В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Белостоцкий: Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии России / Role of State Budget in Socio-Economic Development of Russia Назад
Алексей Белостоцкий: Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии России / Role of State Budget in Socio-Economic Development of Russia
А.А. Белостоцкий

В статье анализируется роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны в первую очередь через финансирование социальных программ и выплат на федеральном и региональном уровнях. В ней рассматривается также проблема эффективного освоения в долгосрочной перспективе бюджетных средств.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социальное-экономическое регулирование, является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций. Государственный бюджет играет определяющую роль в реализации проводимой Правительством РФ экономической политики и способствует эффективному решению социально-экономических задач[1]. В статье 7 Конституции РФ отмечено: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"[2].

Для разработки социальных параметров на перспективу используются варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которые определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

- развитием и реализацией сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

- интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

- модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

- развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

- укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

- интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

- интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативного (энергосырьевого) и инновационного развития[3].

Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 гг., что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Консервативный, или энергосырьевой, сценарий (вариант En) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высокотехнологичных и среднетехнологичных секторах.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности. Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения по сравнению с консервативным проявляются после 2015-2018 гг. Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. В рамках инновационного сценария дополнительно рассмотрен вариант с форсированными темпами роста (сценарий форсированного роста), который характеризуется повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,7 процента.


Белостоцкий Алексей Александрович - к.э.н., доцент кафедры социального страхования, экономики и финансового права Курского института социального образования (филиал) ФБГОУ ВПО "Российский государственный социальный университет". E-mail: alybel@rambler.ru

Статья подготовлена при выполнении НИР по теме "Новые теоретические подходы к исследованиям модернизации России в контексте усложняющегося социума", проводимой в рамках реализации ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг. (Соглашение N 8812 от 15 ноября 2012 г.).


Источники и литература

Министерство финансов Российской Федерации: http//www1.minfin.ru/index.html

Конституция Российской Федерации. Официальный текст от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс"

Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2030 года. Министерство экономического развития РФ: http//www.economy.gov.ru

Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.

Официальная Курская область. Сервер органов власти Курской области: http//rkursk.ru/

Закон Курской области от 28 февраля 2011 г. N 15-ЗКО "О программе социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы".

Паспорт региона Курская область. Приложение N3 к Договору N 51-09/2008 от "05" сентября 2008 г.

Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года. Министерство финансов Российской Федерации: http//www1.minfin.ru/

Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2013-2015 годы".


Полный текст статьи см.: http://www.vestnik.mgimo.ru



Role of State Budget in Socio-Economic Development of Russia

A.A. Belostotsky

Abstract: The study analyzes the socio-economic development of the country, as well as the role of the state budget in the financing of social activities at the federal and regional levels, ensuring effective budget implementation in the long term. One of the most important mechanisms allowing a state to perform socio-economic regulation is the state budget by means of which the state creates centralized funds and influences formation of decentralized funds, thus exercising the functions it is empowered with. The state budget plays a significant role in the implementation of the RF Government`s economic policy and contributes to efficient tackling of socio-economic tasks. The Article 7 of the Constitution of the Russian Federation says: "The Russian Federation shall be a social state, whose policies shall be aimed at creating conditions which ensure a dignified life and free development of man". To develop prospective social parameters there`s a set of variants for long-term socio-economic development of the Russian Federation that are determined by the extent of realization for several key factors in accordance with which two distinctive development scenarios are singled out - conservative (energy resources) and innovative development.

Belostotsky Alexey Alexandrovich - Ph.D. in Economics, Associate Professor at Department of Social Insurance, Economics and Finance Law, Kursk Institute of Social Education (branch of Russian State Social University). E-mail: alybel@rambler.ru

Keywords: State budget, long-term perspective, socio-economic development, priorities of economic policy.


Sources and Literature

Министерство финансов Российской Федерации: http//www1.minfin.ru/index.html

Конституция Российской Федерации. Официальный текст от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс"

Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2030 года. Министерство экономического развития РФ: http//www.economy.gov.ru

Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.

Официальная Курская область. Сервер органов власти Курской области: http//rkursk.ru/

Закон Курской области от 28 февраля 2011 г. N 15-ЗКО "О программе социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 гг.".

Паспорт региона Курская область. Приложение N3 к Договору N 51-09/2008 от "05" сентября 2008 г.

Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года. Министерство финансов Российской Федерации: http//www1.minfin.ru/

Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2013-2015 годы".

The full text of this article look: http://www.vestnik.mgimo.ru

Док. 662608
Опублик.: 15.07.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``