В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Берегитесь банкомата Назад
Берегитесь банкомата
Сегодня мир отмечает 50-й День защиты прав потребителей. И уже третий год подряд международная Федерация потребительских организаций посвящает его рынку финансовых услуг под лозунгом "Наши деньги - наши права". Эта тема весьма актуальна и для петербуржцев: только в прошлом году за помощью по данному вопросу в городское управление Роспотребнадзора обратились 658 граждан.


За 2011 год отмечен рост числа обращений граждан с жалобами на качество товаров и услуг, сообщает управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Соответственно, количество проверок торговых предприятий и поставщиков услуг также увеличилось - всего за год произведена 6521 проверка, что на 30% больше, чем в 2010 году.

- В ходе проверок нами было выявлено 14 504 различных нарушения, - сообщила зам. руководителя петербургского Роспотребнадзора Галина Волкова. - Из них значительная часть приходится на розничную торговлю. Нам жалуются и на некачественные товары (например, бытовую технику), и на некачественные услуги. Правда, на финансовые услуги приходится только 5,6% от общего числа жалоб.

Госпожа Волкова подчеркнула также, что потребитель может обратиться в городской Роспотребнадзор и "по старинке" (по телефону "горячей линии" 712-29-81), и через Интернет: как на специальной форме сайта www.78.rospotrebnadzor.ru, так и по электронной почте uprav@78rospotrebnadzor.ru.

Кстати, результативность защиты прав потребителей в северной столице существенно выше общероссийской: если по стране число эффективных проверок увеличилось примерно в 1,5 раза за год, то в Петербурге таковых оказалось почти вдвое больше, чем в 2010 году. В сфере финансов почти все они касались банков, в особенности - кредитования.

Интересная тенденция: многие финансовые учреждения теперь предпочитают пойти навстречу клиентам и удовлетворяют их просьбы, не доводя дело до судебного разбирательства. И наоборот, из 29 предписаний, вынесенных ведомством в адрес нерадивых поставщиков товаров и услуг в 2011 году, обжаловано в судебном порядке было лишь одно.

При участии Роспотребнадзора было подано и несколько исков к банкам.

- Недавно мы провели исследование, отправив в банки города 12 волонтеров, якобы нуждающихся в кредите, - рассказывает директор Центра независимой потребительской экспертизы Елена Козьякова. - И, к сожалению, в ходе этой проверки было выявлено немало нарушений. По-прежнему многие банки запрещают вносить изменения в кредитный договор (хотя это прямое нарушение закона), некоторые даже скрывают от клиента точный процент, который ему надо будет выплачивать! Я уже не говорю о таких тонкостях, как слишком высокие проценты по кредиту, скажем 25% - это очень много.

В городе участились и случаи иных мошеннических действий с кредитами. Порой сама обстановка предложения такого кредита и обстоятельства его подписания выглядят весьма подозрительно. Например, некоторые столкнулись с предложением кредита... в салонах красоты. Психологически место было выбрано идеально. Расслабленная и умасленная благовониями клиентка "случайно" встречает обаятельного мужчину, деликатно предлагающего ей, скажем, набор косметики. Цена (а она порой превышает 100 тыс. рублей) поначалу умалчивается, зато даме предлагается взять кредит. При этом агент готов отвезти ее в банк хоть сейчас, хоть бы и в 23.30. И ведь некоторые дамы поехали...

Защитники прав потребителей предлагают свою программу действий: пустить по телевидению социальную рекламу, в первую очередь для пенсионеров, а главное - внести соответствующие изменения в закон о кредитовании. Фактически сегодня требуется только добавить к договору специальный "период охлаждения", в течение которого клиент имеет право передумать. Но пока идея не встретила энтузиазма ни со стороны банков, ни со стороны депутатов Госдумы.

Еще одной существенной проблемой остается микрокредитование, зачастую базирующееся на драконовских условиях. Более того, по действующим законам, микрокредит может взять даже 14-летний россиянин (главное, чтобы он уже получил паспорт). В итоге любой школьник-сорванец может получить тысяч десять рублей "на мороженое". А родителям останется лишь отдавать за него деньги...

Много жалоб со стороны потребителей поступает на работу банкоматов и платежных терминалов. Причем в ходе разбирательств порой оказывается, что владельца того или иного финансового устройства вообще невозможно установить. Либо выясняется, что он зарегистрирован в другом регионе, что существенно осложняет действия правозащитников, полицейских и судов.

Выпуск N 045 от 15.03.2012

http://www.spbvedomosti.ru/

Док. 662162
Перв. публик.: 15.03.12
Последн. ред.: 04.07.13
Число обращений: 0

  • Витушкин Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``