В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Огневой резерв Кремля Назад
Огневой резерв Кремля
Кавалерийский эскорт и вышагивающие в Александровском саду солдаты роты почетного караула - самые распространенные ассоциации с Президентским полком. Но они - лишь малая часть того, чем занимается это уникальное воинское формирование, готовящееся отметить свое 75-летие.

"Известия" изучили "огневую мощь" полка - его мотострелковый батальон.

У этих рублевских особняков одни ворота - ценою чуть ли не в скромную московскую квартиру. Высоченные, сплошь в хитросплетениях кованых орнаментов. А между особняками - дорога, которая упирается в КПП. Солдатик на посту, дальше плац и казарма - из ее окон вполне можно писать энциклопедию рублевской жизни.

- Мы наших соседей радуем, в девять утра гимн России исполняем, а по вечерам военные песни поем, - улыбаются офицеры мотострелкового батальона. - Ничего, они пока не жаловались.

Еще один характерный звук, которым давно не удивишь обитателей роскошных особняков, - рев колонны бэтээров, регулярно выезжающей на учебные стрельбы. Стрельбы, впрочем, на специальном полигоне, поэтому ими "соседей" не смущают.

- Мы - часть постоянной боевой готовности, значит, в любой момент можем приступить к выполнению поставленной перед нами задачи, - говорит полковник Леонид Бобыльков, командир батальона, в свое время служивший в Афганистане. - А задача наша понятна - защита президента, защита конституционного строя.

Максимальная скорость бэтээра - восемьдесят километров в час, до Кремля - километров тридцать. И совсем чуть-чуть, буквально пару минут, - до подмосковных резиденций президента и премьера. Не похоже на случайность. Посягательства на участок земли, занимаемый батальоном, были (как-никак Рублевка, можно еще несколько особняков поставить), но даже здесь есть места, которые не продаются.

Взбить "кремлевскую подушку"

У большинства из тех, кто так или иначе имеет отношение к власти, в кабинете висят два портрета. У командира мотострелкового батальона - три, ровным вертикальным рядом.

- Все-таки Президентский полк в своем нынешнем виде появился при Борисе Ельцине, так что, думаю, его фотографии тут самое место, - объясняет свой выбор полковник Бобыльков.

При Ельцине же - в 1994 году - появился и сам батальон, основная "огневая сила" полка ("мы нужны на всякий случай, с расчетом, чтобы этот случай не настал"). Приходит свежий призыв - начинается учеба. Сначала тренажеры, имитирующие все системы управления бэтээром, потом реальные выезды. Сейчас в батальоне - некоторое затишье. Полугодовой период обучения закончился, ждут пополнения. Причем срочников немного - 84 человека. И около 60 контрактников.

- Что нас отличает от других? Традиции и порядок, - командиру батальона есть с чем сравнивать, в полку он служит примерно столько же, сколько до этого - в частях Минобороны.

Традиции, впрочем, бывают и труднообъяснимые. В полку принято придавать подушке исключительно форму куба, а почему - никто сказать не может. Пожимают плечами - так было всегда.

Пирсинг как преграда

...Капитан Будник очень любит горшечные цветы. И никогда не забывает их полить. Стараниями капитана в одном из коридоров здания, где находится и штаб батальона, и казарма, появился целый оазис зелени. И небольшой стенд в коридоре, с "напоминалкой" о том, у кого в этом месяце день рождения. Капитан Будник - она же Тамара Владимировна - штатный психолог батальона (они обязательно есть в каждом подразделении полка). Ее первое и главное дело - срочники.

- Подходит ко мне недавно один, жалуется - у нас дедовщина появилась, - чуть нагнетает интригу капитан. - Я у него начинаю выяснять, что, как, а он и говорит - меня "лохом" обозвали...

Будник говорит: тут с этим строго. Во-первых, каждый день проводится телесный осмотр - не дай бог обнаружится какой "необъяснимый" синяк. Во-вторых, она, как психолог, периодически раздает анкеты: их при желании можно заполнить анонимно, указав фамилию обидчика. То, что в-третьих, и есть главное - в полк набирают по собственным критериям и только лучших. Здоровье, физподготовка, желательно полная семья, никаких судимостей и приводов. К тому же почти у половины срочников - высшее образование. В итоге - не та публика, чтобы разборки устраивать.

- С татуировками и пирсингом мы тоже не берем, - уточняет перечень критериев отбора командир батальона. - Мы в этом смысле консерваторы.

А на листочке бумаги с днями рождения бросаются в глаза две строчки: одна и та же дата, одна и та же фамилия. Собственно, это дополнительный плюс при наборе в Президентский полк: там любят близнецов и двойняшек, они особенно хорошо смотрятся и на парадных церемониалах, и на посту номер один. У Александра и Алексея Беловых как раз была вероятность попасть в первую роту полка - именно на ней вся "красота".

- Мы приехали в военкомат, а нам там говорят: о, родные братья, и институт закончили, и рост у вас под 190, хотите в Президентский полк попробовать? - Беловы друг друга не перебивают, но так получается, что один начинает предложение, а другой заканчивает. - Мы и решили: попытка не пытка. Но в первую роту мы не хотели, больно интересно - стоять по стойке смирно. Здесь лучше.

"Кремль за год надоест"

- А я решил заранее в армию сходить и после второго курса взял академку... Если после пятого идти, то все забудешь. Друг мой, мы с ним вместе в школе учились, тоже так сделал, он, правда, попал в ВДВ, а я сюда, - 18-летний Артур Бендюков по-прежнему числится студентом факультета международных отношений Нижегородского лингвистического университета.

Артура призвали прошлой осенью, причем ему предлагали на выбор разные подразделения Президентского полка.

- Мне кажется, Кремль за год надоест... Кавалерийский эскорт - это что за служба такая, с лошадьми возиться? В армии надо и пострелять, и побегать, а у них там даже автоматов нету, так что я вовремя отказался. - У Бендюкова на все находится ответ.

Особнячок в этих краях Артур не прочь когда-нибудь приобрести. Но путь к такому приобретению выбирает довольно длинный.

- Я, наверное, в перспективе все же хотел бы быть военным, - говорит студент-лингвист. - Может, где-нибудь за рубежом работать. А еще хочу попробовать пойти в службу безопасности президента - говорят, после полка туда можно попасть.

Это еще одна "тайная" функция и батальона в частности, и полка в целом. От призыва здесь отказываться ни в коем случае не собираются - большинство вернется домой, а кто-то и останется в том, что официально называется "системой госохраны". Уже насовсем.

Екатерина Григорьева

20.04.2011

http://izvestia.ru

Док. 662627
Перв. публик.: 20.04.11
Последн. ред.: 15.07.13
Число обращений: 0

  • Григорьева Екатерина Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``