В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На пути к безъядерному миру Назад
На пути к безъядерному миру
Рукописи не горят. Рецензии

Getting to Zero: The Path to Nuclear Disarmament. Ed. By Catherine McArdle Kelleher and Judith Reppy. Stanford, CA: Stanford University Press, 2011. 432 p.
Стремясь к нулю: дорога к ядерному разоружению / Под ред. К.МакАрдл Келлехер и Д.Риппи. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфорд Юниверсити Пресс, 2011. 432 c.



Среди всех изобретений человечества ядерное оружие, несомненно, наиболее смертоносно и опасно. Впервые испытанное США в июле 1945 г. и в первый и пока последний раз примененное в Японии в августе того же года, оно продолжает поражать своей разрушительной мощью. С его появлением мир вошел в новую эпоху, ключевым событием которой стало почти полувековое противостояние двух ядерных сверхдержав. Однако от развертывания ядерной войны спасал принцип взаимно гарантированного уничтожения - и США, и СССР понимали, что выиграть им не удастся. В результате принцип сдерживания стал краеугольным камнем политики двух сверхдержав в эпоху "холодной войны".

Во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х годов исследователи и политики уже задумывались о контроле над ядерным оружием. В частности, рассматривались следующие основные варианты. (1) Создание системы нераспространения ядерного оружия, ограничения и сокращения его арсеналов. Данное направление деятельности в итоге стало доминирующим, так как были подписаны и Договор о нераспространении ядерного оружия и различные договоры об ограничении и сокращении ядерного оружия между США и СССР.

(2) Отказ от попыток контроля ядерного оружия и создание "зонтика" от возможного ядерного удара в виде систем противоракетной обороны. Данное направление также получило развитие, однако ввиду высокой стоимости разработки и размещения подобной системы этой возможностью воспользовались только СССР и США, ограничив, тем не менее, территорию размещения подобных противоракетных систем.
(3) Передача ядерного оружия под международный контроль, например, созданной в тот же период Организации Объединенных Наций. Однако неспособность стран-членов ООН договориться о коллективном использовании обычных вооруженных сил, делает данную возможность весьма туманной.

(4) Полный запрет на разработку и обладание ядерным оружием. Вариант внешне несостоятельный, так как не было действенных инструментов верификации и соответственно абсолютно никаких гарантий, что отдельные государства не будут в тайне держать у себя ядерное оружие.

Хотя идея полного ядерного разоружения не нашла тогда своего практического воплощения, она тем не менее присутствует в некоторых международных документах эпохи "холодной войны". В частности, в Договоре о нераспространения ядерного оружия 1968 г. зафиксировано, что "каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры <...> о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем"1.

Первые конкретные шаги к полному ядерному разоружению были сделаны уже на излете "холодной войны" М.С.Горбачевым и Р. Рейганом на встрече в Рейкьявике в 1986 году, где оба лидера согласились с тезисом, что необходимо избавиться от ядерного оружия. Однако военный истеблишмент США и СССР, для которых ядерное оружие было основой военной мощи и престижа, не поддержал данную инициативу. Через пять лет распался Советский Союз, а для молодой и слабой России ядерное оружие стало одним из немногих оставшихся символов государственного величия на мировой арене. Исторический момент был упущен.

В январе 2007 г. Джордж Шульц, Виллиам Перри, Генри Киссенджер и Сэм Нанн (вместе известные как "группа четырех") опубликовали в газете "Уолл Стрит Джорнал" статью2, посвященную двадцатилетней годовщине саммита в Рейкьявике, в которой сожалели о потерянной тогда возможности полного ядерного разоружения и предложили свое видение мира без ядерного оружия и ряд практических шагов по его достижению. Данная тема вновь стала объектом научной дискуссии. И, как впоследствии выяснилось, вполне обоснованно, так как идея получила поддержку в самых высоких политических кругах. В апреле 2009 г. во время своего визита в Чехию, президент США Барак Обама так высказался о перспективах ядерного оружия: "Соединенные Штаты намерены предпринять конкретные шаги на пути к миру без ядерного оружия <...> и призывают другие страны сделать то же самое"3.

Подобное внимание к проблеме со стороны американского президента не могло не привести к дополнительному росту числа исследований на тему ядерного разоружения, в том числе с участием ведущих мировых специалистов по ядерной проблематике. Рецензируемое издание одно из них.

В коллективную монографии "Стремясь к нулю: дорога к ядерному разоружению" Кэтрин МакАрдл Келлехер и Джудит Риппи собрали выдающуюся группу исследователей, объединенных идеей безъядерного мира и рассматривающих в практической плоскости последствия этого решения.

В собрании 19 главэссе разбирается широкий круг вопросов и проблем, связанных с уничтожением ядерного оружия. Авторы книги оттолкнулись от исходного тезиса о том, что мир без ядерного оружия является желанным для всех стран. Как отмечает во введении К.МакАрдл Келлехер, "главы этой книги не посвящены дебатам о возможности или желательности достижения "глобального нуля". Вместо этого в них подробно разбирается, чем обернется "ядерный ноль" для существующих институтов, проблемных вопросов и установленных порядков"4. Исследователи также пытаются разобраться в том, "что должно измениться в политике ядерных держав, чтобы вопрос ядерного разоружения стал неотложным"5. Рассматриваются прошлые и текущие концепции безъядерного мира, настроения политической элиты ведущих мировых держав по отношению к ядерному оружию, а также региональные и функциональные проблемы, которые могут стать препятствиями к полному ядерному разоружению. В книге глубоко анализируются внутриполитические процессы в России, странах Европы и США, а также последствия, которые они имеют для достижения "ядерного нуля".

В первом разделе монографии описывается история движения к "ядерному нулю", документируются успехи и неудачи шести десятилетий обладания ядерным оружием. Дэвид Холловэй представляет безъядерное видение мира "группой четырех", отдельно рассматривая позиции каждого из ее участников. Рэнди Райделл воспроизводит историю дискуссии о запрете ядерного оружия на международном уровне и предполагаемую роль в этом вопросе международного сообщества, в особенности ООН. Гётц Нейенек дискутируя о возможности мира без ядерного оружия, с оптимизмом отмечает растущее в странах ЕС движение в поддержку ядерного нуля.

Перспективы полного ядерного разоружения для основных ядерных держав анализируются во второй части исследования. Линн Иден рассматривает использование ядерного оружия в США с точки зрения его полезности для военных: возможности выбора цели, высокой смертоносности и стратегической важности. Академик РАН Алексей Арабатов подробно излагает позицию России в вопросах ядерного сдерживания, которая заключается в том, что Москва готова рассматривать варианты полного ядерного разоружения только в контексте решения других стратегических вопросов ее безопасности: сокращения превосходства сил США/НАТО в высокоточных вооружениях, параллельного разоружения со стороны других ядерных держав, неремилитаризации космоса США6. Ян Энтони повествует о дебатах, касающихся "ядерного нуля" в Великобритании, и неизбежности больших компромиссов, на которые придется пойти руководству страны. Венанс Журне изучает уникальную тягу Франции ко всему ядерному и как это может повлиять на дебаты по ядерному разоружению, а Джеффри Льюис освещает современную прагматичную ядерную политику Китая.

Видению "глобального ядерного нуля" со стороны региональных держав посвящена третья часть коллективного исследования. Н.К. Арбатова представляет попытку осмыслить динамику международных отношений в постъядерном мире на примере Европы. Авнер Коэн пытается понять, как в разоружающемся мире изменится двусмысленная ядерная политика Израиля, не признающего, но и не отрицающего наличие у него ядерного оружия, при условии, что на карте мира появится новое ядерное государство - Иран. Согласно Коэну Израиль рассматривает ядерное оружие как "священный страховой полис нации" и будет готов от него отказаться только в случае предоставления безусловных гарантий его безопасности7.

Джилл Мари Льюис совместно с Лэси А. Н. Олсон анализируют эволюционирующую ситуацию в Иране и потенциальные факторы, способные повлиять на решения Тегерана по ядерной программе. В частности, отмечается, что ситуацию можно было разрядить путем вовлечения Ирана в различные программы сотрудничества. Однако, судя по последним событиям, США выбрали диаметрально противоположный путь - изоляцию иранского руководства. В заключение данной части, Пэл Сидху рассматривает политику страны, которая когда-то раньше была лидером движения за "ядерный ноль", но потом поддалась искушению и первой показала всему миру ограниченность Договора о нераспространении ядерного оружия. Впервые проведя секретные испытания ядерного оружия еще в 1974 году, Индия де-факто стала ядерным государством, не нарушив положений ДНЯО, подписантом которого она не является. Политика Индии в области полного ядерного разоружения будет напрямую зависеть от общей ситуации в Южной Азии, где для нее все еще велики риски безопасности.

Четвертая часть книги посвящена вопросам, по которым совместные усилия и опыт международного сообщества будут наиболее применимыми. Джеймс Актон рассматривает возможные решения по верификации "ядерного нуля", так как соблазн скрыть у себя наличие ядерного оружия на случай крупномасштабного конфликта будет велик. Джудит Риппи анализирует институциональное будущее ядерных лабораторий и их роль в безъядерном мире. Марко де Андреис и Саймон Мур, рассматривая мирную ядерную энергию и ее роль в создании ядерного оружия, задаются вопросом, сможет ли когда-нибудь ядерная энергия перестать быть угрозой нераспространения. Мэтью Евангелиста развертывает дискуссию о военной стратегии в мире без ядерного сдерживания, к которой потом присоединяется Деннис Гормли, предлагающий пути смягчения опасений по поводу того, что идея ядерного разоружения используется США для того, чтобы усилить превосходство Вашингтона в новых высокоточных видах вооружений. В последней главе монографии Дэвид Холловэй и Питер Домбровски предлагают целую серию практических шагов к "ядерному нулю", включая всемирный саммит, цель которого будет сфокусировать международное сообщество на "единственной цели стремления к нулю"8. Однако последний саммит по ядерной безопасности, прошедший в Сеуле в конце марта 2012 г. показал, что достичь каких-либо значимых результатов даже в сфере контроля над ядерным оружием, не говоря уже о его полном сокращении, крайне сложно. Во-первых, на нем отсутствовали представители Ирана и Северной Кореи, к которым как раз и имеются претензии в сфере ядерного нераспространения, а во-вторых, он завершился принятием лишь общей декларации без каких-либо конкретных целей и задач.

Как отмечают сами авторы монографии, они не предлагают конкретного плана для достижения "ядерного нуля". Основной своей заслугой они считают систематизацию текущего состояния научного дискурса и перевод его на более высокий уровень. Как отмечает К.МакАрдл Келлехер, "данной книгой мы надеемся поднять вопросы и предложить ряд ответов, которые будут востребованы в будущем по мере того как будут развиваться дебаты"9.

Уже после выхода книги в свет российское руководство прояснило свое отношение к безъядерному миру. В феврале 2012 г. В.В.Путин отметил, что Россия готова к ядерному разоружению, но только при условии принятия на вооружение высокоточного оружия, сопоставимого по результатам применения с ядерным10.

Исследование, безусловно, содержит и некоторый скептицизм по отношению к идее безъядерного мира. Очевидно, что "разизобрести" ядерное оружие или целиком и полностью забыть о его существовании невозможно. Всегда сохранятся возможности для тайного обладания ядерным оружием, особенно с учетом тенденции его перехода на уровень тактических вооружений. Чем больше ядерных тактических зарядов, тем сложнее будет достичь и проконтролировать полное ядерное разоружение.

Так или иначе, ценность данной работы в последовательном рассмотрении политических вопросов, которые встанут на повестку дня в случае принятия решения о ядерном разоружении, и шагов, которые ядерным державам необходимо предпринять для того, чтобы достичь безъядерного мира.

Сергей Веселовский, кандидат политических наук

_______________

1 The Treaty of the NonProliferation of Nuclear Weapons // United Nations. Mode of Access: http://www.un.org/en/conf/npt/2005/npttreaty.html.
2 George P. Schultz, William J. Perry, Henry A. Kissinger and Sam Nunn. A World Free of Nuclear Weapons // Wall Street Journal. 2007. January 4.
3 Remarks by President Barack Obama. Prague, April 5, 2009 // The White House. Mode of access: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-By-President-Barack-Obama-In-Prague-As-Delivered.
4 Getting to Zero: The Path to Nuclear Disarmament. Ed. By Catherine McArdle Kelleher and Judith Reppy. Stanford, CA: Stanford University Press, 2011. P. 1.
5 Ibid.
6 Ibid. P. 100-101.
7 Ibid. P. 202.
8 Ibid. P. 378.
9 Ibid. P. 8.
10 Деловая газета "Взгляд". 24 февраля 2004 г. Режим доступа: http://vz.ru/news/2012/2/ 24/563847.html.

HTML-верстка А. Б. Родионова

Том 10, N 1(28). Январь-апрель 2012

http://www.intertrends.ru/

Док. 662116
Перв. публик.: 03.04.12
Последн. ред.: 03.07.13
Число обращений: 0

  • Веселовский Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``