В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ОТ МНИМЫХ ЧИСЕЛ - К ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ Назад
ОТ МНИМЫХ ЧИСЕЛ - К ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Почему статданные о росте средней заработной плате чаще раздражают, чем радуют?

Читаю как-то недавно в газете: профсоюз железнодорожников Польши объявил, что не сдвинет с места ни одного тепловоза и электровоза до тех пор, пока зарплата президента польских железных дорог не войдет в рамки - не более 10-кратного среднего заработка по отрасли. Чуть позже - другая информация. Данные о доходах его российского коллеги с ближайшим окружением. Перед глазами запестрели числа с пятью нулями - по разным оценкам от 73 до 100 миллионов за год. Или - порядка 8 млн. руб. в месяц. Заглядываю в расчетный квиток квалифицированного калужского путейца: 20, максимум 25 тысяч. Делю первую зарплату на вторую: разница в 320 раз. Задумываюсь...

Вспоминаю прошлогодний визит в Калугу большого московского железнодорожного начальства, которое заверило область, что средний заработок у железнодорожников московского куста (к коим относятся и калужские) - на уровне 36 тысяч рублей в месяц. "Во, дает!", - это было единственное печатное выражение, высказанное в тот момент суровыми обветренными мужиками в путейских жилетах. Чувствовалось, что весть об их приличных заработках самих же их и не особо радовала.

Я пока не встречал в Калуге в массовом (именно такими масштабами оперирует статистика) порядке учителей с зарплатой 30,9 тыс. рублей в месяц. Или - медработников. Как впрочем, и инженеров-технологов, продавцов, водителей, токарей, пекарей или электромонтеров. Не знаю - почему. Хотя, по идее, должен был бы встретить. Ведь именно такую среднюю заработную плату по крупным и средним организациям вывела на конец апреля калужская статистика.

Не знаю также, насколько многочисленным окажется отряд малоярославчан со средним заработком в 25,6 тысячи рублей в месяц, или - жителей Износковского района с зарплатой 21,7 тысячи... Только почему-то кажется, что для живущих и работающих в неблизких и непростых Износках последний показатель также может стать большим откровением.

Мы привыкли и уже давно не замечаем мнимости некоторых из чисел нашей социальной математики. По той же средней заработной плате. Она давно перестала соответствовать тому информационному наполнению, которое в нее было заложено изначально. А потому и вызывает подчас реакцию обратную ожидаемой: скепсис вместо радости при ее подъеме.

Я не знаю, были ли тогда удовлетворены требования польских профсоюзов. Но коль скоро в новостях ничего не сообщалось о железнодорожном коллапсе в Варшаве или Гданьске, то видимо зарплата руководителей тамошних железных дорог уместилась в установленные для нее десятикратные ограничители. И, видимо, ничего страшного с этими руководителями не случилось. Они, скорее всего, по-прежнему здравствуют и с успехом выполняют свои служебные обязанности. Более того уверен: это - не исключительный факт - жесткое ограничение доходов руководства компаний. Это - признак цивилизованности общества. И, как следствие - адекватности его экономических индикаторов.

Странное дело, но сегодня самое громкое в Калужской области банкротное дело - Калужского мясокомбината - исторически уходит корнями в так и нереализованную в условиях нового российского капитализма идею сооружения на отдельно взятом предприятии вполне справедливого экономического уклада. С той самой 10-кратной ограничительной планкой руководства по заработной плате. С привлечением к управлению компанией ее сотрудников. С честным распределением среди них (и только среди них) акций предприятия. С обязательным их выкупом за солидные деньги при уходе работника на пенсию.

Все это в начале двухтысячных годов именовалось так: Народное предприятие "Калужский мясокомбинат". Идея была прописана в вышедшем еще в конце 90-х годов соответствующем Федеральном законе, вдохновителем которого стал небезъизвестный Святослав Федоров. Тот, в свою очередь, воспользовался западным ноу-хау, рожденным в кризисные 70-годы прошлого столетия. А именно: привлекать к управлению компанией и к более справедливому распределению ее доходов всех сотрудников без исключения. Цель - повышение экономическое эффективности, за счет этой самой справедливости. Великая идея. Правда, несработавшая как следует с первой попытки (в 1917 году). Хотя также как и прежде была привнесена к нам с западного направления.

Надо сказать, что красивым и честным идеям Святослава Федорова - делиться прибылями и зарплатой с рабочими - последовали по всей стране не так много предприятий. Народными стали от силы 150-200 компаний. Гораздо меньше, нежели их существует в насквозь капиталистическом западном мире. В той же Америке, например. В Калужской области кроме КМК "на путь истины" встал только "Жуковмежрайгаз". Ну и, само собой - МНТК "Микрохирургия глаза", возглавляемый Святославом Федоровым, в лице его Калужского филиала.

Трудно сказать, была ли главной причиной расстройства идеи справедливой экономики или народных предприятий трагическая гибель ее главного носителя - выдающегося российского офтальмолога. Или сам характер российских реформ, закрутивших бурный роман с довольно циничной философией олигархизма, похоронил надежды на честность. Но как бы то ни было к финалу мы пришли к оскандалившемуся и обанкроченному КМК. К переведенному в госучреждения МНТК. К шумным разборкам по поводу сверх высоких заработных плат в его московском руководстве.

Пришли к практически полному забвению самой идеи построения более справедливого хозяйственного механизма. И как следствие - к тем, неподдающимся анализу в теории действительных чисел, федеральным и региональным индикаторам, что принято у нас довольно загадочно именовать "среднемесячная заработная плата".

Алексей Мельников, Калуга.

Док. 663444
Опублик.: 25.07.13
Число обращений: 0

  • Мельников Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``