В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Говердовская: История повторится по новому кругу, потому что убежища от людской жадности не существует Назад
Ольга Говердовская: История повторится по новому кругу, потому что убежища от людской жадности не существует
Журналист Ольга Говердовская - о том, почему Москва опять строит бомбоубежища

Мэру Сергею Собянину не стать полным антиподом своего предшественника. Некоторые инициативы Юрия Лужкова обречены на продолжение и материализацию, растворяя в себе людей и время. На прошлой неделе был снесен дом культуры "Октябрь" на улице Маршала Малиновского, деревянный довоенный объект в стиле конструктивизма. Говорят, что последний такой в Москве. Несмотря на запрет строительства в центре, элитный "Скуратов-хаус" на улице Бурденко возводят стахановскими темпами - семь дней в неделю. Но это вроде как единичные случаи. Чего нельзя сказать о плане возобновления масштабного проекта строительства быстровозводимых убежищ (БВУ), возникшем летом 2010 года еще при прежнем градоначальнике. Причем и количество БВУ, и сумма, которая должна будет выделена на их проектировку, практически идентичны ныне заявленным. Сознательно или нет, но новый мэр и его окружение явно не стремятся хоронить абсолютно все смелые инициативы прежней городской администрации.

В отличие от сноса деревянных памятников архитектуры, срочная необходимость построить 5 тыс. кв. м бомбоубежищ не заинтересовала общественность. Никто не решился уточнить, о какого рода угрозе идет речь: радиационного, химического или биологического заражения? Впрочем, заявил же глава Генштаба Николай Макаров, что Россию ждут "локальные и региональные вооруженные конфликты", которые "могут перерасти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия". Можно считать, что ответ получен. Снос дома культуры - тема куда более насущная и интересная, чем необходимость строительства бомбоубежищ и угроза войны, потому что страшно задавать вопросы, да и о чем спрашивать.

Куда делись старые убежища, число которых, как говорят, является государственной тайной? Не повторят ли их печальную судьбу новые бункеры? Печальную, потому что по заверениям самих властей новые бункеры нужны, так как старые оказались заняты офисами, магазинами, клубами и переоборудованы до такой степени, что теперь не могут быть освобождены за положенные шесть часов и использованы по назначению в случае чего. О том, как это произошло, предпочитают вовсе не вспоминать. Тем временем бомбоубежища, как абсолютно любой кусок недвижимости на территории Москвы, давно стал его полноценным сегментом. В годы перестройки началась массовая сдача в аренду капитальных укрытий гражданской обороны, то есть бомбоубежищ. В них открывали дискотеки, магазины, использовали в качестве складских помещений и офисов. В 2005 году чиновники опомнились. Тревогу забили после заявления тогдашнего начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Москвы Александра Елисеева, который вдруг сообщил, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации в защитных сооружениях сможет укрыться только 55% населения столицы. Тут же выяснилось, что за последние 12 лет около 300 бомбоубежищ Москвы оказались приватизированы коммерческими структурами, и вроде как по закону. В результате, по разным данным, вернуть в госсобственность удалось лишь 73 из 300 заявленных бункеров. Юридические особенности возвращения не разглашались.

Спустя несколько лет бомбоубежища снова "всплыли" в списке городского хозяйства департамента имущества Москвы. В апреле 2009-го прошел первый аукцион, на котором столичные власти торжественно сдали в аренду бомбоубежище под фитнес-центр на Полковой улице за 1280 рублей за 1 кв. м (ровно на 100 рублей больше первого шага аукциона). Тогда же чиновники обещали провести аукционы по сдаче в аренду еще 15 таких объектов, расположенных в разных округах Москвы. Об итогах этой похвальной инициативы также ничего не известно.

Зато известно, что бомбоубежища по-прежнему сдают в аренду, продают и покупают, о них упоминается в криминальной хронике, там находят незаконные поселения мигрантов и т.д. Заветные бункеры - реальный сегмент рынка недвижимости, но безвозвратно потерянный для своего законного владельца - города. Сложно сказать, боятся ли столичные власти признаться в неспособности вернуть объекты гражданской обороны или расписаться в том, что эти объекты не помогут москвичам в случае подтверждения прогноза г-на Макарова. Куда проще освоить бюджет на возведение новых бомбоубежищ, которые со временем найдут своих платежеспособных постояльцев и история повторится по новому кругу, потому что убежища от людской жадности не существует.

Автор - замредактора отдела "Мнения"

http://izvestia.ru

25 ноября 2011 г.

Док. 662486
Перв. публик.: 25.11.11
Последн. ред.: 11.07.13
Число обращений: 0

  • Говердовская Ольга Аркадьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``