В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Визит министра иностранных дел РФ в Таджикистан не являлся прорывным для двусторонних отношений, а выполнял скорее техническую роль фиксации и выполнения уже достигнутых договоренностей.... Назад
Визит министра иностранных дел РФ в Таджикистан не являлся прорывным для двусторонних отношений, а выполнял скорее техническую роль фиксации и выполнения уже достигнутых договоренностей....
17 января 2013 года министр иностранных дел России С. Лавров совершил рабочий визит в Таджикистан. Основной целью поездки стало обсуждение с руководством Таджикистана реализации соглашений, достигнутых в ходе официального визита Президента России В. Путина 5 октября 2012 года. На встречах С. Лаврова с министром иностранных дел Таджикистан Х.Зарифи, с Президентом Таджикистана Э.Рахмоном обсуждалось взаимодействие двух стран в экономической, энергетической, гуманитарной, миграционной, военной сферах, затрагивались вопросы региональной безопасности, ситуация в Афганистане, взаимодействие в рамках совместных интеграционных структур. Важнейшими вопросами обсуждения являлись ратификация Таджикистаном соглашения о пребывании российской базы, смягчение российского миграционного режима для Таджикистана, российские инвестиции в строительство ГЭС в Таджикистане, а также возможность отмены российских таможенных пошлин на поставки в Таджикистан российских нефтепродуктов.

По итогам переговоров главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали "Программу сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2013 г.". В рамках данной Программы предусмотрено взаимодействие двух ведомств по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества, а также подготовка кадров для дипломатической службы Таджикистана при поддержке российской стороны. В этой связи предполагается рассмотреть перспективы создания учебной базы МИД Таджикистана для подготовки национальных дипломатических кадров.

В целом визит С. Лаврова не являлся прорывным для двусторонних отношений, а выполнял скорее техническую роль фиксации и выполнения уже достигнутых договоренностей, обсуждения текущих проблем российско-таджикского сотрудничества. Таджикистан пытается увязать решение важной для России проблемы - статуса 201 российской военной базы, крупнейшего сухопутного военного объекта РФ за рубежом, с решением в выгодном для себя ключе проблем, представляющим особый интерес для данного государства. К числу этих проблем относится предоставление таджикским мигрантам льготного статуса, беспошлинные поставки в Таджикистан российских нефтепродуктов, расширение инвестиционного и финансового участия России в инфраструктурных объектах на территории Таджикистана. Важность данных проблем определяется как их финансовой стороной - по данным Центробанка РФ, финансовые переводы из России формируют около половины ВВП Таджикистана, так и политическими обстоятельствами. В конце 2013 года в Таджикистане пройдут президентские выборы, на результаты которых Россия может оказывать заметное воздействие. В этих условиях Э.Рахмону крайне важно заручиться поддержкой Москвы и урегулировать текущие проблемы двусторонних отношений.

При этом Таджикистан пока отказывается идти навстречу России и установить определенные ограничители в рамках реализации двусторонних соглашений. Например, Москва настаивает на необходимости упорядочения потока мигрантов из Таджикистана в случае либерализации миграционного режима, Россия настаивает на запрете реэкспорта российских нефтяных продуктов. По первому вопросу обе стороны пока не пришли к сближению позиций, по второму - Таджикистан снял возражения, что может привести к подписанию соответствующего соглашения в ходе визита первого вице-премьера И. Шувалова в Таджикистан в феврале 2013 года.

Позиция Таджикистана в отношении участия в пророссийских интеграционных структурах (ЕврАзЭС, ОДКБ, ТС, ЕЭП) всегда была достаточно благосклонной - Таджикистан является участником первых двух организаций, пытается присоединиться к Таможенному союзу. Россия и Таджикистан имеют схожие подходы в отношении вызовов и угроз региональной безопасности. Вместе с тем, участие в интеграционных проектах во многом выступает как источник финансовой помощи - Таджикистан практически не участвует в финансировании совместных программ, а напротив, является крупным реципиентом, как по линии военного сотрудничества (ОДКБ), так и в рамках осуществления экономических проектов (ЕврАзЭС). В этих условиях у России есть значительные возможности для более активного отстаивания своих интересов, формирования выгодной для себя переговорной повестки в двусторонних отношениях, укрепления российских экономических позиций в Таджикистане.

Профессор Александр Гусев в прямом эфире радиостанции "Коммерсантъ FM"

Док. 661598
Перв. публик.: 25.01.13
Последн. ред.: 10.06.13
Число обращений: 0

  • Шувалов Игорь Иванович
  • Лавров Сергей Викторович
  • Рахмон Эмомали Шарипович
  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``