В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Кондрат: Концепция уголовной политики и совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства Назад
Иван Кондрат: Концепция уголовной политики и совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства
И.Н. Кондрат

Статья посвящена изучению современной концепции уголовной политики Российского государства с позиций определения основных направлений совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Концепция уголовной политики сегодня представляется как система официально принятых в государстве положений, определяющих сущность, цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, в первую очередь средствами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Есть все основания утверждать, что такая концепция должна являться основой для разработки перспективных и ежегодных планов законопроектной деятельности Президента РФ и Правительства РФ, проектов нормативных правовых актов в области совершенствования законодательства и практики его применения, а также основой для оценки и последующей корректировки уголовной политики. В п. 38 "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." определено, что "главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности ... должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере".

Формируя уголовную политику, законодательная и исполнительная власти в первую очередь отвечают на вопросы: какие деяния в государстве признаются преступлением и каковы меры уголовного преследования для борьбы с ним? Вопрос о наиболее правильной организации уголовного процесса возникает позднее. При этом юридическое содержание понятий преступления и наказания, нормативное закрепление института процессуального принуждения, а также меры защиты прав и свобод человека в ходе уголовного судопроизводства характеризуют цели, которые публичная власть ставит перед собой и перед обществом в конкретный исторический период.

Нельзя не замечать, что в последние годы в нашей стране участились призывы к пересмотру обязательств, принятых на себя Россией по Конвенции о защите прав человека и основных свобод[3]. Широко известно, что значительная часть жалоб наших граждан в Европейский Суд по правам человека подана по поводу нарушений, допущенных в ходе уголовного преследования[1]. На государственном уровне нередко высказывается недовольство решениями, выносимыми ЕСПЧ по искам против России, которые, якобы, наносят ущерб суверенитету страны. Предлагаются меры по сокращению числа решений, выносимых ЕСПЧ в пользу заявителей по жалобам против России, в частности, создание особой процедуры оперативного пересмотра уголовных дел с участием граждан, чьи жалобы были приняты к рассмотрению.

В этой связи требуется указать, что нельзя не понимать, что каждое решение, которым Россия признается виновной в нарушении положений Конвенции, служит не подрыву независимости нашей страны или умалению ее достоинства, а шагом к укреплению законности и защите прав личности в нашей стране. Решения ЕСПЧ наглядно показывают, что в современном виде судебный контроль и прокурорский надзор не могут достаточно эффективно препятствовать массовым нарушениям при осуществлении уголовного преследования. В области соблюдения международно-правовых стандартов уголовного права и судопроизводства достигнуто немногое:

- процент оправдательных приговоров по уголовным делам очень низкий;

- принятие судами решений о заключении граждан под стражу и иных ограничениях их прав осуществляется без соблюдения предусмотренных Конвенцией гарантий;

- имеет место "круговая порука" оперативно-розыскного, следственного и судебного аппаратов;

- изменения в уголовное законодательство зачастую несистемны и не обусловлены реальной опасностью для общественных отношений.

По нашему убеждению, если все эти проблемы в конечном счете и должны быть решены внутригосударственными средствами, то без решений ЕСПЧ, подкрепленного действительными санкциями, стремление к законности в борьбе с преступностью может принять обратный ход. Современная концепция уголовной политики в Российской Федерации должна соответствовать международным правовым стандартам. В связи с этим она нуждается в коррекции с учетом многочисленных решений ЕСПЧ в адрес России и других европейских стран. Необходимо проводить специальную независимую экспертизу всех ситуаций, которые повлекли вынесение решений ЕСПЧ не в пользу нашей страны.

Вынесения многих из них можно было бы избежать, если бы следственные и судебные органы проводили детальный анализ правоприменительной практики и не повторяли ошибок прошлого.


Источники и литература

Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М., 2010.

Похмелкин А.В., Похмелкин В.В. Новая концепция уголовной политики. М., 1992.

Саркисов Р.С. Российская правовая политика как концепция и реальность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.

Фефелов П.А. Уголовно-правовая концепция борьбы с преступностью: Основы общей теории. Екатеринбург, 1999.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // [Электронный ресурс] URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=52295.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // [Электронный ресурс] URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=52295

Федерального закона от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".

Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2011 год // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/17545.html#.UNx8_eQ3ZtA

Интернет-конференция с Председателем Конституционного Суда РФ Зорькиным В.Д. на тему: "Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод граждан" (ИА "ГАРАНТ".18.06.2012) // [Электронный ресурс] URL:http://www.garant.ru/action/conference/403248/

Полный текст статьи см.: http://www.vestnik.mgimo,ru

[1] На 31 декабря 2011 года в Европейском Суде по правам человека было зарегистрировано 40 тыс. 250 жалоб против России, что составляло 26,6% от общего числа поступивших жалоб. Иски наших граждан составляют самую многочисленную категорию среди поступающих на рассмотрение ЕСПЧ // [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/world/20120126/549514271.html


Кондрат Иван Николаевич - к.ю.н., профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО(У) МИД России. E-mail: inkondrat@mail.ru

Док. 662297
Опублик.: 09.07.13
Число обращений: 0

  • Кондрат Иван Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``