В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бархатная революция в российской банковской системе Назад
Бархатная революция в российской банковской системе
Российская банковская система находится на пороге перемен. И хотя сейчас редко услышишь словосочетание "банковская реформа", преобразования, которые пришлись на вторую половину нынешнего года, вполне тянут на бархатную революцию. // Иван Гордеев, "Время новостей". // Иван Гордеев, "Время новостей"., главный редактор Газета "Время новостей", 2004

Практически одновременно банки подверглись трем испытаниям: ужесточению контроля со стороны ЦБ за соблюдением обязательных нормативов, введению системы страхования вкладов и обязательному предоставлению в Центральный банк отчета за девять месяцев года по международным стандартам. Даже если регулятор не будет проявлять кровожадность (а список из нескольких десятков банков, уже получивших пропуск в систему страхования, говорит, что ЦБ настроен миролюбиво), обе эти меры неизбежно приведут к оздоровлению банковской системы.
Главная подпись
Рейтинг аудиторов крупных российских банков
Перемены на банковском рынке являются серьезным вызовом аудиторской отрасли, которая несет ответственность перед экономикой за достоверность отчетности банков. С одной стороны, реформа аудиторского сектора инициируется правительством в рамках административного перевода экономики на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). С другой стороны, процесс перехода компаний к международным стандартам создает чисто экономические предпосылки для развития этой специфической профессии, ведь спрос на услуги аудиторских компаний растет.
"Время новостей" продолжает публикацию рейтингов аудиторских компаний, отвечающих за транспарентность и достоверность отчетности крупного российского бизнеса. Данный рейтинг представляет собой попытку ответить на вопрос, какие компании обеспечивают аудит банковского сектора России, которому предстоит первым перейти на МСФО в обязательном порядке.
Российские банки должны до 30 ноября предоставить в Центральный банк финансовую отчетность по МСФО по итогам девяти месяцев этого года, а до 1 октября 2005 года -- годовую отчетность за 2004 год. Согласно указанию ЦБ эта отчетность должна быть заверена аудиторскими компаниями. Между тем еще весной прошлого года первый зампредседателя Банка России Татьяна Парамонова выразила обеспокоенность, что количество компаний, способных обеспечить качественный аудит кредитных организаций по МСФО, слишком мало. "Только около 300 российских аудиторов имеют сертификат на проведение аудита отчетности по МСФО, и при этом далеко не все из них работают в аудиторских компаниях", -- отметила она. По разным оценкам, к середине 2003 года такие услуги предоставляли примерно от 15 до 50 аудиторских фирм.Пока что далеко не все российские банки испытывают потребность в высокопрофессиональном аудите и готовы платить за подпись уважаемой на рынке компании. За шесть лет динамичного роста, прошедших с момента кризиса 1998 года, административных и экономических стимулов оказалось недостаточно для того, чтобы банки перестали скрывать ключевую информацию о своем бизнесе и своих собственниках и отучились "рисовать" финансовую отчетность. Однако при этом летний кризис доверия, в течение которого с рынка ушли около 20 банков подтвердил: подпись аудитора еще не гарантия того, что отчетность банка является достоверной. Впрочем, вина здесь лежит скорее не на аудиторах, а на сложившейся системе взаимоотношений между ЦБ, банками и их аудиторами. К примеру, сам ЦБ только переходит к содержательному надзору и до последнего времени утверждал проспекты эмиссии акций, в результате которых собственники банков раздували их капитал.
По данным ЦБ, капитал Содбизнесбанка (СББ) оказался фиктивным почти на 80% (последний раз банк увеличивал уставный капитал в 2002 году), кроме него схемы формирования собственных средств с использованием ненадлежащих активов применял целый ряд банков, лишившихся лицензии после СББ (об этом заявил зампред ЦБ Геннадий Меликьян). Тем не менее под годовой отчетностью этих банков стоят подписи аудиторов, подтверждающих достоверность баланса, отчета о прибылях и убытках и других данных. И если банки поплатились за свои действия лицензией (а в связи с банкротством банка "Кредиттраст" возбуждено уголовное дело), то аудиторские компании не несут ответственности ни перед регулирующими органами, ни перед кредиторами и вкладчиками. (На Западе, как показывает пример британского банка Bank of Credit and Commerce International, аудитор которого Deloitte получил иск на миллионы долларов от кредиторов банка, принцип ответственности аудиторской компании реализован.) Таким образом, вопрос о том, какие компании вовлечены в аудит банков накануне реформы банковского учета, становится еще более актуальным.
Данный рейтинг построен на базе нетрадиционного показателя - объема аудируемых банковских активов, приходящегося на отдельных участников рынка. Методологию рейтинга разработали специалисты компании ФБК. В основе рейтинга - список 200 крупнейших банков России по объему активов по РСБУ, составленный рейтинговым агентством "Эксперт РА" по итогам 2003 года. На основе данных Банка России, из открытых источников, а также путем интервью с банками-участниками рейтинга были собраны сведения об аудиторах отчетности каждого из участников рейтинга. После этого были суммированы активы, аудируемые этими аудиторскими компаниями отдельно по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и по МСФО за 2003 год.
200 крупнейших банков контролируют порядка 85% активов всей банковской системы. Поэтому фактически можно говорить, что рейтинг отражает долю рынка банковского аудита, занимаемую той или иной аудиторской компанией. Из банков, вошедших в top-200 по итогам 2003 года, пять лишились лицензии в течение последующего года, однако данные по этим банкам учтены в рейтинге. Отказался предоставить сведения об аудиторе по международным стандартам только банк "Олимпийский"; по данным банка "Глобэкс", аудитор отчетности по МСФО за 2003 год еще не определен. Не составлял международную отчетность 41 банк (в том числе по причине участия в консолидированной отчетности по МСФО более крупного материнского банка), чем обусловлено сравнительно небольшое количество аудиторских компаний, представленных в соответствующем рейтинге.
На банки, не составлявшие отчетность по МСФО или не сообщившие имена своих аудиторов, приходится только 8% активов от суммы активов участников рейтинга. Наиболее значительная, с точки зрения участия в экономике, часть банковской системы сейчас добровольно отчитывается перед инвесторами и клиентами по международным стандартам. Однако количество банков, не делающих этого, - 41 из 200 - остается значительным.
Доминирование компаний "большой аудиторской четверки" (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG) в сегменте банковского аудита сохраняется, причем в более значительной степени, чем в сегменте аудита промышленных компаний. Если в реальном секторе экономики на них приходится около 55% аудируемого объема реализации продукции, то в банковском секторе - 73% активов, аудированных по РСБУ, и 94% - по МСФО.
Лидерами обоих рейтингов стали аудиторы крупнейшего российского банка - Сбербанка. Активы этого банка (1502456913 тыс. руб., по данным "Эксперт РА" на 1 января 2004 года) по международным стандартам аудирует компания Ernst & Young, а по российским - PricewaterhouseCoopers. Помимо Сбербанка, компания Ernst & Young проводит аудит Внешторгбанка и приобретенного им во время кризиса Гута-банка, а также Международного московского банка, банков "МЕНАТЕП СПб", "Траст", ИБГ "НИКойл", Автобанк-НИКойл, "Зенит", Транскредитбанк и др. Крупнейшими частными клиентами PricewaterhouseCoopers в банковском секторе являются Альфа-банк (только МСФО -- здесь и далее: если вид отчетности не указан, то фирма аудирует банк и по российским, и по международным стандартам), Промстройбанк (МСФО), "Уралсиб", Райффайзенбанк Австрия и "Возрождение". Компания Deloitte аудирует Газпромбанк, Росбанк (а также приобретенные его акционерами в прошлом году банки "Первое ОВК", "Центральное ОВК", "Дальневосточное ОВК" и "Сибирское ОВК"), Номос-банк, Еврофинанс-Моснарбанк (МСФО), Ханты-Мансийский банк (МСФО), Московский банк реконструкции и развития, БИН-банк (МСФО), "Авангард" и др.
Среди клиентов KPMG - большая группа банков с преимущественно иностранным капиталом. Это Ситибанк, "Дойче банк", ИНГ-банк (Евразия), HSBC, Кредит Свисс Ферст Бостон, Хоум Кредит Финанс, Гаранти Банк - Москва. Кроме того, услугами KPMG пользуются такие лидеры российского рынка, как МДМ-банк и "Петрокоммерц". Общее количество аудируемых банков - 13 по РСБУ и 23 по МСФО.
Таким образом, в совокупности "большая четверка" аудирует 84 банка - участника рейтинга по российским стандартам отчетности и 129 банков - по международным. При этом из 50 крупнейших банков только 13 выбрали в качестве аудитора отчетности по РСБУ компании, не входящие в "большую четверку", и только один (Банк Москвы) выбрал такую компанию для проведения аудита по МСФО. Стоит отметить, что на рынке аудита по МСФО наряду с "большой четверкой" в основном присутствуют компании -- представители международных аудиторских сетей (позиции 5-8, 12, 15 и 16). На их долю приходится 5,1% аудируемых банковских активов по МСФО.Долгосрочные тенденции в российском сегменте аудиторского рынка, по-видимому, пока не сложились. По данным рейтинга, компания "БДО Юникон" вошла в тройку аудиторов банков по РСБУ, опередив британскую KPMG. Компания аудирует отчетность Альфа-банка (РСБУ), Банка Москвы, Всероссийского банка развития регионов, "Стройкредита" (РСБУ), Русского генерального банка и др. Количество банков, аудируемых компанией, - десять по РСБУ и восемь по МСФО. А аудиторская компания АОРА заняла шестое место в рейтинге аудиторов по РСБУ, хотя среди ее клиентов только два банка-участника top-200: Международный промышленный банк (N5 рейтинга "Эксперт РА") и Московский кредитный банк (N55).
33 компании из 59 участников рейтинга аудиторов по РСБУ и 8 из 17 по МСФО обслуживают только один банк из top-200. Далеко не все из этих компаний, разумеется, являются карманными, однако столь значительное их число, очевидно, свидетельствует о недостаточном развитии отечественной аудиторской отрасли.
Движение банковской системы (как и всей экономики) в сторону МСФО, хотя и создает предпосылки для диверсификации рынка, само по себе не ведет к укреплению аудиторского сектора. "Никакие стандарты и законы не могут полностью оградить от отдельных недобросовестных людей", - говорит г-жа Парамонова. На сегодняшний день развитие аудиторского рынка больше зависит от государства, до сих пор занимавшего довольно пассивную позицию по отношению к этому сектору. Однако и в этой области намечается прогресс. В начале октября совет по аудиторской деятельности при Минфине одобрил предложения этого ведомства по развитию профессии аудитора. Регулятор намерен повысить требования к аудиторам и аудиторским организациям, в первую очередь касающиеся выхода на рынок новых компаний, усовершенствовать систему контроля и надзора за аудиторами, активизировать негосударственные механизмы регулирования профессии аудитора, а также развивать саморегулирование.
Свои предложения по повышению эффективности банковского аудита есть у Центрального банка. Согласно проекту письма "Об особенностях взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями в целях повышения эффективности банковского надзора", поступившему недавно в Минфин, ЦБ намерен информировать Минфин "о существенных нарушениях по качеству проведенного аудита" отдельных банков в случае выявления таких нарушений. "Задача (укрепления аудиторской профессии. - Ред.) весьма сложная, требующая усилий не только со стороны аудиторов, но и всего делового сообщества и государства", - считает директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Леонид Шнейдман.


http://bankir.ru

20.10.2004

Док. 662554
Перв. публик.: 20.10.04
Последн. ред.: 12.07.13
Число обращений: 0

  • Гордеев Иван

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``