В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Дворкин: Страна со своей безопасностью может делать то, что считает нужным Назад
Владимир Дворкин: Страна со своей безопасностью может делать то, что считает нужным
Американский Сенат единогласно утвердил Колина Пауэлла госсекретарем США. А накануне утверждения своей кандидатуры герой войны в Персидском заливе заявил, что Белый дом внесет "серьезные коррективы" в политику США в отношении Ирака, Северной Кореи, России, Китая и стран Ближнего Востока. Кроме того, генерал заявил, что новая администрация не намерена в полном объеме соблюдать Договор по ПРО 1972 года и не отправит на ратификацию в Сенат двусторонний договор о запрещении ядерных испытаний.

О том, что действия американской администрации будут означать для России, "Известиям" рассказывает начальник 4-го ЦНИИ Минобороны России, организации, занимающейся планированием применения российского ядерного оружия, генерал-майор Владимир ДВОРКИН.

- Владимир Зиновьевич, какие изменения могут произойти в отношениях между Россией и США в области договоров СНВ при развертывании американцами системы НПРО?

- Полагаю, отношения могут измениться радикальным образом. Трансформация обозначилась уже сейчас, до разрыва Договора по ПРО 1972 года. Поскольку практически нет никаких перспектив для вступления в силу Договора СНВ-2, а тем более переговоров по новому Договору СНВ-3.

- Значит, все усилия по ратификации СНВ-2 в Госдуме были напрасными?

- Из-за непростительного упрямства оппозиции в Госдуме потеряно слишком много времени. Единственная польза от задержки - достигнутая в 1997 году договоренность о продлении срока выполнения Договора СНВ-2 на 5 лет. Из-за этого мы не потратили бы ни рубля на досрочную ликвидацию нескольких десятков ракет, если бы этот договор вступил в силу. Вот тогда ратификация почти наверняка не вызвала бы аллергии в США, СНВ-2 начал бы действовать, и стороны приступили бы к переговорам по СНВ-3.

- Какие меры способна предпринять сейчас Россия для нейтрализации национальной ПРО США?

- Меры зависят от масштабов и темпов развертывания ПРО и могут заключаться как в резком повышении способности Стратегических ядерных сил (СЯС) России преодолевать территориальную ПРО, так и в определенной корректировке структуры СЯС на перспективу. Например, снятие многочисленных ограничений на совершенствование межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М" или совершенствование морской баллистической ракеты РСМ-54. На этих ракетах может быть значительно увеличено количество боезарядов и эффективных средств преодоления ПРО. Это сделает ПРО противника малоэффективной. По моему убеждению, эти асимметричные меры вполне приемлемы по финансовым затратам для сегодняшней России.

- Что вы имели в виду под корректировкой структуры наших ядерных сил?

- Президентом определен минимально допустимый уровень боезарядов в СЯС - 1500 единиц. При этом необходимо иметь в виду, что уточнение параметров происходит регулярно в зависимости от развития стратегических ядерных сил США и других ядерных стран НАТО. Американцы пересматривают свою ядерную стратегию минимум через каждые 4 года. Нам, по-видимому, придется делать это чаще. Поэтому в зависимости от масштабов ПРО, уровня стратегических ядерных сил других стран может корректироваться не только структура СЯС России, но и общий уровень боезарядов.

Максимальным потенциалом противодействия ПРО обладает наземная группировка российских баллистических ракет. Это я утверждаю как руководитель организации, которая обязана предельно объективно оценивать возможности каждой составляющей триады наших ядерных сил. Например, можно многократно увеличить число боезарядов на ракетах "Тополь-М". Военно-политическим руководством страны может быть также принято решение, необходимо ли поддерживать баланс ядерных сил или просто обеспечить ядерное сдерживание без сохранения баланса с США.

При этом необходимо учитывать, что такое решение практически невозможно разграничить на декларативное и реальное. Фактический потенциал ядерного сдерживания будет прозрачным для США - из-за мощных средств космического наблюдения.

- Вы встречались со многими американскими военными, сенаторами. Как они оценивают характер отношений России и США с приходом новой администрации?

- В США достаточно много противников развертывания НПРО. Есть они среди ученых и среди сенаторов-демократов. Но прогноз у всех одинаковый: ПРО территории страны будет создана. Если не удастся договориться с Россией об адаптации Договора 1972 года к новым угрозам, то США выйдут из этого договора. Военные объясняют это американским менталитетом: "Если у нас есть экономические и технологические способности защищаться от любой угрозы, то мы это делаем".

Ряд авторитетных американцев, сотрудничающих с новой администрацией, утверждают, что Договоры СНВ и по ПРО - это наследие "холодной войны". Россия и США больше не противники, и необходимости в этих договорах нет. Каждая страна может делать в этой области то, что считает нужным для своей безопасности.

Дмитрий Сафонов,
Известия.Ru,

22.01.2001

http://nuclearno.ru/

Док. 663095
Перв. публик.: 22.01.01
Последн. ред.: 22.07.13
Число обращений: 0

  • Дворкин Владимир Зиновьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``