Юрий Аношко, Владимир Барвиненко: Первый год ВКОНазад
Юрий Аношко, Владимир Барвиненко: Первый год ВКО
Кадровый и научный аспекты управленческой проблемы нового рода войск
1 декабря 2011 года в соответствии с решением президента Российской Федерации Дмитрия Медведева были образованы Войска воздушно-космической обороны (ВКО) - принципиально новый род Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере. Насколько правильным был этот шаг и какие изменения произошли за минувшее время в борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника (СВКН)?
Рождение Войск Воздушно-космической обороны считается одним из положительных результатов военной реформы. Действительно, создание этого рода войск было продиктовано объективной необходимостью объединения сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в космическом пространстве, с воинскими формированиями, входящими в противовоздушную оборону страны.
Благие намерения
Основным мотивом необходимости формирования ВКО стало превращение средств воздушного, ракетного и космического нападения ведущих государств мира в единый комплекс вооруженной борьбы. Одним из ключевых факторов данного процесса является принятие в самое ближайшее время на вооружение в этих странах гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), способных действовать на высотах 30-120 километров. Для противодействия единому воздушно-космическому противнику необходимо организационно объединить противовоздушную (ПВО) и ракетно-космическую оборону (РКО) в общую систему, основными элементами которой должны стать комплексы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (информационного обеспечения), поражения и подавления, обеспечения и управления. Созданные год назад Войска ВКО, объединив РКО и часть сил ПВО, должны были отработать способы их совместного применения.
Однако этот сам по себе положительный шаг пока не привел к реализации поставленной в концепции ВКО цели "организовать боевые действия разновидовых (разнородных) группировок войск (сил) в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану". Главная причина отсутствия результата - при образовании нового рода войск были проигнорированы рекомендации военной науки, которые предписывали необходимость создания стратегического органа управления, имеющего не только обязанности, но и права, включая организацию боевых действий этих группировок.
В начале XXI века в Вооруженных Силах России тема воздушно-космической обороны стала очень модной, за право управлять Войсками ВКО развернулась борьба даже тех структур, которые не очень представляли себе все многообразие и сложность содержания действий в данной сфере. Победа не досталась никому, а компромисс был достигнут без опоры на военную науку. Чиновники Минобороны, как всегда, приняли решение, а ученых обязали обосновать его правильность. При таком положении по традиции обострялись существующие проблемы и появились новые.
Болезнь роста
В наибольшей степени усугубились вопросы управления Войсками ВКО, информационного обеспечения, развития средств борьбы с воздушно-космическим противником. В связи с необходимостью интеграции всех сил и средств в единую систему возникли проблемы автоматизации процесса руководства. Кроме того, ряд мероприятий по реформированию создал трудности при взаимодействии зенитных сил и средств воздушно-космической обороны между собой и с истребительной авиацией (ИА), а также в подготовке специалистов и некоторые другие.
В этом ряду особое место занимает управленческий вопрос - системообразующий элемент, объединяющий частные подсистемы в единое целое - воздушно-космическую оборону. Трудности в данной сфере возникли еще до образования нового рода войск. Сущность их состоит в том, что в Вооруженных Силах России с 1997 года не стало органа управления и должностных лиц, ответственных за создание структуры ВКО и организацию исследований в этой области. Ранее в СССР и РФ существовала единая система ПВО страны, за которую отвечало главное командование Войск ПВО - на тот момент отдельный вид ВС. Оно же руководило войсками РКО и организовывало их совместные действия с ПВО по отражению ударов аэробаллистических ракет. Это были первые реальные элементы ВКО.
Объединение всех сил противовоздушной обороны в общую схему обеспечивалось строгой регламентацией применения объединений и соединений Войск ПВО, ПВО Сухопутных войск, ИА ВВС и сил ПВО флота положениями о зонах и районах. Однако единая система была дезорганизована при ликвидации этого вида Вооруженных Сил: зоны и районы ПВО из объединений превращены в территории, а войска РКО, входившие в их состав, переданы сначала РВСН, а затем Космическим войскам. Этот переход в вид, а затем в род войск, которые имели совершенно другие задачи и принципы управления, полностью противоречил военно-стратегической целесообразности и преследовал единственную цель - сохранить звезды на погонах отдельных военачальников. Данные руководители, высокоподготовленные в области эксплуатации и запуска ракетной техники, не смогли сразу вникнуть в совершенно иные принципы управления силами и средствами ракетно-космической обороны. В итоге это привело практически к ликвидации единой системы РКО и полной потере ее связи с ПВО.
Структуры предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП) и стратегической противоракетной обороны (ПРО) создавались в РКО по прямому предназначению как относительно самостоятельные. Их объединение в общую систему обеспечивалось единым управлением сначала в пределах Войск ПВО, а затем в рамках объединения ракетно-космической обороны. Очевидно, боязнь изъятия цельной системы, практически не связанной с задачами Космических войск, заставила их командование ликвидировать этот единый комплекс, а подсистемы оставить в самостоятельных воинских формированиях - главных центрах предупреждения о ракетном нападении и разведки космической обстановки, а также в дивизии ПРО. При этом можно предположить, что замена значения аббревиатуры РКО с "ракетно-космической обороны" на "разведку космической обстановки" проведена в целях предания забвению необходимости применения этих сил и средств комплексно.
Положительным моментом при создании Войск ВКО также является объединение под единое командование ПВО-ПРО дивизии и трех бригад противовоздушной обороны. Эта структура защищает от ударов средств воздушно-космического нападения противника объекты в очень важном районе города Москвы, где сосредоточены все основные органы государственного и военного управления, уникальные предприятия военно-промышленного комплекса. Именно это командование в роли головного участка системы ВКО должно объединить под общим управлением силы и средства ПРО и ПВО. Однако реальных действий в этом направлении предпринять пока не успели, что связано с рядом факторов, но прежде всего с отсутствием соответствующих профессионалов.
За прошедшие после ликвидации Войск ПВО 15 лет из управленческих органов ушли все специалисты, имевшие представление о системе ВКО. Соответственно не было таких людей и при образовании нового командования, которое весь прошедший год "входило в предмет воздушно-космической обороны". За это время на данном направлении сделано достаточно много, но это был в основном познавательный процесс. Управленец ВКО должен знать принципы применения сил и средств как ПВО (ЗРВ, РТВ, авиация ПВО, войсковая ПВО, ПВО флота, РЭБ, радиоразведка, автоматизированные системы управления), так и РКО (ПРН, ККП, ПРО, противокосмическая оборона). В ВС РФ, несмотря на неоднократные предложения Военной академии воздушно-космической обороны (ВА ВКО) имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, подготовка таких кадров до сих пор не была организована. В научном комплексе Минобороны реальные специалисты ВКО также отсутствуют, изучение проблем ПВО и РКО проводилось разными организациями. Поэтому серьезные исследования в этой области после ликвидации Войск ПВО были фактически прекращены. В образованных в 1997 году новых ВВС, которым было предписано решать задачи противовоздушной обороны, даже запрещалось произносить термин "ВКО". Отсюда возникли кадровый и научный аспекты управленческой проблемы. Их сущность состоит в отсутствии профессионалов, которые могут на научной основе разработать положения о порядке совместных действий стратегических комплексов РКО с оперативными и тактическими системами ПВО, а также специалистов, которые могут это реализовать практически.
Удар по академии ВКО
Реальные исследования проблем ВКО в последние годы велись только в ВА ВКО, в которой имеются специалисты ПВО и РКО. Однако академию, которая была создана для подготовки военных кадров в целях замещения командных и штабных должностей в системе противовоздушной обороны всех видов Вооруженных Сил, в совершенстве знающих основы боевого применения всех родов войск ПВО и способных организовать противовоздушную оборону войск и объектов страны, с 1997 года последовательно разрушали. Сначала оперативно-тактическую подготовку слушателей авиации ПВО и РЭБ передали ВВА имени Ю. А. Гагарина. С 2009-го в ВА ВКО прекратили обучение специалистов РКО. Позднее в Твери полностью ликвидировали подготовку российских офицеров, сегодня академия доучивает только иностранных военнослужащих. Две трети преподавательского состава сокращено. Профессионалов, занимающихся проблемами воздушно-космической обороны, остались единицы - все они пенсионеры. За ними кадровый провал. Расформирование ВА ВКО практически на несколько лет полностью исключит возможность разрешения научной и кадровой составляющей проблемы управления в этой сфере.
В настоящее время в ВС РФ специалистов ВКО вообще нет, военные кадры для организации комплексной системы ПВО никто не готовит, а после ликвидации академии и узкие специалисты по применению ИА и сил РЭБ для системы ПВО канут в Лету. Отсюда в целом ясно и понятно, почему каждое следующее организационное решение по данному направлению, как правило, хуже предыдущего.
Такую работу должен делать соответствующий профессионал. Ни у кого не возникает идеи для решения проблем Сухопутных войск пригласить моряков и наоборот. В то же время многие военачальники считают себя специалистами в сложнейших вопросах противоборства в глобальной воздушно-космической обороне, где даже текущую обстановку на карте нарисовать нельзя. Для сбора, обработки и отображения информации о ходе боевых действий нужны специальные комплексы средств автоматизации. В системе ВКО решения необходимо принимать в течение нескольких минут и даже секунд, а некоторые процессы управления возможны только с помощью автоматических систем. Именно эти руководители уже более десяти раз после Великой Отечественной войны перестраивают под свои погоны "тот зонтик", который должен защитить страну и Вооруженные Силы от разгрома из воздушно-космической сферы, и не всегда эта перестройка шла на пользу.
Разрушаемая ВА ВКО осталась одной из трех академий (ВВА им. Ю. А. Гагарина и ВВИА им. Н. Е. Жуковского успешно ликвидированы), обучавших командный состав вести борьбу в воздушно-космической сфере и проводящих исследования этих вопросов. Точка невозврата еще не пройдена. Сохранение и восстановление этого учебного заведения, его преподавательского состава частично разрешат проблемы управления Войсками ВКО.
Воздушно-космическое командование
В ходе военной реформы практически в одно время с формированием Войск ВКО главные командования видов ВС были лишены функций оперативного управления, в частности главкомат ВВС утратил это право в отношении авиации и ПВО. В результате в Российской армии не стало единого органа руководства воздушно-космической обороной при подготовке и в ходе военных действий. В Генеральном штабе отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления. Созданное командование Войск ВКО также не может решать подобные задачи по статусу органа управления рода войск. Из-за этого единая система ПВО страны и Вооруженных Сил России распалась на пять самостоятельных частей - четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск воздушно-космической обороны. В районе ответственности сил ВКО за оборону объектов от ударов СВКН противника следует ожидать большое количество беспилотных крылатых и оперативно-тактических баллистических ракет, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), а в ближайшей перспективе и гиперзвуковых ЛА. Эти средства создадут чрезвычайно сложную и скоротечную воздушно-ракетную обстановку, и борьба с ними будет возможна только при наличии общей автоматизированной системы руководства всеми силами ПРО и ПВО, то есть ВКО. Но ничего подобного еще не создано.
Вместе с тем при разрешении проблем управления необходимо учесть три основных фактора.
На стратегическом уровне задача борьбы с силами воздушно-космического нападения противника - общевойсковая, на оперативном - совместная. Она решается Войсками ВКО, авиацией, ударными силами всех видов и родов ВС государства или коалицией. То есть трудности разведки, поражения и подавления СВКН должны преодолеваться совместно как оборонительными, так и ударными действиями под единым централизованным руководством на стратегическом и оперативном уровнях, по общим замыслам и планам.
Основные задачи по борьбе с воздушно-космическим противником решаются Войсками ВКО и авиацией поражением СВКН в воздушно-космическом пространстве, а также на земле и на море. Например, средства ПВО "Купол" Израиля отражают удары ракет палестинцев, а ВВС тут же наносят удар по выявленным пусковым установкам. То есть применение всех сил и средств должно управляться из одного центра и организовываться по общим замыслам и планам. Единое руководство повысит эффективность действий и частично разрешит сложнейшую проблему обеспечения безопасности авиации в зонах огня своей противовоздушной обороны.
Союзнические обязательства государств - участников ОДКБ требуют объединения всех их сил и средств ПВО в общую систему под единое командование.
Исходя из данных факторов для устранения проблемы руководства силами ВКО необходимо создать не командование рода войск, а стратегический орган управления с обязанностями и правами по управлению их применением, а также авиацией, вне зависимости от принадлежности к виду или роду ВС РФ. В многочисленных предложениях ВА ВКО такая структура была названа воздушно-космическим командованием (ВКК). На него должны быть возложены следующие основные задачи:
мониторинг деятельности воздушно-космического противника и анализ военных угроз государству и союзникам в воздушно-космической сфере;
прогнозирование возможных масштабов и форм применения СВКН против России и ее союзников;
руководство проведением оперативно-стратегических исследований по обоснованию направлений строительства системы воздушно-космической обороны, развития средств, способов и форм действий сил авиации и ВКО;
планирование операций, других действий авиации и Войск ВКО стратегического уровня;
непосредственное управление войсками при проведении стратегической операции и других действий в воздушно-космической сфере;
координация планов применения и действий ПВО государств - участников ОДКБ;
руководство дежурными силами ВКО и авиации;
проведение мероприятий оперативной подготовки с войсками в воздушно-космической сфере.
Перечисленные задачи не связаны с административным управлением, то есть являются сугубо оперативными. Поэтому при сложившихся на данный момент функциях главных командований видов ВС, состоящих в администрировании войсками и их обеспечении, наиболее перспективным вариантом остается создание воздушно-космического командования как органа стратегического управления, непосредственно подчиненного ГШ ВС РФ. В случае возврата главкоматам роли оперативного управления задачи ВКК может решать главное командование ВВС. При любом варианте их целесообразно переименовать в Воздушно-космические силы (ВКС).
Перспективная структура ВКС
В вид ВС - Воздушно-космические силы должны входить объединения дальней и военно-транспортной авиации, ВВС и ПВО, а также существующих Войск ВКО: Космическое и ПВО-ПРО командования. С учетом того, что частей запуска и управления космическими аппаратами осталось немного (два соединения), их также целесообразно ввести в ВКС. Это обусловлено появлением в перспективе космических систем разведки средств воздушного нападения, применять которые возможно только в рамках общей воздушно-космической обороны в одном виде ВС.
Структуру управления авиацией и Войсками ПВО на оперативном уровне в военных округах в целом менять нецелесообразно, так как она приспособлена для организации борьбы с воздушным противником в рамках совместной операции. Но командования военных округов (ОСК) указания ВКК по специфическим вопросам их применения должны выполнять беспрекословно.
Для большей эффективности решения задач борьбы с СКВН противника необходимо устранить две возникшие из-за необдуманных реформ частные проблемы.
Первая появилась после вывода из состава соединений противовоздушной обороны ВКО истребительной авиации, что обосновывалось преобразованием ее в многоцелевую. Однако это наряду с ликвидацией подготовки кадров привело к "вымыванию" из органов управления объединений ВВС и ПВО и соединений ПВО специалистов, способных организовывать комплексную систему, включающую наряду с зенитным ракетным огнем элемент истребительного авиационного прикрытия, а также к неумению применять ИА в целях противовоздушной обороны. Для разрешения данной проблемы целесообразно вернуть в соединения ПВО хотя бы по одному полку (базе, группе) истребительной авиации. Прежде всего это касается авиационных формирований, вооруженных самолетами МиГ-31, которые многоцелевыми делать не планируется. Успешно решать задачи борьбы с воздушным противником можно только совместными усилиями зенитных ракетных сил и средств и истребительной авиации. Нахождение ИА в соединениях ПВО (ВКО) позволит отрабатывать задачи их совместного с ЗРВ применения. Эффективность решения ударных задач в воздушных операциях при этом не пострадает, так как при любых вариантах развития военных действий в заданном районе необходимо будет выделять силы многоцелевой авиации для решения задач противоздушной обороны. А при необходимости силы истребителей, находящихся в составе этих соединений, будут наращиваться многоцелевой авиацией объединения ВВС и ПВО (ВКС).
Вторая проблема возникла при отходе от территориального принципа построения системы ПВО, который реализовывался положениями о зонах и районах. Данными положениями предписывалось централизованное управление с командных пунктов объединений и соединений всеми формированиями войсковой ПВО и сил ПВО флота, которые при выполнении своих задач оказывались в районах их ответственности. Невыполнение данного принципа ведет к увеличению расхода зенитных ракет, а также резко уменьшает безопасность своей авиации. Для разрешения данного вопроса необходимо вернуться к положениям о зонах и районах ПВО в редакции официальных документов ВС РФ 1993 года, которые реализовывали территориальный принцип построения системы противовоздушной обороны. Реально при любых вариантах развития военных действий силы и средства ВКО ВКС, войска ПВО Сухопутных войск и силы ПВО флота будут вести боевые действия в общих границах, в которых должно быть организовано централизованное управление ими.
Создание стратегического воздушно-космического командования частично разрешит информационную проблему и вопрос отсутствия общего руководства разработкой средств ВКО.
Информационное обеспечение
Недостаточное информационное обеспечение системы воздушно-космической обороны обусловлено следующими факторами: отсутствием стратегического органа управления, который должен собирать сведения от различных видов разведки о составе, состоянии и деятельности всех видов СВКН потенциальных противников для прогноза их перспектив развития, форм и способов действий, достоверного установления фактов подготовки и начала воздушно-космического нападения, предупреждения о них органов государственного и военного управления; неспособностью технических средств в системе разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (системе информационного обеспечения) принимать, хранить, обрабатывать и отображать обстановку о всех видах СВКН и выдавать необходимые данные органам управления, силам и средствам системы поражения и подавления; нашим значительным отставанием от ряда потенциальных противников в развитии систем и средств связи, разведки, информационного обеспечения принятия решений и планирования действий в воздушно-космической сфере.
Первый аспект информационной проблемы разрешится при создании ВКК и организации в нем системы слежения и анализа (мониторинга) воздушно-космического противника. Ее введение позволит получить новое качество за счет обобщения данных от всех сил и средств разведки, а также ведения постоянной аналитической работы по определению состава, состояния, деятельности, прогнозу перспектив развития сил и средств воздушно-космического нападения потенциальных противников. Именно постоянная аналитическая работа может позволить строить реалистические прогнозы по возможным целям, задачам и способам действий сил воздушно-космического нападения противника. Все это требует очень высокой подготовки должностных лиц, которым будет вменено в обязанность ее проводить. Они в равной степени должны знать и уметь прогнозировать действия как космических и ракетных средств, так и воздушных, и гиперзвуковых.
Второй и третий аспекты информационной проблемы разрешатся принятием специальных организационно-технических мер по расширению возможностей получения требуемых данных о всех видах СВКН, обеспечению ее необходимой автоматизированной обработкой, отображением и выдачей в необходимом объеме потребителям.
Вопрос отсутствия общего руководства разработкой средств ВКО вызван прежде всего тем, что одни и те же системы ПВО имеют и ВВС, и Войска ПВО. Очевидно, что единые требования при их разработке и модернизации может выдвигать только один орган управления - ВКК.
Автоматизация управления
Проблема совершенствования управленческих процессов ВКО состоит в необходимости разработки собственно принципов автоматизации разных звеньев и в сложности объединения в единый контур автоматизированных и автоматических систем противовоздушной и ракетно-космической обороны.
Проведенные исследования показали, что при автоматизации управления силами и средствами ВКО в основу разработки способов их действий должен быть положен подход последовательного формирования стратегических, оперативных методов на основе оптимизации распределения сил и средств по направлениям и районам, определения временных рамок. В тактическом звене необходимо перейти полностью на автоматическое управление в общей системе, объединяющей средства ПВО и РКО.
Для обеспечения необходимой автоматизированной обработки информации в комплексах управления Войсками ВКО следует создавать многофункциональные моделирующие системы, которые позволят решать задачи, аналогичные тем, что стоят перед центрами планирования воздушных операций США и НАТО. Моделирующие комплексы, обеспечивающие поддержку принятия решений и планирование боевых действий, можно создать на основе технологий, разработанных в ОАО "Научно-производственное объединение "Русские базовые информационные технологии". В частности, в основу информационно-моделирующей среды ВС РФ положено создание имитационно-аналитических моделей сил и средств вооруженной борьбы и геофизических условий с применением объектно ориентированного подхода к созданию сложных систем, а также интегрированная информационная база данных. Уже имеется значительный задел для моделирования действий сил и средств ВКО. Он позволил обосновать многие положения по организации системы и применению сил воздушно-космической обороны, представленные в том числе и в данной статье.
Прошедший год для командования Войск ВКО не прошел даром. Руководство нового рода ВС, вынужденное решать задачи по применению и развитию противовоздушной и ракетно-космической обороны, их объединению в общую систему, организации боевого дежурства в ВС РФ по ПВО, столкнулось прежде всего с недостаточностью прав, отсутствием систематизированных научных положений и специалистов для этого. На ликвидации указанных недостатков и должны быть сосредоточены усилия, направленные на дальнейшее развитие системы воздушно-космической обороны государства.
И последнее. Политическая ситуация в Вооруженных Силах сегодня резко поменялась. В недрах Генерального штаба рождаются новые варианты структур по борьбе с СВКН противника. Назначена рабочая группа по подготовке предложений развития Войск ВКО. Каких решений можно ожидать? Это покажет ближайшее время.
Владимир Барвиненко, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор