В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Карпенков С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образование Назад
Карпенков С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образование
Все люди от природы
стремятся к знанию.
Аристотель

Становление техногенной цивилизации как фактор риска. Многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий материи, пространства и времени, добра и зла, нравственности и справедливости, природы поведения человека и др. Фундаментальные понятия, законы и принципы отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, прошедший век оставил немало примеров того, что забвение фундаментальный истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Завершился ХХ век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако гораздо менее он преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и к богатейшим её ресурсам. Что же происходит сейчас, в период интенсивного техногенного развития человечества?

Угрозы глобальной катастрофы. По оценкам палеонтологов, за все время эволюции жизни на Земле чередой прошли около 500 млн видов живых организмов. Сейчас их насчитывается примерно 2 млн. Только в результате вырубки лесов суммарные потери составляют 4 - 6 тыс. видов в год. Это приблизительно в 10 тыс. раз быстрее естественной скорости их вымирания до появления человека. Одновременно наша планета интенсивно пополняется множеством видов искусственно созданной продукции, иногда называемых техногенными видами популяций. Ежегодно производятся десятки миллионов различных машин, приборов, устройств, которые все вместе образующих техногенную сферу. Например, начиная с 1970 г., мировой автотранспортный парк увеличивается примерно на 16 млн машин в год и к 2020 г. составит более одного миллиарда.

Современное сельское хозяйство не обходятся без гигантского потока множества видов химических удобрений. Энергетика стала неотъемлемой отраслью производства во многих странах мира. Согласно оценке Всемирного энергетического совета, при нынешнем темпе роста потребления энергии, составляющем около 2 % в год, к 2035 году в сравнении с 1998 годом оно удвоится, а к 2055 году - утроится. Энергетика, с одной стороны, - источник благосостояния, а, с другой, она ускоряет глобальное потепление, которое подтверждается ежегодным повышением средней температуры воздуха и ростом уровня Мирового океана на 2-3 мм в год. Разрушается озоновый слой, защищающий все живое от чрезмерного ультрафиолетового излучения. Во многих регионах нашей планеты выпадают кислотные осадки, приносящие громадный ущерб живой и неживой природе.

Всё это свидетельствует о глобальном воздействии многих видов производительной деятельности людей на биосферу, активность которой особенно быстро нарастала в последние два столетия и достигла такого уровня, когда биосфера уже не может сохраняться в прежнем состоянии. На современном этапе эволюции биосфера и человечество как её составная часть вступили в кризисный период своего развития. Кризис усугубляется многими неблагоприятными факторами. Так, впервые в своей истории человечество стало обладателем мощнейших источников атомной энергии и токсичности - теперь за считанные минуты может быть уничтожено всё живое на Земле. К счастью, осознание безумия применения подобных источников в традиционных решениях межгосударственных конфликтов - в вооружённых столкновениях и войнах - пришло раньше, чем дело дошло до самоуничтожения.

Одна из причин кризисного состояния биосферы - стихийная деятельность людей, сопровождающаяся повсеместным массовым загрязнением среды обитания и нарушением теплового баланса Земли. К этому следует добавить истощение в ближайшей перспективе сырьевых источников, жизненно важных для развития человеческой цивилизации, и демографический взрыв - очень быстрый, стремительный рост численности населения с тяжёлыми для биосферы последствиями.
Идея устойчивого развития. Биосфера как открытая самоорганизующаяся система может выйти из критического состояния скачком. При этом её структура и облик изменятся таким образом, чтобы на новом уровне организации достичь устойчивого состояния. В критической точке - точке бифуркации - возможно несколько путей перехода системы в новое устойчивое состояние. В условиях крайней неустойчивости развиваются флуктуации, и одна из них может подтолкнуть систему на конкретный путь её перехода. Такой процесс носит случайный, вероятностный характер. Среди возможных устойчивых состояний, в которые биосфера как система может перейти в процессе самоорганизации, есть и такие, которые исключают жизнь на Земле и существование человечества. Механизм перехода управляется случайными факторами, и, следовательно, вероятность неблагоприятных для человека последствий достаточно велика. Так, по случайным причинам или преднамеренно может произойти самоуничтожение человечества в ядерном конфликте. К подобным результатам приведет неспособность людей справиться с надвигающейся экологической катастрофой.
На современном этапе развития биосферы выживание человечества - одна из важнейших проблем. В этой связи мировое сообщество пришло к выводу о неизбежности перехода к устойчивому развитию как пути решения этой глобальной проблемы цивилизации.
Идея устойчивого развития активно обсуждается с начала 90-х годов прошлого столетия. Она рассматривалась на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Ей посвящены многочисленные международные симпозиумы и конференции, в том числе и организованные Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. В некоторых странах принимаются государственные акты. Например, в России в 1996 г. подписан Указ Президента "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и принято постановление Правительства России "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации".
В последние годы появилось сравнительно много статей, авторы которых трактуют понятие устойчивого развития по-своему, в рамках собственного и чаще всего ограниченного понимания глобальных биосферных процессов. При этом социологи рассматривают устойчивое развитие личности и общества, а энергетики - устойчивое развитие энергоресурсов, экономисты - устойчивое развитие экономики, а чиновники всех уровней часто отождествляют устойчивое развитие с сохранением принадлежащей им власти.
По-видимому, неоднозначность интерпретации словосочетания "устойчивое развитие" обусловливается противоречивым смыслом образующих его слов. Действительно, слово "устойчивый" означает постоянный, стойкий, неизменный, и с ним удачно сочетаются такие слова: взгляд, валюта, равновесие и другие. Например, можно говорить об устойчивом термодинамическом равновесии, и если бы оно наступило, то согласно классической термодинамике прекратилось бы все реальные процессы и наступила бы тепловая смерть Вселенной. Слово же "развитие" означает не неизменность, а процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от низшего к высшему.
Не совсем удачно определение устойчивого развития, принятое Международной комиссией. Согласно ему, устойчивое развитие означает удовлетворение сегодняшних потребностей человечества, не ограничивая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Очевидно, что, удовлетворяя потребности человека, вряд ли удастся решить глобальную проблему выживания человечества, ведь потребности людей не ограничены. "Ненасытное честолюбие, страсть увеличить своё благосостояние, не столько ввиду истинных потребностей, сколько для того, чтобы стать выше других, внушают всем людям низкую склонность вредить друг другу и тайную зависть, тем более опасную, что желая вернее нанести удар, она часто прикрывается личиной благожелательности", - так сказал известный французский философ Жан Жак Руссо. С этими словами перекликается высказывание русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого: "В человеке как будто два "я", которые не могут ужиться друг с другом, исключают один другого... Одно "я" говорит: "Я хочу удовлетворения своих потребностей и желаний, и для этого только мне нужен мир". Другое "я" говорит: "Все животное живет для удовлетворения своих желаний и потребностей. Желания и потребности одних животных удовлетворяются только в ущерб другим, и потому все животные борются друг с другом"... Жизнь наша с тех пор, как мы сознаем её, - движение между двумя пределами. Один предел есть совершенное безучастие к жизни бесконечного мира, деятельность, направленная только к удовлетворению потребностей своей личности. Другой предел - это полное отречение от своей личности, наибольшее внимание к жизни бесконечного мира и согласие с ним, перенесение желания блага со своей личности на бесконечный мир и существа вне нас. Чем ближе к первому пределу, тем меньше жизни и блага, чем ближе ко второму пределу, тем больше жизни и блага. И поэтому всякий человек движется от одного предела к другому, т.е. живет. Это-то движение и есть сама жизнь".
Неограниченное желание человека удовлетворять свои потребности, присущи ему от природы, находится в противоречии с ограниченными возможностями биосферы, и поэтому не может быть главным ориентиром в решении глобальной проблемы сохранения жизни на Земле и обеспечения цивилизованных условий для человечества. Таким ориентиром может быть развитие жизни в диалектическом понимании, которое впервые представил немецкий философ Гегель. По его мнению, развитие есть движение вперёд от несовершенного к более совершенному, причём первое должно быть рассмотрено не в абстракции, как несовершенное, а как нечто такое, что в то же время содержит свою собственную противоположность, так называемое совершенное как зародыш, как стремление. Движение к совершенному не противоречит природе человека и всего живого. "Все природные задатки живого существа предназначены для совершенного и целесообразного развития", - так считал немецкий философ Иммануил Кант.
Однако понимание цели, как эволюционного развития жизни, поступательного развития цивилизации и гармоничного сочетания природы и человека ещё не означает её достижения. Для достижения такой цели нужны действия, при которой колоссальные силы человечества будут направлены на преобразование биосферы в ноосферу, основанное на всесторонних знаниях о мире, человеке и обществе. При этом нужны радикальные изменения сознания людей, их нравственности, что вместе со знаниями о природе позволит отказаться от взгляда на природу как объекта бездушной эксплуатации. "Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в её порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может", - так сказал английский философ Бертран Рассел.
Роль фундаментального образования в развитии цивилизации. Наблюдаемые в природе необратимые изменения, обусловленные активным неконтролируемым вмешательством человека в природу, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии индустриально-технологической практики, о снижении уровня образования и потере духовно-нравственных ориентиров человека. В этой связи назрела необходимость пересмотра системы знаний о мире, человеке и обществе. При этом необходимо осознанно вернуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию о природе, но не на прежнем уровне, а на более высоком витке его развития. Другими словами, возникла объективная необходимость повышения роли фундаментальной базы образования, построенной на основе органического единства его естественно-научных составляющих. Человек должен увидеть и осознать свою прямую зависимость о природы, неотъемлемой частью которой он является. По мнению Бертрана Рассела, природа подчиняется только подчинением ей. Только в этом случае знания о природе и могущество человека превратятся в созидательную силу.
Можно назвать две группы причин, указывающих на необходимость повышения роли фундаментальной базы образования. Первая группа связана с глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап развития которой характеризуется наличием признаков экономического, экологического и энергетического кризисов, а также резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира. Вторая группа обусловлена тем, что мировое сообщество в последние десятилетия ставит в центр системы образования приоритет личности. Формирование широко образованной личности требует решения взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно создать условия для гармоничных связей человека с природой посредством изучения фундаментальных законов, которым подчиняются природные процессы и явления. При этом чрезвычайно важно познать природу, чтобы сохранить её в естественном состоянии для будущих поколений. Во-вторых, человек живёт в обществе и для его гармоничного существования необходимо погружение в культурную среду через освоение истории, права, философии, экономики и других наук.
Проблема укрепления фундаментальной базы образования актуальна не только для России, но и для других стран. Так, в одном из докладов комиссии США отмечалось: Америка, как и при запуске первого советского спутника, находится перед угрозой потери своего уровня образования и может оказаться среди стран, которые не способны воспринимать новейшие достижения в науке, технике, технологии, гуманитарной сфере, потому что в Америке очень низкий уровень математического и естественно-научного образования. В официальном документе национальной комиссии США по качеству образования утверждается: "Нация находится в опасности, так как образовательные основы государства подтачивает все более нарастающая волна посредственности, которая угрожает будущему нации и страны в целом, и если бы недружественная держава предприняла попытки навязать Америке такую посредственную систему образования, которая существует сегодня, мы бы расценили это как акт войны". Ещё в одном важном документе, докладе ЮНЕСКО, подчёркивается, что для развития мира "единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным,что без них не возможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование".
Важную роль в фундаментальном образовании играет естественно-научные знания - знания о природе. Естествознание, как наука о явлениях и законах природы, охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные достижения составляют фундаментальную базу наукоёмких технологий производства разнообразной продукции, в том числе и товаров повседневного спроса. Для того чтобы знать, какой ценой дается такая продукция - важнейшая составляющая экономики, какова перспектива развития современных технологий, тесно связанных с экономическими, социальными и другими проблемами, нужны естественно-научные знания.
Современные средства естествознания позволяют исследовать многие сложнейшие процессы на уровне атомных ядер, атомов, молекул, клеток, а затем и синтезировать ранее не существовавшие в природе вещества с необычными свойствами, а из них производить новые материалы для различных машин, устройств, изделий и т.п. Кроме того, благодаря таким исследованиям выращиваются высокоурожайные культурные растения, синтезируются высокоэффективные средства лечения болезней и проч.
В наше время естественно-научные знания превратились в сферу активных действий и представляют собой базовый ресурс экономики, по своей значимости превосходящий такие традиционные ресурсы, как капитал, рабочая сила и др. Такие знания вместе с современными технологиями формируют новый образ жизни, и образованный человек не может дистанцироваться от них, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности.

Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой, новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности - залог успеха. Без фундаментальных знаний о природе может сложиться ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению, как это случилось, например, при необоснованном объявлении временного (1975-1985) моратория на генную инженерию. Следовательно, естественно-научные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку.
Практическая значимость и полезность естественно-научных знаний не вызывает сомнений. Однако возникает непростая задача изложения таких знаний, если учесть, что в многочисленных отраслях естествознания к настоящему времени накоплен чрезвычайно огромный объем информации. Эта задача усложняется ещё и тем, что форма изложения должна быть доступной для широкого круга студентов, чья будущая профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию. Для решения такой довольно сложной задачи нужен обобщающий философский принцип. Сущность его заключается в изложении естественно-научных знаний в рамках концепций - основополагающих идей и системного подхода. Концептуальный принцип позволяет получить фундаментальные знания о природе и на их основе более глубоко изучить узкоспециализированные дисциплины. Этот фундаментальный принцип образования - не только предмет обсуждения, но и руководство к действию: в государственные образовательные стандарты включена дисциплина "Концепции современного естествознания" для обязательного изучения студентами вузов гуманитарных и социально-экономичесикх направлений, и в некоторых вузах открыты естественно-научные центры и кафедры.

Проблема выживания человечества ещё не решена. Один из парадоксов исторического развития состоит в том, что ни сознание надвигающейся планетарной катастрофы, ни осмысление идеи устойчивого развития, ни пересмотр концептуальных принципов образования пока ещё почти не сказались на реальном поведении государств и человеческих обществ. Мир продолжает двигаться по опасному пути, приближающему всех нас к последней грани - к той черте, за которой уже нет выбора, нет будущего, нет человека, а возможно, и нет жизни вообще.

Спустя десять лет после утверждения концепции устойчивого развития, в 2002 году в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по проблемам устойчивого развития, названная "Саммит Земли". В ней приняли участие делегаты из 189 стран и главы свыше 100 государств мира. На этой конференции отмечалось, что за прошедшие десять лет удалось добиться гораздо меньше, чем предполагалось. Потребительский образ жизни продолжает истощать естественные жизненно важные источники Земли. Развитые страны не выполнили свои обязательства активизировать действия по защите окружающей среды даже на своих территориях, не говоря уж о помощи развивающимся странам. Представители многих стран заявили, что именно жители Европы и особенно США, так называемый "золотой миллиард", потребляют около 80 % мировых энергоресурсов, и поэтому они должны за это платить и помочь 2,5 млрд людей, которые не могут удовлетворить потребности даже в самом жизненно необходимом - чистой воде.

Понятно, что корень зла кроется не только в мышлении и поведении отдельных людей, но и во всеобщих политических и экономических отношениях. При этом огромную роль играет все-таки культурный и духовно-нравственный факторы, нацеленные на искоренение безжалостно-потребительских отношений человека и всего человечества к природе. А единственной силой, способной органично, как бы изнутри трансформировать культуру, выступает опять-таки образование, которое выстраивается на надёжном фундаменте духовно-нравственного воспитания.
В связи с этим необходимо кардинально перестроить преподавание фундаментальных наук. Одна из главных задач в состоит в том, чтобы радикально усилить их мировоззренческое значение. В понятиях и концепциях фундаментальных дисциплин необходимо видеть не только россыпь знаний, но и целостную картину природы, в том числе и в её планетарном измерении. А это означает, что фундаментальные знания должны приобретаться не разрозненными кластерами, а в единой системе - комплексно. И осваиваться не только в своей непосредственной сущности, но и с позиций духовно-нравственных ценностей.

Нормативная роль фундаментальных наук в формировании духовно-нравственного начала деятельности человека пока ещё не до конца осознана самими учёными, она тем более не усвоена и далеко не понята политиками и воротилами делового мира. Но без этого все же не обойтись. Именно во всей системе современного образования и духовно-нравственного воспитания могут и должны взойти ростки нового миропонимания.
Учёные, преподаватели, все представители фундаментальных наук призваны видеть кардинальный характер проблемы выживания человека и человечества и осознать свою ответственность за её решение. Сегодня очень важно, чтобы, как в годы развёртывания Пагуошского движения, выдающиеся представители научной элиты и академическое сообщество в целом заняли столь же решительную позицию в борьбе с надвигающейся катастрофой. И чтобы наши современники действовали так же настойчиво, как в своё время активно выступали учёные-физики, сумевшие убедить общественность и политические круги в необходимости прекращения гонки ракетно-ядерных вооружений и добиться отказа от применения ядерного оружия.
Однако усилия учёных и преподавателей будут напрасными, если каждый человек не осознает своей доли ответственности за решение глобальной проблемы сохранения жизни на нашей планете. "Будущее сообщества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймёт свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Разумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но и биосферы в целом", - сказал академик В.И. Вернадский (1863-1945).

Чрезвычайно важно, чтобы новое миропонимание, основанное на синтезе достижений фундаментальных наук и духовно-нравственных ценностей, пронизало всю систему обучения и воспитания подрастающего поколения - от школ до университетов. Первый шаг в этом направлении уже сделан - студенты высших учебных заведений изучают концепции современного естествознания и экологию, а в школах постепенно внедряется изучение православной культуры и светской этики.

Учитывая практическую значимость естественно-научных знаний, целесообразно сделать следующий шаг - включить в учебный процесс средней школы дисциплины, которые интегрировали бы знания в разных естественно-научных отраслях на основе целостного концептуального подхода в изучении свойств объектов природы и фундаментальных законов. Одной из таких дисциплин может быть, например, современное естествознание, которое по своему дидактическому наполнению соответствует концепциям современного естествознания для изучения студентами вузов, а другая не менее важная дисциплина - экология. Введение этих дисциплин для школьников старших классов вовсе не означает исключения из учебного процесса физики, химии и биологии. Это означает, что в рамках отведённых учебных часов возможен вариативный подход. Например, для школ с гуманитарным и социально-экономическим направлениями целесообразно предусмотреть больший объём учебных часов для изучения современного естествознания, а для физико-математических школ выбрать профилирующей физику вместе с математикой и другими традиционными дисциплинами.

Вне всякого сомнения, любой человек, обладающий не только общими концептуальными естественно-научными знаниями, но и усвоивший нравственные правила, будет действовать непременно так, чтобы польза как результат его действия всегда сочеталась с бережным отношением к природе и её сохранением и для нынешних, и для грядущих поколений. Только в этом случае созидательная деятельность каждого человека внесет ощутимый вклад в устойчивое равновесие природных процессов и динамичное поступательное развитие биосферы, которая перейдет в более упорядоченное состоянии - ноосферу, сферу разума.

Литература
Карпенков С.Х. Концепции современного образования. Учебник для вузов. Изд. 11-е. М.: Кнорус, 2012.
Садовничий В. Роль образования и науки при переходе к устойчивому развитию // Вестник высшей школы. 2002, N10.
Карпенков С. Х. Учебник для президента // Известия - Наука.- 2003, N7.
Карпенков С. Х. Концептуальный принцип в естественно-научном образовании // Высшие образование в России. - 2003, N1.
Карпенков С.Х. Концепции современного образования. Краткий курс. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Изд. 4-е. М.: Высшее образование, 2007.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

Док. 661540
Опублик.: 06.06.13
Число обращений: 0

  • Карпенков Степан Харланович
  • Вернадский Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``