В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Горбенко: Когда и почему будут построены русские авианосцы Назад
Александр Горбенко: Когда и почему будут построены русские авианосцы
Вопросу необходимости в составе нашего флота авианосцев мы посвящали много обоснований и обсуждений. Последние дни принесли несколько новостей, позволяющих надеяться на появление в составе флота этих кораблей.

На минувшей неделе заместитель министра обороны Юрий Борисов сообщил, что к вопросу создания нового отечественного авианосца Россия может вернуться в период 2015-2025 годов. Он подчеркнул, что "появление проекта авианосца в госпрограмме вооружений с высокой вероятностью можно рассматривать", а "российская промышленность имеет потенциал для их создания".

Готовность промышленности подтвердил в понедельник и Анатолий Шлемов (директор департамента гособоронзаказа Объединённой судостроительной корпорации). Он сказал, что опыт подобной работы, которого российская промышленность просто не имела, а украинская давно утратила, - получен при строительстве авианосца "Викрамадитья" для Индии. "Севмаш", который прежде был флагманом подводного кораблестроения, успешно справился с этой работой. И теперь готов к подобным заказам для отечественного флота. Кроме того, индийский заказ позволил на конкретной работе воссоздать заново кооперационные связи и производственные цепочки. Они имелись в СССР, строившем корабли подобного класса до 1991 года. Но для России это была фактически работа, выполненная с нуля. Этим заделом нельзя разбрасываться.

Так же как и опытом эксплуатации и применения палубной авиации, полученным на ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Сейчас мы имеем собственную школу полётов с палубы, готовых специалистов и лётчиков, которые должны передавать свой опыт. Недалеко от Ейска строится наземный тренировочный комплекс НИТКА, на котором можно обучать лётчиков и технических специалистов. Это то, что у нас уже есть. А многим другим странам (таким как Китай, Индия, а в перспективе и другим) придётся потратить многие годы, чтобы накопить этот опыт. И как справедливо заметил Шлемов, "мы должны сохранить целый род военно-морских сил - палубную авиацию".

Флот всегда понимал необходимость палубной авиации, прежде всего для боевой устойчивости отрядов и соединений кораблей. Напомним, что ещё в 1972 году была выполнена комплексная научно-исследовательская работа под шифром "Ордер". Она моделировала различные варианты применения Советского ВМФ, и её выводы были таковы:

"Авиационное обеспечение ВМФ является первостепенной, неотложной задачей, поскольку она затрагивает вопросы морских стратегических ядерных сил; без авиационного прикрытия в условиях господства противолодочной авиации вероятного противника мы не сможем обеспечить не только боевую устойчивость, но и развертывание наших подводных лодок как с баллистическими ракетами, так и многоцелевых, являющихся главной ударной силой ВМФ; без истребительного прикрытия невозможна успешная деятельность морской ракетоносной, разведывательной и противолодочной авиации берегового базирования - второго по значению ударного компонента ВМФ; без истребительного прикрытия невозможна более или менее приемлемая боевая устойчивость надводных кораблей".

Другое дело, что на протяжении почти всей истории нашей страны не флот, а государство принимало решения в области военного строительства. Желания флота и его понимание своего развития - это одно. А возможности государства - это другое. И флот всегда был готов исходить из того, что ему дают, выполняя свои боевые задачи в любых условиях. Впрочем, не переставая надеяться на лучшее. Ещё в прошлом году главком ВМФ Виктор Чирков показал модель перспективного русского авианосца, стоящую у него на столе (скриншот).

Тем не менее в текущей Государственной программе вооружений авианосца нет. А после 2015-2025 годов мы собираемся только вернуться к рассмотрению этого вопроса. Почему?

Во-первых, как справедливо заметил Юрий Борисов, "это очень дорогое удовольствие", и вопрос сроков - это в первую очередь "вопрос наших финансовых возможностей". Об этом же сказал и Анатолий Шлемов, подчеркнув, что "...задача крайне трудная, чрезвычайно затратная, очень длительная по времени и потребует усилий всего ОПК России, поскольку авианосец, наверное, самая сложная система морского оружия".

Во-вторых, нам не нужен "какой-нибудь" авианосец. Если уж браться за такую работу, то её результат должен хотя бы соответствовать потребностям флота. Следует уточнить: несмотря на то, что в программе вооружений не предусмотрена постройка такого корабля, это вовсе не значит, что работы по нему не ведутся вовсе. Программа создания Морского авианосного комплекса (МАК) уже имеет свою историю. И системный интегратор конструкторских работ по этому направлению (ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова) в прошлом году уже представлял на рассмотрение флота несколько аванпроектов. Но у руководства флота были объективные претензии к облику представленных работ.

В первую очередь они касались состава авиагруппы. Она должна, во-первых, быть довольно большой. Этого требует опыт, полученный в ходе отработки вариантов применения палубной авиации с борта ТВКР "Адмирал Кузнецов". Во-вторых, авиагруппа обязательно должна включать летательный аппарат радиолокационного дозора (РЛД). Его пока просто нет. Но он должен быть предусмотрен ещё на стадии проектирования корабля-носителя.

Кроме этого, флот желает иметь на борту авианосца электромагнитные катапульты. Это не блажь. Дело в том, что наличие катапульт серьёзно ускоряет процесс запуска (и, соответственно, посадки) летательных аппаратов. Но применение паровых катапульт имеет трудности в наших арктических широтах. Так что и это требование нельзя считать необоснованно завышенным.

Ну и ещё одно обстоятельство не позволило в прошлом году представить на рассмотрение проекты, которые имели бы более глубокую проработку. ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, выбранный в качестве системного интегратора работ по данной тематике, не имеет собственного опыта проектирования подобных кораблей. Он вынужден пользоваться наработками "Невского ПКБ" (которое разрабатывало все советские проекты авианесущих кораблей). Эти наработки есть, и они даже имеют своё развитие. Но нам нужны не обновлённые проекты советской эпохи (пускай даже такие серьёзные, как нереализованный проект 11437 - "Ульяновск"). Нам нужно создавать новый корабль. И здесь, возможно, требуется передать всю полноту ответственности тем, кто способен справиться с такой работой.

Для такой крупной морской державы, как Россия, вопрос обладания собственной палубной авиацией - это не вопрос престижа или амбиций. Это вопрос качества морской мощи государства, вопрос способности флота выполнять свои задачи и обеспечивать безопасность страны и отстаивать её интересы в современных условиях. Поэтому мы не сможем уйти от качественного обновления флота, которое невозможно без собственных "крыльев над морем". Промышленность готова к такой работе. Флот давно её ждет.

http://www.odnako.org/

05.07.2013

Док. 662511
Перв. публик.: 05.07.13
Последн. ред.: 11.07.13
Число обращений: 0

  • Горбенко Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``