В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сделано в Петербурге Назад
Сделано в Петербурге
Самыми востребованными из произведенных в нашем городе товаров остаются одежда и еда

Специалисты компании Jones Lang LaSalle провели в северной столице анализ деятельности арендаторов торговых площадей. За последние два года в городе на Неве появилось свыше 150 новых торговых марок: аптеки, банки, магазины, косметика, ювелирные украшения и многое другое. При этом 70% компаний, предоставляющих в нашем городе товары и услуги, делятся на две основные категории. К первой относятся предприятия общественного питания (рестораны, уличные кафе, столовые и так называемые фуд-корты - общие залы с прилавками разных точек в торгово-развлекательных центрах). Вторая - это магазины одежды и обуви.


Уже много лет петербургские торговые марки одежды хорошо известны и покупателям, и специалистам. Так, проведенный на одном из экономических форумов опрос экспертов показал, что модные дома и производственные компании Петербурга узнаваемы: 9% респондентов отметили популярность торгового дома Sela (его первый офис появился в нашем городе еще в 1991 году, собственный магазин - в 1997 году), 5,3% назвали "Модный дом Татьяны Парфеновой", 3,9% - FOSP.

Новое исследование Jones Lang LaSalle интересно тем, что оценивает молодые петербургские предприятия в первую очередь с точки зрения арендуемых ими торговых площадей. Так, в целом за последние два года они заняли более 60 тыс. кв. метров в городских торговых комплексах, в том числе новых (таких как "Гранд Каньон").

На сетевые рестораны и закусочные приходится 33% от всей арендуемой недвижимости Петербурга. Самым крупным в этом сегменте стал ресторан "Баклажан", занявший 1 тыс. кв. метров в ТРК "Галерея". Кроме того, северная столица стала третьим российским городом (после Пскова и Москвы), где открылись рестораны финского фастфуда Hesburger.

К сожалению, с "аутентичными" петербургскими блюдами и закусками дела обстоят куда хуже. Приехав в город на Неве и прогулявшись по Невскому проспекту, иностранец или представитель другого региона увидит рестораны испанской кухни, японской, кавказской, украинской, американскую закусочную... Но ничего особо петербургского, регионального не обнаружит. Хорошо хотя бы есть "традиционные" русские блинные.

Недавно специалисты Высшей школы экономики в Петербурге (ВШЭ) провели исследование гастрономической привлекательности российских регионов для туристов. При этом учитывалось несколько факторов: упоминание блюда в местном фольклоре, его наличие в местных ресторанах и, главное, использование туристическими фирмами для продвижения путешествий в данный регион.

Результаты Петербурга оказались едва ли не самыми худшими. Единственным блюдом с местным колоритом турфирмы сочли петербургскую корюшку, причем о ней упоминают лишь 2% туроператоров. Для сравнения: о вкусе камчатского краба говорит каждая вторая турфирма, приглашающая путешественников на российский Дальний Восток. Икру лососевых упоминают 32% турфирм Сахалина, вологодское масло - 27% туроператоров Северо-Запада, тульский пряник используют в рекламе четверть турфирм, башкирский мед называют 8% башкортостанских компаний...

Специалисты из ВШЭ считают, что это происходит из-за того, что главными ценностями Петербурга считаются не гастрономические особенности местной кухни, а музеи, архитектура и панорамы исторического центра. Возможно, именно в силу этих преимуществ наши турфирмы и игнорируют аутентичные блюда.

И все же свои кулинарные бренды Петербургу не помешали бы. Для повышения туристической привлекательности региона специалисты предлагают популяризовать три кулинарных компонента: кухню императорского Петербурга XVIII - XIX веков, салонную культуру богемы Серебряного века и воспетые Бродским и Довлатовым заведения ленинградского периода.

Добавим, что в исследовании ВШЭ основное внимание уделялось скорее самим точкам общественного питания, нежели особенностям кухни. И даже в их рекомендациях были полностью проигнорированы блюда народов, населяющих окрестности Петербурга (вроде ижорской mimma из брусники и пшеничной муки или piparkakut - имбирных пряников ингерманландских финнов). А ведь очень часто из-за уникальных блюд, которые не найти больше нигде, и едут гурманы со всего мира на Кавказ и в Израиль, Чехию и Германию, Венгрию и Польшу, Японию и Индию...

Третья строчка в рейтинге новых петербургских брендов принадлежит сегменту развлечений. Правда, она сильно отстает от первых двух - лишь 7% от общего числа торговых марок города, появившихся в последнее время, принадлежат кинотеатрам, развлекательным и игровым комплексам. Это объясняется тем, что игроки, занявшие эту нишу в предыдущие годы, обосновались в ней надолго и отвоевать рынок новичкам довольно трудно.

Зато именно этот сегмент традиционно лидирует по размерам занимаемых площадей. К примеру, сеть кинотеатров "Формула кино" занимает только в одном из новых торговых комплексов свыше

5 тыс. кв. метров. Недавно открывшийся парк детских развлечений Happylon располагается на 4,1 тыс. кв. метров, а развлекательно-образовательный детский парк "Кидбург" занял 2,8 тыс. "квадратов". К концу 2012 года в городе должен открыться еще один такой парк - "Мастерград", в строительство которого застройщик инвестировал свыше 10,5 млн евро.

К прочим разновидностям петербургских арендаторов относятся супермаркеты (у них те же 7%), ювелирные магазины (4%), парфюмерия и косметика (3%). Остальные предприятия (торгующие аксессуарами, спорттоварами, электроникой и бытовой техникой) занимают от 1 до 3% площадей.

Отметим также, что экспертные оценки самого понятия "петербургский бренд" во многих исследованиях серьезно различаются. Так, специалисты до сих пор не определились, считать ли таковым "Ё-мобиль", завод по производству которого располагается в Марьине, а это в пределах Петербурга. Точно так же неясно, куда следует отнести мировые бренды, которые в России представлены только в нашем городе (например, итальянская марка одежды OVS или турецкая LC Waikiki).


http://www.spbvedomosti.ru/

Выпуск N 057 от 02.04.2012

Док. 662159
Перв. публик.: 02.04.12
Последн. ред.: 04.07.13
Число обращений: 0

  • Витушкин Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``