В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Горбенко: Загнать хищника. К позору F-22 `Рэптор` Назад
Александр Горбенко: Загнать хищника. К позору F-22 `Рэптор`
На днях в сети появилось крайне интересное видео. На нём запечатлён учебный воздушный бой между французским истребителем "Рафаль" и американским истребителем 5-го поколения F-22 "Рэптор". И как ни странно, в этом учебном поединке пилот американского истребителя (который считается лучшим истребителем завоевания превосходства в воздухе) - оказывается бит! Да не один раз, а со счётом 4:1 в пользу французов в серии из пяти учебно-тренировочных боёв!

Учебные поединки происходили в 2009 году в небе ОАЭ в рамках учебной программы для пилотов авиации НАТО и стран - партнёров НАТО - ATLC (Advanced Tactical Leadership Course - курс передового тактического лидерства). И ролик неслучайно наделал в сети много шума. F-22 до сих пор считается непревзойдённым воздушным бойцом, с которым просто бесполезно тягаться истребителям, относящимся к предыдущим поколениям. К тому же американцы до последнего времени замалчивали результаты этих боев, рассказывая о других учебных поединках в небе ОАЭ. А после появления ролика стали неуклюже оправдываться, утверждая, что на F-22 были подвесные топливные баки (ПТБ), ухудшающие маневренные характеристики самолёта и его радиолокационную заметность. Но на видео, снятом из кабины французского истребителя, никаких ПТБ на "Рэпторе" не наблюдается. Понятно, почему о таком "щелчке по носу" американцы предпочитали помалкивать - и даже обманывать общественность, сохраняя "Рэптору" статус непобедимого истребителя.

Однако не следует недооценивать F-22. Ролик появился в сети неслучайно и, скорее всего, является своеобразной рекламой французской машины в надежде на экспортные контракты. Да, "Рэптор" посрамлён, но совсем не в той роли, в которой его можно будет наблюдать в реальном воздушном бою. Учебные бои в небе ОАЭ происходили на короткой дистанции и по сценарию, отличному от тактики применения F-22.

Американцы не намерены пускать "Рэптор" в ближний бой, тем более "один на один". Они предпочитают использовать его как перехватчик на средних и больших дистанциях, где звенья F-22, пользуясь данными воздушной разведки от самолётов управления (E-3 Sentry или Boeing 737 AEW&C), должны "расстреливать" противника с большой дальности. Это связано с тем, что самолёт F-22 очень дорог и олицетворяет собой престиж американских ВВС и их "непобедимый" имидж. Потеря F-22 в бою просто уничтожит представление об американской военной авиации как о лучшей и самой передовой в мире. Поэтому "Рэптор" никогда не пустят в ближний бой, где многое зависит от мастерства пилота и "военной удачи", а не от совершенства техники. В реальном бою "Рэпторы" будут работать в пассивном режиме своих БРЛС и будут уклоняться от сближения с противником на короткую дистанцию. Чтобы символ американского превосходства случайно не сбили.

Но на средних и больших дальностях F-22 остаётся очень серьёзным противником. Он обладает сниженной заметностью в некоторых диапазонах радиоволн и в инфракрасной части оптического спектра. Это затрудняет не столько его обнаружение, сколько уверенный захват этой цели оружием. Он способен подходить к цели атаки на сверхзвуковой крейсерской скорости, что уменьшает время его нахождения в зоне действия наземных средств ПВО и позволяет "удрать" от вражеских истребителей. Он обладает весьма совершенными средствами связи и бортовым разведывательно-ударным комплексом, позволяющим работать по целям без собственных демаскирующих излучений (в пассивном режиме). Всё это дает F-22 преимущества, но делает его только элементом американских воздушных разведывательно-ударных комплексов. Элементом с достаточно узкой функцией, но эффективным в рамках эффективности самого комплекса. В отрыве от средств воздушной разведки и управления - "Рэптор" теряет значительную часть своих преимуществ.

Что должно быть интересно для нас в этой утечке?

Во-первых, то, что "Рэптора" можно бить даже самолётами, отстающими от него как минимум на полпоколения. Правда, для того, чтобы уверенно его бить, требуется лишить его некоторых преимуществ. В первую очередь - остальных элементов воздушного разведывательно-ударного комплекса: самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ, часто именуемых "Аваксами"), а также средств связи и обмена данными с внешними источниками. Здесь особое значение приобретают средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и средства ПВО дальнего радиуса действия. На сегодня отечественные средства РЭБ и ПВО достаточно эффективны для противодействия американским воздушным комплексам. Необходимо только насытить ими вооружённые силы в необходимом объёме.

Кроме этого, отечественные ВВС обладают ракетами класса "воздух-воздух" большого радиуса, которые превосходят по дальности все западные аналоги: Р-37, РББ-БД, КС-172 и некоторые другие разработки. Пока сложно говорить об их эффективности на большой дистанции против F-22, имеющих сниженную радиолокационную заметность. Но самолёты управления для этих ракет - прекрасная цель, активно излучающая и отлично выделяемая на фоне помех. А без них F-22 теряет большую часть своих преимуществ.

Во-вторых, запись воздушного боя не оставляет камня на камне от заявлений американцев о "сверхманёвренности" F-22. Французский "Рафаль" в ходе боя практически приклеивается и висит на хвосте у "Рэптора". И пилот "Рэптора" ничего не может с этим сделать. Конечно, французскому пилоту приходится достаточно активно маневрировать - звуковое сопровождение даёт хорошее представление о перегрузках. Тем не менее пилотажные свойства французской машины оказываются на голову выше, чем у американского "сказочно манёвренного" F-22. Это значит, что в ближнем бою отечественные истребители, которые всегда славились непревзойдёнными манёвренными качествами, - не оставят "Рэптору" шансов. И главным для наших пилотов станет выйти на ближнюю дистанцию боя, используя средства защиты и манёвр для срыва атаки F-22 с дальней дистанции. Это следует учитывать в подготовке летчиков.

В-третьих, заявления американцев о "невидимости" F-22, которые и так ставились под большое сомнение, теперь наглядно развенчаны. Французский "Рафаль" многократно и уверенно захватывает и сопровождает "Рэптор" своим бортовым прицельным комплексом. По крайней мере, на ближней дистанции. И хотя на кадрах видно, как несколько раз БРЛС французской машины теряет сопровождение F-22, но всеракурсная оптическая система помогает его отслеживать даже при выходе из передней полусферы "Рафаль". Здесь стоит заметить, что оптоэлектронные прицельные системы дополняют радиолокационные на всех отечественных истребителях, даже 4-го поколения. И если, активно маневрируя или находясь под неудобным для облучения углом, "Рэптор" может сорвать захват и сопровождение, то оптические локационные системы вполне с ним справляются.

Стоит поблагодарить французских пилотов и деятелей, продвигающих "Рафаль" на внешние рынки, за крайне интересную и поучительную утечку. Из неё надо сделать правильные выводы.

http://www.odnako.org/

28.06.2013

Док. 662514
Перв. публик.: 28.06.13
Последн. ред.: 11.07.13
Число обращений: 0

  • Горбенко Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``