В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия может помочь Азербайджану решить проблемы с Ираном Назад
Россия может помочь Азербайджану решить проблемы с Ираном
Эксклюзивное интервью агентства "Новости-Азербайджан" с директором российского Центра общественно-политических исследований Владимиром Евсеевым:

- Как Вы расцениваете происходящие события в арабском мире?

- Позиции США на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке ослабли. Нельзя сказать, что их вытеснили, так как США полностью вытеснить невозможно. Они незримо везде присутствуют. Но возможность силового вмешательства у США уменьшилась чисто объективно.

Это произошло не потому, что США стали слабее, но сильный удар был нанесен по моральному имиджу. Ведь, когда американцы вошли в Афганистан, потом свергли Саддама Хусейна, потом началась "арабская весна", и когда американцы отказались от своего самого ярого сторонника - Мубарака, это все создало ощущение недоверия к США. В результате позиции США в Египте серьезно ослабли.
Что касается Ливии, то эта страна сейчас находится на грани распада. Там вообще может сложиться такая ситуация, когда каждое племя потребует себе нефтяную вышку. Более того, пришедшие к власти в Ливии повстанцы жестко расправляются с приверженцами Муамара Каддафи. Такая политика ведет к противостоянию в обществе и появлению сильной оппозиции. А в дальнейшем к гражданской войне, в условиях которой добывать нефть будет невозможно.

В Тунисе к власти приходят исламисты, и как американцы будут с ними находить общий язык, не ясно.

Американцам что-то удалось только в Йемене. А, к примеру, в Бахрейне - не получилось. Также есть восточные провинции Саудовской Аравии, где тоже можно ожидать волнений.

И вообще говорить о наличие демократии в странах Персидского залива - полный абсурд. В отличие от Сирии, где ожидается внесение поправок в Конституцию страны, ограничивающих власть президента двумя сроками и предусматривающих новые выборы в парламент, на которых победившие будут формировать правительство. Такие поправки не снились, к примеру, Саудовской Аравии.
А сейчас возникла новая ситуация, в которой "хвост управляет собакой", то есть некоторые монархии Персидского залива управляют США. Таким образом, американцы реализуют чужие национальные интересы, что для них не характерно.

Ведь, если американцы так демонстративно поддерживают Катар и Саудовскую Аравию в сирийском вопросе и выступают за дестабилизацию ситуации в Сирии, то в таком случае США могут нанести удар по интересам своего союзника - Израиля.
США уже не обладают моральным правом на нанесение удара по Сирии и Ирану. А тот факт, что Россия твердо отстаивает свою позицию по Сирии, их обескураживает. Однажды, согласившись на резолюцию по Ливии, Россия не допустит повторения в отношении Сирии.

Но в силу ослабления США возник некоторый вакуум, который стал заполняться региональными державами: Саудовская Аравия, Иран и Турция. Египет, к сожалению, выбыл из игры. Безусловно, Египет является законодателем моды в арабском мире, но сейчас он отошел на второй план по причине наличия больших проблем в этой стране.

С другой стороны, усилилось соперничество между региональными державами, которое сейчас ярко видно в Сирии. Для Ирана Сирия - ворота на Ближний Восток, особенно, учитывая тот факт, что Ирак сейчас подвержен влиянию. Если Ирак - это коридор, то Сирия - выход на Иорданию, Ливан, сектор Газа. Поэтому в Сирии схлестнулись различные интересы. Она, в какой-то мере, стала заложником сложившейся ситуации.

- Как будут развиваться события в Сирии? Стоит ли ожидать там повторения ливийского варианта?

- Можно однозначно сказать, что операции НАТО в Сирии быть не может. Что касается операции США и отдельных европейских государств в Сирии в виде вооруженной интервенции, то это также не возможно.

Что касается Израиля, то он заинтересован в ослаблении Сирии, так как автоматически вопрос Голанских высот выходит из обсуждений. Но полная дестабилизация обстановки не выгодна Израилю. Во-первых, между странами есть общая граница по Голанам. Во-вторых, дестабилизация в Сирии приведет к дестабилизации в Ливане и далее может перекинуться на сектор Газа. К тому же для Израиля очень важно положение в Иордании, где, по разным оценкам, от 30 до 50% населения являются палестинцами. Если они хлынут на западный берег Иордана, то хуже будет только Израилю.

Самым важным для Израиля сейчас является ситуация в Египте. Они надеются, чтобы не произошло пересмотра Кемп-Дэвидских соглашений.

Европейские страны не начнут войны против Сирии по нескольким причинам. Во-первых, французский и британский спецназ заняты в других странах, и в Сирии их нет, так же, как на территории Сирии нет их даже в виде советников в оппозиционных отрядах. Также не стоит говорить о наличии там израильского спецназа.

Ну и совсем уже смешно говорить о катарском спецназе, принимая во внимание, что вся сухопутная армия этого государства насчитывает 8,5 тысяч человек. То есть, Катар не может даже подготовить наемников. Но это вполне под силу французам и британцам. Скорее всего, именно они и готовят боевиков за пределами Сирии и потом уже засылают туда.

Недавно я был в Сирии, посещал крупный военный госпиталь, видел раненых и нанесенные им ранения. По характеру ранений могу сказать, что большинство ранений от огня снайперов. А кто такой снайпер? Это же не дезертир из сирийской армии, а профессионал, получающий за свою работу хорошие деньги. К тому же он вооружен специальным оружием. Одним словом, это дело рук наемников. По моему мнению, так называемая Свободная сирийская армия главным образом состоит из наемников.

Власть в Сирии относительно устойчива. Разговоров о падении режима Асада в ближайшее время нет. Правящая элита Сирии обладает поддержкой большинства населения страны - до 60%. Оппозиция представлена разными людьми. В целом она пользуется поддержкой от 35 до 40% населения страны. При этом радикальную оппозицию поддерживает еще меньше людей.

Поэтому, если сейчас провести в Сирии выборы, то по любым западным стандартам оппозиция в Сирии большинства не получит. Из этого следует, что сирийская оппозиция не может прийти к власти демократическим путем. Но она может прийти на волне чего-либо. Реально прийти на волне вторжения со стороны Запада. Но это вторжение сейчас не реально, и не по причине жесткой позиции России, или наличия российских военных кораблей в Тартусе, но по причине экономических проблем в европейских странах и США.

Мотива для вторжения на фоне нестабильной ситуации в Ливии нет. Но можно попробовать раскачивать ситуацию внутри страны. Для этого больших усилий не нужно. К примеру, для нанесения больших потерь сирийской армии нет необходимости в большом количестве снайперов. Их не должны быть тысячи, достаточно сотни. К примеру, только в том госпитале, который я посетил в Дамаске, от ран умерло 32 военнослужащих, а таких госпиталей в Дамаске пять. То есть, потери не маленькие. Поэтому заявления официального Дамаска о больших потерях армии и сил безопасности выглядят вполне правдоподобными.

Причина таких потерь заключается в том, что сирийская армия - призывная, в основе своей состоит из молодых 18-19 летних ребят. Отсюда и дезертиры, так как призывники морально неустойчивы. Но при всем этом, даже по израильским данным, не было еще зафиксировано ни одного случая добровольного перехода на сторону оппозиции целого подразделения сирийской армии.
К тому же, среди военных нет упаднических настроений. Я беседовал в госпитале с ранеными. В частности, с раненым лейтенантом, получившим 22 раны и только вышедшим из боя. А также с полковником подстреленным снайпером. Они оба совершенно не пали духом, а полковник и вовсе рвется снова в бой.

- Насколько правдоподобны данные о больших потерях среди мирного населения Сирии?

- Сразу хочу сказать, что гражданской войны в Сирии пока нет, идут операции против отдельных очагов. Но, безусловно, ситуация будет раскачиваться далее.

Тут надо понимать, что сторонники и противники Башара Асада в основном проживают вместе: в одних городах, улицах, кварталах. Поэтому, когда начинаются волнения в городе, где население перемешано, это всегда приводит к большим жертвам. При этом погибают, как сторонники, так и противники действующего президента Сирии. Поэтому, предоставляемые ООН цифры о количестве погибших в Сирии, включают в себя как мирных жителей, так боевиков и силовиков.

Сирии сложно еще и потому, что против нее сильно работают СМИ других стран, идет мощная антисирийская пропаганда.
К примеру, много пишут и говорят о применении тяжелой военной техники в городских кварталах. Но я видел эти узкие улочки, какая техника там сможет развернуться? К тому же в условиях смешанного населения. В этих условиях любое применение тяжелой артиллерии, бронетехники, а тем более штурмовых вертолетов приведет к большим потерям среди мирного населения, в том числе сторонников Башара Асада. Тем более что вертолеты вооружены неуправляемыми реактивными снарядами, которые могут разрушить весь город. Но если бы были такие разрушения, то их невозможно было бы скрыть, их было бы видно даже из космоса.
Кроме этого, не профессионалы - простые жители могут запросто принять взрыв гранаты или мины от легкого миномета за огонь артиллерии или танковых орудий.

Военные входят в городские кварталы на БТР и БМП, чтобы спасать людей и ведут из них огонь, но это не танки и САУ.

- Сохранит ли Россия прежнюю жесткую позицию по Сирии и продолжит ли поставлять оружие в эту страну, несмотря на критику со стороны США?

- Российско-американские отношения в настоящее время достаточно сложные. Между нашими странами есть полное взаимопонимание по Афганистану и по некоторым другим вопросам. Есть недопонимание по ПРО и по Сирии. Но лобового столкновения в Сирии России и США не будет. Присутствие российского военного корабля в Сирии, по сути, служит предотвращению вооруженного вторжения со стороны Запада.

Безусловно, Россия будет занимать твердую позицию по Сирии, но чтобы не обострять слишком ситуацию, возможны некоторые компромиссы. Но при этом Россия не откажется от поставок вооружений. При этом следует отметить, что цены на оружие в Сирии поднялись. Это связано с одной стороны с тем, что оппозиция закупает оружие, а с другой - мирное население также начало покупать оружие для самообороны. Кстати, бывали случаи, когда местное население само обезоруживало боевиков.

В целом, принимая во внимание тот факт, что конфликт в Сирии будет долгим, то надо будет подпитывать армию боеприпасами и вооружением. Прекратив поставки оружия, Россия ослабит сирийскую армию. К тому же, между нашими странами долгие исторические связи, часть офицеров обучались у нас военному делу, общность оружия. Более того, для ведения боевых действий против боевиков нет необходимости в особых видах оружия, как, например, в крылатых ракетах. Поэтому я полагаю, что недавний визит руководителя внешней разведки России в Сирию послужит расширению обмена информацией и налаживанию более эффективной работы спецслужб Сирии. Дело в том, что я не уверен в высоком профессионализме работы сирийских спецслужб.

Также важна будет помощь России в подготовке спецподразделений для действий против боевиков. Ведь Сирия никогда ранее с такой проблемой не сталкивалась, у ее спецслужб нет соответствующего опыта. Это видно и по тому, что там еще думают, что происходящее сейчас в Сирии скоро закончится.

Это видно невооруженным взглядом. К примеру, подъезжаем мы к военному госпиталю, где у входа стоит вооруженный солдат, прикрытый мешками с песком. Это не плохая защита от пуль, но не от гранатомета. Необходимо строить бетонные заграждения. То же творится и возле зданий госструктур.

Более того, возле своего дома был застрелен бригадный генерал, начальник одного из военных госпиталей, который был совершенно без охраны.

В целом, Дамаск не производит впечатления столицы государства, охваченного гражданской войной.

- Насколько вооруженные силы Сирии готовы противостоять внешнему вторжению?

- Это зависит от того, с кем воевать. Естественно, невозможно поставить в Сирию столько вооружений, чтобы они сдерживали натиск США и его союзников.

Имеющиеся на вооружении и поставляемые со стороны России средства ПВО, ракеты могут служить сдерживающим фактором для Турции.
Против Израиля уже будет намного сложнее, так как технически израильская армия очень хорошо оснащена, и тот воздушный удар, который был нанесен по ядерному объекту Сирии, показал, что сирийская ПВО для израильской авиации довольно прозрачна.
Поэтому острой необходимости в поставках в Сирию вооружений и техники сейчас нет. Просто Россия в настоящее время выполняет старые заказы.

К тому же я надеюсь, что руководство Сирии учтет уроки Ливии, и не будет применять против боевиков авиацию, чтобы не поднимать вопроса о закрытии воздушного пространства над Сирией. В силу этого, поставки российских боевых и учебных самолетов не даст преимущества сирийскому руководству в борьбе с боевиками.

Кроме этого, некоторые представители правящей элиты Сирии упрекают нынешнее руководство страны в мягкости по отношению к боевикам. Говорят о необходимости руки отца для наведения порядка. Усиление таких настроений может привести к смене власти и установлению военной диктатуры. Но от этого интересы России не пострадают.

- Может ли в конфликт в Сирии вмешаться Турция?

- Как мне говорили представители сирийских спецслужб, в последнее время ими было задержано на территории Сирии около сотни турецких офицеров. Наверняка помимо них были и не офицеры.

Вполне возможно, что их присутствие на территории Сирии можно объяснить разведкой боем, то есть проверкой сирийских границ на прочность.

Вместе с тем, я не думаю, что Турция в ближайшее время начнет военную интервенцию против Сирии. Дело в том, что дестабилизация обстановки в Сирии не нужна и Турции. Ведь в обеих странах проживают курды, как раз на прилегающих территориях. То есть, война может аукнуться Турции.

Другое дело - борьба за лидерство в регионе. Безусловно, Турция хотела бы иметь Сирию в виде вассала.
Таким образом, получается, что полная дестабилизация ситуации в Сирии не нужна никому из соседей Сирии. В этой стране проживает около миллиона беженцев, из Ирака и в случае дестабилизации ситуации в Сирии они начнут возвращаться в Ирак, что ухудшит ситуацию в этой стране. Также в Сирии проживает много друзов, составляющих большинство населения в Ливане. Этой стране дестабилизация в Сирии также не выгодна. Но дестабилизация нужна только двум странам - Катару и Саудовской Аравии, которые не граничат с Сирией.

Дестабилизация обстановки в Сирии выгодна этим двум странам по той причине, что возникнут большие проблемы у Израиля и ослабнет Турция.

- Насколько вероятно начало войны США и Израиля против Ирана в ближайшее время?

- В ближайшее время война не начнется. Я вообще считаю, что США и Израиль не хотят воевать. Дело в том, что в США хотят, чтобы войну начал Израиль, а в Израиле - США. Это дает некоторую возможность для маневра Ирану.

Тем не менее, есть две красные черты, переход которых Ираном действительно приведет к началу войны. Первая черта - перекрытие Ормузского пролива, вторая - ядерные испытания.

Ормузский пролив Иран перекрывать не будет, это угрозы в стиле иранской дипломатии. Это, кстати, не правильно. Ведь у Ирана в заливе много торпедных катеров, малых подводных лодок, которые близко подплывают к проливу. А недалеко находится 5-й флот США. Это может даже случайно привести к столкновению и войне, даже если стороны не хотят войны.

Но в случае, если против Ирана будет совершена агрессия, официальный Тегеран может начать поставку мин в Ормузском проливе и перекрыть его на несколько месяцев.

Если говорить о ядерном оружии Ирана, то собрав весь материал, которым обладает Иран, дообогатить его, то получится два, максимум три заряда. Но этого мало для производства ядерного оружия. Дело в том, что для испытаний необходимо как минимум два заряда и воевать Ирану будет не с чем. Не имея, как минимум пяти зарядов, начинать войну бессмысленно.

Кроме этого, Ирану необходимо обладать средствами доставки ядерных зарядов. В настоящее время Иран обладает ракетами "Шахаб-3", являющимся точным аналогом северокорейской ракеты "Надон". Эти ракеты имеют дальность полета до 2 тысяч километров. А с ядерной боеголовкой, которая будет не менее тонны весить - до 1500 километров. Это маневренные ракеты без пусковых установок. В боевой готовности находится одна ракетная бригада - 31 пусковая установка. Достать до территории Израиля они вряд ли смогут.

Кроме этого, большим минусом данных ракет является отсутствие хранимого топлива. Они его либо заливают в топливные баки, но через неделю должны уже слить. Либо заправлять прямо перед пуском. Но Вы можете себе это представить: установить ракету и несколько часов заправлять ее в условиях, когда все это быстро отслеживает с космоса.

Но в настоящее время Иран разрабатывает новую ракету "Седжиль". Она будет твердотопливной с дальностью полета с боеговоловкой в одну тонну - 2300 километров. А с меньшей боеголовкой - до 3 тысяч километров. Эти ракеты уже спокойно смогут достать до территории Израиля. Но эти ракеты будут приняты на вооружение в Иране только в следующем году. Таким образом, Ирану также не выгодно в настоящее время начинать войну.

Если Израиль решит начать войну против Ирана, то будет наносить удары всеми имеющими способами. Ожидается, что в воздушных ударах примет участие до 3/4 всей военной авиации. Но этого удара будет недостаточно. Следует ожидать удара и крылатыми ракетами с подводных лодок, которые подойдут как можно ближе к побережью Ирана.

Также будут задействованы и спецподразделения. Полагаю, что для уничтожения объекта в Фордо будут задействованы именно диверсионные подразделения, так как он обычными средствами не поражается. Так что, они постараются затащить заряд большой мощности внутрь Фордо и привести его в действие.

- Как объяснить попытки Ирана осуществить теракты против Израиля на территории Азербайджана, Грузии и других стран?

- Это все не отвечает национальным интересам Ирана. На мой взгляд, это отголоски внутриполитической борьбы в Иране между Ахмадинежатом и Хаменеи. В этом плане Азербайджан оказывается заложником данной борьбы.

Но ситуация не критична, и ирано-азербайджанские отношения можно еще наладить.

Азербайджану же в сложившихся условиях необходимо быть предельно осторожным. Сделали официальное заявление, и этого достаточно. Не надо поднимать шум.

Стороны должны развивать сотрудничество в тех сферах, где есть соприкосновение интересов, в частности, в экономике.
Азербайджан не должен быть союзником Ирана, но и не должен поддерживать Запад в его противостоянии с Ираном. В этом смысле Азербайджану лучше ориентироваться на позицию России. В частности, в случае начала войны Россия не будет оказывать никакой помощи Ирану. Это проблемы Ирана.

А на международном уровне РФ будет стараться остановить конфликт. Такая же позиция для Азербайджана будет наиболее оптимальной. В этом смысле Азербайджану выгодно кооперироваться с Россией. Более того, в случае начала конфликта появится большое количество беженце, и Азербайджану лучше решать эту проблему с Россией вместе.

Роман Темников

http://www.newsazerbaijan.ru/

21/02/2012

Новости-Азербайджан

Док. 663401
Перв. публик.: 21.02.12
Последн. ред.: 25.07.13
Число обращений: 0

  • Евсеев Владимир Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``