В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
День зубного техника Назад
День зубного техника
История глухих зубных техников

Кто знает про день зубного техника-25 июля 2013 года?Кажется,никто,тем более из самих зубных техников.

Зубных техников часто путают с зубными врачами,зубодёрами,зубодралами,одонтологами и даже стоматологами. Однако в отличие от стоматологов или зубных врачей, зубной техник не встречается с пациентами .Деятельность зубного техника осуществляется в тесном сотрудничестве с врачом, стоматологом-ортопедом, в обязанности которого входит снятие слепков с зубов пациента и установка протезов или имплантатов, подбор цвета и формы, выбор подходящего материала. Зубной техник реализует идеи по протезированию зубов совместно с врачом и пациентом.

Таким образом,стоматолог осуществляет клинические этапы лечения, а зубной техник - лабораторные. Совместными усилиями они добиваются высокого качества стоматологической помощи.
Для глухого зубного техника необходим высокий уровень развития тонкой моторики пальцев и кистей рук, навыки точной манипуляции, а также высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. Подобная работа достаточно монотонна,поэтому для глухого специалиста желательна психо-эмоциональная устойчивость.Поскольку функционально зубной техник является исполнителем распоряжений стоматолога-ортопеда,то он свою рабочую нагрузку распределяет самостоятельно, от начала и до конца и за неё отвечает. Минусом профессии может считаться только то, что при изготовлении протезов приходится вдыхать множество химических веществ. Они вредны для здоровья и часто служат источником аллергий.

День зубного техника отмечается ежегодно 25 июля ( с 2008 года?),зубного врача -6 марта,стоматолога-9 февраля.Хотя эти дни- сравнительно молодые профессиональные праздники,но их корни уходили ещё в далёкие тысячелетия до н.э. Первые зубные протезы появились в 9-м веке до н.э. в Китае,Египте,Греции,Италии.

Царь Пётр Великий (1672-1725) заложил основы отечественного научного зубоврачевания и являлся первым русским зубным врачом Всея Руси.
В 18 веке начинается совершенствование зубного протезирования.Появляются полные съёмные протезы,которые уже отвечают не только косметическим, но и некоторым функциональным требованиям. Зубопротезирование наряду с зубоврачеванием становится медицинской дисциплиной.

В 1810 году на территории России впервые звание "зубной лекарь" было законодательно утверждёно.Благодаря открытию специальных училищ глухонемых на Прибалтике,в Украине,Санкт-Петербурге,Москве,Казани,Одессе и других городах Российской империи появилась прослойка прогрессивно мыслящих и грамотных глухих людей,из которых вышли частнопрактикующие зубные техники-протезисты-лаборанты.Эти зубные "ремесленники" под руководством зубных врачей осваивались ручные приёмы изготовления зубных протезов и отличались узким практицизмом.

С 1847 года они наряду с другими впервые научились изготовлять базис съёмного протеза из каучука вместо золота,а с 1859 - из целлулоида.На протезах ставились человеческие или фарфоровые зубы.

Первая зубопротезная школа открылась в Петербурге в 1881 году.В ней могли обучаться единицы из числа состоятельных глухих по родственным связям.Ярким представителем этого поколения являлся глухой зубной техник Герчиков Маркус Гиршович,работавший в Симферополе.Он не был одинок,с ним работали глухие коллеги.Об этом говорит тот факт того,что в 1916 году петроградская газета "Мир глухонемых" поместила объявление о том,что требуются глухонемые зубные техники на работу с золотом и каучуком в зубопротезной лаборатории города Симферополя.

До Октябрьской революции 1917 года глухие зубные техники пользовались только импортными материалами и искусственными фарфоровыми зубами,опираясь на опыт зарубежных зубных дантистов.Их служба была частным делом. Впоследствии зубной техник М.Герчиков был избран делегатом Первого Всероссийского съезда глухонемых,который в Москве состоялся с 17 по 22 июля 1917 года в помещении Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых на Донской улице,д.49.Он был в числе 36 делегатов от разных губернских и городских организаций глухонемых России. Зубоврачебная подсекция Наркомздрава РСФСР не раз ставила вопрос об организации подготовки зубных техников.

В 1919 г. было решено зуботехнические кадры в стране готовить в зуботехнических школах,где было введено изучение анатомии,химии,физики,металлургии и протезной техники.В конце 1919 г.Зубоврачебная подсекция и коллегия Наркомздрава РСФСР утвердили "Права и обязанности зубных техников".

В 1920 г. были открыты зуботехнические школы в Саратове, Ленинграде, Одессе и ряде других городов страны. Программа преподавания была рассчитана на два с половиной года обучения. В циркулярах Наркомздрава от 2 января 1924 г. и от 11 января 1926 г. для подготовки зуботехнических кадров предусматривалось создание учебных заведений нового типа.

В советский период сложились школы зубопротезной стоматологии:московская,ленинградская,казанская,калининская (ныне тверская),смоленская,сталинградская (ныне волгоградская),пермская,ставропольская.

В 1924 г. был образован Ленинградский зубопротезный техникум при Центральной зубоврачебной лаборатории,в его состав влился Московский зубопротезный техникум.Ликвидирован в 1934 г.

На совещании Всероссийского Объединения глухонемых (ВОГ),состоявшемся 25-30 января 1929 года в Москве,выступил представитель Наркомпроса РСФСР Почанин с докладом,в котором указано проработать вопрос "об устройстве окончивших специальные школы в качестве учеников зубоврачебных техникумов".

28 мая 1929 года вышло Постановление Коллегии Наркомпроса "Об усилении работы с глухонемыми и оглохшими",где говорилось,в частности,о необходимости проработать вопрос об организации с 1929-1930 годов при 1-м Московском или Ленинградском институте глухонемых "курсов по подготовке зубоврачебных техников из окончивших специальные школы глухонемых". В этом деле свою роль сыграли известные личности Н.К.Крупская и А.В.Луначарский,ставший затем Почётным членом ВОГ.

Кроме такой формы подготовки зубных техников, существовала и иная. В 1929 г. в Харькове, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Орехово-Зуеве и ряде других городов были созданы опытно-показательные зуботехнические курсы. Продолжительность обучения на них была два года. В марте 1931 г. состоялся первый выпуск зубных техников во Всеукра-инском зубопротезном техникуме в Одессе.

Главными вопросами для зуботехнических работников того вре-мени были вопросы о правах и обязанностях зубных техников, реор-ганизации работы зуботехнических лабораторий, оплаты труда, разделения труда. Эти проблемы были разрешены лишь в 1930-х годах.
В 1930-х годах появились первые фарфоровые зубы отечественного производства. Изготовление фарфоровых зубов было освоено на фарфоровом заводе имени Ломоносова в Ленинграде. На базе отдельного цеха этого завода по изготовлению фарфоровых зубов в дальнейшем был создан завод зубоврачебных материалов .Любопытно,что Всероссийское Общество глухонемых уже в 1937 году имело Московский фарфоровый (керамический) завод "Заря Октября" в качестве учебно-производственной мастерской,где глухонемые работали в сортировочном цехе.Но вскоре ВОГ передал государству этот завод,на базе которого был организован Научно-исследовательский институт керамики. В 1934 году журнал "Жизнь глухонемых" писал,что организован кружок технической учёбы на одной из артелей РСФСР- "24 -я зубопротезная артель врачей",что выявлено и направлено в зубопротезный техникум 22 глухого человека.

В 1934 году "при Томском зубоврачебном институте" открывалось "отделение глухонемых",куда принимались "с образованием в объёме 4-летки".При этом в 1934-1935 годах были "созданы ещё две группы глухих рабфаковцев и зубных техников при Томском стоматологическом институте".Эти группы выпустили 8 инженёров и 25 зубных техников до 1941 года.

В 1935 году в том же Томске 25 глухих студентов обучались на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава.Одновременно в Краснодаре учились 30 глухих студентов на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава.

С 1 сентября 1935 года глухие студенты получали стипендию по 75 рублей в месяц и после выхода постановления Правительства СССР от 13 ноября 1935 года ещё 50% надбавки.

С 1935 года начала работать Сталинградская зубоврачебная школа.Вскоре журнал "Жизнь глухонемых" объявил о приёме глухонемых учащихся на обучение специальности зубного техника в Сталинградском зубопротезном техникуме.
В 1936 г. вышло постановление СНК СССР "О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров".

8 сентября 1936 года газета Ленинградского облотдела ВОГ (издавалась с 1934 по 1937 г.) "Ударник" N 13 сообщала о том,что "получено согласие" Наркомздрава о реорганизации 2-го отделения глухонемых в зубоврачебном техникуме на 20 человек.При этом глухонемые студенты обучались с отрывом от производства . Именно с этого года подготовка глухих зубных техников проводилась в зуботехнических двухгодичных школах;выпускники спецшколы глухонемых должны были иметь 7 классов образования.

После Великой Отечественной войны зуботехнические школы были переданы в ведение министерств здравоохранения союзных республик. Изменилась организационная структура школ, и они превратились в самостоятельные медицинские учебные заведения, в которых при каждой школе было зуботехническое отделение, что обеспечивало планомерную подготовку зуботехнических кадров. Срок обучения на зуботехнических отделениях составлял 2 года на основе 7-классного образования средней школы
В последующие годы подготовка зуботехнических кадров велась на зуботехнических отделениях зубоврачебных школ (Москва,Ленинград,Одесса,Калинин,Харьков,Киев,Томск,Тбилиси,Рига,Ташкент,Смоленск...),а позднее на зуботехнических отделениях при медицинских училищах.Так,на зуботехническом отделении при Пятигорском медицинском училище ( ныне Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах) с 1966 года за три года обучения стали готовить зубных техников из числа глухих.Любопытно,что 20 октября 1914 года, в Ставрополе были организованы курсы сестёр милосердия,на базе которых с 1934 года открыты отделения зубных врачей и зубных техников,затем в 1937 году школа со всем контингентом учащихся, коллективом преподавателей и оборудованием из Ставрополя была переведена в Пятигорск (там же на зубного техника обучались единицы из числа глухих) и с 1954 г.
реорганизована в Пятигорское медицинское училище.Так,с 1966 года проводился первый набор глухих и слабослышащих на зуботехническое отделение.Вот около полвека обучаются глухие по специальности "стоматология ортопедическая" в этом учебном заведении,которому в 2014 году исполнится 100 лет!

В подготовке зуботехнических кадров огромное значение сыграло постановление Совета Министров СССР от 12 августа 1961 г. "О мерах по улучшению стоматологической помощи населению", в котором предусматривалось увеличение приёма учащихся на зуботехнические отделения.
С сентября 1964 г. оплата труда зубных техников, полировщиков и литейщиков в учреждениях, находящихся на госу-дарственном бюджете, производилась по сдельно-премиальной системе.
В 1969 г.во вторую группу для глухих Пятигорского медучилища на 30 место было подано 165 заявлений.10 из 30 мест предоставили отличникам,в числе которых был автор этих строк,а 5 мест -преимуществам для рабочих с стажем труда.Таким образом,конкурс-11 человек на место.

С 1978 года в Херсонском медицинском колледже при его возрасте 140 лет осуществлялась подготовка глухих студентов по специальности зубного техника и по 2012 год было выпущено около 1000 глухих специалистов.
В 1981 г. Московское медучилище N1 открыло специальную группу из 20 выпускников московских школ-интернатов для глухих детей для обучения по зуботехнической специальности.
Пензенский медицинский колледж,основанный в 1868 году,
открыл зуботехническое отделение для глухих.
В 2005 году зуботехническое отделение Астраханского медицинского колледжа окончили 2 слабослышащего.
В ноябре 2011 года Пензенский базовый медколледж получил от американской фирмы " DRG International" современный учебный термопресс для изготовления зубных протезов. Русское дворянское собрание в Нью-Йорке выделило 5 тыс. долларов на приобретение термопресса. Это
спецоборудование используется для обучения глухих студентов. В Пензе на 4 курсах обучаются около 70 глухих студентов,приезжавших из разных уголков России(Калининград,Чита...).
В Амурском медицинском колледже учатся 10 глухих и слабослышащих. Через два года одни станут лаборантами, другие зубными техниками.
Профессиональное обучение глухих граждан России по специальности зубной техник осуществляют следующие образовательные учреждения России :
Пензенский базовый медицинский колледж;
Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах;Башкирский медицинский колледж; Владивостокский базовый медицинский колледж; Уссурийский базовый медицинский колледж;Московский медицинский колледж при ЦКБ им. Н.А. Семашко;Московский областной медицинский колледж;Факультет среднего образования Московского государственного медико-стоматологического университета;Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Москва) .

К 2000 г. в стране насчитывалось 22 000 слышащих зубных техников вместе с глухими . В настоящее время в Астраханской области работают 7 глухих зубных техников и один глухой медицинский лабораторный техник .
Замминистра здравоохранения Игорь Каграманян представил доклад о кадровой ситуации в России со средним медицинским персоналом. По оценкам чиновника, при рекомендованной во всем мире норме соотношения числа врачей и работников со средним медицинским образованием 1:4 - 1:5 в России на одного врача приходится только 2,13 человека со средним медицинским образованием. И эта пропорция с каждым годом только снижается. С 2000 года число медсестёр, зубных техников, акушеров и лаборантов упало с 96,9 человек на 10 тысяч населения до 92,4. При этом число врачей за эти же 12 лет только выросло: с 42,2 человек на 10 тысяч населения до 44. По этим показателям Россия занимает место между Финляндией и Великобританией.

Для успешной работы зубным техником нужно иметь обширный опыт изготовления зубных протезов с использованием разнообразных современных материалов,а также умение достигать взаимопонимания и идти на компромиссы со старшим по статусу коллегой - врачом-ортопедом для достижения наилучшего результата.В случае неудачного протезирования и необходимости переделки протеза или имплантата все расходы зубной техник берёт на себя.Поэтому зубному технику необходимо быть пунктуальным в работе, предельно внимательным при изготовлении протезов и имплантатов,учесть пожелания клиента и рекомендация врача, уметь быстро ориентироваться и принимать правильные решения.Современное зубопротезирование в стоматологии не стоит на месте.Это постоянный поиск новых материалов и технологий на основе биосовместимости.

Итак,поздравляю всех зубных техников с профессиональным праздником и желаю новых достижений в работе и в жизни.

 

 

Гусев Владимир Матвеевич,зубной техник,отличник здравоохранения России,ветеран труда с 1999 года,пенсионер,член Российского Общества историков-архивистов,кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью" ,отличник Всероссийского Общества глухих.



Док. 662695
Перв. публик.: 14.07.13
Последн. ред.: 15.07.13
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``