В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Власова: Деревья больше не растут до неба Назад
Ольга Власова: Деревья больше не растут до неба
Период необузданной экспансии в мировой экономике завершен, но для продолжения роста и развития она должна оставаться открытой

О том, какие выводы Нидерланды сделали из мирового экономического кризиса, а также об отношениях с Россией "Эксперту" рассказал премьер-министр Королевства Нидерландов Ян Петер Балкененде.

- Нидерланды и Россию связывают давние исторические контакты. Изменилось ли что-то в отношениях двух стран за последнее время?

- В прошлом году Россия победила Нидерланды в полуфинале чемпионата Европы по футболу благодаря тому, что российской командой руководил нидерландский тренер. Вся Голландия сидела прикованная к телевизорам. Конечно, все мы были сильно разочарованы, но нужно признать: российская сборная играла действительно лучше. К счастью, соперничество на футбольном поле не препятствует нашим политическим, культурным и экономическим контактам. Более того, эти контакты становятся все интенсивнее. Визит президента Медведева в Нидерланды в июне этого года явился еще одним подтверждением этих тесных связей. Визит, кроме того, привлек всеобщее внимание к тому факту, что вековые исторические связи между нашими странами восходят к временам царя Петра Великого. Во время этого визита в Амстердаме был открыт филиал Эрмитажа, который на сегодняшний день уже посетило почти 400 тысяч человек. Следующим важным явлением станет 2013 год - год Нидерландов в России и России в Нидерландах.

В качестве торгового партнера и инвестора Нидерланды занимают важную для России позицию. В 2008 году двухсторонний торговый оборот превысил 18 миллиардов евро, в то время как инвестиции нидерландских предприятий в Россию составили 7,2 миллиарда евро. Российские инвестиции в Нидерланды пока скромны, но в долгосрочной перспективе, согласно прогнозам, их объем непременно будет расти.

Импорт из России составил в 2008 году почти 12 миллиардов евро. Из них более 80 процентов приходится на долю нефти и нефтепродуктов, причем пунктом назначения и транзита для них является роттердамский порт. Россия для Нидерландов не только важный торговый и инвестиционный партнер. Россия - ключевая сторона в обеспечении энергоснабжения ЕС и в реализации нидерландских амбиций стать узловым пунктом газовых магистралей в Северо-Западной Европе. Другая важная ветвь наших деловых отношений - агропромышленность, отрасль, в которой Нидерланды завоевали прочные позиции на российском рынке, прежде всего благодаря высокому уровню своих технологий.

За последний год я многократно и при различных обстоятельствах беседовал с президентом Медведевым и премьером Путиным. Мы подробно обсуждали множество самых разных вопросов, таких как двухсторонние отношения и энергетика, повестка дня встреч "большой двадцатки", изменение климата, положение в экономике и сотрудничество с ЕС. Я всегда высоко ценил то, что во время этих бесед мы могли с полной откровенностью и сохраняя хорошие отношения говорить обо всех проблемах, в том числе и о таких трудных, как ситуация с правами человека.

- Мировая экономическая система поражена кризисом. Каковы его неочевидные причины и какие существуют пути выхода?

- Экономический кризис имеет множество причин, но в первую очередь это кризис доверия. Кризис показал, что обеспокоенность людей необузданной глобализацией не так уж беспочвенна. Но в то же время в современном мире, очевидно, не существует альтернативы глобализации, являющейся стимулом роста, занятости и благосостояния. А это значит, что мы должны работать над формированием рыночной и социальной мировой экономики, которую бы характеризовали уравновешенность, справедливость и долговечность. Иными словами, экономическая система не должна быть причиной страха и неуверенности, она должна быть источником доверия и стабильности.

Кроме того, необходимо срочно и основательно реформировать международную финансовую систему и усилить контроль, чтобы в будущем подобный кризис не мог произойти. Ясно, что в восстановлении мировой торговли заинтересованы все страны: и промышленно развитые, и развивающиеся, и находящиеся в стадии становления. Экономическая открытость в прошлом способствовала большому прогрессу в мире, это непременное условие будущего роста и благоденствия.

Всем нам предстоит пройти путь формирования прочных и справедливых основ экономического роста с акцентом на долгосрочность. Настало время создать систему более качественного международного контроля и заложить более прочный фундамент для мировой торговли на базе общих ценностей. Я имею в виду модель, которая сочетала бы динамизм рынка с надежностью, самодостаточность с заботой об общих интересах, веру в собственные возможности с взаимным доверием на национальном и международном уровне.

- Какова должна быть роль "большой двадцатки" в решении мировых экономических проблем и возможно ли вообще принятие столь разными странами единых экономических решений?

- Финансово-экономический кризис - кризис международный. И решение может быть найдено только в международной сфере. Когда я беседую с лидерами "большой двадцатки", ЕС и ООН, то вижу, что они теперь все это понимают. Наша обязанность друг перед другом - предпринять шаги для продвижения по пути долгосрочного экономического роста. Мне приятно отметить, что "большая двадцатка" так быстро и энергично подняла брошенную перчатку. Мы будем в состоянии произвести необходимые перемены, только если сможем прийти к договоренностям, действующим в масштабах всего мира. Мы не имеем права увязнуть в протекционизме. Перед нами стоит тяжелая задача - разглядеть, какие возможности создал этот кризис, как мы должны преобразовать мировую экономику, чтобы беднейшие страны тоже смогли сыграть в ней свою роль. Каким образом добиться экономического роста, чтобы не принести ему в жертву климат. Это центральные проблемы XXI века. Только совместными усилиями можно прийти к адекватным ответам. На "большой двадцатке" я видел, что другие лидеры тоже понимают неотложность данных проблем, и надеюсь, что этот форум и дальше сможет играть центральную роль в их решении.

Наша страна не только один из крупнейших инвесторов и торговых партнеров России, но и крупный мировой игрок. Нидерланды занимают шестнадцатое место в мире по величине экономики и шестое по объему инвестиций. Кроме того, мы располагаем девятым по величине банковским сектором. Таким образом, мы не случайно участвуем в работе "большой двадцатки" и в принятии решений на всех уровнях. На "большой двадцатке" мы высказывались за эффективную борьбу с протекционизмом в международных отношениях, даже во время кризиса - и особенно во время кризиса. Нидерланды также выступили с предложениями по методам надзора, чтобы исключить финансовые кризисы в будущем.

Кроме того, Нидерланды продемонстрировали свой опыт в вопросах безболезненного прекращения государственной поддержки финансового сектора, в финансировании климатической политики и регулировании систем вознаграждения в финансовом секторе. Нидерланды придают большое значение продолжению дискуссии, принятым договоренностям и последующей работе "большой двадцатки" по различным направлениям. Мы положительно оцениваем результаты встречи в верхах в Питсбурге и последнего саммита министров финансов "двадцатки" в Шотландии. Однако остается еще много важных и неотложных дел. В свете предстоящей встречи "большой двадцатки" нам необходима уверенность в том, что экономическое сотрудничество и в будущем даст конкретные результаты, например, когда мы будем вырабатывать стратегию безболезненного прекращения программ господдержки и борьбы с глобальными дисбалансами. Между тем нам необходим прогресс в области финансовых реформ, так же как в области вопросов свободной торговли и финансирования программ, связанных с изменениями климата.

- Все чаще высказывается мнение, что нынешний кризис завершил период глобализации и что нас ожидает нарастающая регионализация. Нидерланды - это страна, давно и активно работающая во всех частях земного шара. Как подобная регионализация отразилась бы на деятельности ее компаний?

- За последние десятилетия именно благодаря глобализации страны стали намного больше взаимозависимы. И если до сих пор мы этого в достаточной мере не осознавали, то финансово-экономический кризис убедительно это продемонстрировал. Следовательно, только открытая мировая экономика может привести к долгосрочному экономическому возрождению. Мы не должны повторять ошибки времен депрессии 30-х годов, когда протекционистские меры привели к спиральному падению. Это справедливо не только для Нидерландов с их международной ориентацией, но и для всех стран, которые встроены в мировую экономику. Экономический кризис привел нас также к осознанию того, что деревья больше не растут до неба и что период необузданной экспансии завершен.

Я убежден, что страны, которые решатся сделать выбор в пользу динамизма, экономических, общественных перемен и долгосрочного роста, в глобализованном мире смогут достичь процветания. Динамизм свободной рыночной экономики расширяет экономические и социальные возможности для всех. В то же время мы понимаем, что автоматически благосостояние не распределяется справедливо и не у каждого самого по себе есть шанс преуспеть. Поэтому рынок должен уравновешиваться моральными и социальными нормами.

- Нидерланды были одной из двух стран, похоронивших Евроконституцию. Как вы относитесь к ее трансформации в Лиссабонский договор? Поддерживаете ли вы его подписание?

- Нидерландские избиратели проголосовали в 2005 году против Европейского конституционного договора. Многие опасались создания европейского супергосударства. Существовало также беспокойство в отношении быстрого расширения союза и того, что взнос Нидерландов в ЕС непропорционально велик. Кроме того, люди не чувствовали, что играют какую-либо роль в принятии решений в Брюсселе. Все эти вопросы понятны и правомерны. Лиссабонский договор в значительной мере служит ответом на них. Поэтому мы согласились с ратификацией договора, и за это проголосовало подавляющее большинство в нашем парламенте.

Я сам являюсь активным сторонником Лиссабонского договора. Этот договор отвечает пожеланиям голландцев и снимает опасения, выраженные ими во время референдума. Нидерланды не против Европы. Будучи одними из основателей единой Европы, Нидерланды знают, что европейское сотрудничество несет нам мир, безопасность и благоденствие. В то же время мы должны заботиться о том, чтобы люди продолжали чувствовать себя частью Евросоюза. И он не должен превратиться в супердержаву, которая по ощущению людей слишком дорого стоит и слишком быстро расширяется. Подписав Лиссабонский договор, мы нашли отличный баланс между сохранением идентичности государств-членов и продуктивным и эффективным европейским сотрудничеством.

Для Нидерландов международное сотрудничество начинается с Европы, с наших европейских соседей и друзей. Европейская интеграция принесла нам за последние 50 лет благоденствие - скажу больше, невиданное благоденствие - и стабильность. Война между странами - членами ЕС стала попросту немыслимой. Основная мысль проста: 50 лет назад, объединившись, мы стали сильнее, чем поодиночке. Сегодня мы вместе сильнее, чем поодиночке, и через 50 лет мы, все еще вместе, будем сильнее, чем поодиночке.

Однако сегодня нам необходимо понять, какого рода Евросоюз мы хотим иметь. Мир существенно изменился за прошедшие 50 лет. За это время была построена и разрушена Берлинская стена, а Евросоюз теперь насчитывает 27 членов. В ближайшие десятилетия страны с быстрым экономическим ростом, вероятно, догонят нас и потребуют предоставить им большую роль в международных делах. Это отразится и на нашей собственной позиции, поэтому ЕС должен подготовиться к переменам. Вот почему необходим Лиссабонский договор, позволяющий адаптировать структуру ЕС к новым реалиям. Сейчас, когда взят последний барьер на пути вступления Лиссабонского договора в силу, ЕС лучше подготовлен к тому, чтобы играть значимую роль в рамках нового мирового порядка.

- Как сегодня в Нидерландах относятся к иммигрантам, особенно из исламских стран? Удалось ли вам достичь успехов в интеграции иммигрантов из незападных культур и возможно ли это вообще в Европе? Как вы относитесь к тому, что многие называют опасностью исламизации Европы?

- История рабочих мигрантов в Нидерландах, в частности, из таких мусульманских стран, как Турция и Марокко, начинается с 60-х годов. В последние годы их число еще возросло за счет новых миграционных потоков из Ирака, Афганистана и Сомали. Проблемы, связанные с этими волнами иммигрантов, - языковой барьер, низкий уровень образования, безработица и преступность. К сожалению, эти явления особенно ощутимы в более бедных районах, которые и без того очень неблагополучны. Поскольку эта группа мигрантов через работу и образовательные структуры зачастую меньше вовлечена в жизнь нидерландского общества, коренные голландцы не так хорошо осведомлены об исламской культуре, как им следовало бы или как мы бы того желали.

Нидерландские власти стремятся к тому, чтобы мигранты, остающиеся в стране, несли свою долю ответственности и одновременно чтобы им посредством программ по социальной интеграции были предоставлены возможности для участия в жизни общества. Наряду с этим Нидерланды проводят селективную миграционную политику в рамках национальных и интернациональных договоренностей по проблемам беженцев и допуска мигрантов.

В то же время в Голландии много мусульман, которые отлично интегрировались и полноценно участвуют в жизни общества. К примеру, наш государственный секретарь юстиции и новый мэр Роттердама мусульманского происхождения. Не надо преувеличивать опасность исламизации: доля мусульман в населении Нидерландов составляет не более семи-восьми процентов, и подавляющая их часть имеет мало общего с политическим или джихадским исламом. Различные группы населения должны учиться жить вместе и уважать друг друга. Это медленный процесс, но он развивается в правильном направлении, в этом я абсолютно уверен.

- Как Нидерланды оценивают аграрную политику ЕС? Как вы относитесь к сельскохозяйственным дотациям, которые предоставляются странам из Восточной Европы?

- Общая аграрная политика имеет глубокие корни в истории европейской интеграции. Когда Европа восстанавливалась после Второй мировой войны, были опасения, связанные с обеспечением продовольствием, с обнищанием, уходом населения из села и, как следствие, с социальными проблемами - в том числе и потому, что в сельском хозяйстве тогда еще была занята значительно большая, чем сейчас, часть трудоспособного населения. За послевоенные десятилетия Европа стала в основном самодостаточной в сфере сельского хозяйства, что привело к соответствующим изменениям в аграрной политике. Сегодня большинство сельскохозяйственных субсидий больше не привязано к объему производства.

Вызовы, с которыми сталкивается сельское хозяйство в XXI веке, имеют совсем другую природу. Подумайте только об изменении климата, которое может иметь большие последствия для технологий выращивания сельскохозяйственных культур, но которое в значительной мере вызвано самим развитием сельского хозяйства. Это означает, что мы должны двигаться в сторону сельского хозяйства, устойчивого к климатическим процессам и производящего значительно меньше парниковых газов. Такая задача требует внедрения инноваций, высоких технологий в аграрной сфере. Это не вызывает сомнений, если подумать о том, что население Земли в 2050 году составит порядка девяти миллиардов и всем нужно будет достаточно продовольствия. А значит, у наших фермеров будет большой рынок сбыта. Для того чтобы эффективно конкурировать на этом рынке, они должны быть еще более предприимчивыми, инвестировать и внедрять новые технологии.

Европейская сельскохозяйственная политика должна реагировать на эти тенденции, укрепляя рыночную ориентацию и стимулируя соблюдение экологических требований. Любые сегодняшние субсидии должны соответствовать этим целям, например, стимулируя фермеров на рыночной основе к сохранению окружающей среды. Эти изменения коснутся всех европейских фермеров независимо от того, находятся их хозяйства в Восточной, Западной, Южной или Северной Европе.

"Обзоры стран" N9 (41) /30 ноя 2009

http://expert.ru/

Док. 662203
Перв. публик.: 30.11.09
Последн. ред.: 05.07.13
Число обращений: 0

  • Власова Ольга

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``