Росстат сообщил средние зарплаты чиновников в 2016 году
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Идея `портфолио` - это фактический конец ЕГЭ
Идея `портфолио` - это фактический конец ЕГЭ
Идея "портфолио" далеко не нова и она не является изобретением господина Ливанова. Эту идею как альтернативу

ЕГЭ я и тогдашний генеральный директор Федерального Центра тестирования Владимир Хлебников выдвигали еще в ноябре 2005 года на коллегии Минобрнауки. Уже тогда было совершенно очевидно, что ЕГЭ - не жизнеспособная модель. Которая со временем приведет к банкротству всю систему образования. Однако тогдашний министра образования и науки Андрей Фурсенко и тогдашний руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов стояли насмерть, защищая идею проведения ЕГЭ. Они даже слышать не хотели ни о каком "портфолио". Вместе с ними активно отвергал идею введения принципа "портфолио" и Дмитрий Ливанов, который в тот момент занимал пост статс-секретаря, заместителя министра образования и науки РФ. И нас с Хлебниковым объявили смутьянами, пытающимися противостоять решению государственной задачи внедрения "самой объективной и самой чистой оценки знаний".

Однако следует отметить, что идея "портфолио" не принадлежит нам с Хлебниковым. К тому времени она уже активно работала в целом ряде стран мира. Особенно активно она использовалась в США.

Где пока еще сохранявшийся на тот момент тестовый экзамен носил лишь вспомогательный характер и проводился на добровольной основе. Например, поступить в Гарвардский университет можно было только, предъявив портфолио. Никакие другие варианты там не проходят. Более того, на основе портфолио и собеседования приемная комиссия передают материалы в Финансовый Комитет, который решает, получит ли будущий студент стипендию или разовый грант.

Или будет учиться на платной основе. Сертификат тестового экзамена (который проводится добровольно и за отдельную плату) всего лишь прилагается ко всем документам, входящим в портфолио.

Именно это предлагали и мы. Сохранить тестовый экзамен. Но сделать его добровольным и независимым. А результаты данного экзамена можно было бы принимать в качестве дополнительного параметра при поступлении в ВУЗ.

В наших предложениях было освещено и примерное содержание "портфолио". Это, в первую очередь, аттестат о среднем образовании (его средний балл), средний балл по определенным предметам (при поступлении в профильный ВУЗ), а также набор наград выпускника за победы в олимпиадах, конкурсах, викторинах, соревнованиях. Кроме этого предполагалось введение такого понятия, как "рекомендательное письмо" или "рецензия".

При этом выпускные экзамены за курс средней школы мы предлагали проводить в традиционной форме (сочетание письменных работ по литературе и математике с устными ответами по остальным предметам школьного курса).

В подобной системе нет ничего необычного. Переходя к принципу "портфолио", мы сохраняли традиции преподавания в старших классах средней школы. А также сохраняли традиционные выпускные экзамены, которые должны были сдаваться выпускниками государственной экзаменационной комиссии.

Что касается приема в ВУЗы, то эта процедура должна была регламентироваться вузовским сообществом и руководством каждого конкретного ВУЗа. "Портфолио" позволило бы каждой приемной комиссии более тщательно рассмотреть кандидатуру абитуриента, учесть все его заслуги, внимательно с ним побеседовать, дать ему соответствующие данному ВУЗу и данной специальности задания и принять совершенно обоснованное решение о зачислении.

Конечно же, при подобном подходе на приемные комиссии ложится значительно больший объем работы. Это не автоматически посчитать баллы ЕГЭ, и выстроить их в ряд в порядке убывающей.

Но при подобном подходе есть 100% уверенности в том, что в ВУЗ не попадут случайные люди. А, если такое все-таки по какой-либо причине произойдет, то очень быстро можно вычислить, на каком этапе это произошло.

Уже тогда мы говорили, что при введении принципа "портфолио" резко сокращается возможность коррупции. Потому что, для того, чтобы получить хороший аттестат и к нему приложить множество наград и творческих работ с рецензиями и рекомендательными письмами, нужно будет подкупить огромную массу людей.

Теоретически это, конечно, возможно, но практически - маловероятно. В то время, как купить результат ЕГЭ можно очень просто. На любом этапе его проведения. И даже после его завершения.

Что означает внедрение принципа "портфолио", если оно состоится в ближайшее время? Это означает полный и окончательный конец ЕГЭ. Полное банкротство идеи, которую более 12 лет пыталось насадить у нас в стране Министерство образования и науки России под руководством "экспертов" и "советников" Всемирного Банка.

Уже даже для людей, абсолютно не сведущих в тонкостях системы образования, очевидно, что не может быть единого универсального тестового экзамена, имеющего сразу две функции: итоговой оценки знаний и поступления в ВУЗ. Попытки максимально упростить две эти важнейшие функции, заменив их элементарным тестовым заданием, привели к полному краху всю систему обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. А следом за этим - и к полному краху профессионального набора для обучения в высших учебных заведениях.

Подобного рода решение (имеется в виду переход к принципу "портфолио") сам господин Ливанов лично, конечно же, принять не мог. Он вообще человек не самостоятельный. Но также весьма трудно предположить, что подобного рода предложение могло прозвучать из уст президента. Скорее всего, эту идею озвучил Андрей Фурсенко, который теперь выполняет довольно странную функцию. Он, вроде бы, как полностью обанкротившийся в качестве министра, с этого поста был удален. Но остался в ранге советника президента по вопросам образования и науки. Такое бывает только в России: когда полностью профессионально провалившийся чиновник перекочевывает из кресла профильного министра в кресло профильного советника главы государства.

Тем не менее, Андрей Фурсенко прекрасно знает, как поставлена система приема в ВУЗы в США (он проходил там в свое время стажировку), и прекрасно понимает, что рано или поздно с глупостью под названием "ЕГЭ" придется кончать. Потому что с этим покончили даже американцы в 2009-м году. И, занимая теперь место советника главы государства, господин Фурсенко обязан предпринимать шаги к тому, чтобы снимать напряженность вокруг созданного им же инструмента, который поднял на ноги буквально всю страну. И может в будущем грозить тяжелыми политическими последствиями.

Как, например, это случилось в 1968-м году во Франции. Ибо, там после внедрения в 1966-м году единого тестового экзамена (аналога нашего ЕГЭ), резко усилились студенческие волнения (поступивших по этому тестовую экзамену начали отчислять за неуспеваемость после первого и второго семестров). И к 1968-му году они переросли в массовые молодежные протестные акции, закончившиеся мощным политическим кризисом и уходом в отставку всего кабинета министров генерала Шарля де Голля.

Поскольку идеи убрать из ЕГЭ первые две буквы (Е - единый, Г - государственный) уже прозвучали на Экспертном Совете при Правительстве РФ, и теперь они дополнились "идеей" введения принципа "портфолио" со стороны министра Ливанова, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время может быть пересмотрена вся концепция ЕГЭ. И речь уже идет не о некотором "усовершенствовании" ЕГЭ, а о его полном уничтожении.

Когда и как это реально произойдет, покажет время. Одно уже не вызывает никакого сомнения: это произойдет обязательно.

Хотелось бы, чтобы это произошло поскорее, так как в жертву этому пресловутому сочетанию из трех букв уже отданы сотни тысяч ни в чем не повинных граждан России.

Сергей Комков - президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, д.пед.н., профессор

Док. 661631
Опублик.: 13.06.13
Число обращений: 0

  • Болотов Виктор Александрович
  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Ливанов Дмитрий Викторович
  • Комков Сергей Константинович
  • Хлебников Владимир Викторович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``