В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Казахстанская политическая элита инициирует и активно корректирует основные направления космического взаимодействия с Россией... Назад
Казахстанская политическая элита инициирует и активно корректирует основные направления космического взаимодействия с Россией...
Россия и Казахстан активизировали переговорный процесс, в отношении статуса комплекса "Байконур". Поводом послужило заявление Председателя Национального космического агентства (НКА) Казахстана Т.Мусабаева 10 декабря 2012 года. По словам Т.Мусабаева, данный вопрос находится в состоянии проработки, соглашение по аренде Байконура, принятое в 1994 году "отработало свое" и нуждается в изменении. Речь может идти о "разработке нового всеобъемлющего договора" по комплексу "Байконур", при этом возможным элементом соглашения становится поэтапное прекращение аренды. Первым этапом этого процесса может стать вывод из-под российской аренды пусковых площадок комплекса "Зенит".

Проблема вывода города "Байконур" из-под российской аренды обсуждалась в середине ноября 2012 года в рамках межправительственной российско-казахстанской комиссии по сотрудничеству. При этом на выводе "Байконур" из-под российской аренды настаивала казахстанская сторона.

Напомню, что Соглашение об условиях аренды комплекса "Байконур" между Правительствами России и Казахстана было подписано в 1994 году. В 2004 году срок аренды был продлен до 2050 года, а стоимость аренды была сохранена на уровне 115 млн долл. в год, с правом ее пересмотра не ранее 2025 года.
В настоящее время в Байконуре проживает более 70 тыс. человек, из которых 37% - граждане России, около 60% - граждане Казахстана. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно поступает сумма в размере более 1 млрд рублей. Общий размер годовых затрат российского бюджета в указанной области превышает 6 млрд рублей.
Необходимо отметить, что национальная космическая программа рассматривается в Казахстане как один из "локомотивов" построения диверсифицированной и высокотехнологичной экономики Казахстана. Поэтому стратегия казахстанской космической программы состоит в создании на паритетных основах с ведущими космическими державами собственной космической инфраструктуры, а не в закупке готовых технологий или спутников. Цель Казахстана состоит во вхождении к 2020 году в десятку космических держав мира. Причем дело не только в экономике: руководством Казахстана вполне осознается тесная взаимосвязь уровня космического развития страны и национальной безопасности.
Под решение столь амбициозной задачи последовательно выстраивалась и организационная система управления национальными космическими программами. В 1991 году создается Агентство космических исследований Казахстана. В результате нескольких реорганизаций в 2007 году образуется Национальное космическое агентство. При этом происходило постоянное увеличение бюджетного финансирования указанной организации. Так в 2007 году оно составило 11,2 млрд тенге (~2,24 млрд рублей), за период с 2009 по 2012 годы -90 млрд тенге (~18 млрд рублей).
Анализ космических проектов с участием Казахстана позволяет сделать следующие выводы. Казахстан реализует стратегию, в соответствии с которой акцент был перенесен с временных выгод от сдачи в аренду комплекса"Байконур" на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов. В настоящий момент практически все космические программы Казахстана связаны с Россией.
Важно подчеркнуть, что в настоящий момент сотрудничество с Россией в космической сфере для Казахстана является безальтернативным. Особенно актуальным указанное направление деятельности становится в условиях активизации интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного Союза, Единого экономического пространства. При этом повестка сотрудничества в большей степени формируется Казахстаном. Астана активно и умело использует геополитический интерес к ЦА нынешней российской политической элиты, а также их стратегическую заинтересованность в вопросах направлений транспортировки углеводородов из Казахстана. Казахстанская политическая элита инициирует и корректирует основные направления космического взаимодействия России и Казахстана. Это приводит к возникновению противоречий по разным аспектам космического сотрудничества.
В качестве примера можно привести отсутствие договоренностей России и Казахстана по ключевой программе развития космодрома Байконур - строительству стартовой позиции для новейшей российской ракеты "Ангара", проекту "Байтерек". Другим примером являются неоднократные попытки пересмотрастоимости аренды "Байконур". Вместе с тем российская сторона проводит политику, направленную на диверсификацию возможностей в рамках отечественной космической программы. В частности идет процесс сокращения присутствия России на территории комплекса "Байконур", происходит модернизация и строительство новых космодромов на российской территории: в частности космодрома "Восточный" в Амурской области, что в перспективе позволит снизить значение "Байконур" в рамках российской космической программы.
С этой точки зрения, заявление Главы НКА Казахстана можно рассматривать в большей степени как фактор давления, чем реальная возможность и готовность Казахстана пересмотреть соглашение об условиях аренды комплекса. В этих условиях России предстоит сформулировать свою стратегию и условия сотрудничества в данной сфере деятельности...

Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Экспертъ"

Док. 661600
Перв. публик.: 14.04.13
Последн. ред.: 10.06.13
Число обращений: 0

  • Мусабаев Талгат Амангельдиевич
  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``