В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История зубопротезирования и глухих зубных техников Назад
История зубопротезирования и глухих зубных техников
1-я часть

Скоро наступит день зубного техника-25 июля 2013 года.Вряд ли все глухие зубные техники России,тем более слышащие знают про эту дату?Неслыханно!И я сам окончил зуботехническое отделение медицинск в советском 1972 году.Но тогда праздника ни для зубного техника,ни для стоматолога и зубного врача не было. Только в июне 1981 года меня наряду со всеми стоматологами и зубными врачами в коллективе стоматологической поликлиники отметили впервые в истории СССР лишь в каждое третье воскресенье июня как в День медицинского работника.
Зубной техник за рубежом входит в понятие "дантист". Зубных техников часто путают с зубными врачами,зубодёрами,зубодралами,одонтологами (т ермин "одонтология" как наука о зубах применялся в России вплоть до середины 1920-х годов и постепенно был вытеснен более широким понятием "стоматология" как наука о полости рта) и даже стоматологами. Однако в отличие от стоматологов или зубных врачей, зубной техник не встречается с пациентами .Деятельность зубного техника осуществляется в тесном сотрудничестве с врачом, стоматологом-ортопедом, в обязанности которого входит снятие слепков с зубов пациента и установка протезов или имплантатов, подбор цвета и формы, выбор подходящего материала. Зубной техник реализует идеи по протезированию зубов совместно с врачом и пациентом.
Таким образом,стоматолог осуществляет клинические этапы лечения, а зубной техник - лабораторные. Совместными усилиями они добиваются высокого качества стоматологической помощи.
Для глухого зубного техника необходим высокий уровень развития тонкой моторики пальцев и кистей рук, навыки точной манипуляции, а также высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. Подобная работа достаточно монотонна,поэтому для глухого специалиста желательна психо-эмоциональная устойчивость.Поскольку ф ункционально зубной техник является исполнителем распоряжений стоматолога-ортопеда,то он свою рабочую нагрузку распределяет самостоятельно, от начала и до конца и за неё отвечает. Минусом профессии может считаться только то, что при изготовлении протезов приходится вдыхать множество химических веществ. Они вредны для здоровья и часто служат источником аллергий.

П рофессия зубного техника сходна с профессиями ювелира,часовщика (в Германии зубные техники отнесены не к медработникам, а к работникам точной механики вместе с ювелирами и часовщиками),слесаря,фрезеровщика,сварщика, химика-гальваника,штамповщика,кузнеца,коваля, литейщика металлов. Зубной техник в своей работе использует компьютерную- трёхмерную графику 3D и знания химии, физики, математики,анатомии.В США нет профессии зубного техника,но возможно другое название "лаборант".
День зубного техника отмечается ежегодно 25 июля ( с 2008 года?),зубного врача ( International Dentist Day -в честь изобретения первого зубного бора в 1790 г.)-6 марта,стоматолога-9 февраля ( в честь 9 февраля 249 года- памяти Святой Аполлонии: только произнести : < Ортопедическая стоматология прошла длинный и сложный путь развития. Вначале эта дисциплина была зубопротезированием, затем она стала протезной стоматологией, и только при советской власти с 1936 г. она превратилась в ортопедическую стоматологию.
Прототип первой бормашины появился ещё 9 тысяч лет назад.
В Китае зубные протезы были сделаны из бамбуковых палочек.Искусство этого протезирования затем перешло в Египет и Грецию,а потом в Рим.Материалами для изготовления зубов были дерево,кости рогатого скота,слоновая кость,зубы моржа,зубы бегемота и других животных. Изготовленные искусственные зубы были прикреплены к естественным при помощи лент,нитей,проволоки . Изготовленные зубные протезы отличались прочностью и помогали жевать грубую пищу. Это были самые первые дантисты, которые умели вставлять зубы,удаленные предварительно у животных.Любопытно,что человеческий зуб не способен к самовосстановлению,но зато у слонов новые зубы могут вырастать до 6-9 раз,регулярно сменяются за 60 лет жизни. В 9-6 веках до н.э. у этрусков использовались деревянные зубные протезы, более совершенные шины-протезы из золота и натуральных зубов; золотые проволоки применялись для шинирования.При этом появилась первая бормашина.


В 7 веке до н.э. постоянными или съёмными зубными мостовидными протезами пользовались жители, проживающие на нынешней территории Тосканы в Италии.
В 6 веке до н.э. на Апеннинском полуострове применялись золотые зубные протезы, которые представляли внешние обручи и напоминают современные съёмные мостовидные протезы. Протезы,вырезанные из слоновой кости, укреплялись на естественных крепких зубах при помощи колец, к которым искусственные зубы фиксировались золотыми штифтиками- штырьками в гнёздах.Такие зубы были вполне эффективны привлекательным видом и достаточно как у Христа за пазухой во время еды.
У индейца на месте отдельных зубов были использованы имплантаты из панциря морских мидий.
Для трансплантации зубов в древнем Египте рабов понуждали "отдавать" свои зубы фараонам. При жизни фараонам вставляли человеческие или искусственные зубы,выточенные из слоновой кости,и крепились золотыми проволоками к имеющимся здоровым зубам. Такая конструкция напоминает современный бюгельный протез.Именно в Египте примерно 5 000 лет была изобретена зубная паста,состоящая из смеси вина,мирры,истолчённой пемзы, яичной скорлупы,пепла от сожжённых внутренностей быка и мочи в качестве аммиака. В течение 4-3 веков до н.э. этруски занимались также протезированием зубов,например,в древнем городе Сидоне,этруском городе Тарквиния изготовлялись зубные протезы,фиксированные золотой проволокой, золотыми кольцами,полосками и нитями из других материалов на соседних здоровых зубах.Иногда весь протез вырезали целиком из кости и вставляли в рот.
В период Римской империи во всю ширь использовались для протезирования золото,слоновая кость,бычья кость,дерево.
В 1-2 веке до н.э. у одной римской женщины был протез,который состоял из её собственных зубов и представлял собой "золотую скобу, пропущенную через отверстия в выпавших зубах". "На концах этой скобы дантист изготовил специальные крепления, позволявшие всему изделию прочно крепиться к оставшимся зубам".
Другие народы использовали в качестве протезов изделия из прочных панцирей черепах. В те времена любой материал требовал большого искусства, поэтому позволить себе такие протезы могли только избранные.
В Южной Америке у древних инков полный набор искусственных зубов (32!) был сделан из кварца и аметиста.
В 1 веке н.э. у одного француза применялся металлический имплантат в лунке клыка верхней челюсти. У арабов 11 века н.э. для шинирования подвижных зубов использовалась золотая или серебряная лигатура.
Во времена Средневековья качество протезов ухудшилось по сравнению с древними этрусскими протезами. Зубное протезирование тогда было в стороне от медицины и находилось в руках ювелиров, граверов,банщиков,массажистов,цирюльников и других ремесленников,не имеющих медицинской подготовки.Оно носило название "зубное дело". Материалом для искусственных зубов в этот период были кости крупного рогатого скота, слоновая кость,зубы,взятые от овец,лошадей,моржей,а также человеческие зубы,купленные у бедных или удаленные у трупов.Основой укрепления служило золото или серебро.В такую эпоху для укрепления расшатанных зубов дантисты "рекомендовали привязывать к челюсти лягушку".
Английская королева Елизавета I (1533-1603) была, лишена возможности воспользоваться преимуществами современного нам зубопротезирования. Поэтому перед появлением на публике она заполняла лунки на месте удаленных зубов валиками из ткани. В Париже 16 века отсутствующие зубы были замещаны искусственными из бычьей или слоновой кости при укреплении их золотой проволокой к оставшимся зубам.В 1690 г. впервые применялись штифтовые зубы. Эти зубы укреплялись на одном или двух штифтах несколько соединенных зубов,напоминающих современные мосты.
Царь Пётр Великий (1672-1725) заложил основы отечественного научного зубоврачевания и являлся первым русским зубным врачом Всея Руси. В его мешочке к концу жизни царя хранилось 72 зуба,которые он лично удалил без анестезии.Он любил вырезать из слоновой кости анатомические модели человеческого глаза и уха.
Следующим большим шагом стало изобретение фарфора в 1710-х
годах.
До начала 18 века зубопротезирование не знало слепков, зубы подгонялись на глаз.
С 1721 г. оттиски с челюстей снимались пчелиным воском или сургучом, С 1764 г. -гуттаперчой,с 1756 г.- гипсом,известным в Древнем Египте в 3700 году до н.э.,с 1856 г.-стенсом,с 1925 г.-агар-агаровой массой ( в наше столетие используются цинкоксидэвгеноловые массы, стенс,эластичные массы:альгинатные,силиконовые,полисульфидные,полиэфирные и др.).
В 18 веке начинается совершенствование зубного протезирования.Появляются полные съёмные протезы,которые уже отвечают не только косметическим, но и некоторым функциональным требованиям. Зубопротезирование наряду с зубоврачеванием становится медицинской дисциплиной.
В 1728 г. во Франции полные съёмные протезы были впервые укреплены пружинами,сделанными из утолщенной золотой проволоки или из спирали. Там же зубы, изготовленные из клыков морского коня,были впервые покрыты эмалью. Использовались искусственные зубы из слоновой кости и покрывались тонким слоем золота, на который затем наносился тонкий слой фарфора. Таким образом, можно было варьировать цвет эмали.


У первого президента США Д.Вашингтона (1732-99) ко времени вступления в должность президента во рту оставался один-единственный зуб.По специальному президентскому заказу для него были "вырезаны из слоновьего бивня и клыка гиппопотама и скреплялись золотыми пружинками".В пластину,изготовленную из кости бегемота и клыка гиппопотама, вставлялись 8 настоящих человеческих зубов,"специально отформованные куски зубов лошади и осла" . Д.Вашингтон весьма тщательно заботился о зубах своих 6 любимых лошадей, очень внимательно следил за состоянием их зубов, каждый день приказывая осматривать и чистить их.
В 1756 -1764 годах впервые изготовлялись золотые коронки и кламмеры( крючки).
В 1776 г. были изобретены и усовершенствованы фарфоровые зубы. Их стали прикреплять к золотым и платиновым пластинам.
В 1781 г. впервые применялись "съёмные протезы с литыми металлическими базисами,облицованными розовой эмалью".Тогда в Лондоне один искусственный зуб стоял по полгинеи,а человеческий в 4 раза дороже.Это была в то время астрономическая сумма на ряд настоящих верхних зубов-30 и более фунтов.Отчаянные люди начали продавать собственные зубы.
В 1790 году был изобретен первый зубной бор.
В конце 18 века очень модно было украшать зубы золотыми коронками, ставившимися на абсолютно здоровые зубы.
В 1805 г. изобретался гипсовый окклюдатор.
В Италии 1808 года изготовлялись впервые фарфоровые зубы с металлическими штифтами. Промышленное же изготовление фарфоровых зубов началось в 19- начале 20 века в Германии.
В 1809 году применяется имплантат из золота.
В 1810 году на территории России впервые звание "зубной лекарь" было законодательно утверждёно.Благодаря открытию специальных училищ глухонемых на Прибалтике,в Украине,Санкт-Петербурге,Москве,Казани,Одессе и других городах Российской империи появилась прослойка прогрессивно мыслящих и грамотных глухих людей,из которых вышли частнопрактикующие зубные техники-протезисты-лаборанты.Эти зубные "ремесленники" под руководством зубных врачей осваивались ручные приёмы изготовления зубных протезов и отличались узким практицизмом.
В период 1810-1840 годов в Париже стали изготовлять отдельные фарфоровые зубы с крампонами (штифтами).Зубы эти были ещё непрозрачными. Только в 1840 г. стали изготовлять фарфоровые зубы уже в таком виде, какие мы применяем в наши дни, но материалом для искусственных зубов всё ещё являлась слоновая кость; позже слоновую кость заменили золотой пластинкой. В июне 1815 года на поле Ватерлоо убито сразу 50 000 человек. Вырванные у молодых погибших зубы пошли оптом на рынок зубных протезов для богатых пациентов с беззубыми челюстями.Такие протезы именовались как "зубы Ватерлоо". После битвы под Ватерлоо зубы погибших солдат поставлялись для нужд дантистов во многие страны. Настоящие человеческие зубы применялись в зубных протезах вплоть до 1860-х годов.
Самым дорогим зубом в истории человечества оказался зуб знаменитого физика Исаака Ньютона. В 1816 году он был куплен одним аристократом за 730 фунтов стерлингов (примерно 40 000 долларов сегодня) . В 2011 году зуб Джона Леннона был продан за 31 000 доллар.
В 1820 г. были отлиты протезные пластинки из олова,а хеопластические протезы-из олова,серебра,висмута и сурьмы.Литые протезы из золота получили широкое распространение лишь значительно позже. Американскими стоматологами используется около 13 тонн золота в год для изготовления золотых коронок,мостов,вкладок,зубных протезов и прочей дентальной работы. В настоящее время в стоматологии используется свыше 500 сплавов.
Любимые женщины пиратов Карибского моря могли похвастаться зубами, сделанными из брильянтов.

2-я часть
Первые глухие зубные техники,связанные с родом частнопрактикующих зубных врачей, появлялись ещё в эпоху Екатерины Второй,открывшей Первый Воспитательный Дом,где по инициативе крупнейшего филантропа глухонемых детей Ивана Бецкого выделились группы глухонемых детей в "специальные группы",давшие впоследствии созвездие талантливых дельцов,в том числе зубных техников-дантистов.
Все глухие зубные протезисты были частнопрактикующими, занимались кустарным способом.Их ремеслу присущ узкий практицизм:осваивались лишь ручные приёмы создания протезов.С 1847 года они наряду с другими впервые научились изготовлять базис съёмного протеза из каучука вместо золота,а с 1859 - из целлулоида.На протезах ставились человеческие или импортные фарфоровые зубы.
В 1846 г. появилось первое местное анестезирующее средство-эфир,с 1884-кокаин в нос.
В период 1850-1900 годов продолжалась торговля человеческими зубами,а дантисты никак не хотели переходить на фарфор. Настоящих человеческих зубов,использованных в зубных протезах,было в избытке во время Гражданской войны.Настолько ужасное положение длилось до тех пор,пока "дантисты не наложили свои руки на челюсти мертвецов". После гражданской войны в США дантисты Англии получали такие грузы целыми бочками .
В 1868 г.была изобретена пневматическая бормашина на ножном приводе.
Первая зубопротезная школа открылась в Петербурге в 1881 году.В ней могли обучаться единицы из числа состоятельных глухих по родственным связям.Ярким представителем этого поколения являлся глухой зубной техник Герчиков Маркус Гиршович,работавший в Симферополе.Он не был одинок,с ним работали глухие коллеги.Об этом говорит тот факт того,что в 1916 году петроградская газета "Мир глухонемых" поместила объявление о том,что требуются глухонемые зубные техники на работу с золотом и каучуком в зубопротезной лаборатории города Симферополя.
В 1882 г. были запатентованы искусственные зубы.
Глухие зубные техники в России впервые пользовались электрической бормашиной лишь в 1907 году. Сверла для бормашины традиционно изготавливают из алмаза. Это один из наиболее стойких материалов на нашей планете. До Октябрьской революции 1917 года техники пользовались только импортными материалами и искусственными фарфоровыми зубами,опираясь на опыт зарубежных зубных дантистов.
26 апреля 1906 г. император Николай II утвердил представление Государственного Совета России об открытии с 1 июля 1906 г. в г. Астрахани школы фельдшеров и фельдшериц-акушерок с совместным обучением лиц обоего пола.Эта школа в 1927 г. была преображена в медицинский техникум, который в 1935 г. вновь переименовывается в фельдшерско-акушерскую школу, в 1954 - Астраханское базовое медицинское училище N 1, в марте 1995 - в Астраханский базовый медицинский колледж.Этот же колледж окончили два слабослышащего с дипломом зубного техника.
На территории Царицынского и Астраханского краев до революции 1917 года зубоврачевание и зубопротезирование были частным делом.

20 октября 1914 года, в Ставрополе были организованы курсы сестёр милосердия,на базе которых с 1934 года открыты отделения зубных врачей и зубных техников. В 1937 году школа со всем контингентом учащихся, коллективом преподавателей и оборудованием из Ставрополя была переведена в Пятигорск (там же на зубного техника обучались единицы из числа глухих) и с 1954 г. реорганизована в Пятигорское медицинское училище.С 1966 года проводился первый набор глухих и слабослышащих на зуботехническое отделение.Вот около полвека обучаются глухие по специальности "стоматология ортопедическая" в этом учебном заведении,которому в 2014 году исполнится 100 лет!
Известным глухим зубным техником в царской России был Герчиков Маркус Гиршович,работавший в Симферополе,как выше сказано.. Впоследствии М.Герчикова избрали делегатом Первого Всероссийского съезда глухонемых,который в Москве состоялся с 17 по 22 июля 1917 года в помещении Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых на Донской улице,д.49.Он был в числе 36 делегатов от разных губернских и городских организаций глухонемых России.
До Октябрьской революции 1917 года глухие зубные техники пользовались только импортными материалами и искусственными фарфоровыми зубами,опираясь на опыт зарубежных зубных дантистов.

Зубоврачебная подсекция Наркомздрава РСФСР не раз ставила вопрос об организации подготовки зубных техников.
В 1919 г. было решено зуботехнические кадры в стране готовить в зуботехнических школах,где было введено изучение анатомии,химии,физики,металлургии и протезной техники.В конце 1919 г.Зубоврачебная подсекция и коллегия Наркомздрава РСФСР утвердили "Права и обязанности зубных техников".
В 1920 г. были открыты зуботехнические школы в Саратове, Ленинграде, Одессе и ряде других городов страны. Программа преподавания была рассчитана на два с половиной года обучения. В циркулярах Наркомздрава от 2 января 1924 г. и от 11 января 1926 г. для подготовки зуботехнических кадров предусматривалось создание учебных заведений нового типа.
В советский период сложились школы ортопедической стоматологии:московская,ленинградская,казанская,калининская (ныне тверская),смоленская,сталинградская (ныне волгоградская),пермская,ставропольская.
В кровавые годы гражданской войны, когда среди разрухи военного коммунизма создавался медицинский факультет Астраханского университета,началась история стоматологии.

В 1924 г. был образован Ленинградский зубопротезный техникум при Центральной зубоврачебной лаборатории,в его состав влился Московский зубопротезный техникум.Ликвидирован в 1934 г.
На совещании Всероссийского Объединения глухонемых (ВОГ),состоявшемся 25-30 января 1929 года в Москве,выступил представитель Наркомпроса РСФСР Почанин с докладом,в котором указано проработать вопрос "об устройстве окончивших специальные школы в качестве учеников зубоврачебных техникумов".
28 мая 1929 года вышло Постановление Коллегии Наркомпроса "Об усилении работы с глухонемыми и оглохшими",где говорилось,в частности,о необходимости проработать вопрос об организации с 1929-1930 годов при 1-м Московском или Ленинградском институте глухонемых "курсов по подготовке зубоврачебных техников из окончивших специальные школы глухонемых". В этом деле свою роль сыграли известные личности Н.К.Крупская и А.В.Луначарский,ставший затем Почётным членом ВОГ.
Кроме такой формы подготовки зубных техников, существовала и иная. В 1929 г. в Харькове, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Орехово-Зуеве и ряде других городов были созданы опытно-показательные зуботехнические курсы. Продолжительность обучения на них была два года. В марте 1931 г. состоялся первый выпуск зубных техников во Всеукра-инском зубопротезном техникуме в Одессе.
Главными вопросами для зуботехнических работников того вре-мени были вопросы о правах и обязанностях зубных техников, реор-ганизации работы зуботехнических лабораторий, оплаты труда, разделения труда. Эти проблемы были разрешены лишь в 1930-х годах.

Протезы из нержавеющей стали заменили дорогостоящие золото и платину, стало возможным удовлетворить большую потребность населения в протезировании.
В 1930-х годах появились первые фарфоровые зубы отечественного производства. Изготовление фарфоровых зубов было освоено на фарфоровом заводе имени Ломоносова в Ленинграде. На базе отдельного цеха этого завода по изготовлению фарфоровых зубов в дальнейшем был создан завод зубоврачебных материалов .Любопытно,что Всероссийское Общество глухонемых уже в 1937 году имело Московский фарфоровый (керамический) завод "Заря Октября" в качестве учебно-производственной мастерской,где глухонемые работали в сортировочном цехе.Но вскоре ВОГ передал государству этот завод,на базе которого был организован Научно-исследовательский институт керамики.
В 1934 году журнал "Жизнь глухонемых" писал,что организован кружок технической учёбы на одной из артелей РСФСР- "24 -я зубопротезная артель врачей",что выявлено и направлено в зубопротезный техникум 22 глухого человека.
В 1934 году "при Томском зубоврачебном институте" открывалось "отделение глухонемых",куда принимались "с образованием в объёме 4-летки".При этом в 1934-1935 годах "были созданы ещё две группы глухих рабфаковцев и зубных техников при Томском стоматологическом институте.Эти группы выпустили 8 инженёров и 25 зубных техников до 1941 года.
В 1935 году в том же Томске 25 глухих студентов обучались на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава.Одновременно в Краснодаре учились 30 глухих студентов на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава.
С 1 сентября 1935 года глухие студенты получали стипендию по 75 рублей в месяц и после выхода постановления Правительства СССР от 13 ноября 1935 года ещё 50% надбавки.
С 1935 года начала работать Сталинградская зубоврачебная школа.Вскоре журнал "Жизнь глухонемых" объявил о приёме глухонемых учащихся на обучение специальности зубного техника в Сталинградском зубопротезном техникуме.
В 1936 г. вышло постановление СНК СССР "О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров"

8 сентября 1936 года газета Ленинградского облотдела ВОГ (издавалась с 1934 по 1937 г.) "Ударник" N 13 сообщала о том,что "получено согласие" Наркомздрава о реорганизации 2-го отделения глухонемых в зубоврачебном техникуме на 20 человек.При этом глухонемые студенты обучались с отрывом от производства. Именно с этого года подготовка глухих зубных техников проводилась в зуботехнических двухгодичных школах;выпускники спецшколы глухонемых должны были иметь 7 классов образования.

С 1938 года акриловые пластмассы стали вытеснять каучук,
который был основным материалом для изготовления базисов зубных протезов.
С начала 2-ой Мировой войны с изобретением пластмассы- протезы стали более доступны широким массам людей.
3-я часть
С 1940-1941 гг. каучук был полностью вытеснен акриловой пластмассой (под маркой АКР-7), из которой вырабатываются зубы.Между тем у великого диктора Всесоюзного радио (с 1932) Ю.Б.Левитана (1914-83) были искусственные зубы из каучука.
После Великой Отечественной войны зуботехнические школы были переданы в ведение министерств здравоохранения союзных республик. Изменилась организационная структура школ, и они превратились в самостоятельные медицинские учебные заведения, в которых при каждой школе было зуботехническое отделение, что обеспечивало планомерную подготовку зуботехнических кадров. Срок обучения на зуботехнических отделениях составлял 2 года на основе 7-классного образования средней школы.
В последующие годы подготовка зуботехнических кадров велась на зуботехнических отделениях зубоврачебных школ (Москва,Ленинград,Одесса,Калинин,Харьков,Киев,Томск,Тбилиси,Рига,Ташкент,Смоленск...),а позднее на зуботехнических отделениях при медицинских училищах.Так,на зуботехническом отделении при Пятигорском медицинском училище ( ныне Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах) с 1966 года за три года обучения стали готовить зубных техников из числа глухих.Любопытно,что 20 октября 1914 года, в Ставрополе были организованы курсы сестёр милосердия,на базе которых с 1934 года открыты отделения зубных врачей и зубных техников,затем в 1937 году школа со всем контингентом учащихся, коллективом преподавателей и оборудованием из Ставрополя была переведена в Пятигорск (там же на зубного техника обучались единицы из числа глухих) и с 1954 г.
реорганизована в Пятигорское медицинское училище.Так,с 1966 года проводился первый набор глухих и слабослышащих на зуботехническое отделение.Вот около полвека обучаются глухие по специальности "стоматология ортопедическая" в этом учебном заведении,которому в 2014 году исполнится 100 лет!
В подготовке зуботехнических кадров огромное значение сыграло постановление Совета Министров СССР от 12 августа 1961 г. "О мерах по улучшению стоматологической помощи населению", в котором предусматривалось увеличение приёма учащихся на зуботехнические отделения.
В 1963 году в США был создан винтовой имплантат с отверстием в нижней трети внутрикостной части . Это стало отправной точкой для развития имплантологии.
С сентября 1964 г. оплата труда зубных техников, полировщиков и литейщиков в учреждениях, находящихся на госу-дарственном бюджете, производилась по сдельно-премиальной системе.
В 1965 в Швеции было сделано приживление титана в костной ткани
(имплантант).
С 1966 года за три года обучения,как выше сказано, обучали глухих зубных техников в Пятигорском медицинском училище.
В 1969 г.во вторую группу для глухих Пятигорского медучилища на 30 место было подано 165 заявлений.10 из 30 мест предоставили отличникам,в числе которых был автор этих строк,а 5 мест -преимуществам для рабочих с стажем труда.Таким образом,конкурс-11 человек на место. В 1970 г.был изобретен имплантат-пластина в виде дуги.
Наиболее распространенными ортопедическими конструкциями являются металлокерамика на хром-кобальтовом сплаве,"керамика на золоте,цельнокерамические зубные коронки,бюгельные протезы и безметалловая керамика .
Зубные протезы из фарфора и керамики могут содержать радиоактивные элементы. У миллиона американцев есть зубные протезы, половина из них сделана из керамического компонента, в котором присутствует небольшое количество урана для придания "зубам" белого цвета при искусственном освещении. Без добавки урана протезы были бы зеленоватого цвета матового оттенка.
В 1977 г . у генсека Л.Брежнева речь звучала невнятно из-за плохо вставленных зубов, отечественные врачи вылечить генсека не могли.Лично Леонид Ильич винил во всем стоматологов, которые не могли нормально сделать зубные протезы. Те протезы он менял 18 раз.Тогда позвали немцев.Немецкие стоматологи всё сделали так, чтобы протез плотно присасывался, чтобы его трудно было даже снимать.
С 1978 года в Херсонском медицинском колледже при его возрасте 140 лет осуществлялась подготовка глухих студентов по специальности зубного техника и по 2012 год было выпущено около 1000 глухих специалистов.
В 1981 г. Московское медучилище N1 открыло специальную группу из 20 выпускников московских школ-интернатов для глухих детей.
Пензенский медицинский колледж,основанный в 1868 году,
открыл зуботехническое отделение для глухих.

В начале 1990-х годов Ульяновский фармацевтический,рожденный в июле в 1939 году, готовит глухих фельдшеров-лаборантов (отделение "Лабораторная
диагностика" было открыто в 1971 году).
В 2005 году зуботехническое отделение Астраханского медицинского колледжа окончили 2 слабослышащего.
В феврале 2007 г. в Астрахани создана кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
В ноябре 2011 года Пензенский базовый медколледж получил от американской фирмы " DRG International" современный учебный термопресс для изготовления зубных протезов. Русское дворянское собрание в Нью-Йорке выделило 5 тыс. долларов на приобретение термопресса. Это
спецоборудование используется для обучения глухих студентов. В Пензе на 4 курсах обучаются около 70 глухих студентов,приезжавших из разных уголков
России(Калининград,Чита...).


Сегодня в протезировании используются фотополимеры,композитные материалы. Нейлоновый съёмный протез позволяет не обрабатывать соседние
зубы. Он будет держаться за счёт своих эластичных свойств.Для пациента это просто,быстро,но дорого.Диоскид циркония-самый современный
материал для создания любых максимально эстетических ортопедических конструкций:вкладок,виниров,коронок,мостовидных
протезов.Его применяют на имплантатах в протезировании. До недавнего времени изменить форму зубов, отбелить их и полностью
обновить в точном соответствии с зубами мировых кинозвёзд было возможно исключительно посредством виниров или люминиров - тонких накладок,
которые фиксируются на поверхности зубов. Однако цена такого лечения астрономическая.

Не так недавно зубные протезы были популярным свадебным подарком на Британских островах.
В Амурском медицинском колледже учатся 10 глухих и слабослышащих. Через два года одни станут лаборантами, другие зубными техниками. бра зования стоматологического факу
Профессиональное обучение глухих граждан России по специальности зубной техник осуществляют следующие образовательные учреждения России :
Пензенский базовый медицинский колледж;
Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах;Башкирский медицинский колледж; Владивостокский базовый медицинский колледж; Уссурийский базовый медицинский колледж;Московский медицинский колледж при ЦКБ им. Н.А. Семашко;Московский областной медицинский колледж;Факультет среднего образования Московского государственного медико-стоматологического университета;Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Москва).
К 2000 г. в стране насчитывалось 22 000 слышащих зубных техников вместе с глухими . В настоящее время в Астраханской области работают 7 глухих зубных техников и один глухой медицинский лабораторный техник .
Замминистра здравоохранения Игорь Каграманян представил доклад о кадровой ситуации в России со средним медицинским персоналом. По оценкам чиновника, при рекомендованной во всем мире норме соотношения числа врачей и работников со средним медицинским образованием 1:4 - 1:5 в России на одного врача приходится только 2,13 человека со средним медицинским образованием. И эта пропорция с каждым годом только снижается. С 2000 года число медсестёр, зубных техников, акушеров и лаборантов упало с 96,9 человек на 10 тысяч населения до 92,4. При этом число врачей за эти же 12 лет только выросло: с 42,2 человек на 10 тысяч населения до 44. По этим показателям Россия занимает место между Финляндией и Великобританией.


В настоящее время в Астраханской области работают 7 глухих зубных техников и один глухой медицинский лабораторный техник.
Для успешной работы зубным техником нужно иметь обширный опыт изготовления зубных протезов с использованием разнообразных современных материалов,а также умение достигать взаимопонимания и идти на компромиссы со старшим по статусу коллегой - врачом-ортопедом для достижения наилучшего результата.В случае неудачного протезирования и необходимости переделки протеза или имплантата все расходы зубной техник берёт на себя.Поэтому з убному технику необходимо быть пунктуальным в работе, предельно внимательным при изготовлении протезов и имплантатов,учесть пожелания клиента и рекомендация врача, уметь быстро ориентироваться и принимать правильные решения.Современное зубопротезирование в стоматологии не стоит на месте.Это постоянный поиск новых материалов и технологий на основе биосовместимости.
Итак,поздравляю всех зубных техников с профессиональным праздником и желаю новых достижений в работе и в жизни.


Гусев Владимир Матвеевич,зубной техник,отличник здравоохранения России,ветеран труда с 1999 года,пенсионер,член Российского Общества историков-архивистов,кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью" ,отличник Всероссийского Общества глухих.

Док. 662700
Опублик.: 15.07.13
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``