, выяснить то, что является определяющим в этом объекте и, во-вторых, раскрыть причину обусловливающую это свойство. Что обычно подразумевает человек, утверждая: "Я понимаю свойство того или иного объекта"? Как правило, это означает, что он знает, чем обусловлено это свойство, в чем его сущность и к чему оно приведёт,т.е. он может объяснить связь между причиной, познаваемым объектом и следствием. Количественное описание причинно-следственной связи служат основой научной теории. Такое описание базируется, как правило, на математическом аппарате с применением специальной терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой правилами логики. При этом учитываются известные законы, принципы, определения и проводится строгое логическое доказательство, при-водящее к конкретным выводам.
Если при количественном описании используются не факты, характеризующие явления либо свойство объектов природы, а аксиомы - недоказуемые положения, - то полученные (посредством доказательств в соответствии с правилами логики) результаты составляют сущность математической истины.
Для установления естественно-научной истины количественного описания при-чинно-следственной связи с полученными теоретическими утверждениями и вы-водами недостаточно - необходимо подтвердить их экспериментом или опытом, т.е. связать с "действительным ходом вещей". Если эксперимент или опыт подтверждает полученные теоретические результаты, то количественное описание причинно-следственной связи переходит из разряда гипотезы в научную теорию, а теоретические утверждения, подтверждённые экспериментом или опытом, представляют собой естественно-научную истину.
При эмпирическом познании результаты эксперимента или опыта вместе с их теоретическим обоснованием также составляют естественно-научную истину.
Теоретическое описание с выводами, не подтверждёнными экспериментом или опытом, носит гипотетический характер. Только при доказательстве экспериментом или опытом из теоретического описания рождается истинная естествен-но-научная теория. К сожалению, в настоящее время многие научные журналы, особенно отечественные, переполнены статьями о так называемых теоретических исследованиях, результаты которых редко когда находят экспериментальное или опытное подтверждение. Авторы таких статей относят свои теоретические упражнения к теории, к фундаментальной науке, хотя по своей сути они представляют собой описание гипотез с применением чаще всего сложного математического аппарата с запутанной схемой доказательств, и их вряд ли можно отнести к серьёзным фундаментальным исследованиям. Практическая значимость и полезность подобных исследований весьма сомнительна.
По мнению французского философа П. Гольбаха (1723-1789), некоторые исследователи предпочитают бредни своего воображения и свои вздорные гипотезы настоящим экспериментам, которые только одни могут вырвать у природы её тайны; ...они привыкли считать эти гипотезы священными, общепризнанными истинами, в которых им не дозволено усомниться ни на мгновение; лишь только мы покидаем опыт, как ниспровергаемся в пустоту, где нас сбивает с пути наше воображение; ... будем остерегаться разгула воображения, возьмём в руководители опыт, обратимся к природе, постараемся почерпнуть в ней самой правильные понятия о заключающихся в ней предметах.
В современной научной сфере подобный разгул воображений с математически-ми изысками становится серьёзным препятствием в развитии естественно-научного познания, основу которого составляют эксперимент и опыт. Научная теория, эксперимент и опыт, или, в обобщённом понимании, наука и практика - это два кита, на которых держится ветвистое древо познания. "Влюблённый в практику без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука - полководец, а практика - солдат" - сказал выдающийся итальянский учёный, живописец и скульптор Леонардо да Винчи (1452 - 1519).
Проведение эксперимента или опыта - это важнейший этап естественно-научного познания. Эксперименты и опыты чаще всего включают измерения. Подчёркивая важную роль измерений, выдающийся российский учёный Д.И. Менделеев (1834-1907) писал: "Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры". Однако измерений абсолютно точных не бывает, как бы тщательно не проводился эксперимент или опыт. Неточность результатов эксперимента или опыта обусловливается двумя факторами: объективным и субъективным.
Один из объективных факторов - динамизм познаваемого мира. Вспомним слова древнегреческого философа Гераклита (ок. 544-483 до н. э.): "Все течёт, все из-меняется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды". Действительно свойства материальных объектов природы с течением времени изменяются. Хотя такие изменения за время проведения эксперимента или опыта, как правило, незначительны, но все равно они не позволяют получить абсолютно точные результаты. Другой объективный фактор неточности результатов эксперимента и опыта связан с несовершенством технических средств измерений. Чем выше чувствительность и разрешающая способность приборной техники, тем ближе результаты экспериментальных измерений к абсолютной естественно-научной истине.
Эксперимент и опыт проводит человек, органы чувств и интеллектуальные способности которого далеки от совершенства. Errare humanum est - ошибаться свойственно человеку (известное латинское выражение). Это и есть субъективный фактор неточности естественно-научных результатов. Например, человек посредством зрения способен воспринимать информацию в чрезвычайно узком интервале электромагнитных волн - только в области видимого спектра. Это означает, что возможности органов зрения воспринимать информации в довольно широком диапазоне электромагнитных волн ограничены. Конечно, человек может воспринимать информацию и в радио-, и в рентгеновском, и в других диапазонах электромагнитных волн. Однако при этом используются технические средства, которые, как и любая измерительная техника, не позволяют получить абсолютно точных результатов, а ведь речь идёт о факторе, ограничивающем точность результатов.
Сформулируем три основных положения естественно-научного познания:
- в основе естественно-научного познания лежит причинно-следственная связь;
- критерий естественно-научной истины - эксперимент, опыт;
- любая естественно-научная истина относительна.
Этим положениям соответствуют три этапа естественно-научного познания. На первом этапе устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь согласно принципу причинности. Первое и достаточно полное определение причинности содержится в высказывании Демокрита: "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости". В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе её движения и развития. Возникновение любых материальных объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих со-стояниях материи в процессе её движения и развития; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Процесс естественно-научного познания представляет собой длинную цепь причинно-следственных связей, составляющих, кроме того, основу любых других деятельности человека.
Второй этап естественно-научного познания заключается в проведении эксперимента и опыта. Естественно-научная истина - это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Для всех естествоиспытателей эксперимент и опыт - высшая инстанция: их приговор не подлежит пересмотру.
Все естественно-научные знания: экспериментальные результаты, понятия, идеи и даже законы - ограничены и относительны. Определение их границ соответствия истинным знаниям и их относительности - это третий этап естественно-научного познания. Например, граница соответствия, называемая иногда интервалом адекватности, для классической механики означает, что её законы описывают движение макроскопических тел, скорости которых малы по сравнению со скоростью света в вакууме. Определение относительности экспериментальных результатов заключается в установлении интервала неточности, который сужается по мере совершенствования методов и технических средств эксперимента.
Естественно-научное познание - это последовательное приближение к абсолют-ной естественно-научной истине.
Познание естественно-научной и божественной истины рождает самое дорогое - свободу. Стремление человека к божественной истине пробуждает в его сердце нравственную чистоту, делает его свободным от легкомыслия и заблуждений, прокладывает путь к возвышенному и просветляет ум для естественно-научного познания, которое освобождает человека от необдуманных, поспешных действий и поднимает его на новый виток развития цивилизации.

__________________________________________________________________________________
Литература
Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.8. М.: Русская книга, 1998.
Архиепископ Лука. "Сила моя в немощи совершается". М.: Отдых христианина, 2001.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ГИИНС, 1956.
Карпенков С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образование // Выс-шее образование сегодня. 2004, N8.
Карпенков С.Х. Естествознание и современное образование // Вузовские вести. 2004, N.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Изд. 11-е. М.: Кнорус, 2012.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Краткий курс. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Изд. 3-е. М.: Высшее обра-зование, 2007.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник. М.: Выс-шая школа, 2004.

Док. 663591
Опублик.: 29.07.13
Число обращений: 0

  • Карпенков Степан Харланович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``