В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Локальная контактная зона - будущее Советской Гавани и Ванино Назад
Локальная контактная зона - будущее Советской Гавани и Ванино
О будущем Советской Гавани и Ванино в последнее время говорят достаточно много. Одним из перспективных проектов социального и экономического развития районов является создание Ванино-Советско-Гаванской локальной контактной зоны (ВСГЛКЗ). Проработкой этого вопроса занимаются специалисты "ДальНИИ рынка" (г. Хабаровск)
ФОРМИРОВАНИЕ локальной контактной зоны - это новый крупномасштабный научный проект по созданию высокоэффективного производственного комплекса на Дальнем Востоке России. В создании такой зоны заинтересованы Правительство РФ и правительство Хабаровского края, бизнес-структуры, в том числе и иностранные инвесторы. Очевидно, что с созданием зоны улучшатся условия для проживания населения.
В состав Советско-Гаванского и Ванинского районов входят 26 населенных пунктов, большинство из которых расположено вдоль железнодорожной магистрали Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. На севере зона граничит с Ульчским районом, на западе - с Нанайским, Комсомольским и Богородским, на юге окружена глубоководным заливом Советская Гавань, с востока омывается водами Татарского пролива. Отличительной характеристикой зоны является примыкание к ней целого ряда бухт. Наиболее крупные из них бухты Мучке, Ванина, Обманная, Северная, Западная, Юго-Западная. Ключевыми отраслями экономики районов являются морской транспорт, лесопромышленный и рыбный комплексы, а также судоремонт.



ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС Совгаванско-Ванинского узла формирует железная дорога Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (восточный участок Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) и автомобильная дорога Лидога-Ванино, обеспечивающая круглогодичную связь района с автомобильной и железнодорожной системами России, прежде всего с Амурской и Еврейской автономной областями, а также с Хабаровским краем.
Внешняя транспортная инфраструктура района представлена железнодорожными магистралями - Транссиб и БАМ. Транссиб - двухпутная, полностью электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, технические возможности которой позволяют освоить объемы перевозок грузов в ближайшей перспективе до 100 млн.т. в год. Эксплуатационная длина Байкало-Амурской железнодорожной магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 5.676 км.
Ванинский морской торговый порт специализируется на переработке практически всех видов грузов. География каботажных грузов включает в себя Магадан, Камчатку, Чукотку. Через Ванино поставляются грузы в большинство стран АТР. Географическое расположение порта открывает выходы к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и частично - с Транссибирской железнодорожной магистрали. В 10 км к северо-востоку от Ванино в бухте Мучке формируется крупнейший в России порт по перевалке угля.
Советская Гавань - морской рыбный и торговый порт, который по своему расположению, метеорологическим и гидрологическим условиям является единственным в этом районе убежищем для судов практически при всех направлениях ветров, особенно в осеннее время.
Формирование Ванино-Советско-Гаванской локальной контактной зоны определяется несколькими условиями и факторами.
ПРИМЫКАНИЕ К МЕЖДУНАРОДЫМ транспортным коридорам МТК - Транссиб и БАМ, что дает возможность участвовать в международных транспортных процессах. Формирующийся международный автомобильный транспортный ход Харбин - остров Большой Уссурийский - Ванино сможет обеспечить движение грузов из провинции Хэйлунцзян в порты зоны и далее - в США, на Хоккайдо, в Корею, Южный Китай (порты Янцзы и Хуанхэ), Гонконг и Тайвань.
Особенно следует отметить наличие огромных запасов природных ресурсов, расположенных в зоне влияния ВСГКЛЗ. Значительный интерес в этом плане представляют Эльгинское угольное месторождение, Чинейское месторождение медно-сульфидных и ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, Удоканское медное месторождение с запасами 18-20 млн. тонн меди, железорудные месторождения ЕАО и Гаринское месторождение железных руд Амурской области.



Растущий спрос в АТР и в мире на сырьевые ресурсы также является перспективой формирования локальной контактной зоны, именно на оконечности БАМа. Повышение спроса на уголь обусловлено его значительными запасами и доступностью. Увеличение перевалки лесных грузов связано с повышением спроса на лесоматериалы в странах АТР и загрузкой южных портов Дальневосточного федерального округа. За счет увеличения доли потребления алюминия (тара и упаковка, электротехника и энергетика), меди (кабельные изделия), никеля (черная металлургия, машиностроение, энергетика) на внешних рынках будет происходить также рост спроса на цветные металлы.
ПОСКОЛЬКУ ПОДНИМЕТСЯ КОНКУРЕНТОСПСОБНОСТЬ всех портов Дальнего Востока, в бухте Мучке на основе строительства угольных терминалов намечается создание комплексов по переработке угля; в порту Ванино и прилегающих к нему территорий и акваторий бухты Малая Ванина - строительство причалов для навалочных грузов, переработки металлов, лесных грузов; на территории, прилегающей к заливу Советская Гавань, - формирование портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). В перспективе также формирование крупнейшего порта по перевалке транзитных контейнеров в бухтах Обманная, Северная и Западная, прилегающих к поселку Заветы Ильича.
Среди заинтересованных фирм по развитию ВСГЛКЗ можно назвать следующие:
* ОАО "Мечел" - ведёт строительство собственного угольного терминала в районе поселка Ванино и будет являться важной составляющей частью проекта разработки Нерюнгринского и освоения Эльгинского каменноугольного месторождения. Пропускная способность угольного производственного комплекса Ванино составит 25 млн.т. в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди терминала мощностью 15 млн. т планируется в 2012 г., второй очереди мощностью 15 млн. т. - к 2015 году. Стоимость нового проекта оценивается в 12 млрд. руб.
* ЗАО "Управляющая компания "Базовый элемент" - планирует строительство в порту Ванино причала длиной 240 м и глубиной 12,5 м для отгрузки до 500 тыс. алюминия в год судовыми партиями до 45 тыс. т. Кроме того, строительство причалов N 21 и 22 для отгрузки 600 тыс. т. лесных грузов.
* ОАО "Сахатранс", планирует возведение терминала по переработке железной руды, угля, древесины, контейнеров ежегодным объемом до 25 млн.т.
* компания "Ариком" - планирует построить в заливе Советская Гавань на мысе Марии перегрузочный комплекс железорудных концентратов с ростом мощностей от 1,1 млн.т. в 2011 г. до 7,1 млн.т. к 2015 г.
ГОСУДАРСТВО УЖЕ ВЫДЕЛИЛО СРЕДСТВА на усиление железнодорожных подходов; реконструкцию участка Оуэн - Высокогорная с новым Кузнецовским тоннелем; восстановление и строительство разъездов; обновление и модернизацию технических устройств станций; строительство дороги Лидога-Ванино; реконструкцию аэропорта Советская Гавань.
В зоне имеются благоприятные условия для проживания населения и формирования нескольких крупных городских поселений: Ванино-Мучке, Заветы Ильича, Советская Гавань.
К факторам, ограничивающим развитие Ванино-Советско-Гаванской локальной контактной зоны, на данный момент относятся низкая пропускная способность железной дороги на участке Комсомольск-на-Амуре - Токи, особенно в районе Кузнецовского перевала; небольшая пропускная способность подъездных железнодорожных станций; низкая степень освоения природных ресурсов.



О внутренних факторах и проблемах Советско-Гаванского и Ванинского районов.

РАЗВИТИЕ ЛОКАЛЬНОЙ контактной зоны и её портовых комплексов в первую очередь зависит от возможностей доставки грузов по железной дороге Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Сегодня пропускная способность железной дороги составляет 12 млн. т грузов в год. Этого катастрофически недостаточно. Наиболее эффективным способом освоения грузопотоков является уже начатое строительство второго пути на участке Комсомольск- станция Сортировочная - Ванино, а при грузообороте, достигающем 58 млн.т в год, необходимо рассматривать вопрос об электрификации железнодорожной линии с помощью ТЭЦ. В Советско- Гаванском порту при открытии новой станции Мыс Марии, а в дальнейшем реализации других инвестиционных проектов и соответственно при росте грузооборота необходимо строительство дополнительных железнодорожных путей от станции Токи до станции Советская Гавань.
АВТОДОРОГА ЛИДОГА - ВАНИНО - это важная артерия, обеспечивающая связь территорий с крупными городами края, а также с регионами Дальнего Востока и России. По мере усиления транспортной роли ВСГЛКЗ роль автомобильных дорог будет возрастать, что потребует их строительства и реконструкции.
РАЗВИТИЕ ВОЗДУШНОГО сообщения ВСГЛКЗ предусматривает создание национальной опорной аэропортовой сети. Как один из узловых аэропортов сюда вошел и аэропорт города Хабаровска. В этой связи аэропорт Советской Гавани можно рассматривать как один из узлов внутреннего транзита для обеспечения эффективного транспортного сообщения. Другим моментом является тот факт, что проект реконструкции аэропорта Майгатка включен в инвестиционные планы правительства Хабаровского края. Но сегодня не определена ведомственная принадлежность аэропорта - взлетно-посадочные полосы являются собственностью Министерства обороны, обслуживание же аэропорта лежит на плечах Советско-Гаванского района.
ПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА локальной зоны представлена двумя крупными портами. Порт Советская Гавань расположен в глубоководной бухте Эгге, где планируется создание особого экономического режима, что позволит бизнесу осуществлять строительство специализированных комплексов. При этом строительство инфраструктуры планируется вести за счет государственных средств. Существуют и другие выгоды, связанные с льготным налогообложением, упрощенным порядком управления в портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ). Однако здесь необходимо обозначить и проблемы: низкое инженерное освоение берега, недостаточная пропускная способность железной дороги.
Порт Ванино специализируется на переработке практически всех видов грузов, имеет достаточно развитую портовую инфраструктуру. Генеральной схемой предусмотрена возможность строительства здесь новых терминалов общей мощностью 40-50 млн. т и доведения общего грузооборота до 60 млн. т. В Ванинском порту имеется возможность построить контейнерный терминал. Ванинский порт и остров Сахалин связывает паромная переправа Ванино - Холмск, которая способна обеспечить перевозку до 3,3 млн. т. грузов в год.
ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ для локальной контактной зоны имеют транзитные грузопотоки, возникающие за рубежом и вовлекающие её в обслуживание международных перевозок. В настоящее время сложилась ситуация, предполагающая увеличение движения контейнерных грузов из Китая. Порты Ванино и Советской Гавани могут занять выгодную нишу в распределении мировых контейнерных перевозок, что позволит превратить локальную контактную зону в крупный центр международного делового сотрудничества.
ВАЖНЫМИ УСЛОВИЯМИ СОЗДАНИЯ ВСГЛКЗ являются привлечение дополнительного населения, формирование крупных городских агломераций, развитие крупномасштабного жилищного и производственного строительства и электроэнергетики.
Для того чтобы агломерация развивалась, необходимо создание экономических условий, в первую очередь за счет производственного комплекса. Ведущими отраслями промышленности Советско-Гаванского и Ванинского районов являются лесопромышленный, рыбный и судоремонтный комплексы.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ситуация в лесопромышленной отрасли такова, что объемы экспорта лесных (необработанных) ресурсов значительно опережают их переработку. Правда, в последнее время благодаря политике государства на Дальнем Востоке появились предприятия, способные производить продукцию лесопереработки, в том числе в Советской Гавани и Ванино.
Что касается рыбопромышленного комплекса, то в целом можно сказать, что эта отрасль развивается довольно стабильно. Однако есть и проблемы, связанные прежде всего с морально устаревшим добывающим флотом, высоким уровнем износа перерабатывающих мощностей и береговой инфраструктуры и т.д.
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭЗ в Советской Гавани предусматривает развитие судоремонта и условия для этого имеются. В первую очередь - это наличие предприятия, заинтересованного в осуществлении судоремонта (ООО "Первый судоремонтный завод"). Для судоремонта это предприятие располагает всем необходимым: и оборудованием, и средствами механизации, и доками, позволяющими ремонтировать суда дедвейтом до 15 тыс. т. Кроме того, на его территории действует пограничный пункт пропуска, что позволяет производить оперативное оформление судов для загранплавания и постановку их к причалам под иностранным флагом.
Таким образом, можно сказать, что для создания локальной контактной зоны в Советско-Гаванском и Ванинском районах имеются не только внешние предпосылки, но и все необходимые внутренние условия.

Кандидат экономических наук, заслуженный экономист России С.П. Быстрицкий;
Заведующая лабораторией региональной экономики, территориальной кооперации и гос. регулирования "ДальНИИ рынка" Н.С. Фролова

http://sovgavan.ru/forum/3-2154-1

http://arbuz.biz/

2012-02-08



Док. 662043
Перв. публик.: 08.02.12
Последн. ред.: 01.07.13
Число обращений: 0

  • Быстрицкий Станислав Пахомович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``