В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Корпорация `Гринн` на перепутье Назад
Корпорация `Гринн` на перепутье
Николай Грешилов построил одну из крупнейших торговых сетей в Черноземье. Что его ждет?

Однажды курский предприниматель Николай Грешилов, возвращаясь из рабочей командировки, со скуки листал развлекательный журнал. По возвращении журнал лег на стол секретарей с аккуратными пометками бизнесмена. Еще через несколько дней коктейли, рецепты которых привлекли внимание Грешилова, появились в барах его торгово-развлекательного центра в Курске. Бизнесмен лично занимается не только коктейльной картой. Все свои магазины и развлекательные центры бывший инженер проектирует тоже сам. "Я, когда рисую проект, уже вижу, где бармен сопрет", - говорит Грешилов в интервью Forbes, показывая на развернутый на рабочем столе план очередного магазина.

Правда, на разработку проектов у него теперь остается не так много времени. Корпорация "Гринн", создателем и единственным владельцем которой является Грешилов, стремительно растет - выручка в прошлом году превысила 24 млрд рублей. Генератор роста - сеть гипермаркетов "Линия". Первый гипермаркет появился в 2003 году в Белгороде, и сейчас 17 магазинов разбросаны по всем крупным городам Черноземья. В собственности компании также несколько гостиниц, ресторанов и развлекательных центров. Кроме того, "Гринн" торгует грузовыми автомобилями и спецтехникой.

Свою бизнес-империю Грешилов (ему сейчас 56 лет) начал создавать в 1990-е годы, меняя эшелоны российского металла на китайский ширпотреб. Вскоре у бизнесмена появился первый магазин в Курске - там продавалась итальянская мебель. Но в 1998-м Грешилов вынес из торгового зала импортные кресла и шкафы, на которые после девальвации рубля упал спрос, и открыл торговлю продуктами. Типичная для собственника региональной сети история - именно после кризиса 1998 года на торговлю дешевыми продуктами питания переключились питерские бизнесмены Андрей Рогачев и Александр Гирда (сеть "Пятерочка"), владелец краснодарского "Тандера" Сергей Галицкий (сеть "Магнит") и многие другие предприниматели.

В 2001 году Грешилов открыл в родном городе второй продовольственный магазин и начал разрабатывать концепцию будущей сети - лично ходил по петербургским гипермаркетам "Лента", примечая полезные детали. Места для строительства магазинов бизнесмен тоже выбирает сам, а потом записывается на прием к губернатору области. "Он общается напрямую с первыми лицами областей. Это помогает", - отмечает один из конкурентов. Строит магазины собственное подразделение корпорации "Гринн", что удешевляет каждый исполненный проект, по оценке Forbes, минимум на 10%.

"У меня была задача - самые низкие цены", - говорит Грешилов и тут же перечисляет, как этого можно добиться: оборотом, скидками, ассортиментом, скоростью обслуживания. Например, чтобы сэкономить на складских помещениях, бизнесмен организовал хранение товаров прямо в зале на стеллажах над полками с продуктами - как это делает немецкая Metro. Самые ходовые позиции в "Линиях" выставляют на поддонах в проходах - покупателю удобнее взять товар на ходу, чем тянуться к стеллажу. По подсчетам Грешилова, около 20% покупателей предпочитают брать товар с поддонов. Кроме того, продавцам не надо выкладывать продукты, что дает экономию на персонале. "У него все четко, - рассказывает Константин Комков из компании "Агрохолдинг", поставляющей "Линии" мясо птицы. - По сравнению с другими сетями, не бывает, чтобы машины с товаром стояли по 3-4 часа на разгрузке, все магазины с удобными подъездными коммуникациями". По гипермаркетам разъезжает специальная бригада, обучающая кассиров, как правильно брать продукты с ленты у кассы, чтобы быстрее подносить их к считывающим устройствам.

Залог успеха любого ритейлера - грамотная работа с поставщиками. В каждой области, где появляется "Линия", Грешилов старается заключить договор с местными производителями. У них бывает не самая лучшая упаковка и маркировка, но менеджеры "Линий" обычно закрывают глаза на такие мелочи. (Инспекторы Роспотребнадзора регулярно выявляют в магазинах нарушения - например, просроченные продукты.)

Грешилов не так агрессивен в переговорах с поставщиками, как федеральные сети, но использует те же аргументы - попасть в стремительно расширяющуюся сеть хотят все. Если еще пару лет назад компания "Курскмакаронпром" отгружала в "Линии" 80 т макарон в месяц, сегодня этот показатель вырос почти вдвое. Взамен, по просьбам менеджеров "Гринна", компания готова ежеквартально устраивать промоакции, торгуя со скидками. Предприятие согласилось в кризис опустить цены и увеличить время отсрочки с 14 до 25 дней. Использует Грешилов и бартерные схемы - "Гринн" поставляет КамАЗы и МАЗы фермерам и агрохолдингам, страдающим от отсутствия оборотных средств, в обмен на их продукцию, которая потом отправляется в магазины "Линия".

У большинства конкурентов "Гринна" проблемы с финансированием. Старооскольская сеть "Провиант", например, передала свои 24 магазина в Воронежской области в управление липецкой группе "Росинка". Калининградская сеть "Вестер", настроившаяся было на завоевание Центральной России, сильно задолжала местным поставщикам, они подали несколько десятков исков (летом кризис ликвидности разрешился, и сеть перешла под контроль дочерней компании Сбербанка). Грешилов же, будучи лидером регионального рынка, получил в кризис 350 млн рублей кредита от Сбербанка, а банк ВТБ увеличил сети кредитную линию до 3 млрд рублей.

В итоге, несмотря на снижение покупательской активности, "Линия" зафиксировала прирост покупателей. За семь месяцев 2009 года гипермаркеты "Линии" посетило около 29,4 млн человек, на 3,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средний чек в "Линии" - 470 рублей, на уровне показателей региональных гипермаркетов федеральных ритейлеров.

Возможности развивать сеть дальше в пределах хорошо знакомого региона есть - до насыщения рынка еще далеко. На тысячу человек в Курске в 2008 году приходилось около 400 кв. м торговых площадей. И это самый высокий показатель в Черноземье. Для сравнения: в Екатеринбурге на 1000 жителей приходится 840 кв. м торговых площадей, в Самаре - более 700 кв. м.

Алексей Кривошапко, директор инвесткомпании Prosperity Capital, владеющей долей в нескольких торговых сетях, отмечает, что выручка "Гринна" за пять лет сильно выросла за счет открытия новых магазинов. Но, по его мнению, Грешилову пора думать о перестройке бизнеса, разделении юридических лиц по типам бизнеса. Иначе при дальнейшем росте сети качество управления снизится.

"Есть несколько видов региональных ритейлеров. Построил сеть и ждешь, когда ее купит национальный игрок. Или построил под инвестора, ничего не купили, занимаешься развитием сам. И третий вариант - сам хочешь вырасти в национального игрока", - говорит Кривошапко. Грешилов, похоже, пока не решил, чего он хочет. Недавно он построил рядом с гипермаркетом на окраине Орла гостиницу и развлекательный центр. Меню ресторанов, конечно же, составлял сам.


Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/article/14367-korporatsiya-%C2%ABgrinn%C2%BB-na-perepute

Док. 661243
Перв. публик.: 05.10.09
Последн. ред.: 29.05.13
Число обращений: 0

  • Грешилов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``