В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Корчагин: У претендентов на кресло мэра начался предвыборный угар Назад
Юрий Корчагин: У претендентов на кресло мэра начался предвыборный угар
Одной из главных задач нового мэра должен стать пересмотр бюджетных взаимоотношений между государством и местным самоуправлением.

Острейшая многолетняя бюджетная необеспеченность Воронежа, приведшая его дороги и инфраструктуру в полуразрушенное состояние, опустила до низших пределов инвестиционную привлекательность города, способствовала деградации человеческого капитала, здравоохранения, образования, культуры. Инвестиции в город снизились в долях от областных почти вдвое. И вдруг катастрофическая бюджетная необеспеченность Воронежа стала предметом пиара, неуместной агрессии и полного отсутствия конструктивизма одного из претендентов на пост мэра.

И это при том, что с территории городского округа Воронеж собирается около 70% налогов области, а ему оставили в 2013 году из них менее 17%, а в обратном направлении областные власти едва поддерживают жизнь города подачками в виде неустойчивых по величине безвозмездных трансфертов из областного бюджета в городской. До 2001 года ему оставляли 45-50% налогов, а затем опустили, оставив ему бюджет выживания и медленной и мучительной экономической, инфраструктурной, физической и духовной деградации вместо бюджета роста и развития его экономики, инфраструктуры, включая культуру, спорт, социальную политику, образование, ЖКХ.

Противодействие оппозиционных депутатов ежегодному урезанию с 2001 года бюджета Воронежа временами происходило на уровне комитета облдумы по бюджету, налогам и финансам, но подавляющий перевес в численности депутатов ЕР в облдуме позволял и позволяет им принимать любые документы. Да и отстаивание интересов бюджета Воронежа со стороны нынешнего кандидата в мэры Константина Ашифина и его соратников по облдуме могло быть гораздо более решительным и публичным.

Снижающаяся бюджетная обеспеченность Воронежа привела к ежегодному финансированию воспитания, культуры, образования и здравоохранения по известному остаточному принципу. Медицину сейчас перевели под областное управление, но под эту фишку забрали вдвое больше, чем следовало, налогов у Воронежа. И лучше с медициной вряд ли будет. Рассуют деньги по сусекам. Пример главного дорожника области показателен.

Городская же дума, по идее и по законодательству, должная проявлять большую активность по защите бюджетных интересов горожан, напротив, проявляла полную пассивность в отношении бюджета Воронежа, срабатывала в конечном итоге и в полном составе ежегодно по принципу "чего изволите?". И где же была, например, претендент на должность мэра Галина Кудрявцева? Она в гордуме с 1997 года и все это время молча наблюдала за отрезанием от бюджета Воронежа лакомых кусков? Проще было бесконечно пиариться по скандальным проблемам, а не зреть в корень?

Трудно даже вообразить, что Галина Кудрявцева способна предложить воронежцам какую-то конструктивную и осмысленную стратегию или программу развития города. Сломать коррумпированное старое - она, наверное, сможет. Построить новое - вряд ли.

В связи с бюджетной стратегией были и профессиональные подходы и заявления со стороны руководителей мэрии. Но они функционировали только до первого звонка из областной администрации или вызова туда. Эти люди надеялись, что со сменой областной власти начнется эпоха конструктивизма в отношениях области и ее столицы, чего, как видим, не произошло. Еще в 2009 году многолетний руководитель экономико-финансового блока мэрии Сергей Курило в интервью говорил, что если бы городу оставляли 50% доходов с его территории, то этого было бы достаточно для решения всех городских проблем.

Сергей Курило:

"Приведу несколько цифр: за 2008 год с территории города только одних налогов было собрано 28,7 млрд рублей. Из них в городском бюджете осталось 5 млрд 400 млн (18%). В областной бюджет ушло 14,3 млрд (49,9%). И 31% - почти 9 млрд руб. - ушел в ФБ. Из того, что зарабатывает город, ему остается 5 млрд 400 млн - меньше 20%. На самом деле это около половины суммы, необходимой городу для нормального функционирования. Остальное мы получаем в виде целевых субвенций, часть средств зарабатываем сами неналоговыми доходами: арендой, продажей имущества и так далее. То есть, из 29 млрд половины было бы достаточно, чтобы в полном объеме выполнять все наши текущие обязательства - содержать все наши 500 учреждений, держать город в чистоте и при этом строить и развиваться. Порог справедливости, на мой взгляд, это не меньше 50%. Но тогда пострадают федералы и область"./"Экономика и жизнь - Черноземье", N10 от 30 мая-10 июня 2009/.

Позднее, примерно то же самое повторил и бывший спикер гордумы Александр Шипулин. Но публично озвучивались эти простые, научно и экономически обоснованные и справедливые истины очень робко, с оглядкой на областное руководство. А спущенные сверху решения и указания безропотно штамповались мэрией и гордумой.

Сергей Курило, Константин Ашифин и другие авторы в своих публикациях и выступлениях по поводу несправедливо низкой бюджетной обеспеченности жителей Воронежа не сообщили ничего принципиально нового. Все это сознательно забытое властями старое. Воронежу оставляли 45-50% налогов вплоть до нелепых, и, можно сказать, даже преступных для судеб России и российского народа реформ межбюджетных отношений начала XXI века. Изъяли большую часть налогов, вначале уполовинив бюджет. А теперь опустили долю налогов города ниже 17%. И запланировали на 2014-15 годы ее дальнейшее снижение.

Крупные и средние города, включая Воронеж, были, остались и будут главными очагами роста и развития культуры, оплотом качественного человеческого капитала и промышленности с высокими технологиями, региональными центрами медицины, образования, науки и инноваций. По существу, из-под процессов развития России по факту выбит их фундамент, потому страна и "блуждает в потемках". И если города России останутся надолго в нынешнем бюджетно-нищенском состоянии, то Россия ускоренно "пойдет под откос".

А наши верхи, недоумевая, ищут черную кошку в темной комнате - не в том месте ищут ответы на вопрос: почему все проводимые ими реформы крайне неэффективны и заканчиваются сплошными минусами для страны и российского народа.

По существу, города превращены в некие колониальные округа, из которых выкачивают средства и почти ничего не закачивают обратно. В роли "колонизаторов" выступают федеральные и региональные власти, концентрируя налоги городов у себя, в том числе для различных ненужных стране затратных и саморекламных мегапроектов.

Решусь сказать, что такой экономический подход - тяжкое преступление против будущего страны, против ее развития, против будущих поколений и нынешних горожан.

Жители города ожидали от претендентов на пост мэра цивилизованной полемики, взвешенной и аргументированной критики, конкуренции концепций, стратегий и программ развития Воронежа, но не тут-то было. И.о. мэра Геннадий Чернушкин упорно молчит по всем воронежским проблемам, обходя все острые и тупые углы чудовищного состояния инфраструктуры и инженерных сетей Воронежа, наркоманизации его молодежи (втрое выше, чем в среднем по ЦФО), высокой коррупции и преступности, огромной доли теневой экономики, самой большой в ЦФО. Позиционирует и.о. мэра себя в основном на самопиарных разъездах по городу, в том числе на бесполезных и затратных заседаниях управ с обязательным телевизионным и прочим освещением.

Посчитать бы ему самому да обнародовать, во что это все уже обошлось нищему бюджету Воронежа, возможно, поменьше отрывал бы людей от работы, выполнения своих прямых обязанностей.

Бюджет, трудовые ресурсы, наркотики, миграция, дороги (мелкий, некачественный ремонт не в счет), школы, больницы, поликлиники, социальная сфера для Геннадия Чернушкина пока табу. Как и вообще стратегия развития города, системное прогнозирование, комплексная программа развития чего-либо существенного, наконец. Тогда бы и прояснилось для жителей города, что ничего серьезного из перечисленного на существующий бюджет и на планируемые бюджеты 2014-2015 годов реализовать на практике невозможно. А область, как произошло с юбилеем, не помогает городу по существу, а лишь загоняет в долговой тупик. И помогать не будет, так уж устроены наши губернские и федеральные власти. Пока мэрия и гордума не начнут борьбу за свой бюджет с федералами и регионалами.

Так зачем тогда как будто успешный предприниматель идет в мэры? Деятельность мэра имеет мало общего с бизнесом. Опыта управления крупным городом, да еще с убогим бюджетом, у него нет никакого. Как и основательных знаний для этого. Потому и молчит, вероятно, по ключевым проблемам и.о. мэра. И уже на этом этапе игнорирует население города, почти не информируя его о перспективах города в случае своего избрания.

Полагает, вероятно, и.о. мэра, что на авось пронесет, изберут на авторитете губернатора, да примелькается народу с экранов телевизоров. Может и так случится с нашим народом. Но почему избиратели должны поддерживать претендента на высокий и чрезвычайно ответственный пост мэра Воронежа практически вслепую и вглухую? Расчет на их близорукость и некомпетентность? Мягко выражаясь, некорректная позиция и.о. мэра. И будет он потом после выборов постоянно держать руку под козырьком перед областными властями? Так и этого наелись жители города до отвала.

А зарплату лучше бы получал и.о. мэра и отрабатывал, как все обычные люди. И отстаивал публично и корректно в рамках законодательства и в правовом поле нормальный бюджет развития Воронежа, а не играл в молчанку по его поводу. И свою суперобеспеченность нам незачем публично демонстрировать.

При существующем бюджете и запланированных бюджетах на 2014-15 годы ни один мэр, каким бы он ни был трудолюбивым, умным, теоретически подкованным и талантливым, не вытащит Воронеж из глубочайшего кризиса, в который его свалили общими усилиями региональные и федеральные власти, изымая у него налоги, формирующие самостоятельный и полноценный бюджет.

Были даже и такие нелепые и легкомысленные реплики в сторону Константина Ашифина со стороны конкурентов на выборах: ты попробуй-ка, парень, с нынешним тощим бюджетом покрутиться. С большим бюджетом, дескать, любой справится. А зачем, спрашивается, крутиться. Работать эффективно надо и в первую очередь по отстаиванию полнокровного бюджета.

В народе мудро говорят: одна баба попробовала и семерых родила. Не экспериментировать и пробовать надо на жителях города. Их уже и дустом травили. Этого ненужного действа они давно объелись. Необходимо руководствоваться Бюджетным Кодексом и Конституцией РФ, где права и обязанности ГО тщательно прописаны, а вот стабильных и полноценных источников их финансирования нет. Точнее, их почти ликвидировали с 2001 года. И продолжают эту ликвидацию. В Воронежской облдуме была даже попытка снизить долю НДФЛ Воронежа ниже 10% (НДФЛ - основной источник наполнения бюджета города, было 70%; 45%; 35%, сейчас - 20%).

Корни основной проблемы Воронежа - нищего бюджета и продолжающей деградации города - в сущности правящей партии "Единая Россия". Это ее депутаты помалкивали в гордуме и решали там свои не слишком светлые делишки, а в облдуме без всяких особых прений, по-быстрому принимали губительные для города документы, в очередной раз урезающие бюджет Воронежа (доли налогов, включая НДФЛ).

Задачи депутатов всех уровней и законодательной власти в целом - инициирование разработки и принятия новых, более эффективных законов, совершенствование законов, других руководящих документов и лоббирование интересов горожан, которые их избрали. Нынешние депутаты Воронежской гордумы палец о палец не ударили по поводу наполнения бюджета города, хотя существующее законодательство вполне позволяло и позволяет им делать это.

В настоящее время уже перезрела очевидная необходимость законодательных инициатив городских, областных и федеральных депутатов от Воронежа, а также мэрии и областной власти в части законодательного закрепления за Воронежем 40-50% налогов, собираемых с его территории. Только так можно в приемлемые сроки, опережающие процессы его разрушения, обустроить город, модернизировать его инфраструктуру, снизить наркоманизацию молодежи, пьянство и спасти ее для трудовой деятельности, повысить инвестиционную привлекательность, привлечь в город инвестиции, которые упали примерно вдвое в долях общего их объема в области. И поднять с колен обрабатывающую промышленность, а за ней и всю экономику Воронежа. А то ведь утонула она в недрах преступной теневой экономики и коррупции.

Юрий Корчагин, эксперт, доктор физико-математических наук

Политгазета Воронеж

Док. 662126
Опублик.: 04.07.13
Число обращений: 0

  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``