В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Роман Багдасаров: `Традиции войдут в будущее только через личный выбор` Назад
Роман Багдасаров: `Традиции войдут в будущее только через личный выбор`
Религия в современном обществе, некий ренессанс религиозного сознания, конфликт вокруг церковной бюрократии, активное и, зачастую, безапелляционное встраивание религиозного компонента в светское общество - это не полный перечень вопросов, которые волнуют многих мыслящих, здравых граждан страны. Сегодня мы беседуем на эти темы с писателем, религоведом и публицистом, главным редактором интернет-портала "РОССИЯДЛЯВСЕХ.РФ",автором книги "Свастика: священный символ" Романом Багдасаровым.

* * *

PORTAL21: Уважаемый Роман, как Вы думаете, апеллирование власти к религиозной традиции, демонстративная поддержка на высшем уровне любой инициативы церкви - все это происходит от безысходности, или это такой каверзный план по очередному одурманиванию сознания граждан?

Роман Багдасаров: Причина обращения к религиозному фундаментализму - отсутствие интеллектуальной элиты в России. Ведь только интеллектуальная элита способна поддерживать долгосрочный дискурс общественного сознания в меняющейся реальности. Без её воли общество обречено на инерционный дрейф, как сейчас. В 1990-е мы пережили развал Советского Союза и его интеллектуальная элита оказалась дезинтегрирована, а сейчас, извините, естественным образом вымирает.

Новая элита России не может быть сформирована в режиме "интеллектуальной автаркии". Она может существовать только как часть мировой интеллектуальной элиты или её просто не будет. Возможно, она и не нужна нынешнему слою высшей администрации РФ, они не видят здесь целесообразности.

Религиозная традиция, несмотря на все разглагольствования о "ценностях", рассматривается властью сугубо прагматически, как важный ресурс для своей легитимации. С помощью так называемых "традиционных религий" власть пытается стяжать символический авторитет.
На недавней встрече со студентами МГУ московский патриарх Кирилл откровенно признался, что "четкая и совершенно определенная поддержка церковью института государственной власти" является генеральным курсом РПЦ МП. Такой однозначности у его предшественника, Алексия II всё-таки не было.

Принимая поддержку церковного руководства, государство попадает в клерикальную ловушку, поскольку получает именно символический и только символический авторитет, взамен настоящего. Дело в том, что само церковное руководство является авторитетом для верующих чисто символически, ведь большинство прихожан РПЦ МП бесправны и опять же чисто символически включены в её структуру. Соответственно, проповеди архиереев, зачитываемые в конце литургии по официальной разнарядке, не вызывают у прихожан интереса.

При обналичивании "символического" авторитета он оказывается блефом. Однако этот блеф выгоден для организаций, представляющих традиционные религии, - они получают от государства гораздо больше, чем ему возвращают. Грубо говоря, число храмов растёт, а благотворного влияния нравственности как-то не наблюдается, зато пропорционально увеличивается провластная риторика у спикеров Патриархии. Я не вижу здесь ничего каверзного, всё очень прозрачно и одновременно печально.


PORTAL21: Религия и религиозная традиция это далеко не церковные служители, не пустой и мертвый обряд. Религиозное мировоззрение вобрало в себе многовековой духовный поиск людей, для которых Вера ассоциировалась именно с той, или иной религией. В связи с этим вопрос: исчерпан ли потенциал религиозной культуры, есть ли в наш век общественная потребность в религиозном мировоззрении?

Роман Багдасаров: Конечно, не исчерпан. Но религия без продуманных реноваций превращается в суеверие, в фетишизм с надеждой, что это обрядоверие будет "работать". К сожалению, православие (в лице РПЦ) не сумело во время провести реформацию, теперь люди, ищущие духовных практик, обращаются к нему в последнюю очередь.

Гораздо больший потенциал, допустим, у северного буддизма (ваджраяны). Изгнанные с Тибета, учителя ваджраяны смогли перевести своё учение на язык современных смыслов и предложить западным людям целый веер действенных мистических и магических практик. Многие интеллектуалы и кинозвёзды стали приверженцами северного буддизма, бона, тантрических движений, дзогчена. В ваджраяну органично входит физическая культура тела, глубокое внимание уделяется эротике (что интересно молодёжи), есть ясные ответы на вопросы экологии, подробная и понятная демонология, разветвлённая медитативная практика.

А, самое главное, современный буддизм индивидуально ориентирован, обращается к личностным запросам человека. "Коллективистская", игнорирующая личностную ценность, риторика других традиционных религий (в том числе, русского православия) тут явно проигрывает.
В религиозном сознании сейчас идёт несколько параллельных процессов.
С одной стороны, это кризис религиозных организаций, как показывает в своих исследованиях Джордж Барна, к примеру. Всё больше христиан в Штатах не хотят относить себя к какой-то определённой деноминации, оставаясь при этом практикующими христианами, читающими Писание, соблюдающими заповеди, посещающими богослужения.

Религиозные организации получили серьёзный вызов. Если они не сумеют предоставить своим членам бОльшей степени свободы, чем те могут получить самостоятельно, то их ряды опустеют. У нас в России эту проблему решают просто: записывают в "православные" скопом 70-80 % населения и вещают от имени этих "мёртвых душ". Однако сейчас этот фейк становится всё более явным.
Другой процесс, это растущее понимание того, что в глобализирующемся мире (а для нас это федеративное устройство + полиэтничность гражданской нации), единственной моделью, которая может обеспечить подлинный мир между представителями разных религий и мировоззрений (не нужно забывать также о внеконфессиональной и неартикулированной религиозности) это строгое соблюдение принципов свободы совести.

В разных странах свобода совести реализуется по-разному и эта парадигма больше отвечает запросам жизни, чем принцип светскости государства. Уникальность российской ситуации в том, что у нас допущены многочисленные отступления от провозглашённого в Конституции принципа светскости. Те же силы, которые несут ответственность за это, пытаются толковать принцип свободы совести, как свободу вероисповеданий, что есть сознательное искажение, попытка уничтожить подлинную свободу совести.
Религии окончательно изменят своё лицо в XXI веке. Попытка "остановить время" может привести к новой напряжённости и конфликтам.


PORTAL21: Оценка поступка группы "Pussy Riot" стало лакмусовой бумагой для российского общества и отчетливо выявило, кто мы есть на самом деле. Как Вы оцениваете эту ситуацию в обществе?

Роман Багдасаров: По отношению к РПЦ это выявило отсутствие живого религиозного опыта. То, что сделали "Pussy Riot" в ХХС и Елоховском соборе, чётко соответствует традициям православного юродства, вплоть до мелочей. Так, пресловутые "танцы на амвоне" на самом деле были "поединком с сатаной", хореографическим выражением "духовной брани" (так, кстати, называется арт-проект, в котором я участвую). В житиях ряда юродивых рассказано о том, что они часто на глазах у публики боролись с кем-то невидимым, наносили удары незримому противнику. Это было явное для всех выражение войны блаженных юродов с силами зла, покушающимися на мир людей.

Именно поэтому девушки стояли к алтарю спиной и как бы отбивались от невидимых врагов, желающих осквернить престол Божий. Спикеры РПЦ не сумели распознать в "танце" на амвоне символ духовной брани, защиту святого алтаря от бесов, и, наоборот, обвинили "Pussy Riot" во всех грехах. Инквизиторский шабаш, учинённый "оскорблёнными православными" на госканалах ТВ, вызывает вопрос, является православие в версии Московской патриархии, христианством вообще?
Сила христианства не в способности покарать кощунника, не в способности оскорбиться и обидеться, как нам внушают чаплины и смирновы, а в силе прощения и милосердия. Официальное православие дискредитировало себя в глазах думающей части общества. Но при этом число верующих не уменьшилось. И это, по-моему, говорит о присутствии высшего промысла: люди движутся от обрядоверия к вере в Единого всемогущего и всемилостивого Бога, Творца вселенной.


PORTAL21: В продолжение религиозной темы. Насколько ущербно введение в школах предмета по основам религий?

Роман Багдасаров: Я рассматриваю введение этого предмета в одном контексте с ювенальной юстицией. Это части единого процесса: реакция государства на растущую безответственность родителей по отношению к воспитанию собственных детей. В условиях атомизации общества, государство, которое должно следить за безопасностью своих граждан (в том числе малолетних) больше не может полагаться на внутрисемейные регулирующие механизмы и вынуждено вмешиваться в те сферы, которые раньше были сугубо интимными.

Я не являюсь принципиальным противником ювенальной юстиции, потому что вижу множество неблагополучных семей, где здоровье детей находится под угрозой. Здесь затронуто право на жизнь (ст. 2), отражённое в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (которую подписала наша страна), которое выше, чем невмешательство в частную и семейную жизнь (ст. 8).

Однако введение в школах "основ религиозной культуры и светской этики" это нечто иное. Право на религиозное воспитание детей (которое является формой идеологического внушения) должно принадлежать только родителям. Если родители действительно верующие, то им не требуются никакие школьные учителя (они даже, скорее, помешают), чтобы приобщить своего ребёнка к вере. Если же родители неверующие, а хотят, чтобы их ребёнок "научился" симпатичной для них религии, то это в моих глазах выглядит чудовищным. Религия это не спортивная секция или музыкальная школа.

С другой стороны, внесение в школьную среду дополнительного деления на разные типы верующих или "светских", это провоцирование детей на создание групп, организованных по вероисповедному принципу. Учитывая незрелость и особенности подростковой агрессии, латентную религиозную нетерпимость, присущую нашему обществу, это просто безумие. Считаю, что данный предмет должен быть исключён из школьной программы.


PORTAL21: Для такого разнообразия: этнического, конфессионального, культурного, - какое представлено в РФ, обязательно объединительное начало, идея общего дела. Какова по-Вашему идейная платформа возможного единения?

Роман Багдасаров: Для столь многообразного и разноукладного общества, каким является наше, единственной идеей такого рода является идея незыблемости гражданских институтов: Конституции, парламентаризма, многопартийной системы, разделения властей, светскости, включённости в систему международных соглашений, обеспечивающих права человека. Когда говорят об особом пути России, то забывают о том, что крепостное право, различные виды дискриминации, высокая смертность никогда бы не были преодолены, если бы в XIX - начале XX века возобладали сторонники этого самого "особого пути". Мы смогли сохранить государственную целостность и дотянуть до XXI века, благодаря тому, что следовали в той или иной степени мировым трендам: борьбе за социальную справедливость, интернационализму, техническому прогрессу, идеям гуманизма и т.п.

Именно эти тренды позволяют создать в общественном сознании пространство, которое возвышается над перегородками, создаваемыми этносом, мировоззрением, гендером, возрастом, материальным благосостоянием. Именно в этом пространстве возможно единение всех граждан Российской Федерации, ибо тогда становится понятно, что свобода каждого зависит от свободы другого. Мы должны заново прочесть свою Конституцию, Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию и понять, что они касаются нас напрямую, что ничего не изменится, пока мы будем относится к этим документам как к декоративному оформлению.

В этом плане "традиции" не могут служить основой консолидации, т.к. они недостаточно универсальны. Традиции у каждого свои и поиск в них общего всегда не убедителен.
Нужно понять, что современный мир объединяется не через сообщества, а через индивидуальный выбор. Только таким образом возможно и подлинное сохранение традиций. Для индивидуального выбора требуется быть полноправным, свободным гражданином. "Замораживание" традиций за счёт ущемления свободы личности ненадёжно, а в чём-то и преступно.

Сегодня важнейшей задачей, которая стоит перед нашим государством является соблюдение норм законности, внедрение правовой культуры. Без этого страна будет постоянно находиться в режиме "ручного управления", что не может длиться слишком долго.

Есть и другие задачи, которые следуют за вышесказанным: освоение северных территорий и Сибири, переход на новые энергетические носители, регулирование миграционных потоков, восстановление научного и культурного потенциала.


PORTAL21: Девизом для нашей деятельности мы выбрали гуманитарный лозунг "Ребенок - достояние Мира" (А. Баянов) наивно полагая, что именно вокруг судьбы ребенка можно реально сплотить людей и сделать это ясным смыслом для многообразного общества. Возможно ли такого рода сплочение, или это так и станется несбыточной утопией?

Роман Багдасаров: Да, возможно, если мы понимаем, что наши дети это граждане будущего, нового мира, который будет отличаться от нашего и, в то же время, включать нас на каких-то новых основаниях. В Священном Коране Иса изрекает вероучительные истины, будучи младенцем, и этот архетип сегодня, по-моему, нуждается в пристальном внимании. Ребёнок не просто объект воспитания, социального форматирования, но и носитель откровения, чего-то эксклюзивного, приходящего в мир только с его поколением. Мы должны уметь видеть это и учиться этому у своих детей, а не только транслировать им собственный опыт. Понимание этого способно соединить людей, исповедующих разные мировоззрения, но строящих для своих потомков общий дом.

___________________________________

Интервью подготовила и провела Тамила Калантарова - выпускающий редактор сайта http://portal21.ru

http://portal21.ru/

Док. 661225
Перв. публик.: 27.05.13
Последн. ред.: 28.05.13
Число обращений: 0

  • Багдасаров Роман Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``