В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Оппозиционная буря в политической жизни России Назад
Оппозиционная буря в политической жизни России
События последних дней осени 1992 г. в России динамизировались до критического уровня. Калейдоскоп угроз, заявлений и слухов, странные, на первый взгляд, решительные маневры противоборствующих политических сторон подтверждают, что в России осень, и октябрь в особенности, исторически является временем политических бурь и столкновений, временем политических разбирательств.
Окончательно самоопределившаяся в своем отношении к Правительству и Президенту Б.Ельцину оппозиция раскололась на конструктивную (умеренную "оппозицию его величества") и непримиримую (радикальную "оппозицию против его величества").

Конструктивисты определились как политический блок "ГРАЖДАНСКИЙ СОЮЗ", который состоит из одноименной трехпартийной коалиции в лице Всероссийского Союза "Обновление" (ВСО) во главе с Аркадием Вольским и Александром Владиславлевым. Демократической партии Российской Федерации (ДПР) численностью 50 тыс. человек во главе с Николаем Травкиным, Народной партии "Свободная Россия" (НПСР) численностью 100 тыс. членов во главе с Александром Руцким и Василием Липицким. Эту коалицию поддерживают такие парламентские фракции, как "Демократический центр" (более 43 народных депутатов РФ) и "Союз созидания" (более 30 народных депутатов РФ), а также фракции "Смена - Новая политика" и "Свободная Россия (64 депутата). Кроме этого, такая мощная организация, как Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП), является его опорой в экономическом плане. Явно симпатизируют ГС Фонд Горбачева и ряд других организаций. Напрямую сотрудничает с "Гражданским Союзом" руководство Федерации независимых профсоюзов России (учреждена в 1990 г., объединяет 112 отраслевых и региональных организаций, насчитывает свыше 65 млн. членов).

"Гражданский Союз" образовался 21 июня 1992 г. в Москве на Форуме общественных сил, когда было объявлено об объединении НПСР, ДПР, ВСО, парламентской фракции "Смена - Новая политика" и Российского союза молодежи в политическую коалицию "Гражданский Союз" (ГС).

Документами, определяющими содержание совместных действий партий и организаций, вошедших в ГС, явились "Политическая декларация" и "Пространство согласия "Гражданского Союза". В принятой Политической декларации "Гражданского Союза" был осужден курс "нынешнего руководства" страны как ведущий по пути кризиса, нищеты и развала. "После VI съезда народных депутатов России так и не осуществлена необходимая в нынешних условиях корректировка политического курса правительства. Вместо этого правительство прибегает к угрозам финансовых санкций со стороны международных экономических организаций... Ясно, что такая политика приведет к консервации нашей научно-технической отсталости и готовит России унизительную участь придатка развитых стран". ГС потребовал "серьезной корректировки политического курса руководства страны, перехода к подлинно конструктивной политике, способной удержать Россию в рамках конституционного развития и избежать нового периода революционных потрясений".

Главными целями ГС этот документ называет "завершение построения демократической системы", "переход к рыночной экономике и интеграцию в мировое хозяйство", "безусловное сохранение целостности России" и ее "активную, консолидирующую роль в СНГ". ГС снова подтверждает свои симпатии к "парламентско-президентской" форме правления и земельному принципу устройства Российской Федерации. Ликвидация СССР квалифицируется как "крупнейший просчет нынешнего руководства России", а главными китами постсоветского государства названы Россия. Украина, Беларусь и Казахстан. Программа отстаивает укрепление Содружества Независимых Государств на конфедеративной основе. В оценках мировой политики ГС выступает за "многополюсность мира" и констатирует сложившееся положение как ситуацию, при которой США приблизились к "политической монополии".

Согласно Политической декларации участники ГС объявили себя находящимися в "конструктивной оппозиции" правительству Гайдара, потребовали немедленных корректировок курса реформ, выступили за сохранение до конца 1992 г. существующего распределения полномочий между законодательной и исполнительной властью. Был избран Политический консультативный совет (ПК С),куда в частности вошли от ВСО "Обновление" А.Владиславлев. А. Вольский. И.Дискин. С. Полозков, И. Смирнов, от ДПР - Н.Травкин, И.Ройтман и др., от НПСР - В. Липицкий и др., от "Смена - Новая политика" - А.Головин и др. Был также согласован состав Экономического совета - коалиционного "теневого кабинета" блока.

Создание "Гражданского Союза" стало этапом в активно развернувшемся на протяжении весны 1992 г. процессе сближения позиций НПСР. ДПР и РСПП. Позиция НПСР в связи с этим за несколько месяцев эволюционировала от поддержки (с оговорками) Гайдара до солидаризации с требованиями лидеров директорского корпуса промышленности о реформировании "кабинета ученых-экономистов" в направлении "правительства практиков". Главными целевыми ориентирами объединения стали: стабилизация экономической жизни; более умеренный темп рыночных реформ; последовательное проведение в жизнь принципа разделения властей; недопущение развала России и необходимость усиления централистских начал в федерации; углубление интеграции стран в рамках СНГ.

В июле-сентябре 1992 г. эксперты ГС подготовили альтернативный проект экономических реформ, представленный на рассмотрение российского парламента. По словам Председателя правления НПСР В.Липицкого, первыми шагами ГС в случае принятия его курса Президентом РФ станут шаги в экономике. Предстоит изменение идеологии реформ. Мы намерены перейти от политики стабилизации финансов к политике сохранения промышленного потенциала", под которой подразумевается стимулирование потребительской активности (через индексацию 90% повышения цен и точечная поддержка перспективных отраслей и предприятий. Практически через месяц после своего провозглашения ГС объявил себя сторонником "политического центризма". Этим было подчеркнуто решительное желание этого объединения подчеркнуто выступить с государственнических позиций, по масштабности не уступающим правительственным. Тогда, в частности, были декларированы пути реализации такого политического подхода: добиваться своих целей методами конструктивной политики; исключить требования ликвидации всенародно избранных органов законодательной и исполнительной власти; не развертывать для достижения задач блока митингов, референдумов, забастовок и других политических действий, дестабилизирующих обстановку.

Летом - осенью 1992 г. шло создание региональных структур ГС причем на этом этапе к партиям-учредителям стали присоединяться и другие. Так, в Краснодарское краевое отделение "Гражданского Союза" (образовано в августе 1992 г.) вошли местные организации НПСР. ДПР, Союза ветеранов Афганистана. Аграрного союза. Кубанский союз молодежи, Фонд политических инноваций и др.

С августа 1992 г. активизировал свою поддержку ГС, фактически выступив его патроном, вице-президент РФ Александр Руцкой. Так, на состоявшемся юбилейном заседании Правления НПСР в связи с годовщиной Учредительной конференции Демократической партии коммунистов России. А.Руцкой с удовлетворением отметил перспективность и своевременность инициативы НПСР по созданию ГС, который "успел за короткое время стать заметной политической силой и позволил перевести центристские позиции партии "Свободная Россия" в русло практического влияния на проводимую в России политику". Он высказал также мысль о необходимости разрабатывать теорию и идеологию центризма как политического мировоззрения более основательно, конкретизируя их применительно к российской специфике.

19 сентября 1992 г. ПКС "Гражданского Союза" на своем втором заседании рассмотрел вопросы экономической ситуации в стране и Программе ГС. а также о V сессии российского парламента.

Совет одобрил тогда основные положения первого варианта антикризисной экономической программы ГС под названием "Предприятия и правительство - трудный путь к компромиссу", которая была в преддверии открывающейся V сессии ВС РФ, разработана Экспертным институтом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и представлена общественности. Основной вывод, к которому пришли эксперты Аркадия Вольского, заключается в том, что добиться долгосрочного успеха в реформировании экономики возможно только при замедлении курса реформ. Госпредприятиям нужно дать возможность освоиться в новых, непривычных для них условиях. В противном случае отечественную экономику ожидает "кувейтизация", то есть превращение в сырьевой придаток промышленно развитых стран.

По мнению директора Экспертного института РСПП Евгения Ясина, ставка правительства на быструю финансовую стабилизацию путем жесткой кредитно-денежной политики не оправдалась. Госсектор быстро адаптировался, хотя и не в той форме, как ожидал российский кабинет реформаторов, следствием чего явился кризис взаимных неплатежей и денежной наличности. "Реакция промышленников... имеет двоякий характер: негативный и позитивный. Первый связан со стремлением не допустить спада производства, второй - сохранить во что бы то ни стало старую экономическую структуру экономики. В результате интенсивная денежная накачка экономики поставила страну на грань гиперинфляции... Ситуация усугубляется тем, что непоследовательность правительства, не выдержавшего быстрого разбега на старте реформ, породила у промышленников иллюзии, что усилением прессинга можно добиться еще больших уступок".

На этом же заседании Совета было одобрено предложение экспертов о придании Центральному банку России экспертных функций и создании при нем соответствующего экономического совета. В конечном итоге поручено доработать и конкретизировать Программу, к следующему заседанию ПКС определить национально-политические ориентиры ГС. Было также принято Заявление об отношении к созыву очередного съезда народных депутатов Российской Федерации. "Немедленное проведение съезда" в сложившейся "неспокойной обстановке" признано несвоевременным: "линия правительства, ошибки парламента, в том числе и его спикера, могут и должны быть исправлены, но без применения чрезвычайных мер и в рамках обычной парламентской процедуры. Здравомыслящие люди ждут съезда не как зрелища, а как способа принятия решений по корректировке экономической политики правительства и введения в его состав людей, которым они однозначно доверяют".

Заявление Политического консультативного совета ГС "О Центральном банке РФ" выражает точку зрения о том, что звучавшие в последнее время в адрес Центрального банка РФ обвинения в саботировании экономической политики правительства, срыве курса реформ "не учитывают характера сложившейся в стране ситуации". Смягчение сверхжесткой кредитно-финансовой политики правительства, развязывание узла неплатежей предприятий стало объективной необходимостью. Продолжение прежней политики вело к ускорению спада производства, натурализации хозяйственных связей, массовой безработице и росту социальной напряженности. Следовательно, меры ЦБ по кредитованию предприятий для погашения взаимной задолженности были правильными.

У "Гражданского Союза" есть претензии к ЦБ. Главный кредитно-финансовый орган страны на их взгляд "должен обладать своим собственным стратегическим видением политики проведения реформ. Не вполне понятны пока антиинфляционная политика ЦБ, характер его взаимоотношений в переходный период с коммерческими банками. Не ясна позиция ЦБ в важнейшем вопросе - финансово-торговые взаимоотношения с государствами СНГ. Разрешение данных проблем требует совместных усилий, а не взаимных обвинений Правительства. Парламента и Центрального банка. В этой ситуации переподчинение Центрального банка и смена его председателя крайне нежелательны".

6 октября 1992 г. ГС распространил в Верховном Совете РФ программу антикризисных мер "Двенадцать шагов к возрождению России", подготовленную руководителем Центра информационных и социальных технологий при правительстве РФ Е.Сабуровым. Е.Сабуров отметил, что в последнем докладе правительства увидел, наконец, использованными свои идеи и разработки. Сопредседатель Совета ВСО А.Владиславлев заявил, что представленный кабинетом проект еще трудно назвать антикризисной программой (она более напоминает "лоскутное одеяло", что отражает внутренние трансформации гайдаровской команды, на ходу перестраивающейся и эволюционирующей). Но сам процесс "обогащения" правительственной политики разработками других экономических групп необходим и единственно верен для цивилизованных взаимоотношений. ГС готов сесть за "стол переговоров" с авторами альтернативных вариантов, чтобы на основе общенародного согласия и взаимных уступок выработать наиболее приемлемый механизм преодоления кризиса, найти самый правильный в современных условиях путь возрождения экономики России".

Пресс-служба НПСР распространила политическое Заявление, в котором говорилось следующее: "7 октября Верховный Совет отклонил в первом чтении проект закона о Совете Министров РФ. 8 октября он признал работу правительства по проведению социально-экономической реформы неудовлетворительной. Давно назревший политический кризис перешел таким образом в открытую фазу. В основе этого кризиса не только неудовлетворенность конкретными результатами социально-политической политики "правительства реформ". Сегодня, когда в обществе и парламенте сложились четко очерченные и достаточно мощные политические группировки, правительство, сознательно ставящее себя вне общественно-политических сил и над ними, не имеет шансов. Приемлемый для народа и имеющий шанс на успех курс реформ может сложиться только как результат взаимодействия наличных политических сил. Народная партия "Свободная Россия" вместе со своими союзниками готова незамедлительно приступить к организации такого взаимодействия с участием правительства с участием правительства, если оно к этому готово, или без него. Только в таком диалоге может сложиться коалиция ответственности и обновления, способное вывести общество из кризиса и продолжить реформы.

Адресуя это заявление всем ответственным политическим силам как в рядах оппозиции, так и в правительственном лагере, мы подчеркиваем, что в долгосрочном плане такая позиция сможет быть устойчивой и действовать эффективно, только опираясь на доверие народа, выраженное через демократические выборы. Одной из важных задач предлагаемого нами взаимодействия является поэтому выработка договоренностей о механизме и сроках принятия новой Конституции и избирательного кодекса и о проведении на их основе в перспективе выборов органов представительной и исполнительной власти всех уровней".

В 20-х числа октября 1992 г. экономические эксперты РСПП, одновременно обслуживающие ГС, констатировали, что "В обмен на формальные обещания российских областей и республик сохранять лояльность Москве, правительство продолжает раздачу гигантских экономических льгот, объективно способных привести к развалу Российской Федерации". По их заключению, "кабинет Гайдара по-прежнему не имеет целостной, упорядоченной региональной политики... отношения с регионами центральная власть страны, занимающей 1/8 часть земной суши, строит стихийно, на основе бесконечных односторонних уступок".

"Если взаимоотношения регионов и федерального правительства не урегулировать законодательно, - утверждают эксперты РСПП, - дезинтеграция российского государства, к которой его подталкивает нынешняя политика Москвы, станет почти неизбежной".

"Серьезные сомнения вызывает и концепция "единой для всей России реформы... Крупные индустриальные области, считают аналитики РСПП, объективно вынуждены ускорять темп реформ, поскольку им необходимы инвестиции для реконструкции предприятий во избежание возможных социальных взрывов из-за свертывания производства и безработицы. Аграрные области, полностью обеспеченные собственным продовольствием, с реформами не очень спешат, т.к. проблема сиюминутного выживания передними стоит не столь остро. В сырьевых же регионах отчетливо прослеживается курс на "кувейтизацию". Они борются в первую очередь за суверенизацию собственных природных ресурсов, что помогло бы им пережить период реформирования. Следовательно, реальные преобразования в России могут быть только совокупностью реформистских процессов на местах".

А до тех пор, пока, по словам президента РСПП Аркадия Вольского, "сельский староста отменяет указы Ельцина, а правительство не работает с регионами, мы будем продолжать распадаться".

Таким образом, "Гражданский Союз" значительно усилил натиск в целях завоевания более широких властных позиций правительственных кругах и парламенте, среди местных администраций. В целях нейтрализации неформальной "про правительственной" группы депутатов и обретения новых союзников руководство ГС провело целую серию переговоров с возможными политическими партнерами в парламенте и вне его. Так, в начале октября 1992 г. в "Белом доме" при закрытых дверях состоялась консультативная встреча представителей "Гражданского Союза" и объединения "Демократический выбор" (11 из 26 партий и движений этого объединения являются членами "Демократической России"), на которой председательствовал Сергей Станкевич. Однако не удалось договориться об оценках сегодняшнего положения в стране. Договорились поддерживать постоянные контакты на уровне экспертов по совместному определению ключевых проблем для выхода из создавшейся ситуации.

Эта наступательная стратегия ГС осуществляется под лозунгом "спасения промышленности", отказа от монетаризма и проведения таких реформ, которые остановили бы спад производства. Именно в начале работы сессии сторонники ГС предприняли усилия по минимизации роли Министерства экономики, которое определяет направление реформ и усиления позиций Госкомитета по промышленности.

Исходный принцип центристской национальной государственной политики сформулирован Демократической партией России. Это "обеспечение единства и целостности Российской Федерации, поддержка реинтеграционных процессов, основанных на доброй воле и взаимопонимании, приоритет интересов России и россиян при формировании внешней политики. По заявлению заместителя председателя исполкома ДПР Вячеслава Смирнова, "сферой жизненных интересов России является все геополитическое пространство бывшего СССР. Россия, будучи единой, многоэтнической, многоконфессиональной и евразийской державой, должна проводить самостоятельную внешнюю политику в многополюсном мире и при этом учитывать интересы мирового сообщества".

В итоге "Гражданским Союзом" сценируется возможность создания коалиционного Правительства РФ, хотя по этому поводу идут серьезные дебаты внутри самого руководства блока.

Набор политической высоты "Гражданским Союзом" осуществляется за счет мощной опоры со стороны руководства Российского парламента в лице Ю. Воронина, вице-президента РФ А. Руцкого. По ряду вопросов близкие к ГС позиции периодически высказывают вице-премьеры В. Шумейко и А.Хижа. Осенью 1992 г. наметилось сближение с Партией экономической свободы К. Борового, что еще больше укрепляет количественно и финансово этот политический блок. Кроме того, ГС получил поддержку со стороны основного профсоюзного объединения страны Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Так, 24 сентября 1992 г. Федерация независимых профсоюзов России в преддверии Дня профсоюзного протеста, по сообщению на пресс-конференции Председателя Федерации Игоря Клочкова присоединилась к требованию Гражданского Союза о создании "коалиционного правительства народного доверия". Желательный для ФНПР состав кабинета руководство Федерации, как и лидеры ГС, тогда не огласили, ограничиваясь лишь разъяснениями, что "в правительство должны быть введены люди, соответствующие новой идее". Срок готовящихся перемен называется тот же - ноябрь. Клочков тогда же заявил, что с Аркадием Вольским проводятся консультации "в части уточнения программы изменения курса", а ГС, и ФНПР внесли деньги в общий фонд - "на проведение этих исследований". 14 октября 1992 г. на заседании Политического консультативного совета "Гражданского Союза" И. Клочков предложил заключить двустороннее соглашение между ГС и профсоюзами.

К середине осени 1992 г. интеллектуальным силам ГС и ВСО "Обновление" удалось подготовить комплексный документ в виде программы, представляющей альтернативу программы Гайдара - Нечаева - Авена - Чубайса. Фактически же было подготовлено два варианта такой программы. Один из них разработан Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук под руководством Юрия Яременко, экономического советника бывшего Президента СССР. Она состоит из двух частей: Макроэкономический анализ состояния экономики и Конкретные рекомендации по проведению реформ по отраслям, территориям и регионам.

Второй, под названием "12 шагов из пропасти", разработан под руководством бывшего вице-премьера России Евгения Сабурова, директора Центра информационных и социальных технологий (обнародован 7 октября 1992 г.). В нем, в частности, выдвигается идея о том, что средний человек копит деньги в основном на старость и на жилье. Следовательно, самыми мощными инвесторами должны стать негосударственные пенсионные фонды, а "локомотивом", которым, возможно, удалось бы "вытащить" всю экономику, будет жилищное строительство. Сабуров предлагает ГС взять на вооружение идею "национального соглашения", отрицающую идеологию монетаристской теории и государственно-политическую практику деятельности правительства Гайдара - Нечаева - Авена. Основные разногласия между этими двумя программами,по мнению Е.Сабурова, заключаются в том, что главное звено концепции Юрия Яременко - индексация доходов населения на 90%, а это нереально ."Для бюджетников индексация - все равно, что наркотик. Это как всей экономике "сесть на иглу".

В середине осени 1992 г. завязалась острая борьба в кругах правящей и оппозиционной элиты России за влияние. Заявление 4 политиков (Бурбулис, Чубайс, Козырев, Полторанин) из "команды Президента" о "заговоре реваншистских сил" встревожило Политсовет ГС, усмотревший попытки приписать его "Гражданскому Союзу". В принятом заявлении Политсовета ГС говорилось: "Очевидна причина возникшей паники, нарастающая опасность возможной утраты личного положения в эшелонах власти". Цель данной акции - "дискредитация позиции Президента и политических сил, призывающих к поиску путей гражданского согласия и сотрудничества", Такие устремления, говорится в Заявлении ГС, не имеют "ничего общего с процессом построения гражданского общества, подрывают основы многопартийности в России и в конечном итоге создают серьезную угрозу проводимым реформам... "Гражданский Союз" заявляет, что был и остается сторонником реформ, построения в России нового справедливого общества, строгого соблюдения принципов демократии и свободы и готов к "широкому диалогу конструктивных сил".

Таким образом, обнародование основных положений этих альтернативных документов означает фактическое оформление реальной "полномасштабной" структурированной оппозиции, располагающей собственной программой, парламентским представительством и политической структурой, способной организовать реальную дискуссию действующего и "теневого кабинета", состав которого, по словам А.Руцкого, "пока не пришло время объявлять". Вполне возможно, что ГС сможет превратиться в мощную центристскую "суперпартию" или "суперкоалицию". В последнем случае возможно тесное сотрудничество с различными партиями и союзами, формально не вступившими в ГС.

Радикальная "лево-правая " оппозиция окончательно стала "непримиримой" по отношению к Президенту РФ и предприняла попытку самооформления в виде широкого структурированного движения ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ (ФНС).

Фронт национального спасения (ФНС) образовался на основе объединения блока фракций ВС РФ "Российское Единство" во главе с его лидерами народными депутатами РФ М.Г.Астафьевым, С.Н.Бабуриным, Н.А.Павловым, а также представителями фракций ВС РФ "Промышленный Союз" (В.В.Беспалов), Аграрный союз России (М.И.Лапшин), "Гражданское общество" (М.Б.Челноков), "Отчизна" (С.А.Глотов), "Коммунисты России" (Г.В.Саенко) и ряда общественно-политических организаций, в том числе: Всероссийское трудовое совещание (н.д. РФ И.В.Констатинов); Российская коммунистическая рабочая партия. Российское народное собрание, Российский общенародный союз (РОНС), Национально-республиканская партия России, Русский Национальный Собор, Совет народно-патриотических сил России, Союз офицеров, движение "Трудовая Россия": ряда представителей структур государственной власти, исследовательских центров и средств массовой информации.

Толчком к началу работы по формированию ФНС послужило Обращение Оргкомитета ФНС, опубликованное 1 октября 1992 г. в газете "Советская Россия", подписанное 40 лидерами радикальной антипрезидентской оппозиции как справа, так и слева.

Менее чем за месяц, прошедший между публикацией Обращение Оргкомитета ФНС и его Учредительным конгрессом, была проделана значительная работа по созданию низовой структуры Фронта. Группы поддержки Фронта, по сообщению Председателя Оргкомитета ФНС, были созданы в 56 из 89 регионов Российской Федерации, в 10 республиках бывшего СССР. По данным представителей Оргкомитета, к середине октября в России не было ни одного крупного города, где бы не были образованы инициативные группы или комитеты Фронта национального спасения, а общее их количество "давно перевалило за 100".

В ходе этой работы, по данным Оргкомитета ФНС, их активно поддерживали "военнослужащие, работники правоохранительных органов, предприниматели, директорский корпус, самые различные политические организации: коммунисты, социалисты. Широко представлены казачество и патриотическое движение в регионах, Российский общенародный союз, Российское народное собрание, "Трудовая Россия"... Все эти организации активнейшим образом участвуют в формировании оргкомитетов ФНС на местах".

Формирование ФНС с первого же дня встретило противодействие правительственных и президентских структур. Так, на встрече с сотрудниками телекомпании "Останкино" Президент Ельцин прямо сказал, что необходимо возбудить уголовные дела в отношении инициаторов обращения. По данным Оргкомитета, "существует информация о сильном нажиме со стороны указанных структур на прокуратуру России с тем, чтобы она изыскала состав преступления в действиях инициаторов ФНС".

Официально Фронт Национального Спасения был учрежден 24 октября 1992 г. на Учредительном конгрессе, проходившем в Москве в Парламентском Центре. В его работе приняли участие 1428 делегатов из 103 городов СНГ, 675 человек, приглашенных в качестве гостей, и 270 представителей средств массовой информации.

Открывший работу конгресса председатель оргкомитета, народный депутат России, председатель Всероссийского трудового совещания И.В. Константинов так определил основные задачи ФНС: "Фронт должен объединить представителей трудовых коллективов, профсоюзы, военнослужащих. Надо создать единое движение, которое способно было бы изменить ход истории России. Мы будем бороться за власть и в самое ближайшее время. Мы будем вести борьбу конституционно-законными способами".

Выступая на конгрессе, член оргкомитета Александр Митрофанов объявил присутствующим, что недостатка в средствах у Фронта не предвидится: "их у нас будет столько, сколько нужно для национального спасения".

Докладчики выступали кратко и в основном формулировали цели, стоящие перед новой организацией. "Мы должны взять власть конституционным путем, - заявил писатель Проханов. - Хоть через выборы, хоть через второе пришествие Христа".

Председатель Союза офицеров Станислав Терехов предложил программу взятия власти разделить по этапам. "Во-первых, оформить Политсовет Фронта и основные управленческие структуры, найти помещения для штаба типа Смольного, распределить обязанности. Во-вторых, лидеры Фронта должны все время быть на виду, выступать перед народом, налаживать контакты с директорским корпусом и руководителями сельскою хозяйства, рассылать агитаторов на места. В первую очередь на предприятия транспорта и связи, от которых зависит жизнедеятельность страны". Закончил Терехов таинственно: "О третьем этапе я говорить не буду, но мы к нему должны готовиться".

С.Н. Бабурин, народный депутат России, выступил с докладом "О спасении, тактике и стратегии Фронта национального спасения". Он подчеркнул, что "лимит парламенту исчерпан. Мы должны сами выступать с законопроектами. Если на VII съезде народных депутатов Российской Федерации не удастся переизбрать правительство, то надо ставить вопрос о досрочных перевыборах всего депутатского корпуса и Президента".

Принятые в ходе работы конгресса документы, Устав Фронта национального спасения, Манифест, Резолюция, осуждающая назначение глав автономных республик Российской Федерации, Обращение к вооруженным силам, Обращение к журналистам, "О преодолении раскола 1917 года" в целом развивали основные идеи Обращения Оргкомитета.

Таким образом, на Учредительном конгрессе Фронта национального спасения объединилась правая и левая оппозиция. Своей целью участники провозгласили: отправить правительство в отставку на предстоящем VII съезде российских депутатов, когда бы он ни проводился, лишить Бориса Ельцина дополнительных полномочий и взять власть в свои руки.

Для руководства деятельностью ФНС создан Политический Совет, а рабочие функции были возложены на Президиум Политсовета. Конкретную руководящую деятельность осуществляют сопредседатели Политсовета М.Г. Астафьев, С.Н. Бабурин, Г.А. Зюганов, В.Б. Исаков, И.В. Константинов, A.M. Макашов, Н.А. Павлов, Г.В. Саенко, В.А. Иванов.

После официального учреждения ФНС на конгрессе не замедлила и реакция по линии Президента РФ. Выступая 27 октября 1992 г. на заседании коллегии Министерства иностранных дел Российской Федерации, он предложил распустить Фронт национального спасения как "незарегистрированную организацию, деятельность которой противоречит Конституции и законодательству страны". ФНС, указал Борис Ельцин, "призывает к свержению законной власти, дестабилизирует общество, натравливая одних людей на других... Это недопустимо". Тогда же Президент заявил о необходимости принять срочные, безотлагательные меры - ввести "указ прямого действия" и выразил готовность принять на себя ответственность за его применение. Борис Ельцин призвал МИД, действуя через свои представительства за рубежом, разъяснять, какую опасность может представить подобный Фронт не только для России и стран СНГ, но и для других народов мира. "Это страшная опасность, - подчеркнул Президент, - но на Западе этого пока не понимают".

В ответ на это тогда же Политсовет Фронта национального спасения принял заявление, в котором говорится, что "данное намерение Президента Российской Федерации противоречит статьям 50, 121-4, 121-5 Конституции и нормам международного права. Деятельность Фронта национального спасения полностью соответствует Конституции, действующему законодательству Российской Федерации и имеет своей целью сохранение единства государства, защиту прав и интересов граждан России. Данное заявление Президента, стоящее в ряду других подобных заявлений высших должностных лиц, свидетельствует о неуважении к законам Российской Федерации и ведет к дальнейшему обострению социально-политической ситуации в республике. Мы призываем сторонников Фронта национального спасения продолжить работу по реализации решений, принятых первым конгрессом Фронта". По поручению Политсовета его подписали Сопредседатели ФНС: М.Г.Астафьев, В.Б.Исаков, И.В.Константинов, Н.А.Павлов, Г.В.Саенко.

Последовавший вслед за всем этим 28 октября 1992 г. Указ Президента о приостановлении деятельности ФНС вызвал неоднозначную реакцию в кругах общественности и среди депутатов. На состоявшейся 29 октября 1992 г. пресс-конференции руководители ФНС заявили о неконституционности Указа и пригрозили поставить вопрос об импичменте Б.Ельцину с поста Президента РФ на ближайшем съезде народных депутатов РФ.

Таким образом общий контекст событий, в которых родился ФНС, сложился так, что наметилось серьезное противоборство Президента с парламентской оппозицией и поддерживающими ее силами на внепарламентском уровне. Исход этой борьбы ныне далеко не ясен. Однако понятно одно - Президент оказался в ситуации полярного выбора и вынужден будет искать более серьезную опору среди "конструктивной оппозиции" во главе с "Гражданским Союзом", поскольку большинство на съезде народных депутатов может сложиться отнюдь не в его пользу. С другой стороны, образование ФНС - это первая наиболее удачная попытка создания относительно устойчивого объединения антипрезидентской оппозиции независимо от их идеологических ориентации. Она имеет довольно солидную поддержку в депутатском корпусе в центре и на местах, среди представителей местной администрации и мощных общественно-политических движений. К ее позициям склоняется и часть промышленных руководителей на уровне директоров предприятий.


В.Березовский, Н.Кротов, В.Червяков

Док. 661343
Опублик.: 31.05.13
Число обращений: 0

  • Березовский Владимир Иванович
  • Кротов Николай Иванович
  • Червяков Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``